Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Яркова Г.А. 1 Хамитова М.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Профессиональная подготовка специалиста должна быть направлена на формирование компетенции, и, следовательно, на формирование знаний, умений, навыков, на развитие способностей, качеств личности, необходимых для выполнения практических видов деятельности. В процессе обучения у студентов совершенствуются профессиональные умения по созданию способов соединения теории и практики; возбуждению интереса к работе; овладению критическим методом работы; обновлению форм работы; развитию процесса социальной работы через продвижение от освоения навыков и умений к освоению специальности; формированию исследовательской профессиональной практики. Выпускнику – будущему специалисту необходимо обладать такими профессионально важными качествами, как доброжелательность, оптимизм, ответственность, уравновешенность. Упражнения по развитию таких умений можно использовать в учебном процессе на разных этапах обучения, и в зависимости от направленности предмета их можно изменять, дополнять.
профессионально важные качества личности.
профессиональные умения
профессиональная деятельность
способности
умения
компетенции
компетентностный подход
1. Деревягина Т. Г. Профессионально-важные качества и умения специалиста // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 11. – С. 46-50.
2. Капустина И. В. Развитие системы профессиональной подготовки социальных работников в России // Дискурс: Социол. студия. Вып. 1: Социальное развитие / Под общ. ред. Вал. А. Лукова; МГСА. Кафедра социологии. – М.: Социум, 2001. – С. 91-97.
3. Формирование умений учебной деятельности как навыковой составляющей ключевых компетенций выпускника образовательной школы: Коллективная монография / [Е. Е. Волкова, О. Б. Епишева, В. В. Клюсова, Г. А. Яркова и др.]; Под общ. ред. О. Б. Епишевой. – Тобольск: Изд-во ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. – 174 с.
4. Холостова Е. И. Социальная работа: учеб. пособие / Е. И. Холостова. – 6-е изд. – М.: Дашков и К, 2009. – 860 с.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 6. – С. 55-61.
6. Яркова Г. А. Формирование ключевых компетенций как цель и результат профессиональной подготовки выпускника вуза // Материалы региональной научно-практической конференции «Молодежь в социокультурном пространстве» (5 ноября 2009 г.). – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. – С. 158-161.

Компетентностный подход, заявленный в нормативных документах по модернизации российского образования в начале XXI века, означает его направленность на результаты любой образовательной ступени, связанные с усилением его практической (деятельностной) составляющей, значимой за пределами образовательного учреждения, т.е. не на сумме усвоенной обучаемыми информации, а на способности выпускника учебного заведения адаптироваться и самостоятельно действовать в различных (жизненных, профессиональных, проблемных и др.) ситуациях, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Он усиливает практическую ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически использовать и реализовывать знания, решать проблемные задачи.

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Наряду с понятием «компетентность» существует понятие «компетенция». «Компетенция» определяется через термин «умение». «Умение» - это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция - это то, что порождает умение. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним [5].

Профессиональная деятельность будущих специалистов различается, поэтому теоретическая подготовка выпускников к ее выполнению в высшем профессиональном учебном заведении должна быть ориентирована на практические виды деятельности и, следовательно, на формирование компетенций будущего специалиста, т.е. знаний, умений, способностей и качеств личности для ее выполнения.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ обозначены следующие общекультурные компетенции: обладать способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения; владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, без данных и знаний и др.

Среди профессиональных компетенций выделены: способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития; умения организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде); умения использовать современные технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности и др. Кроме того, определены и другие профессиональные компетенции, такие как профессиональные компетенции в области образовательной деятельности; профессиональные компетенции в области научно-методической деятельности; профессиональные компетенции в научно-исследовательской деятельности; профессиональные компетенции в организационно-управленческой деятельности [6].

Актуальной задачей для учреждений профессионального образования становится формирование у студентов необходимых компетенций, имеющих значение и для избранной ими профессии, и для способности к адаптации в социальной и профессиональной сфере.

Выпускнику необходимо определить рамки освоения нового. Требования к компетенции, предъявляемые практической работой, и количество разных обязанностей ставят высокие требования перед молодым специалистом, который не имеет опыта. Выпускнику вуза, обучающемуся по специальности «социальная работа», нужно учитывать рекомендации по совершенствованию следующих профессиональных умений специалиста:

- поддержка профессиональной самоидентификации;

- создание способов соединения теории и практики;

- возбуждение интереса к работе по развитию и изучению своей деятельности;

- овладение критическим методом работы;

- проблематизация и обновление форм работы;

- развитие познающего процесса работы;

- поддержка специализации в специальность в виде непрерывного процесса;

- развитие процесса социальной работы через продвижение от освоения навыков и умений к освоению специальности;

- формирование исследовательской профессиональной практики.

Специалисту социальной сферы необходимо обладать соответствующими профессионально-важными качествами: достоинство, доброжелательность, оптимизм, ответственность, уравновешенность. Эти качества личности помогут стать творческой личностью, способной быть всегда рядом с клиентом в его попытках встать на путь конструктивных перемен в его жизни [2]. Поэтому возникает необходимость развивать эти профессионально важные качества.

Опишем некоторые из них. Так, доброжелательность представляет собой способность желать добра окружающим. Основой доброжелательности можно считать общительность, контактность. Доброжелательность - это способ восстановить доверительные отношения с самим собой. Известный специалист в области психологии общения А. Добрович предлагает пробы на контактность, с помощью которых можно проверить собственную способность быть доброжелательным:

- наблюдательность;

- извинение в конфликте;

- шутки в напряженной обстановке;

- просьба об услуге для другого человека;

- отношение к неприятному человеку;

- благодарность незнакомому человеку;

- представление себя на месте другого человека;

- умение дурачиться [1].

Чтобы стать доброжелательным, нужно опираться на умение быть самим собой во взаимодействии с окружающими.

Сохранять гибкость в любой ситуации позволяет такое качество, как оптимизм. Оптимист способен видеть оптимальные пути решения проблем, находить наиболее благоприятные условия для реализации своих целей и потребностей. На позитивном мышлении базируется оптимизм.

В качестве упражнений по развитию оптимизма можно использовать в учебном процессе задания, которые можно изменять, дополнять, в зависимости от направленности предмета изучения:

1. Перечислите название одного и того же предмета глазами разных людей (инвалида по зрению, бомжа, ребенка и пр.).

2. Начертите любую линию и задайте вопрос: «Что бы это значило?».

Показателем оптимистичности является отношение к неудачам. Уход от оценок, рассмотрение ситуации не с точки зрения «Кто виноват?», а с позиции «Что делать?» дает возможность находить конструктивные решения в проблемной ситуации.

Ответственность всегда предполагает самостоятельность, т.е. собственную включенность в деятельность. Показателем наличия ответственности у человека обычно считают выполнение обещаний. Ответственный человек отличается тем, что не дает обещаний, которые не может выполнить.

Уравновешенным считают человека, имеющего укрощать свои эмоции. Быть уравновешенным - значит обладать разумной чувствительностью, уметь понимать тех людей, которые тебя окружают.

Специалист может эффективно выполнять свои обязанности и реализовывать функции только в том случае, если он владеет большим кругом знаний и умений, соответствующих той деятельности, которая входит в круг его обязанностей. Во-первых, специалисты должны регулярно повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой, участвовать в работе семинаров, научно-практических конференций, самообразовываться посредством изучения профессиональных журналов, учебно-методической литературы, методических материалов. Во-вторых, должны пройти переподготовку в образовательном учреждении высшего профессионального образования по профильной специальности, либо на курсах по программам, связанным с социальной работой [2].

Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе [4]. Среди них выделим несколько групп:

Когнитивные умения:

  • анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
  • анализировать и выявить проблемы и концепции;
  • применять на практике свои знания и понимание проблем;
  • применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения:

  • создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
  • выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
  • выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
  • распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
  • содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
  • наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
  • общаться вербально, невербально и письменно;
  • организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
  • вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
  • ставить себя в роль адвоката своего клиента.

Конструктивные умения:

  • вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
  • выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
  • действовать в алгоритме выработки решения;
  • вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

Организаторские умения:

  • нести четкие и лаконичные записи;
  • проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
  • готовить доклады и докладывать;
  • организовывать, планировать и контролировать работу;
  • расширять сферы своих услуг;
  • использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
  • оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Формирование перечисленных умений как компоненты компетенций является основой профессиональной подготовки студента. Знания и умения выпускника, будущего специалиста социальной сферы в сочетании с соответствующими личностными качествами способствуют качественному выполнению профессиональной деятельности.

Главные требования к специалистам по социальной работе - проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек - семья - общество». Профессиональная деятельность такого специалиста, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций (владеть основами юридических, медицинских, психологических знаний и пр.).

Основой профессиональной деятельности будущего специалиста являются сформированные компетенции. Компетенции представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики, оценка которых не может быть в полной мере стандартизирована. Они тяжело поддаются измерениям. Непременным признаком профессиональной компетенции выступает умение соотносить имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности, применять в своей практической деятельности различные научные методы, а, следовательно, развивать способности и творческий потенциал.

Для формирования общекультурной компетенции можно применять такие методы и приемы:

- составление словаря;

- составление и написание тематических историй, сказок, рассказов, в т.ч. фантастических;

- показ, демонстрация, преобразование символических текстов, схем т др.

Ценностно-смысловая компетенция формируется в процессе решения учебных заданий, например, связанных с профориентацией, практической смекалкой и умением ориентироваться в конкретной жизненной обстановке. Эффективно данный вид компетенции развивается при использовании приемов:

- включение в предметные олимпиады заданий, требующих применения студентом логики;

- самостоятельное изучение учебного материала с составлением кратких конспектов, планов;

- предложение ответить на вопросы аналитического характера и др.

В понятие учебно-познавательной компетенции входят знания и умения студентов планирования собственной учебно-познавательной деятельности, способы целеполагания, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности. Можно рекомендовать такие приемы:

- использование в разных предметных областях занимательных заданий, заданий-фокусов, анаграмм и др.;

- использование заданий исторического содержания;

- создание проблемной ситуации с опорой на личный опыт студента и др.

Информационная компетенция направлена на формирование навыков и способов работы с информационными технологиями. Этому способствуют приемы:

- выполнение заданий с помощью различных ресурсов;

- проведение занятий-семинаров, занятий-конференций, для участия на которых студенты подготавливают самостоятельно свои доклады, подыскивают нужную информацию и преобразуют ее.

Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование коллективных приемов работы:

- ведение дискуссии в группах, проведение занятий-диспутов;

- сдача различных устных зачетов, занятий-коллоквиумов и др.

Социальная компетенция предполагает овладение студентами знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в области семейных отношений и обязанностей, а также в профессиональном самоопределении. Ее развитию будут способствовать такие приемы:

- выполнение по различным предметным областям контрольных работ, решение заданий социально-трудового характера, заданий, требующих расчетов и дающих возможность расширить жизненный опыт студента.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления образования и науки Тюменской области».

Рецензенты:

Епишева Ольга Борисовна, д-р пед. наук, профессор, кафедра математики и теории и методики обучения математике федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.

Яркова Татьяна Анатольевна, д-р пед. наук, зав. кафедрой педагогики и социального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.


Библиографическая ссылка

Яркова Г.А., Хамитова М.А. О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9189 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674