Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕБ-ПРОСТРАНСТВА КАРЕЛЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Дербенева О.Ю. 1 Печников А.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
2 ФГБУН «Институт прикладных математических исследований Карельского научного центра Российской академии наук»
Статья является продолжением исследований, направленных на применение концептуальной модели тематического фрагмента Веба, математических методов и специализированного программного обеспечения применительно к веб-пространствам высших учебных заведений. На примере Карельской государственной педагогической академии показано применение разработанных вебометрических методов к исследованию сайтов веб-пространства данного вуза. Показана низкая связность сайтов, входящих в веб-пространство академии, и незначительное количество встречных ссылок, сделанных с университетских и научных сайтов России, США и Финляндии. Особое внимание уделено связности сайтов академии и Петрозаводского государственного университета, что связано с начавшимся процессом реорганизации вузов в форме присоединения к университету академии в качестве структурного подразделения. Результаты исследования и сделанные выводы и рекомендации могут быть полезны для разработчиков, как занимающихся конкретными вопросами реорганизации веб-пространств Петрозаводского государственного университета и Карельской государственной педагогической академии, так и другим разработчикам вузовских веб-ресурсов.
связность сайтов
гиперссылка
сайты высших учебных заведений
веб-пространство
1. Печников А.А. Модель университетского Веба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – № 6. – C. 208-214.
2. Печников А.А., Дербенева О.Ю. Анализ гиперссылок веб-пространства Петрозаводского государственного университета // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Естественные и технические науки. – 2013. – № 2 (131). – С. 100-106.
3. Печников А.А., Чернобровкин Д.И. Адаптивный краулер для поиска и сбора внешних гиперссылок // Управление большими системами. – Вып. 36. - М. : ИПУ РАН, 2012. - С. 301-315.
4. О реорганизации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Карельская государственная педагогическая академия : Приказ Минобрнауки РФ от 11 февраля 2013 г. № 80 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m80.pdf (дата обращения: 17.03.2013).
5. Харари Ф. Теория графов. - М. : Мир, 1973. - 300 с.
6. Ethical decision-making and Internet research: Recommendations from the AoIR ethics working committee / Charles Ess and the AoIR ethics working committee. November 27, 2002 [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.aoir.org/reports/ethics.pdf (дата обращения: 19.03.2013).

Введение

Представляемая работа является продолжением исследований веб-пространства крупнейших вузов Карелии – Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) и Карельской государственной педагогической академии (КГПА) – и связана с предстоящей реорганизацией этих вузов в форме присоединения КГПА к ПетрГУ в качестве структурного подразделения [4].

Под веб-пространством вуза мы понимаем множество веб-сайтов данного вуза, связанных посредством гиперссылок. При этом веб-сайт – это совокупность взаимосвязанных html-страниц и веб-документов, связанных внутренними гиперссылками и обладающих единством содержания, идентифицируемого в Вебе по его доменному имени.

В 2012 году авторами была проделана работа по анализу веб-пространства ПетрГУ, результаты которой опубликованы в [2], и данная статья является её логическим продолжением.

Уточним понятие «гиперссылка», которое мы будем использовать в том же понимании, как и в работах [1; 2]. На различных страницах одного сайта могут встречаться гиперссылки на один и тот же внешний адрес, имеющие одинаковый контекст (в частном случае – анкор), и количество таких «одинаковых» гиперссылок может быть равно количеству страниц на сайте (например – ссылка на сайт вышестоящей организации). Из множества гиперссылок с одинаковым адресом-приёмником и контекстом, сделанных с данного сайта, в нашем исследовании мы будем рассматривать только одну, – ту, которая находится на странице, имеющей максимальный уровень (наивысшим считается уровень начальной страницы сайта). Поскольку далее рассматриваются только такие ссылки, мы будем называть их гиперссылками (или просто ссылками).

Сканирование сайтов веб-пространства ПетрГУ (и ряда других сайтов) с целью сбора и анализа исходящих гиперссылок производилось программой BeeCrawler [3]. Для анализа гиперссылок также использовались такие возможности расширенного поиска Google.

Понятно, что предстоящее присоединение одного вуза к другому в форме структурного подразделения повлечёт за собой и существенные изменения в веб-пространстве реорганизованного вуза. Поэтому задача исследования веб-пространства КГПА приобретает особую актуальность, а её результаты будут использованы на практике.

Веб-пространство Карельской государственной педагогической академии

Как отмечено в [2], формирование множества сайтов, составляющих веб-пространство вуза, не всегда является простой задачей, но для КГПА многие его сайты обнаруживаются на странице официального (головного) сайта КГПА «Наши ресурсы» (kspu.karelia.ru/ru/resurs). Кроме того, для поиска ряда сайтов просматривались результаты сканирования сайтов, ранее уже отнесенных к веб-пространству КГПА. Заметим, что веб-ресурс Центра информационных технологий КГПА (intra.kspu.karelia.ru/~cit/), называемый на странице «Наши ресурсы» сайтом, нами не отнесен к сайтам веб-пространства, поскольку не имеет собственного доменного имени и является подсайтом «Внутреннего сайта КГПА» (intra.kspu.karelia.ru), имеющего ограничения по доступу.

Перечислим все найденные сайты, потенциально составляющие веб-пространство КГПА, в соответствии с классификацией по группам, предложенной в работе [2].

1. Официальный сайт вуза:

Карельская государственная педагогическая академия (kspu.karelia.ru).

2. Сайты факультетов:

Историко-филологический факультет КГПА (iff.kspu.karelia.ru).

3. Сайты кафедр: не найдены.

4. Сайты научной библиотеки, ботанического сада, центров: не найдены.

5. Сайты филиалов и лицеев: не найдены.

6. Сайты издательств, научных журналов, медиаресурсов:

КГПА-ТВ (tv.kspu.karelia.ru),

Википедия КГПА (wiki.kspu.karelia.ru).

7. Сайты структурных подразделений вуза, не вошедшие в группы 2-6:

Психологическая служба КГПА (psy-service-kspu.narod.ru).

8. Сайты научных конференций, организуемых вузом:

Третий международный конгресс учителей физической культуры в городе Петрозаводске (phys.kspu.karelia.ru).

9. Сайты программ и проектов, выполняемых сотрудниками вуза:

Проект «Информатизация системы образования» (nfpk.kspu.karelia.ru),

Педагогическая практика – сайт проекта Фонда Сороса (praktika.karelia.ru).

10. Сайты учебных ресурсов, разработанные сотрудниками университета:

Педагогическая практика (praktika.kspu.karelia.ru).

12. Сайты информационно-справочных систем и ресурсов вуза:

Лаборатория дистанционного обучения (moodle.kspu.karelia.ru),

Внутренний сайт КГПА (закрытый) (intra.kspu.karelia.ru),

Файловый сервер КГПА (закрытый) (webftp.kspu.karelia.ru).

13. Персональные сайты сотрудников вуза: не найдены.

14. Другие сайты (сайты творческих организаций, профкома и сайты, не вошедшие в группы 1-13):

Мисс Академия-2011 (miss.kspu.karelia.ru), Мистер Академия-2012 (mister.kspu.karelia.ru), Итоги Мистер Академия-2012 (misterkgpa.sampo.ru),

Конкурс «Волшебница зима – 2006» (magic.karelia.ru),

Старый сайт КГПУ (old.kspu.karelia.ru),

Карельскому государственному педагогическому университету 75 лет (75.kspu.karelia.ru),

Историко-филологический факультет - неофициальный сайт 1 (iffkspu.reformal.ru),

Историко-филологический факультет - неофициальный сайт 2 (siteiffkspu.blogspot.com).

С учётом того что два сайта КГПА являются закрытыми и не могут быть отсканированы с помощью BeeCrawler [6], целевое множество исследований веб-пространства КГПА составляют 18 веб-сайтов. В процессе сканирования на них было найдено более 2480 исходящих ссылок на 1100 сайтов. Эти ссылки, в свою очередь, можно разделить на две группы: «внутренние» (272 гиперссылки, связывающие сайты веб-пространства КГПА) и «внешние» (2200 гиперссылок, сделанных с сайтов веб-пространства КГПА на сайты, не входящие в него).

«Внутренние» гиперссылки веб-пространства КГПА

Из 18 сайтов веб-пространства КГПА 11 сайтов имеют как входящие, так и исходящие ссылки, связывающие их с другими сайтами КГПА, а 7 сайтов имеют только входящие ссылки. Наибольшее количество сайтов КГПА ссылаются на головной сайт kspu.karelia.ru: 8 сайтов с общим количеством ссылок, равным 96. В свою очередь, головной сайт ссылается на 14 сайтов КГПА с общим количеством ссылок, равным 79.

Рис.Рис. 1. Веб-граф GKSPA

На рис. 1 изображен веб-граф GKSPA веб-пространства КГПА (дуга в графе существует тогда, когда существует хотя бы одна гиперссылка, связывающая соответствующую пару сайтов). Максимальная компонента сильной связности [5] веб-графа GKSPA содержит 10 сайтов; есть еще одна компонента сильной связности, содержащая два сайта (рис. 2).

Рис. 2. Компоненты сильной связности веб-графа GKSPA

Если в веб-графе GRSPA оставить только те дуги, которым соответствуют не менее пяти гиперссылок, то получим веб-граф, изображенный на рис. 3.

Рис. 3. Веб-граф GKSPA с дугами, соответствующими не менее чем 5 гиперссылкам.

«Внешние» гиперссылки веб-пространства КГПА

Как уже было сказано, в результате сканирования сайтов веб-пространства КГПА было получено более 2200 «внешних» (по отношению к веб-сайтам КГПА) гиперссылок, сделанных на более чем 1100 различных сайтов. Если веб-сайты, на которые сделаны внешние ссылки, упорядочить по убыванию сделанных на них гиперссылок с сайтов КГПА, то в первую десятку попадают только два сайта, имеющих отношение к научно-образовательной деятельности. Это сайт «Все конкурсы, гранты, стипендии и конференции 2013–2014» (vsekonkursy.ru), на который сделано 77 ссылок (все с головного сайта), и Российский общеобразовательный портал (school.edu.ru), на который сделано 23 ссылки (одна с головного сайта, 4 - с сайта «Педагогическая практика» и 18 - с сайта «Википедия КГПА»). Ссылки на остальные сайты из первой десятки носят скорее рекламный характер, как, например, ссылки на ресурсы компании Hatena.

Сайты, входящие во вторую десятку, имеют от 7 до 16 ссылок с сайтов КГПА и в содержательном плане гораздо более близки к теме научно-образовательной деятельности:

Куб – электронная библиотека (koob.ru) – 16 ссылок с головного сайта,

Московский центр интернет-образования (center.fio.ru) – 11 ссылок с сайта «Педагогическая практика»,

Российское образование (edu.ru) – 11 ссылок с пяти сайтов КГПА,

Карелия официальная (gov.karelia.ru) – 11 ссылок с пяти сайтов КГПА,

Питерская школа (shkola.spb.ru) – 11 ссылок с сайта «Педагогическая практика», правда, у сайта «Питерская школа» существуют проблемы с кодировкой,

Министерство образования и науки РФ (mon.gov.ru) – 10 ссылок с трёх сайтов,

Портал WWW.KARELIA.RU (www.karelia.ru) – 9 ссылок с трёх сайтов,

Портал сети образовательных учреждений Ярославской области (edu.yar.ru) – 9 ссылок с сайта «Педагогическая практика»,

В помощь учителю (dictionary.fio.ru) – 8 ссылок с сайта «Википедия КГПА», но на сайте «В помощь учителю», созданном еще в рамках Федерации интернет-образования, осталась только одна страница,

Министерство образования Карелии (minedu.karelia.ru) – 7 ссылок с двух сайтов.

Что касается «обратных ссылок» с указанных 12 сайтов, то их всего пять. Три из них сделаны с портала WWW.KARELIA.RU - на головной сайт КГПА, сайт историко-филологического факультета и сайт, посвященный 75-летию тогдашнего КГПУ. Ещё две ссылки сделаны с сайта Министерства образования Карелии - на головной сайт КГПА и сайт Конгресса учителей физической культуры.

Гиперссылочное взаимодействие между сайтами веб-пространства КГПА и сайтами веб-пространств Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ, www.petrsu.ru) и Карельского научного центра РАН (КарНЦ РАН, www.krc.karelia.ru) достаточно слабое.

Веб-пространство ПетрГУ содержит более 100 сайтов [2], с четырёх из них сделано 10 гиперссылок, и все на головной сайт веб-пространства КГПА. В свою очередь, с 5 сайтов КГПА сделано 13 ссылок на 3 сайта ПетрГУ (10 ссылок на головной сайт ПетрГУ, 2 – на сайт университетской библиотеки и одна на сайт веб-лаборатории ПетрГУ).

Веб-пространство КарНЦ РАН включает 38 сайтов [2], но ни с одного из них нет гиперссылок на сайты КГПА. С двух сайтов КГПА сделано по одной гиперссылке: с головного сайта на сайт Института водных проблем Севера КарНЦ РАН и с сайта историко-филологического факультета КГПА на сайт Института языка и литературы КарНЦ РАН.

О гиперссылках, связывающих веб-пространство КГПА с зарубежными университетскими сайтами: обнаружено 2 ссылки с сайтов КГПА на сайты вузов США, 1 ссылка на вуз Франции и 5 ссылок на вузы Финляндии. С использованием Google не удалось обнаружить ни одной «обратной» ссылки с обнаруженных зарубежных сайтов.

Заключение

Основу веб-пространства КГПА составляют 7 сайтов, которые относятся к «регламентируемым сайтам» [1], т.е. к таким сайтам, для которых существует официальный документ (регламент), в котором изложены цели и задачи веб-ресурса, основные структурные составляющие, правила изменения информации и т.д. Применительно к сайтам КГПА вместо слова «существует» правильнее использовать словосочетание «должен существовать официальный документ», поскольку найти такие документы в Вебе не удалось. Отсутствие регламентов подчеркивает тот факт, что на сегодняшний день развитие веб-пространства КГПА идёт стихийно. Об этом же говорит и тот факт, что наличие научных и образовательных контактов с ПетрГУ и КарНЦ РАН, о которых хорошо известно в Карелии, слабо отображается в Вебе. Ссылки на другие российские веб-сайты носят информационный, а не коммуникационный характер; обратных ссылок с них практически нет. Также очень слабо отражены в Вебе имеющиеся международные контакты.

При этом отмечается высокая активность в Вебе головного сайта КГПА, имеющего более 550 внешних ссылок на многие российские и зарубежные сайты, относящиеся к научно-образовательной тематике. Несмотря на отсутствие регламентов веб-пространства КГПА, сайт достаточно успешно выполняет роль коммуникатора [1], имея 79 гиперссылок на 14 других сайтов КГПА, а на него сделано 96 ссылок с 8 сайтов КГПА. Это является существенным фактором, определяющим связность веб-пространства КГПА.

Как положительный момент можно также отметить высокую активность в Вебе историко-филологического факультета КГПА, имеющего как официальный, так и два неофициальных, но весьма информативных сайта. Официальный сайт историко-филологического факультета КГПА также имеет достаточно высокую активность как в Вебе в целом (180 внешних ссылок), так и в рамках веб-пространства КГПА (59 ссылок на 10 сайтов КГПА; 32 обратные ссылки с 4 сайтов КГПА).

В качестве основных выводов, напрямую связанных с предстоящей реорганизацией веб-пространств ПетрГУ и КГПА, можно сделать следующие:

1) прежде чем практически проводить реорганизацию веб-пространства ПетрГУ и КГПА, необходимо разработать и официально утвердить документ, определяющий цели, задачи и конкретные действия такой реорганизации;

2) в связи с проводимой реорганизацией вузов в форме присоединения КГПА к ПетрГУ в форме структурного подразделения головной сайт КГПА может быть достаточно долгое время сохранен практически в нынешнем виде (с точностью до переименований названий учреждений) как сайт структурного подразделения ПетрГУ;

3) необходимо сохранить все положительные наработки веб-пространства КГПА в объединенном веб-пространстве. Например, веб-ресурсы историко-филологического факультета КГПА вполне могут быть хорошей основой для создания веб-сайтов исторического и филологического факультетов ПетрГУ (на сегодняшний день их нет), а студенческому профкому ПетрГУ стоит обратить внимание на веб-ресурсы КГПА, посвященные конкурсам Мисс Академия и Мистер Академия.

Работа выполнена при поддержке Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета на 2012-2016 годы и гранта РГНФ № 12-03-12001.

Рецензенты:

Кириллов Александр Николаевич, д.ф.-м.н., доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории моделирования природно-технических систем Института прикладных математических исследований Карельского научного центра РАН, г. Петрозаводск.

Рогов Александр Александрович, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой теории вероятностей и анализа данных Петрозаводского государственного университета, г. Петрозаводск.


Библиографическая ссылка

Дербенева О.Ю., Печников А.А. ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕБ-ПРОСТРАНСТВА КАРЕЛЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9127 (дата обращения: 23.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252