Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА

Донина И.А. 1, 1 Иванова Т.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» Новгородский филиал Великий Новгород
В статье обосновывается актуальность формирования одной из профессиональных компетентностей будущих бакалавров сферы сервиса – управленческой компетентности. В работе раскрыто понятие управленческой компетентности, определены ее основные составляющие: профессиональный компонент, личностный компонент, ценностный компонент, рефлексивно-результативный компонент. Обосновано, что формирование управленческой компетентности будущего бакалавра сервиса осуществляется в образовательном процессе современного вуза с помощью специальным образом смоделированной информационно-профессиональной среды, которая рассматривается в рамках образовательного пространства современного вуза как интегративная составляющая информационной и профессиональной сред. В статье обосновывается актуальность информационно-профессиональной среды как средства формирования управленческой компетентности, определяется ее компонентный состав, рассматривается сущность информационно-профессиональной среды и ее роль в образовательном процессе вуза.
сфера сервиса.
информационно-профессиональная среда
управленческая компетентность
1. Дмитриева М. А. Психологический анализ системы человек - профессиональная среда // Вестник ЛГУ. Серия 6. Психология. - 1990. - № 1. - С. 82-90.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 / Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы/ 2008. URL: http://www.gnesin.ru/normativy/concept_of_modern.html#conc. (дата обращения: 20.02.2011).
3. Кузнецова О. А. Формирование управленческой компетентности у студентов специальности «Управление качеством"»: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Тольятти, 2007. 220 с. РГБ ОД, 61:07-13/843.
4. Лигинчук Г. Г. Психология профессиональной деятельности. Учебный курс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook059/book/index/index.html?go=part-007*page.htm (дата обращения: 21.12.2010).
5. Назаров С. А., Назаров В. А., Каменева Т. С. Педагогическая модель информационно-образовательной среды технического вуза // Педагогические науки. - № 6. - 2006. - С. 292-297.
6. Садовникова Л. Б. Влияние профессиональной среды на процесс вхождения выпускников ПТУ в трудовом коллективе: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: 1986. - С. 15.
7. Сафонов В. И Организация информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза // Педагогическое образование в России - 2013. - № 1. - С. 48-52.
8. Ильиных Н. А., Столбова И. Д. Современные подходы к управлению качеством профессионального образования // Материалы 7-ой Всероссийской школы-конференции молодых ученых «Управление большими системами» (27-29 мая 2010 г., Пермь). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010. - Т. 1. - С. 275-281.
9. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. - 1992. - № 3. - С. 25-32.
10. Шрейдер Ю. А. Информационные процессы и информационная среда // Научно-техн. информ. - 1976. - Сер. 2. - № 1. - С. 3-6.

В последние десятилетия в российской экономике быстрыми  темпами развивается и существенно преобразуется сфера сервиса. При этом интересы работодателей сферы сервиса лежат в области разнообразных услуг: бытовые услуги, услуги грузового и пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, культуры, туристско-экскурсионные услуги, услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги, правовые и т.д. Современная сфера сервиса за последние годы претерпела весьма существенные изменения.

Во-первых, изменения потребительских предпочтений повлияли на вопросы сервисного сопровождения на рынке услуг.

В качестве второго фактора хочется отметить усиление конкуренции на рынке в сфере сервиса, что влияет на качество сервиса и на затраты в сфере потребления товара. Конкурентоспособная организация сферы сервиса должна быть информирована о своих клиентах, что позволит принимать важные решения, на основе которых с клиентами можно строить долговременные взаимоотношения.

Третьим фактором является внедрение новых, в том числе информационных, технологий. Специфика технологии разработки и реализации услуг требует таких систем, которые в кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о клиенте, о возможностях услуг, доступности к перечню услуг в электронном виде, а также автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении услуг (параллельное оформление документов, счета, обеспечение расчетной и справочной информацией и др.). Это достижимо при условии широкого использования в сервисе современных компьютерных технологий обработки и передачи информации. Новые технологии позволяют передавать многие услуги на любое расстояние и в любое время, накапливать их и хранить на материальных носителях и в электронной форме. При этом значительно улучшаются качественные характеристики: клиенты получают доступ к информации и услугам в режиме реального времени. Для этого особенно важно применение научных подходов и решений в организационно-управленческой области.

В связи с этим руководителям сервисной орга­низации необходимо учитывать характер услуг, оказываемых их работниками, хорошо понимать основные мотивы, в силу кото­рых клиенты к ним обращаются, оценивать безопасность, надежность и доступность услуг для клиентов. Одновременно с этим, руководитель отслеживает, имеет ли сотрудник необходимую квалификацию и знания для предоставления услуги высокого качества, умеет ли донести до потребителя суть своей услуги, может быть вежливым, тактичным и внимательным к потребителям, реакцию сотрудников, а также учитывать их поведение во время обслуживания. Соответственно с этим вырабатываются основные управленческие принципы, которые по­зволяют обучать и контролировать сотрудников, а также успешно контактировать с клиентами. Таким образом, бакалавру сферы сервиса в ходе  его профессиональной подготовки в вузе необходимо овладевать не только знаниями, но и выявить, сформировать и развить профессиональные качества и навыки управленца, уметь решать такого рода практические задачи.

Традиционно в любой организации выделяют несколько уровней руководства. Так, например, великий американский социолог Т. Парсонс выделил три уровня руководства и организации: технический уровень, на котором реализуются ежедневные операции и действия; управленческий уровень, на котором осуществляется координация деятельности организации; институциональный (политический) уровень, где осуществляется разработка долгосрочных планов, реализуются отношения с внешней средой. Более того в зависимости от уровня управления выделяют руководителей (управляющих) низового звена или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена. В связи с этим, бакалавр сферы сервиса после обучения может начать свою профессиональную деятельность с низшего звена, так как по ФГОС ВПО он не является руководителем, но затем в перспективе может продвинуться и выше.

Важной составляющей профессионализма, позволяющей эффективно реализовывать организационно-управленческую деятельность будущего руководителя сервисной организации, является его управленческая компетентность. Из личностных качеств выпускников сферы сервиса более всего работодателями приветствуются ответственность, коммуникабельность, обучаемость. А из профессиональных знаний и личных качеств -  самостоятельность и инициативность, готовность к практической и инновационной деятельности, владение современными технологиями, способность эффективно применять их в практической деятельности.

По мнению работодателей, результатом обучения в вузе должно быть не усвоение выпускниками определенного набора теоретических знаний, а подготовка их к успешному выходу на рынок труда, для чего знания должны сочетаться с практическим опытом, навыками поведения в профессиональной среде и соответствующими поведенческими установками. Больших изменений в системе образования вуза можно достичь в том случае, если работодатели будут и заказчиками, формирующими те или иные запросы, и активными участниками процессов развития образования в вузе.

С вступлением России в Болонский процесс, с появлением новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в вузе происходит изменение подходов к образованию, акцентируется внимание не на содержании образования, а на результатах обучения студента. Результаты обучения определяются с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую выпускник может продемонстрировать после завершения обучения, что в соответствии с Концепцией модернизации российского образования и ФГОС ВПО является одной из основных целей вуза.

Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход. В компетентностной модели выпускника в рамках ФГОС ВПО нового поколения, по мнению И. Д. Столбовой, обязательно запланированы те качества, которые помогают выпускнику адаптироваться к изменяющимся условиям современного постиндустриального общества. Прогнозная модель выпускника, состоящая из общекультурных и профессиональных компетенций, является первоосновой для разработки вузом основной образовательной программы по данному направлению и уровню подготовки.  [8].

Компетентностный подход является результативно-целевым подходом. ФГОС ВПО по направлению подготовки «Сервис», как и все образовательные стандарты нового поколения, предусматривает обеспечение гарантированного качества подготовки студентов. Для этого разрабатывается структура результатов предметного обучения в виде целевых требований: что и чем студент должен на каждом этапе образовательного процесса знать, уметь и владеть. В соответствии со стандартом бакалавра по направлению подготовки  «Сервис» (100100) студента готовят к следующим видам профессиональной деятельности: сервисная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская.

В управленческой деятельности в настоящее время происходят значительные и  быстрые изменения, так что многим менеджерам приходится в ходе своей деятельности радикальным образом менять свое поведение и от их решений и действий зависит эффективная деятельность и успех организации. Поэтому применительно к профессиональной подготовке менеджеров, по мнению О. А. Кузнецовой, одним из ключевых моментом является формирование у них управленческой компетентности, которая включает такие виды деятельности и обязанности менеджеров как: планировать, организовывать, руководить, координировать и контролировать, составляющие сущность управления [3].

На основе анализа существующих определений «компетентности» мы определяем управленческую компетентность будущего бакалавра сервиса как способность и готовность к эффективной организационно-управленческой деятельности в условиях динамичной информационной внешней среды. Основу управленческой компетентности составляют профессионально значимые и личностные качества будущего специалиста сервиса, а также ценностные ориентиры и полученный управленческий опыт.

Формируя состав этих качеств, мы учитывали то, что в современных условиях «социальный заказ» предъявляется не только государством, но и работодателями.

В ходе проведения анализа литературы, структурно-функционального анализа деятельности специалистов-менеджеров и руководителей организаций сферы сервиса и исследования требований работодателей к управленческой компетентности для будущего бакалавра сферы сервиса, управленческая компетентность менеджера нами может быть структурирована как система, включающая следующие компоненты:

  • профессиональный компонент;
  • личностный компонент;
  • ценностный компонент;
  • рефлексивно-результативный компонент.

На основе  определения О. А. Кузнецовой и теоретического анализа литературы под формированием управленческой компетентности мы понимаем целенаправленный процесс освоения студентами теоретических знаний, практических умений, управленческих ценностей, выработки личностно и социально значимых качеств профессиональной деятельности и приобретение на этой основе опыта решения управленческих проблем. Процесс формирования управленческой компетентности студента в вузе охватывает все этапы и формы обучения и может осуществляться на базе развитой информационно-профессиональной среды. Именно информационно-профессиональная среда вуза выступает средством для достижения поставленной цели - формирование управленческой компетентности бакалавра.

В контексте нашего исследования для более ясного понятия «информационно- профессиональной» среды вуза мы рассмотрим  образовательное пространство вуза.

Говоря о «пространстве», многие исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в пространство может существовать и независимо от человека.

Проведя анализ и систематизацию представленных в современной литературе публикаций, посвященных исследуемой проблеме, следует выделить наиболее обобщённое определение «образовательного пространства», приведенное Д. Б. Элькониным: «образовательное пространство в широком смысле понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред» [9].

Большинство исследователей выделяют следующие характерные черты образовательного пространства: организованность, структурированность и содержательность. Указанные параметры являются универсальными и присущи образовательному пространству, как на глобальном, так и на локальном уровнях.

Образовательное пространство вуза состоит из  взаимодействующих между собой сред: образовательной, информационной, субъектной, ресурсной, технологической, социальной, рефлексивной, процессуальной и профессиональной и др.

В нашей статье мы не ставим задачу исследовать все образовательное пространство вуза, так как оно многофункционально и имеет взаимосвязь со всеми средами окружающего пространства. Остановимся лишь на исследовании управленческой компетентности бакалавра сферы сервиса в пространстве информационной и профессиональной сред.

Уточним понятие, состав и характеристику «информационной» среды вуза. Под информационной средой в настоящее время понимается комплекс информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим обеспечением, реализующий на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством [7].

С. А. Назаров под информационной средой понимает педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков [5].

На основе анализа определений «информационной среды» в рамках нашего исследования информационная среда вуза должна включать в себя:

  • информационные ресурсы;
  • информационные средства обучения и технологии;
  • средства управления образовательным процессом.

Информационная среда решает следующие задачи - использование банка информационных ресурсов (имеющихся у вуза), способность подключаться к другим банкам информации и интегрироваться с другими системами, возможность применять технологии на каждом этапе обучения, придать им новое содержание, отвечающее современному информационному обществу.

В итоге можно сделать вывод о том, что главное назначение информационной среды - формирование знаний, умений и навыков будущих бакалавров сферы сервиса с помощью информационных технологий, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль, а так же умение использовать информационные ресурсы, информационные системы и умение их применить в своей профессиональной деятельности.

Рассмотрим более подробно понятия - «профессиональная среда и  «профессиональная среда вуза». Профессиональная среда, по мнению Г. Г. Лигинчука, это совокупность предметных и социальных условий труда [4].

Профессиональное обучение в вузе является заключительным этапом образовательной системы, так как оно дает возможность человеку найти работу, социально определиться и выполнять функцию, необходимую обществу. В ходе анализа понятия профессиональной среды вуза и основываясь на определении, данном М. А. Дмитриевой, под профессиональной средой мы понимаем специально организованную совокупность условий по формированию профессиональных навыков будущих бакалавров, включающую в себя профессиональные задачи, профессиональную подготовку, социальный заказ общества, специфические особенности объекта и предмета деятельности, средства профессиональной деятельности. В образовательном пространстве вуза происходит первичная интеграция студента в профессиональную среду вуза, становление профессионально важных качеств личности, формирование профессиональных компетенций, усвоение моральных и этических норм профессии.

В состав профессиональной среды  вуза входят:

  • профессиональные ресурсы;
  • управленческие действия и профессиональные технологии;
  • профессиональное сообщество.

Такое обучение в профессиональной среде характеризуется большей степенью автономности, независимостью от внешних воздействий, гибкостью обучения (по времени, формам, методам, содержания), и не требует предшествующего опыта, а наоборот - развивает у студентов устойчивую мотивацию к самосовершенствованию. Основной задачей профессиональной среды вуза является формирование управленческой компетентности у студентов-бакалавров сферы сервиса, способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в управленческой деятельности, умеющих действовать и применять профессионально значимые качества, полученные знания и умения, навык в различных профессиональных условиях.

Данная среда направлена на развитие способностей выполнения должностных обязанностей, на обладание личностными качествами для достижения целей организации, на стратегическое видение, умения и готовность адаптировать полученный опыт под новые организационные задачи, управление бизнесом, работу с людьми (нацеленность на результат, умение влиять на людей, предприимчивость) и т. д.

Таким образом, рассмотренные понятия как «информационная среда» и «профессиональная среда» выступают в качестве родового понятия «информационно-профессиональной среды», поэтому в условиях вуза необходимо создать эту среду в рамках образовательного пространства вуза. Существуя одновременно, взаимно проникая и взаимодействуя между собой, они взаимно дополняют друг друга, их влияние оказывается больше, чем простая сумма действий, это позволяет рассматривать среду вуза как целостное явление в каждом конкретном случае и ситуации, представляющей собой сочетание отдельных компонентов. Основными элементами обучения выступают студент как субъект и окружающая его образовательная среда с включенными в нее элементами, а также система их взаимодействия. Поэтому внедрение информационно-профессиональной среды на основе современных информационных технологий внесет в учебный процесс новые возможности: сочетание результативности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов в профессиональных видах деятельности, значительное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых форм обучения.

С помощью информационно-профессиональной среды в вузе появится возможность для студентов обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам в любое время и в любой точке образовательного пространства. Помимо доступности учебного материала, обучаемому дается возможность связи с преподавателем, получение консультации в он-лайн или офф-лайн режимах, а также возможность получения индивидуальной «навигации» в освоении того или иного предмета. Студенты смогут с помощью специализированных программ, он-лайн игр, имитации производственных ситуаций в группе на занятиях, тренингов, деловых игр, кейсов, проводимых как преподавателями и  приглашенными работодателями, так и самими студентами, приобретают умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам профессиональной деятельности. На лабораторных занятиях студенты учатся использовать информационные технологии для решения управленческих задач, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности: развитие управленческого мышления, способность прогнозировать развитие организации, умение делить задачи и полномочия, умение управлять людьми и т.д. Именно это послужит основанием формирования управленческой компетентности бакалавров.

Рассмотрим структуру информационно-профессиональной среды в виде взаимосвязанных частей: информационно-профессиональные ресурсы, информационно-управленческие технологии, профессиональное сообщество.

Из вышесказанного, можно сформулировать определение информационно-профессиональной среды. Это специально организованная образовательная среда, которая включает в себя взаимодействие студентов и преподавателей в учебном процессе вуза, объединяя в себе информационно-профессиональные ресурсы, информационно-управленческие технологии и профессиональное сообщество.

Таким образом, формирование управленческой компетентности будущего бакалавра сервиса осуществляется с помощью информационно-профессиональной среды и через содержание образования, которое включает в себя не только содержание предметной области, но и управленческие навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также посредством активной деятельности студента в социуме. Все это в совокупности нацелено на подготовку будущего менеджера в сфере сервиса, способного к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию.

Кроме того, задача вуза заключается в том, чтобы выпускники соответствовали требованиям, предъявляемым современным российским обществом. Это возможно при интеграции образовательных, информационных и профессиональных технологий в «информационно-профессиональной» среде вуза.

Рецензенты:

Каплунович Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и опытно-экспериментальной работе областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Новгородский институт развития образования», г. Великий Новгород.

Александрова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебно-методической работе областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Новгородский институт развития образования», г. Великий Новгород.


Библиографическая ссылка

Донина И.А., Донина И.А., Иванова Т.Д. ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9251 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674