Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ШКОЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ ДАГЕСТАНА В АСПЕКТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аглабова И.М. 1
1 ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
В современную эпоху эстетическая культура каждого народа, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества, становится важным фактором воспитания подрастающего поколения. В силу своих специфических возможностей народное творчество, в частности искусство художественного текстиля, создает условия для приобщения учащихся к культурному наследию народов Дагестана. В процессе приобщения школьников к искусству текстиля Дагестана на уроках изобразительного, декоративно-прикладного искусства и вообще гуманитарного направлений, преподавателю необходимо осознанно и целенаправленно стоять на позициях гармонического сочетания исторически сложившихся форм народных художественных традиций с потенциалом общемировой художественной культуры. Для более эффективного решения воспитательно-образовательных задач в процессе приобщения школьников к искусству текстиля Дагестана целесообразно использовать примеры народных мастеров. Искусство текстиля обладает большими воспитательными возможностями в развитии уровня художественно-эстетической воспитанности школьников, что обусловлено его яркостью и доступностью, его близостью детскому художественному творчеству, нравственно-эстетической содержательностью, жанровым разнообразием, отвечающим различным художественным и эстетическим вкусам и потребностям учащихся.
изобразительное и декоративно – прикладное искусство.
искусство
культура
школьники
учащиеся
художественный текстиль
эстетическое воспитание
1. Булатова А. А. Лакцы. Историко-этнографическое исследование (19-20 вв.). - Махачкала, 2000. - С. 146.
2. Гаджиева С. Ш. Материальная культура даргинцев. - Махачкала, 1967. - С. 247.
3. Иванов А. С. Ковроделие Дагестана. - М., 1955. - С.123.
4. Кильчевская Э. В. Искусство народов Дагестана // Народное декоративное искусство РСФСР. - М., 1957. - С.192.
5. Кильчевская Э. В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана. - М., 1969. - С. 82.
6. Ташлицкая Э. Н. Дагестанские безворсовые ковры. - Махачкала, 1967. - С.7.
7. Ташлицкая Э. Н. Дагестанские безворсовые ковры. - Махачкала, 1967. - С.13.
8. Шиллинг Е. М. Кайтаги // Панек Л. Б., Шиллинг Е. М. Сборник очерков по этнографии Дагестана. - Махачкала, 1996. - С. 75.

В системе ценностей культуры народное и декоративно-прикладное искусство Дагестана занимают одно из центральных мест, так как произведения народных мастеров отражают веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений.

Художественный текстиль - один из наиболее развитых и популярных видов профессионального декоративного искусства Дагестана, который объединяет такие его разновидности, как ткачество, изготовление ковров, роспись на ткани, вышивка, аппликация (в том числе и лоскутная техника).

Следует отметить, что особенности художественного текстиля были тесным образом связаны с историческими и социально-экономическими условиями развития того или иного народа.

Так, в материальной культуре аварцев, живущих территориально наиболее изолированно и последними принявших ислам, больше сохранилось архаических черт, преобладание в орнаментике крупных геометрических форм, солярных знаков, охранной символики и т. п.

У южно-дагестанских народов заметно влияние культуры Ближнего Востока, с которым они активно контактировали, у ногайцев - влияние художественных традиций кочевых среднеазиатских народов и т. д. Материальная культура южнодагестанских народов - лезгин, табасаранцев, агулов, рутульцев, а также аварцев, проживающих на территории Азербайджана (Закатальский район), испытывала явное влияние мусульманского искусства стран Переднего Востока и Азербайджана. Это проявляется в одежде, преимущественно ворсовом ковроткачестве, а также ткачестве безворсовых, односторонних ковров-сумахов.

На территории Дагестана издавна существовало огромное количество школ ковроткачества. Ручное ковроткачество - это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Когда в Дагестане зародилось искусство ковроткачества - точно неизвестно. Археологические находки свидетельствуют, что, примерно, в III-II тысячелетии до н.э. Ковры того времени были одноцветными, без орнаментальными, изготавливались самым простым способом переплетения из шерстяных нитей, которые также прялись вручную.

После многих веков развития этого вида искусства, уже в XIX в., по мнению ученых-исследователей, сформировались самобытные центры ковроткачества среди лезгин, табасаранцев, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, сосредоточенные в Южном, Центральном и Северном Дагестане.

Школы дагестанского ковроделия весьма разнообразны.

В Южном Дагестане сосредоточены основные центры ворсовогоковроделия. Свое название - ворсовые - они получили в связи с характерной только для них ворсистой фактурой на лицевой поверхности ковровой ткани. Ворс образуется в процессе стрижки ковровых узлов их торцевыми обрезанными концами, плотно прилегающими друг к другу. В зависимости от плотности ковровой ткани длина ворса колеблется от 5 мм и выше. «В традиционных мотивах ворсовых ковров, - отмечают Э. В. Кильчевская и А. С. Иванов, - мы встречаем геометризированные изображения растений, животных, человека, орудий труда и т.д. Все эти узоры - многообразный мир символов - язык коврового искусства, посредством которого народные мастерицы отображают окружающий мир, природу, передают свои чувства, настроения» [5, С. 82].

Цветовое решение ворсовых ковров является одним из ведущих компонентов композиции, где на фоне традиционного синего или вишнево-красного цвета располагался узор от 7 до 24 цветов и оттенков. Цветовая гармония ковровой композиции достигалась путем создания равновесия ярких и темных пятен, крупных и мелких деталей форм-узора, на сочетании тепло-холодности. Особую выразительность, силу и звонкость основному цвету в узорах придает контурная линия черного или другого цвета.

Вторую группу составляют безворсовые ковры - «это великолепные лезгинские гладкие ковры «сумахи», аварские «давагины», кумыкские «думы» табасаранские и лакские «паласы» и многочисленные ковровые изделия небольших размеров: хурджины, чувалы, ленты для кувшинов» [6, С.7].

Прекрасными образцами безворсовых ковров мастериц Южного Дагестана являются гладкие односторонние ковры - «сумахи». Сумах, как и ворсовые ковры, имеют утилитарное назначение и художественные особенности, которые иногда и превосходят последние. Особенность этих ковровых изделий - довольно большой размер, широкое использование в быту, в основном для покрытия пола, так как сумах мягок из-за подковрового слоя длинных шерстяных ниток, которые образуются благодаря технике плетения. Обычно сумах ткут горизонтальным и рядами стежков, переплетенных с нитками основы, а концы пряжи длиной около 10-12 см выпускаются с изнанки ковра.

Композиция сумахов, как и ворсовых ковров, состоит из центральной части и бордюра. Из описания Э. В. Кильчевской, «обычно центральное поле занимают несколько основных медальонов с узкими просветами фона, которые заполняются редкими мелкими узорами. Медальоны бывают в основном ромбовидной ступенчатообразной формы, хотя встречаются и других очертаний» [4, С.192]. Вся центральная часть ковра замыкается бордюром, состоящим из ведущей широкой центральной каймы и сопутствующих вспомогательных полос. Традиционно широкая полоса бордюра решается более крупными однотипными элементами, разными по цвету, ритмически повторяющимися. Край ковра обычно завершается узором, который образует динамичную замкнутую композицию. «Контурность и графичность геометризированного орнамента, - пишет А. С. Иванов, - придают композиции сумахов строгий, сдержанный вид. Узорообразующие элементы сумахов имеют почти ту же основу, что и ворсовые ковры. Это геометрические формы, стилизованные растительные мотивы, кроме этого, встречались схематичные изобразительные мотивы (кони, горные туры, всадники, фигурки людей, птицы). В узорах сумахов встречаются мотивы, характерные многим видам народного искусства: S-образные узоры, кресты, меандр, звездочки и др. » [3, С.123].

Цветовое решение сумахов старинного образца включало около 24 цветов и оттенков, где преобладали теплые цвета: красно-коричневые, охристо-золотистые. Общая цветовая гамма решалась в сдержанных тонах.

Безворсовые двусторонние ковры «давагины» изготавливают в аварских селениях. «Характерным для них, - пишет Э. Н. Ташлицкая, - является использование большого количества свободного поля синего или темно-голубого цвета, на котором строится сложный симметричный орнамент «рукзал». Эти ковры декоративны и прекрасно дополняют интерьер жилища горцев. Композиционное решение ковра имеет, как и у других ковровых изделий, центральную часть, которая компонуется из нескольких медальонов» [7, С.13].

Цветовое решение давагинов также отличается своей лаконичностью использования темно-голубого и синего цветов фона, красного, черного, желтого - для узора, который имеет окантовку другого цвета.

В третью группу дагестанских ковров входят войлочные ковры. Их изготовлением в основном занимались аварцы, лакцы, даргинцы, кумыки и ногайцы. Кроме узорных войлоков вваленной техники, широко известны прорезные узорные войлоки «арбабаш». Они изготовляются из нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: черный, белый, красный, серый, синий. Войлок накладывается один на другой, и по заранее намеченному орнаменту вырезается узор. Затем вырезанные узоры вшиваются в войлок другого цвета, и, в конечном счете, получается несколько арбабашей с одинаковым рисунком, но разные по цвету. Шов между узорами закрывается белой тесьмой.

В конце XIX - начале ХХ в. в Дагестане значительное распространение получали узорное ткачество и художественная вышивка золотом, серебром.

Вышивку использовали аварки, даргинки, лезгинки, табасаранки, еврейки, русские, агулки, цахурки, лачки, ногайки, азербайджанки, почти все дагестанские женщины.

Традиционными центрами золотой вышивки считаются Ругуджа, Хунзах, Чох, Кубачи, Казикумух, Губден, Эрпели, Аксай, Дженгутай.

Золотое шитье, или, иначе, шитье золотой и серебряной канителью по атласу, бархату, шелку, издавна было распространено у лакцев.

Во второй половине XIX в. в Кумухе получает развитие выши­вание «гулавати» по шелку, коже, атласу, бархату, сукну, как важная отрасль женского пруда. Вышивкой украшаются женские головные уборы, одежда, обувь, конская сбруя, кисеты для табака, настенные и настольные сумки для мелких вещей, инвентаря рукодельницы, суконные занавеси, кобуры, игольницы, футляры для Корана, переметные сумы, накидки на сундуки, наволочки для нарядных подушек, скатерти и т.д.

«Способ выполнения самой вышивки, - отмечает А. А. Булатова, - был тот же, что и обшивания узора, т.е. золотая или серебряная нить не продевалась в иглу и не продергивалась вместе с ней через ткань, а лишь располагалась на ней, закрепляемая незаметными стежками желтой тонкой нитью, пропускаемой на лицевую сторону, т.е. вышив­ка производилась техникой «вприкреп»» [1, С. 146]. Таким способом экономилась дорогая привозная металлическая нить.

Интерес представляют вышивки, которым украшали одежду даргинки. Это могла быть сложная златошвейная работа, тканная тесьма или простая узорная строчка. Все зависело от назначения одежды. Искусными вышивальщицами были женщины таких этнографических районов, как Кайтаг, Цудахар, Кубачи, а также селений плоскостной Даргинии - Губден, Акуша и т.д.

Наказах вышивали золотом или цветным шелком фигуры птиц, цветы, стилизованную вязь в стиле арабской надписи. «При этом, - отмечает С. Ш. Гаджиева, - преобладали растительные мотивы. Кубачинки красиво вышивали налобнотеменную часть чухты девочек золотой и серебряной нитью по черному фону, здесь также преобладал растительный орнамент» [2, С.247].

Обращают внимание традиции так называемой «кайтагской вышивки», сочетающей технологии как вышивки гладью, так и приемов золотой вышивки «вприкреп». «Кайтагские вышивки - это большей частью небольшие прямоугольной или квадратной формы куски домотканой материи из льна, конопли, хлопка, крашенные в темные цвета и сплошь вышитые крупной гладью» [8, С.75]. Их промысловое производство фиксируется широким ареалом бытования по всему Дагестану.

Орнамент, использовавшийся на вышивках, стар по происхождению и дает солярные и спиральные мотивы, завитки, свастики и перекликается с древней дагестанской петроградикой, встречающейся в горных аулах.

Другая школа вышивки - усишинская. Селение Усиша Акушинского района - одно из крупных даргинских поселений. Примечательно, что о загадочных усишинских вышивках-покрывалах в искусствоведческой и этнографической литературе не сказано почти ничего. Усишинские вышивки-покрывала отличаются от так называемых «кайтагских» своими размерами: длина от 2-х до 3-х метров, ширина от 1-го до 2-х метров, а также цветовой гаммой и техникой вышивания. Основой усишинской вышивки, как правило, является, белая хлопчатобумажная ткань. По словам усишинок, белый цвет символизирует собой чистоту и непорочность. Выполнялась она гладью и строчным швом шелковыми нитями черного, коричневого, бежевого, красного, синего, зеленого и др. Орнамент геометрический, часты кресто- и рогообразные элементы, изображения «древа жизни».

Усишинцы в прошлом использовали вышивку-покрывало в свадебном ритуале. Перед выводом невесты из родительского дома на неё набрасывали (надевали) вышивку, сложенную в форме платка по диагонали. Считалось, что с этой минуты сакральный орнамент вышивки защитит невесту от порчи, и злые духи совершенно бессильны перед магической силой знаков-символов на ней. В дополнение к вышивке-платку на голову невесты набрасывали покрывало, называемое «раппаки». Размеры покрывала - около 3 м х 70 см. «Раппаки» представляет собой грубое хлопчатобумажное полотно домашнего изготовления. На узкой стороне полотна имеется бахрома, связанная в пучки, а по её краям (на продольной стороне) проходят чёрные полоски, напоминающие собой черные линии к ритуальной одежде еврейских раввинов. Следует отметить: аналогов усишинской вышивке в других районах Дагестана, и, возможно, на всём Кавказе, нет.

Мы не случайно довольно подробно остановились на традициях ковроткачества и изготовления вышивки, поскольку для решения сегодняшних проблем эстетического воспитания в процессе приобщения к искусству текстиля народов Дагестана необходимо знать историю зарождения и развития этих процессов. Яркие примеры из прошлого, несомненно, принесут пользу в повышении эстетической культуры молодого поколения.

Образовательная ценность текстиля народов Дагестана заключается в том, что народное имеет много общего с детским творчеством, поэтому оно является доступным к детскому пониманию идеалов красоты, добра, гармонии, которые способствуют формированию развитого, образованного, обобщенного духовного человека. Дагестанский художественный текстиль знакомит учащихся с орнаментом и узорами, берущими свое начало от природы родного края, которые могут оказать большое влияние на духовные ценности, эстетические взгляды, экологическое сознание ребенка. Приобщение детей к национальной культуре своего народа всячески способствует эстетическому воспитанию, воспитанию национального самосознания, патриотизма, уважительного отношения к культурным ценностям других народов и гуманности в сфере межнациональных отношений.

Таким образом, налицо значимость изучения художественного текстиля народов Дагестана как средства эстетического воспитания школьников.

Рецензенты:

Алиева Бика Шапиевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики ДГУ, г. Махачкала.

Раджабов Исмаил Магомедович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой изобразительного и декоративно-прикладного искусства ДГПУ, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Аглабова И.М. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ШКОЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ ДАГЕСТАНА В АСПЕКТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9077 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674