Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коптелов А.В. 1 Машуков А.В. 1
1 ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием творческого потенциала педагогических работников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Развитие творческого потенциала становится особенно актуальным в связи с тем, что ФГОС общего образования определяют основные компетенции, которые должны быть сформированы у педагогических работников для успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Особое внимание в статье обращается на то, что требования со стороны государства и общества к непрерывному повышению уровня квалификации и личностного роста педагогов необходимо осуществлять через развитие их творческого потенциала. Основная идея статьи заключается в том, что одним из методологических оснований развития творческого потенциала является акмеологический подход. В статье подчеркивается, что акмеологические законы и закономерности отражают развитие творческого потенциала педагогов, лежащего в основе их личностно-профессионального развития и позволяющего успешно осуществлять реализацию ФГОС общего образования.
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
акмеологический подход
творческий потенциал
педагогическое творчество
1. Александрова В. А. Как обеспечить самообразование школьника и продуктивность учения / В. А. Александрова, Н. Б. Крылова // Народное образование. - 2003. - № 6. - С. 77-88.
2. Давыдова Н. Н. Пути развития творческого потенциала работников в условиях саморазвивающегося образовательного учреждения / Н. Н. Давыдова, И. Г. Пермякова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 1. - С. 55-57.
3. Деркач А. А. Акмеология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Деркач А. А., Зазыкин В. Г. - М.: Питер, 2003. - 252 с.
4. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа: пособие для учителя / М. М. Зиновкина. - М.: Приоритет-МВ, 2008. - 48 с.
5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 255 с.
6. Мартишина Н. В. Тенденции становления и развития творческого потенциала педагога / Н. В. Мартишина // Образование и общество. - 2009. - № 1. - С. 14-16.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4/ html (дата обращения: 14.05.13).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2013. - 63 с.
9. Федоров С. А. Развитие творческого потенциала педагога в процессе научно-методической деятельности: дис... канд. пед. наук. - Тюмень, 2010. - 223 с.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, определяет, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [7]. Для формирования обозначенных качеств личности нужен новый учитель, открытый ко всему новому, способный помочь учащимся стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Кроме того, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, и в особенности стандарт среднего (полного) общего образования, определяют основные компетенции, которые должны быть сформированы у педагогических работников для успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В частности, к ним относятся умения:

- «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся»;

- осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;

- разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

- выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);

- организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;

- реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;

- использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием» [8].

Таким образом, государство и общество на сегодняшний день предъявляют к учителю одно из основных требований, которое выражается в постоянном целенаправленном непрерывном повышении уровня квалификации и личностного профессионального роста. Причем, по нашему мнению, этот профессиональный и личностный рост необходимо осуществлять через развитие творческого потенциала педагогов.

Педагогическая деятельность подразумевает не только точное следование методикам, но и творческое отношение к жизни и профессии. Учитель-профессионал способен выйти за рамки традиционных решений тех вопросов, которые перед ним встают, и найти собственные ответы на них. Реализация идей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введение федеральных государственных стандартов общего образования и ряд других инициатив в сфере образования требуют от учителя творческого осмысления своей деятельности, переложения собственного опыта в современный контекст развития образования, апробации новых форм организации образовательного процесса.

Основой творческой деятельности служит способность выделить собственное профессиональное Я из окружающей педагогической действительности и адекватно оценивать свои действий и свои коммуникативные навыки [1].

Говоря о педагогическом творчестве, необходимо учитывать особенности самой педагогической деятельности, своеобразие индивидуально-творческих качеств педагога, проявляющихся в этой деятельности. Одним из важнейших факторов педагогического творчества учителя в современной школе является то, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности выступает личность учащегося. Педагогическое творчество сложно и ответственно в силу того, что в процессе педагогического воздействия происходит «творение» и «сотворение» личности будущего гражданина нашей страны [2].

Творчество - одна из отличительных черт педагогической профессии. Педагогическому творчеству присущи следующие черты:

- регламентированность во времени: этапы творческого процесса (возникновение педаго­гического замысла, разработка, реализация замысла и оценка) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного к другому;

- отсроченность оценки результатов творческих поисков;

- зависимость проявления творческого педагогического потенциала педагога от условий деятельности и ресурсов;

- управляемость своим эмоциональным психологическим состоянием через обучение этому себя и учащихся, организацию общения с детьми как творческий процесс, не подавляющий их инициативу и изобретательность, создание условий для полного творческого самовыражения и самореализации.

Развитие педагогического творчества определяется рядом как объективных, так и субъективных условий. К объективным условиям развития педагогического творчества относятся:

- влияние социокультурной реальности, конкретного культурно-исторического периода, в котором творит педагог;

- положительный эмоционально-психологический климат в коллективе;

- необходимый уровень знаний в психолого-педагогической и социальной сферах;

- наличие адекватных средств и условий организации образовательного процесса;

- научная обоснованность педагогической деятельности;

- наличие общественно необходимого времени.

К субъективным условиям развития педагогического творчества можно отнести:

- знание основных закономерностей и принципов целостного образовательного процесса;

- уровень общекультурной подготовки педагога;

- стремление к творчеству;

- развитое педагогическое мышление и рефлексия, имеющийся педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях;

- владение педагогической технологией.

Личностные особенности и творчество учителя проявляются в многообразных формах и способах самореализации педагога.

Анализ литературы показывает, что наиболее эффективными условиями становления развивающегося, самореализующегося педагога являются:

- моделирование педагогической деятельности как процесса формирования способности ученика к творческой самореализации;

- создание авторских учебных курсов и их реализация с использованием современных образовательных технологий;

- осуществление индивидуального и дифференцированного образования учащихся через творчество, базирующееся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях детей [2].

Творчество определяет все составляющие труда педагога: от замыслов и идей до их осмысления как в процессе реализации, так и осознании результатов. На основе собственного эффективного профессионального опыта педагог в состоянии ставить и решать новые, нестандартные для ежедневной практики задачи.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования позволяет педагогу реализовать собственный эффективный опыт как результат, прежде всего, творческой педагогической деятельности учителя как процесса самореализации своих способностей. В этом случае мы можем говорить, что творческая педагогическая деятельность учителя - поиск решения определенной для себя педагогом проблемы, причем этот поиск осуществляется в условиях неопределенности, при отсутствии известного алгоритма деятельности, апробированной системы действий, плана по разрешению проблемной ситуации, неизвестности, какие знания и умения необходимо применить в данном случае. Поэтому педагогическое творчество можно рассматривать и как особый вид деятельности учителя, направленный на создание качественно новых для него продуктов, имеющих субъективную и социальную ценность, новизна которых определяется как объективно, так и субъективно [9]. Объективный аспект - новизна и ценность созданного продукта вообще для педагогической науки, что встречается очень редко. Субъективный аспект в педагогическом творчестве учителя присутствует всегда, так как характеризуется наличием новизны для самого учителя.

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования учителю при организации образовательного процесса кроме раскрытия собственно предметной темы урока необходимо продемонстрировать умение применять метапредметный подход и междисциплинарные связи, позволяющие формировать у учащихся целостную картину мира и надпредметные компетентности (универсальные учебные действия). Реализация метапредметного подхода требует от учителя организации работы с деятельностью учащегося, передачи не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями. Для этого необходимо очень хорошо знать свой предмет, что собственно и позволяет деятельностно переструктурировать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания, то есть сориентироваться на развитии у школьников базовых способностей: мышления, воображения, различительной способности, способности целеполагания или самоопределения, идеализации, речевой деятельности и т.д.

Еще одна особенность организации образовательного процесса в условиях реализации новых стандартов - это возросшая потребность в специально организованной работе с детьми и родителями по формированию личностных результатов. Для этого необходима в организации взаимодействия с учащимися и родителями реализация принципа диалога как основного метода воспитания и обучения, чтобы процесс приобщения к образованию как к культурной ценности был не кратковременным и стихийным, а глубоким, последовательным и системным. Организация образовательного диалога - совместный процесс мыслительной деятельности всех его участников, что содействует взаимодействию с окружающим миром, в котором каждый - равный участник данного процесса. При этом все участники диалога могут проявить как свои индивидуальные возможности и творчество, так и осмыслить и оценить их в других (учитель - в коллегах, учениках и родителях; учащиеся - в одноклассниках, учителях, родителях; родители - в детях, родителях класса, учителях). Поэтому важным аспектом развития педагогического творчества учителя становится организация диалога как принципа образования. Причем, диалог в образовательном контексте предполагает способность учителя слушать и адекватно понимать собеседника (ученика, коллегу, родителя), выражать эмоционально позитивное восприятие окружающих. Организация диалогового пространства требует от педагога коммуникативного опыта, формируемого через культуру постановки вопросов, предвидения обратной связи, где востребованы интуиция и импровизация. Владение диалогом должно быть педагогическим кредо учителя.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что педагогическое творчество можно рассматривать как процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных способностей педагога, основанных на развитии его творческого потенциала.

Творческий потенциал педагога необходимо рассматривать как совокупность его возможностей для инновационных решений разноплановых задач, связанных с развитием учащихся (воспитанников), организацией образовательного процесса, профессиональным сотрудничеством [6].

Творческий потенциал педагога - интеграция трёх компонентов: ценностного, когнитивного, деятельностного. Педагог, чья деятельность, как было сказано выше, по определению является творческой, должен понимать ценность природы самого творчества, т. е. суметь описать с позиции творчества ценностную картину мира в ее многомерности и неоднозначности явных и скрытых причинно-следственных связей. Педагогу необходимо не только усиливать значение известных ранее ценностей, но и формировать новые ценностные установки.

Креативность педагога проявляется в педагогическом творчестве. Понимание творчества в своей профессиональной деятельности предполагает наличие творчески ориентированного педагогического кругозора: знание отечественных и зарубежных педагогических концепций, авторских школ, важнейшей компонентой которых является творчество, научных отраслей, связанных с проблемой творчества (креативная педагогика, креативная психология, креативная психопедагогика), творческого педагогического опыта, педагогического инструментария, способствующего творческому решению профессиональных задач [6]. Кроме того, необходимо в этом контексте говорить об эрудиции, общекультурной и предметной компетентности педагога.

Важнейшим показателем развития творческого потенциала педагога выступает осознанное применение им собственных творческих способностей: генерирование идей, создание новых моделей из известных элементов, соединение традиционного и инновационного опыта, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, способность к педагогической импровизации, творческие способности в коммуникативной сфере, способность включать обучающихся в решение образовательных задач креативного характера, стимулирование нового творческого поиска, рефлексия.

Немаловажное значение для развития педагогического творчества и, соответственно, для развития творческого потенциала педагогических работников, по нашему мнению, являются основные положения акмеологического подхода. Основоположники акмеологии А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина определяют ее как науку, изучающую закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости, и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. В современных акмеологических исследованиях сформулированы и обоснованы два акмеологических закона. Первый закон - это закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала, который устанавливает взаимозависимость между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности [3, 51]. Посредством этого закона констатируется, с одной стороны, что движущей силой личностно-профессионального развития выступают различные противоречия между перспективным, потенциальным и наличным. А с другой стороны, раскрывается содержание личностно-профессионального развития в контексте изменения соотношения индивидуализации и социализации, умножения потенциала, изменения мотивационно-смысловой и потребностной сфер личности, расширения объектного и предметного полей деятельности, повышения психологической культуры и пр. [3, 52]. Второй акмеологический закон - это закон самовыражения личности в профессии. В нем описываются процессы и механизмы профессионального самоопределения, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыражения личности в профессии [3, 52]. Следовательно, как утверждают А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин, с которыми мы полностью согласны, акмеологические законы и закономерности отражают устойчивые отношения, связанные с процессами прогрессивного развития личности и, в частности, личностно-профессионального развития [3, 51].

Таким образом, использование основных положений акмеологического подхода в качестве методологического основания развития творческого потенциала педагогических работников позволяет определить факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионального мастерства и личностно-профессионального развития педагогов, готовых к успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Рецензенты:

Киприянова Елена Владимировна, доктор педагогических наук, директор МБОУ лицей № 11, г. Челябинск.

Зуева Флюра Акрамовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры естественно-математических наук ГБОУ ДПО ЧИППКРОЮ, г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Коптелов А.В., Машуков А.В. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9171 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674