Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Нусратуллин В.К. 1 Аслаева С.Ш. 1 Хужахметова Г.Н. 1
1 ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН»
По показателям уровня экономического развития и развития предпринимательской инициативы Республика Башкортостан в целом характеризуется положительно. Соответственно по итогам последних пяти лет можно отметить определенные положительные аспекты обеспечения благоприятного предпринимательского климата в республике. В частности, в целом в республике сформирована эффективная система поддержки малого и среднего бизнеса; предпринимаются конкретные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной поддержке малых и средних предприятий; реализуются республиканская и муниципальные программы развития предпринимательства; налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малого предпринимательства; улучшается финансовая составляющая поддержки предпринимательского климата; осуществляется поддержка начинающих предпринимателей в приоритетных направлениях экономической деятельности и т. д.
муниципальные программы.
муниципальные образования
нормативно-правовая база предпринимательства
субъекты малого и среднего предпринимательства
1. Башкортостан: для развития МСП нужны благоприятные условия [Электронный ресурс] // ИА "Альянс Медиа" // Режим доступа: http://www.vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=314122 - 16.12.2012.
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы [Электронный ресурс] // Утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от «20» июля 2012 г. № 249 // Режим доступа: http://www.mbis.bashkortostan.ru/files/file/DCP_predpr_2013-2018.pdf%20-%2012.12.2012.
3. Рейтинг качества жизни в регионах РФ: Результаты и методика расчета [Электронный ресурс] - М., 2012. - 50 с. // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» (Группа РИА Новости) // Режим доступа: http://www.riarating.ru/ - 22.12.2012.
4. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2010 года [Электронный ресурс] - М., 2011. - 46 с. // «Риа-Аналитика»: Центр экономических исследований // Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2011.pdf - 12.12.2012.
5. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 года [Электронный ресурс] - М., 2012. - 64 с. // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» (Группа РИА Новости) // Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2012.pdf%20-%2012.12.2012.
6. Регион: Республика Башкортостан [Электронный ресурс] // Российская газета. - № 99. - 2011. - 12 мая // Режим доступа: http://www.rg.ru/ - 12.12.2012.
7. Реестр СМCП - получателей поддержки [Электронный ресурс] // Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму // Режим доступа: http://%20http/www.mbis.bashkortostan.ru/sections/view/17%20-%2010.12.2012.

В соответствии с оценкой экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по итогам 2011 г. первые позиции по качеству жизни в рейтинге занимают Москва и Санкт-Петербург, которые являются лидерами по многим показателям в рейтинге социально-экономического положения регионов. В первую десятку рейтинга также входят такие экономически развитые регионы, как Московская область, Республика Татарстан, ХМАО-Югра, Тюменская область, Краснодарский край, Белгородская область, Воронежская область, Нижегородская область [3].

Республика Башкортостан по этому, наиболее общему показателю, занимает 14 место среди 82 субъектов Российской Федерации, тогда как Республика Татарстан, например, - 4 место.

В то же время по показателям уровня экономического развития и развития предпринимательской инициативы Республика Башкортостан заняла соответственно 15 и 9 места, а тот же Татарстан, к примеру, - 17 и 11 места, что в целом положительно характеризует развитие предпринимательства в нашей республике и особенно в части малого предпринимательства, поскольку рейтинговый балл по группе показателей предпринимательской инициативы выводился по следующим ключевым параметрам его развития:

1) доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал;

2) объем инвестиций в основной капитал малых предприятий;

3) оборот малых предприятий в расчете на одного жителя.

В свете указанного по итогам последних пяти лет можно отметить следующие положительные стороны обеспечения благоприятного предпринимательского климата в республике:

  1. в целом в республике сформирована эффективная система поддержки малого и среднего бизнеса;
  2. предпринимаются конкретные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной поддержке малых и средних предприятий;
  3. реализуются республиканская и муниципальные программы развития предпринимательства;
  4. налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малого предпринимательства;
  5. улучшается финансовая составляющая поддержки предпринимательского климата. Так, в 2011 г. государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства из федерального и республиканского бюджетов составила 388,6 млн руб.;
  6. осуществляется поддержка начинающих предпринимателей в приоритетных направлениях экономической деятельности, которую в 2011 г. получили 254 субъекта, в том числе 23 субъекта малого предпринимательства, учредителями которых являлись ранее зарегистрированные безработные граждане. Из общего количества получивших поддержку для начала бизнеса около 24 % составляет молодежь до 30 лет. 16 субъектов предпринимательства на общую сумму более 6 млн руб. получили поддержку через механизм субсидирования части процентной ставки по кредитным договорам;
  7. проводится целенаправленная работа по повышению эффективности муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Причем, начиная с прошлого года, принят курс на смещение структуры господдержки на муниципальный уровень, что соответствует положениям Федерального закона №131-ФЗ, который относит функцию поддержки предпринимательства и к полномочиям муниципальных образований. Муниципальные программы субсидируются по двум приоритетным направлениям субсидирования: - на начальной стадии становления бизнеса; - и части лизинговых платежей;
  8. как важный источник информации организовывается составление в административных районах бизнес-карт муниципальных образований, которые будут содержать сведения о свободных сырьевых и трудовых ресурсах, неиспользуемых производственных мощностях, незавершенных строительством объектах, транспортных коммуникациях и прочие данные, необходимые для принятия решений в отношении организации и развития хозяйствующих субъектов. Стимулирование этого процесса предполагается осуществлять условием софинансирования мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса на территории муниципалитета;
  9. в условиях не всегда высокой рентабельности начинающегося производства важным направлением финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) стало предоставление субсидий на возмещение части их затрат при приобретении техники и оборудования по договорам лизинга, а также связанных с реализацией мероприятий по энергосбережению и присоединением к объектам электросетевого хозяйства. Такую субсидию в 2011 году получили 146 хозяйствующих субъектов на общую 93,9 млн руб.;
  10. действенным методом повышения доступности финансовых ресурсов для предпринимательства стала система микрофинансирования. В 2011 г. займы получили 230 СМСП на сумму более 167,3 млн руб. из 37 муниципальных районов и городских округов республики;
  11. в рамках решения той же проблемы расширилась система получения гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, которыми в 2011 г. воспользовались 48 предпринимателей. Им было предоставлено поручительств на сумму 246, 8 млн руб., что позволило привлечь более 454,2 млн руб. кредитных ресурсов;
  12. благодаря мерам финансовой поддержки со стороны государственных структур обеспечивается создание и сохранение рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства. В 2011 г. удалось создать более двух тысяч и сохранить более 10 тысяч рабочих мест;
  13. с целью повышения правовой и финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего бизнеса продолжается работа по реализации проекта по созданию Информационно-консультационных центров (ИКЦ) на базе офисов Сбербанка. В них проводятся квалифицированные консультации по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
  14. с той же целью на муниципальном уровне проводятся бесплатные краткосрочные образовательные курсы для начинающих предпринимателей, обучающие семинары, осуществляются консультации. Только краткосрочных курсов в 2011 г. было проведено, более чем в 30 районах для двух тысяч начинающих предпринимателей;
  15. проводятся форумы-выставки, круглые столы, семинары, конференции и другие мероприятия, посвященные вопросам развития и совершенствования малого и среднего предпринимательства;
  16. в республике создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей;
  17. благодаря принятию республиканского закона №360-з от 04.02.2011 г. расширились возможности участия СМСП в льготной приватизации, обеспечена гарантия неизменности предельных показателей передаваемых площадей (до двух тысяч кв. м) и срока рассрочки по платежам (до семи лет);
  18. принимаются конкретные меры улучшению государственно-частного взаимодействия с предпринимательством. Так, 19 ноября 2011 года принят Указ Президента Башкортостана «О мерах по устранению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Башкортостан» и т.д.

И это неполные вехи развития предпринимательства в регионе. Соответственно активная деятельность республиканских структур государственной власти и управления по совершенствованию предпринимательского климата в республике приносит свои плоды.

По итогам Федерального выставочно-конгрессного мероприятия «Дни малого и среднего бизнеса России - 2011» Республика Башкортостан была награждена почетным дипломом «Лучший регион (субъект) Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий». Согласно отчету «ОПОРЫ России» о состоянии предпринимательского климата в российских регионах, Башкортостан по индексу условий для развития малого и среднего бизнеса, включающего пять слагаемых (недвижимость и инфраструктура, людские, финансовые ресурсы, административный климат и безопасность, система поставщиков), входит в число десяти лидирующих регионов России из 40 (10-е место). В рамках проекта «Бизнес-Успех-2011» республика награждена дипломом в номинации «За высокие достижения в развитии малого бизнеса региона». Наряду с Башкирией, в числе лучших были названы Ульяновская область и Краснодарский край. А по итогам проведенного журналом Forbes исследования деятельности муниципалитетов в направлении поддержки малого бизнеса в ТОП-7 вошли два муниципальных образования из Башкортостана: г. Октябрьский и Нуримановский район. Причем, г. Октябрьский занял первую позицию.

Несмотря на достигнутые успехи в улучшении предпринимательского климата в республике работа в этом направлении ведется постоянно с пониманием того, что управленческая и регулирующая функция законодательных и исполнительных структур власти в экономике и обществе является незаменимой, поскольку ее главный смысл заключается в непрестанном совершенствовании своей деятельности, улучшении каналов передачи и внедрения достижений научно-технического прогресса во все звенья многогранной и сложной структуры общественного производства, обеспечивая неоценимый вклад управленческого труда в общее дело повышения эффективности экономики. В этом отношении государственные органы управления являются тем необходимым передаточным звеном технологической цепочки разработки и претворения достижений НТП между наукой и реальным производством.

Соответственно предметом особой заботы государственных структур управления является среднее и малое предпринимательство. И не только потому, что оно обеспечивает значительный вклад в общественное производство и развитие экономики, является источником приращения доходов муниципального и государственного бюджетов, но и потому, что оно решает важную социальную задачу обеспечения занятости населения и роста его благосостояния во всех сферах экономики и общества, административно-территориальном образованиях как в городе, так и на селе. Выполнение столь важных общественно значимых задач, безусловно, требует обеспечение ему прозрачных и ясных правил ведения бизнеса, стабильности законодательства, четких регламентов оказания государственных и муниципальных услуг.

И в этом отношении задачи совершенствования предпринимательского климата в республике с переводом их на новый уровень сложности и эффективности остаются актуальными, как и прежде. И это хорошо понимают республиканские органы государственного управления, которые продолжают видеть ключевые направления своей деятельности на ближайшую и отдаленную перспективы в соответствии с очередными задачами. В качестве приоритетных из этих задач выделяются следующие:

1) обеспечение формирования реальных механизмов поддержки предпринимательства на долгосрочную перспективу, сочетающих меры финансовой и инфраструктурной поддержки;

2) совершенствование мер по устранению административных барьеров, создание для малого и среднего бизнеса условий к повышению прозрачности своей деятельности;

3) продолжение смещения «акцента» господдержки на муниципальный уровень путем увеличения объемов софинансирования муниципальных программ развития предпринимательства;

4) дальнейшее формирование и развитие инфраструктуры поддержки, обеспечивающей доступность финансовых, информационных и консультационных услуг для субъектов малого и среднего бизнеса и т.д.

Рецензенты:

Гатауллин Ринат Фазлтдинович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН», г. Уфа.

Аскаров Альмир Ахтямович, доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ МСХ РФ «Башкирский государственный аграрный университет», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Нусратуллин В.К., Аслаева С.Ш., Хужахметова Г.Н. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9214 (дата обращения: 29.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074