Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фетисова Н.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО "Орловский государственный институт искусств и культуры"
В статье характеризуется специфика этнохудожественного воспитания подростков, занимающихся хореографией в учреждениях дополнительного образования (школах искусств, хореографических школах и студиях, домах творчества и др.). Автором предлагаются критерии и показатели этнохудожественной воспитанности и определяются её уровни – высокий, средний и низкий. Данные параметры позволяют производить качественную оценку развития у подростков компонентов этнохудожественной воспитанности личности: культурно-образовательного, эмоционально-ценностного, коммуникативного, творческо-деятельностного. При этом этнохудожественная воспитанность подростков рассматривается в качестве результата технологичной и поэтапной организации процесса этнохудожественного воспитания средствами хореографии, интегрирующей в себе разные виды искусства (музыкального, танцевального, художественного, театрального) и активную, коллективно и индивидуально организованную творческую деятельность личности. В качестве содержательной основы теоретических и практических занятий по хореографии с подростками выступает русский фольклор как система видов и жанров народного художественного творчества, отразивших особенности русской народной культуры.
коллективная и индивидуальная творческая деятельность.
хореография
русский фольклор
учреждения дополнительного образования
этнохудожественная воспитанность
этнохудожественное воспитание
подростки
1. Воробьева Т. П. Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курган, 2006. - 25 с.
2. Долженкова М. И. Моделирование этнохудожественного образования на основе российских и региональных традиций: монография. - Тамбов: Першина, 2004. - 289 с.
3. Ершова Л. В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006. - 449 с.
4. Нестеренко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 209 с.
5. Шпикалова Т. Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. - Шуя, 1994. - С. 15-19.
 

Начало XXI века отмечено интенсив­ным реформированием экономической, политической и культурной жизни Рос­сии, результатом которого стало законодательное закрепление направленности нашего общества на сохранение и поддержку национально-культурной само­бытности входящих в него народов и, как следствие, - усиление этнокультур­ного компонента в содержании образования разных уровней. При этом задачи развития художественного образования вошли в сферу культурной политики России, приобретя под собой прочную нормативную базу, и выступили предме­том активного научно-теоретического осмысления и практико-методического поиска.

В период 1990-х и 2000-х годов исследованием проблем этнохудожественного образования и воспитания занимались Т. И. Бакланова, Г. М. Гого­беридзе, Г. С. Голошумова, И. Ф. Гончаров, Е. И. Григорьева, А. В. Нестеренко, В. И. Солодухин, Т. К. Солодухина, Е. Ю. Стрельцова, Б. А. Филиппов, Т. Я. Шпика­лова, Г. В. Якушкина и др.

В педагогической науке за последнее десятилетие написан ряд диссерта­ционных работ, посвященных вопросам эт­нохудожественного образования (Е. В. Гайманова, 2000; М. И. Долженкова, 2000; Л. И. Васеха, 2004; Л. В. Ершова, 2006; И. Г. Ултургашева, 2006), этноху­дожественного воспитания (Воробьёва Т. П., 2006; Г. С. Голошумова, 2007; Е. В. Лялина, 2011; и др.). Однако специальных исследований, посвящённых проблеме этнохудожественного воспитания подрастаюшего поколения в процессе занятий хореографией в учреждениях дополнительного образования, нами не было обнаружено. Этот факт обусловливает теоретическую и практическую значимость предпринятой в данном направлении нашей работы.

В настоящее время большое внимание государства уделяется модерниза­ции системы дополнительного образования детей на основе сохранения и со­вершенствования традиций российского художественного образования. Одной из главных целей учреждений дополнительного образования (школ искусств, хореографических школ, центров и студий детского художественного творче­ства) определяется воспитание подрастающего поколения на основе нравствен­ных ценностей мировой и отечественной культуры, приобщение обучающихся к лучшим образцам национально-культурного наследия страны в процессе ос­воения разных видов народного художественного творчества.

Организация хореографического творчества является сегодня одним из основных направлений деятельности данных учреждений. Однако, несмотря на многогранность содержания хореографического образования, реальная прак­тика обучения и воспитания в детских школах искусств свидетельствует, что этнохудожественное развитие личности требует к себе особого внимания и ну­ждается в педагогической поддержке в подростковый возрастной период. В психолого-педагогической науке доказано, что в данном возрасте происходит активное формирование системы ценностей, которая определяет содержание деятельности и общения личности, складываются основы нравственности, вы­рабатываются социальные установки в отношениях с другими людьми, това­рищами по подростковому коллективу и старшими наставниками. Также для подросткового периода характерно развитие творческих способностей личности, предпо­лагающих проявление интеллектуальной и творческой инициативы в создании нового посредством коллективной и индивидуальной деятельности. Данные личностные изменения выступают фактором самоидентификации подростка с культурой и традициями своего народа как основы межкультурных взаимодей­ствий в обществе.  

Вместе с тем проведённый нами опрос среди подростков, занимающихся хореографическим творчеством в учреждениях дополнительного образования в Орловском регионе, показал, что менее половины опрошенных (42 %) смогли безошибочно назвать традиционных героев русского фольклора, 19 % - пояс­нить признаки народного искусства, отличающие его от профессионального, 26 % - указать различия между культурой русского народа и каких-либо других народов мира. Лишь каждый десятый подросток выразил уверенное желание изучать русское народное художественное творчество, остальные же не видят в этом необходимости и не испытывают интереса, хотя 70 % опрошенных отдали предпочтение знакомству с культурными традициями народов других стран.

Всё это обусловливает необходимость системной и пла­номерной организации процесса этнохудожественного воспитания посредством создания в учреждениях дополнительного хореографического образования этнохудожественно развивающей среды для подростков, комплексно (теоретически, практически и творчески) осваивающих русский фольклор.

Специфика этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии заключается в особых педагогических возможностях этнохудоже­ственно направленной коллективной и индивидуальной творческой деятельно­сти в условиях учреждения дополнительного образовании, в процессе которой подростки расширяют свой культурный кругозор в области русской народной художественной культуры и переживают чувство личной сопричастности к ней, вырабатывают социально нравственные способы взаимодействия в хореогра­фическом коллективе и специальные танцевальные навыки. Всё это выступает основой для образования интегративной личностной характеристики - этноху­дожественной воспитанности как результата этнохудожественного воспитания подростка, позволяющей ему утвердиться в качестве носителя национальных духовно-культурных ценностей, заинтересованного и творчески способного к их сохранению и популяризации посредством хореографии.   

Важнейшим целевым ориентиром в процессе этнохудожественного воспитания подростков выступают критерии, показатели и уровни, позволяющие, во-первых, да­вать качественную и количественную оценку эффективности организации данного процесса в учреждении дополнительного хореографического образования и, во-вторых, наблюдать и корректировать динамику повышения уровня этнохудожественной воспитан­ности личности средствами хореографии.

Проведённый теоретический анализ позволил определить в качестве основных критериев этнохудожественной воспитан­ности подростков следующие: культурно-образовательный, эмоцио­нально-ценностный, коммуникативный, творческо-деятельностный. Разработка критериев основывалась нами на выявлении характерных черт и особенностей этно­художественного воспитания, охватывающего процесс становления и развития личности подростка на основе освоения традиций и ценностей русской народной культуры средствами хореографии.

Культурно-образовательный критерий характеризует в личности уровень ее познания и духовно-смыслового осознания приобретённой информации в области русской народ­ной культуры, а также обусловливает способность подростка к адекватному применению знаний и ценностно-ориентирующей информации о видах и жанрах, тематике и героях русского фольклора в своей творческо-исполнитель­ской деятельности.

Эмоционально-ценностный критерий характеризует осмысление подрост­ками социальной и личностно-ценностной значимости образцов русской народ­ной культуры. Это свидетельствует о сформированности ценностных ориента­ций подростка на основе русских народных традиций, способности соотносить своё поведение с социальными нормами и культурными идеалами. Данный критерий подра­зумевает также эмоционально позитивное удовлетворение подростков от уча­стия в процессе коллективного хореографического творчества (тематические программы и ансамблевые композиции), равно как и от индивидуального твор­ческого самовыражения в хореографических постановках на основе художественных образов рус­ского фольклора.

Коммуникативный критерий выявляется в процессе продуктивного обще­ния и совместного творчества, цель которого - обмен знаниями о русской на­родной культуре и ценностным отношением к ней. Вместе с тем - популяриза­ция русских народных традиций, героев и сюжетов, воссозданных средствами хореографии. В психологическом плане подростковый период характеризуется активным межличностным общением, выступающим у подростков ведущим видом деятельности. Соответственно, в условиях организации этнохудожественного воспитания общение укрепляет чувство сплоченности в подростковом хореографическом коллективе, сходство стремлений относительно познания русского фольклора, потребности в его освоении и творческом воссоздании. Всё это является фактором дружеского сближения подростков и взаимо­ответственных отношений в коллективной творческой деятельности.

Творческо-деятельностный критерий определяет уровень гибкого, твор­ческого сознания, проявляющегося в способности подростка к активной художе­ственно-творческой деятельности по воссозданию конкретных героев и образов русского фольклора. Содержание этого критерия включает в себя творческую активность подростков, развитие их воображения и фантазии в процессе изуче­ния русского фольклора и его воплощения на сценической площадке, а также формирование специальных танцевальных умений и навыков и приобретение опыта их применения в самостоятельной исполнительской деятельности. 

Данные критерии выражены через ряд качественных показателей, которые не только  выступают как характеристика какого-либо критерия, но и отражают признаки определённых видов деятельности (информационно-коммуникативной, ценностно-ориентирующей, активно-творческой) по этнохудожественному воспитанию подростков и служат в качестве оценки её эффективности. Исходя из вышесказанного, представим в виде таблицы 1 (на след. стр.) содержательный состав показателей, выявляющих состояние этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией в учреждениях дополнительного образования.

На основе сравнительного анализа теоретически выделенных критериев и показателей нами были определены уровни - высокий, средний, низкий - этно­художественной воспитанности подростков как результата этнохудожествен­ного воспитания средствами хореографии.

Высокий уровень этнохудожественной воспитанности подростков предполагает: - системное познание русского народного художественного творчества и фольклора в контексте культурно-исторического прошлого своей страны; понимание и осмысление преемственности традиций русской народной культуры с настоящим и будущим российского общества; широкий кругозор в сфере балетного искусства и народного сценического танца (культурно-образовательный критерий); - сформированность эмоционально-ценностной позиции в отношении русской народной культуры и искусства своей страны; широкое культурное восприятие нравственных и духовных ценностей русского фольклора в системе общечеловеческих идеалов;  высокий уровень осознанности изучения традиций и обычаев русской культуры применительно к своему культурно-личностному и профессиональному развитию (эмоционально-ценностный критерий); готовность к обмену знаниями и ценностными представлениями о русской народной культуре в процессе обсуждения и творческой деятельности; готовность к сотрудничеству и взаимодействию в подростковом хореографическом коллективе, согласованности действий, необходимых для продуктивной хореографической деятельности; - устойчивое проявление социально-нравственных качеств в поведении и творческой коммуникации (коммуникативный критерий); - активное использование приобретенных теоретических знаний  о русской народной культуре в своей творческой и исполнительской деятельности; - способность к  творческой интерпретации образов и героев русского фольклора средствами танцевального творчества; - готовность к самостоятельной художественно-творческой и хореографической деятельности по воссозданию русской фольклорной тематики (творческо-деятельностный критерий).

Таблица 1. Критерии и показатели этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией в учреждениях дополнительного образования

Критерии этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией

Культурно-образовательный

Эмоционально-ценностный

Коммуникативный

Творческо-деятельностный

Показатели этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией

- широта знаний и представлений о рус­ской народной худо­жественной культуре;

-  понимание взаимо­связи традиций и обы­чаев русского народ­ного художественного творчества с историей и культурой страны;

- понимание синтеза искусств (музыки, хо­реографии, живописи, драматургии) в пере­даче синкретической природы русского фольклора;

- расширение круго­зора в области воссоз­дания русского фольк­лора композиторами, ба­летмейстерами, тан­цовщиками средст­вами балетной хореографии   

- расширение круго­зора в области воссоз­дания русского фольк­лора балетмейстерами и творческими коллек­тивами средствами на­родной сценической хореографии

- личная потребность и интерес в изучении русской народной художественной культуры и освоении образцов хореогра­фического искусства, созданных на её ос­нове;

- осмысление ду­ховно-нравственной основы русского фольклора;

- личное ценностное отношение к русской народной художест­венной культуре;

- эмоциональная удовлетворённость от участия в про­цессе хореографиче­ского творчества на основе русского фольклора;

- позитивный на­строй на процесс ин­дивидуальной и кол­лективной хореогра­фической деятельно­сти по воссозданию русского фольклора

- готовность к обсу­ждению и адекват­ной оценке образцов русской народной художественной культуры;

- культура общения в отношениях с педа­гогами и участни­ками подросткового хореографического коллектива в про­цессе творческой деятельности;

- способность куль­турно взаимодейст­вовать в подростко­вом хореографиче­ском коллективе в интересах общих творческих целей и задач деятельности;

- чувство сплоченно­сти и коллективизма в процессе творче­ской хореографиче­ской деятельности;

- готовность к меж­культурной комму­никации с предста­вителями других на­родов

- творческая актив­ность в процессе воссоздания рус­ского фольклора средствами хорео­графии;

- развитость вообра­жения и фантазии по хореографическому и художественно-творческому воссоз­данию русского фольклора;

- способность к творческой интер­претации русского фольклора средст­вами хореографии;

- активное участие в творческих меро­приятиях, концертах, программах своего учреждения допол­нительного образо­вания с целью попу­ляризации русского фольклора;

- навыки индивидуальной и коллектив­ной танцевальной деятельности на ос­нове русского

Средний уровень этнохудожественной воспитанности подростков характеризуется: - наличием знаний и представлений о русском фольклоре в достаточном объёме, но нечётким пониманием взаимосвязи народных традиций и обычаев с историей и культурой России; наличием знаний и представлений в области народного танцевального творчества, но недостаточным осознанием региональных особенностей его формирования; наличием  знаний и представлений в сфере профессионального танцевального искусства, но безотносительно к его достижениям в воссоздании русской фольклорной тематики (культурно-образовательный критерий); - средней степенью сформированности личного эмоционально-ценностного отношения к русской народной культуре и её традициям художественного творчества; частичным восприятием нравственных и духовных ценностей русского фольклора и их значимости для личности и общества; средней степенью заинтересованности в их изучении и творческом воссоздании (эмоционально-ценностный критерий); - средней степенью готовности к обмену информацией и своими суждениями о русской народной культуре, эмоциями и чувствами, пробуждаемыми ею, в процессе коллективной деятельности; непостоянным проявлением нравственных качеств в поведении и общении с другими участниками творческого процесса (коммуникативный критерий); - умением использовать приобретенные теоретические знания в своей творческой и исполнительской деятельности; стремлением к интерпретации героев и образов русского фольклора средствами танцевального творчества; интересом к самостоятельной танцевальной деятельности на основе русской фольклорной тематики (творческо-деятельностный критерий).

Низкий уровень этнохудожественной воспитанности подростков выявляет: - слабое владение информацией и разрозненные представления о русской народной художественной культуре; ограниченные знания в области воссоздания русского фольклора средствами хореографии; слабое понимание социально-культурной значимости традиций и видов русского народного творчества (культурно-образовательный критерий); - пассивность в восприятии духовно-культурных ценностей русской культуры; формальное принятие нравственных ценностей (на словах, но не в деятельности), узость духовных идеалов; слабая осознанность необходимости изучения русских народных традиций и обычаев  как гражданина свой страны (эмоционально-ценностный критерий); - неготовность к участию в беседах о русской народной культуре; отсутствие личной заинтерсованной позиции при обсуждении танцевального творчества, воссоздающего русский фольклор; слабое проявление коммуникативных качеств в процессе коллективной творческой деятельности; ситуативное проявление нравственных качеств в поведении и общении с другими участниками подросткового хореографического коллектива (коммуникативный критерий); - низкое проявление творческой активности в процессе разностороннего освоения русского фольклора; слабая выраженность способности творчески интерпретировать русские народные образы и сюжеты; слабое владение танцевальными умениями и навыками; отсутствие стремления к самостоятельной танцевальной деятельности по воссозданию русской фольклорной тематики (творческо-деятельностный критерий).

Выделенные критерии, показатели и уровни позволяют организовать в условиях учреждения дополнительного образования комплексную работу педагога (руководителя хореографического коллектива) с целью повышения уровня этнохудожественной воспитанности подростков средствами хореографии.

Выявленная специфика теоретического и практико-творческого освоения подростками русского фольклора в учреждениях дополнительного хореографиче­ского образования позволяют осуществлять целенаправленное этнохудожест­венное воспитание личности на основе формирования у неё знаний и представ­лений в области русской народной художественной культуры, духовно-ценно­стного отношения и эмоциональной сопричастности к её традициям, опыта творческого воссоздания в хореографии русской фольклорной тематики по­средством социально-нравственного взаимодействия в хореографическом кол­лективе и индивидуальной художественно-творческой деятельности.

Рецензенты:

Лабейкин Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и психолого-педагогических наук ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орёл.

Паршиков Николай Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры истории и музейного дела ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орёл.


Библиографическая ссылка

Фетисова Н.Е. СПЕЦИФИКА ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9180 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674