Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Бородина Н. Н. 1
1 НОУ ВПО «Балтийская академия туризма и предпринимательства»
Рассмотрены главные задачи стратегического анализа регионального туризма. Выделен набор факторов, характеризующих сильные и слабые стороны развития туризма в Томской области в целом и по отдельным видам туризма (культурно-познавательный, лечебный, круизный, экологический, спортивный), определены потенциальные возможности и угрозы для туристского потенциала региона. Построена матрица SWOT-анализа для установления связи между слабыми и сильными сторонами, а также возможностями и угрозами развития туризма в Томской области. Проведена оценка всех возможных комбинаций («сильные стороны» – «возможности», «слабые стороны» – «возможности», «сильные стороны» – «угрозы», «слабые стороны» – «угрозы») с целью выявления тех, которые будут учтены при последующей разработке стратегии развития туризма в Томской области. Предложены стратегии с целью нейтрализации слабых сторон туристского потенциала Томской области.
стратегический анализ
туристский потенциал
SWOT-анализ
Томская область.
1. Адам А. М., Ревушкина Т. В., Нехорошев О. Г. и др. Особо охраняемые природные территории Томской области. – Томск: Изд-во НТЛ, 2010. – 312 с.
2. Александрова А. Ю. Международный туризм. – М.: Кнорус, 2010. – 459 с.
3. Антошкина О. А., Грынгазова А. А., Киселёва О. Н. Памятники природы Томской области. – Томск: Печатная мануфактура, 2008. – 167 с.
4. Баумгартен Л. В. Стратегический менеджмент в туризме. – М.: Академия, 2007. – 345 с.
5. Дмитриенко Н. М. Сибирский город – Томск. – Томск: Б.и., 2010. – 245 с.
6. Учитель Ю. Г., Учитель М. Ю. SWOT-анализ и синтез –основа формирования стратегии организации. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010. – 326 c.

Введение

Применение SWOT-анализа на уровне региона в современной практике стратегического управления не только возможно, но и необходимо. SWOT-анализ развития туризма на уровне региона разработан для Московской, Псковской, Владимирской и некоторых других областей.

Главными задачами стратегического анализа регионального туризма являются:

определение существующих условий для развития туризма, выявление потенциальных угроз;

определение наличия внутренних резервов для развития регионального туризма;

выявление возможных внешних развивающих и сдерживающих факторов развития туризма;

на основе выявленных возможностей и угроз формирование миссии и целей развития туризма на уровне региона [4].

На первом этапе анализа необходимо оценить сильные и слабые стороны состояния регионального туризма и выявить возможность и угрозы для развития туризма в регионе.

Исходя из географического положения, экономической и политической ситуации, наличия природно-рекреационного потенциала, уровня развития туризма и иных характеристик, представляется, что для Томской области следует выделить набор факторов, характеризующих сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы для туристского потенциала региона (таблица).

Таблица. Оценка состояния туристского потенциала Томской области по параметрам «сильные и слабые стороны», «возможности и угрозы»

Сильные стороны развития туризма

Слабые стороны развития туризма

- наличие большого количества ресурсов для развития таких видов туризма, как: делового, культурно-познавательного, образовательного, лечебно-оздоровительного, паломнического, этнографического, экологического, охотничье-рыболовного, экстремального, речного, железнодорожного, сельского, событийного;

- высокая цена туристского продукта на национальном и международном рынках;

- несоответствие туристских услуг международным стандартам;

- сезонность туристских услуг, связанная с климатическими условиями;

- наличие крупного гостиничного комплекса;

- низкая конкурентоспособность гостиничного фонда;

- нехватка номерного фонда во время туристского сезона;

- стратегическое географическое положение Томской области;

- недостаточный брендинг области;

- транспортная система области (международный аэропорт);

- отсутствие современных автотранспортных средств для обслуживания туристских потоков;

- отсутствие региональной авиакомпании, способной организовывать чартерные рейсы;

- наличие развитой инфраструктуры питания;

- отсутствие придорожного сервиса;

 

- разнообразный природно-ресурсный потенциал;

- наличие богатого историко-культурного наследия;

- наличие большого количества мероприятий, связанных с историей и культурой Томской области;

- благоприятная экологическая ситуация;

- необходимость реконструкции объектов туризма;

- отсутствие информационной базы, содержащей субъекты туристской деятельности;

- заинтересованность населения области в развитии въездного и внутреннего туризма;

- недостаток стимулирующих факторов для развития въездного и внутреннего туризма;

- недостаток квалифицированных специалистов в туристской индустрии;

- стабильная социально-экономическая обстановка;

- неблагоприятные демографические процессы;

- событийные мероприятия, связанные с культурой и историей области;

- опыт проведения региональных, межрегиональных и международных выставок, ярмарок, фестивалей, конгрессов, семинаров как элемент развития делового туризма;

- культурный центр сосредоточения музеев, театров и проведения достаточного количества выставок;

- опыт проведения региональных, межрегиональных и международных соревнований по различным видам спорта.

- неизвестность области, недостаток маркетинговых мероприятий;

- недостаток рекламных материалов о туристском продукте Томской области.

Сильные стороны развития культурно-познавательного туризма

Слабые стороны развития культурно-познавательного туризма

- наличие заказников: зоологические (15): Томский, Верхне-Соровский, Иловский, Калтайский, Карегодский, Кеть-Касский и др; ландшафтные (3): Ларинский, Поль-То, Васюганский; ботанический (1): Южнотаежный;

- наличие археологических памятников (10): поселение «Шеломок II», курганный могильник «Тоянов городок», поселение «Самусь-4», поселение «Малгет» и др.;

- наличие памятников истории и архитектуры (48): Биржевой корпус, Здание Общественного собрания, Воскресенская церковь, Томский острог, Здание присутственных мест, Дом губернатора, «Дом с шатром» и др.;

- наличие природных памятников (145), среди которых можно выделить Аксеновский кедровник, Базойский кедровник, Кудровский бор, Семеновский бор, Михайловская роща, Тунгусская роща, Басандайский лесопарк, Чилинское урочище [3].

- малая доступность объектов археологического туризма для туристов;

- неудовлетворительное состояние объектов археологии;

- низкая безопасность путешествий к природным памятникам;

- недостаток выставочных залов, демонстрирующих товары народных художественных промыслов;

- недостаточное продвижение народных художественных ремесел [5].

Сильные стороны развития лечебного туризма

Слабые стороны развития лечебного туризма

- наличие бальнеологических ресурсов.

- нехватка инвестиционных ресурсов;

- увеличение стоимости туристского продукта при обновлении оборудования и снижение его конкурентоспособности.

Сильные стороны развития круизного туризма

Слабые стороны развития круизного туризма

- наличие водных ресурсов, пригодных для осуществления экскурсий;

- наличие малых судов, которые могут быть использованы для осуществления круизов.

- изношенность судов;

- высокие затраты на реконструкцию и техническое перевооружение судов;

- отсутствие собственных инвестиционных ресурсов.

Сильные стороны развития экологического туризма

Слабые стороны развития экологического туризма

- наличие особо охраняемых природных территорий:

1) государственный природный заказник федерального значения - «Томский»;

2) памятник природы федерального значения - «Сибирский ботанический сад»;

3) заказники регионального значения - 17;

4) памятники природы регионального значения - 26;

5) памятники природы местного значения - 112 [1].

- возможность развития системы частных гостиниц;

- возможность использования меньших капитальных и организационных затрат (по сравнению с другими видами туризма).

- отсутствие механизма регулирования антропогенных нагрузок;

- отсутствие оборудования на экологических тропах, стоянках;

- отсутствие смотровых площадок.

Сильные стороны развития спортивного туризма

Слабые стороны развития спортивного туризма

- наличие природных ресурсов для развития пешеходного, лыжного, водного и велосипедного туризма;

- наличие биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма;

-наличие инфраструктуры.

- изношенность материально-технической базы;

- отсутствие рекламных материалов для продвижения туристских продуктов на международном рынке.

Возможности

Угрозы

- наличие международных связей;

- возможность для развития разнообразных видов туризма;

-возможность сочетать несколько видов туризма;

- возможность развития туристской инфраструктуры за счет привлечения инвестиций;

- рост экономического потенциала за счет развития рынка услуг;

- повышение привлекательности Томской области на основе стабильной тенденции реализации маркетинговой политики территории;

- возможность при модернизации производственной базы вписаться в общую стратегию развития России.

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- низкий спрос населения на услуги въездного и внутреннего туризма Томской области;

- конкуренция туристических фирм области с внешними туристскими предприятиями;

- высокая стоимость туристских путевок в связи с высокими транспортными издержками;

- отсутствие программы поддержки фирм, занимающихся въездным туризмом;

- проигрыш конкурентных позиций за ресурсы другим областям Сибирского федерального округа.

Далее следует установить связи между слабыми и сильными сторонами, а также возможностями и угрозами, для чего необходимо построить матрицу SWOT-анализа [6].

На пересечении полей «сильные стороны» - «возможности» указывается, какие сильные стороны могут быть использованы для реализации возможностей; на пересечении полей «слабые стороны» - «возможности» обозначаются возможности компенсации слабых сторон; на пересечении полей «сильные стороны» - «угрозы» приводятся, какие сильные стороны необходимо сохранять для предотвращения угроз; на пересечении полей «слабые стороны» - «угрозы» указывается, что необходимо сделать для предотвращения кризисных явлений ввиду совпадения слабых сторон в условиях действия угроз [2].

На данном этапе происходит оценка всех возможных комбинаций с целью выявления тех, которые должны быть учтены при последующей разработке стратегии развития туризма Томской области.

«Сильные стороны» - «Возможности»:

  1. Использование природно-рекреационного потенциала с целью формирования современной системы регионального туризма на основе развития экологических и экстремальных видов туризма, а также ориентирование Томской области на зимние виды туризма.
  2. Использование дополнительных видов туризма (например, охотничий, раллинг и пр.) с целью привлечения дополнительных туристов в регион, а также формирование туристских пакетов услуг с разнонаправленными видами туризма (например, охотничий туризм + сплавной и пр.).
  3. Формирование современной индустрии гостеприимства и материальной базы туризма на основе привлечения частных и государственных инвестиций с целью увеличения потока туристов в регион.
  4. Привлечение иностранных туристов в регион за счет повышения качества услуг, предложения уникальных видов туризма, а также упрощения визовых и таможенных формальностей
  5. Создание «Объединения туроператоров» с целью усиления конкурентных преимуществ относительно других регионов.
  6. Позиционирование Томской области «как экологически чистого региона».
  7. Формирование активной туристской политики в регионе за счет разработки законодательной базы, финансовой поддержки туроператоров, создания Координационных советов.

«Слабые стороны» - «Возможности»:

  1. Развитие материальной базы туризма и формирование современной индустрии гостеприимства в регионе.
  2. Сглаживание «суровых» климатических условий за счет формирования дополнительных видов туризма (экстремального, культурно-познавательного, железнодорожного, что способствует сглаживанию фактора сезонности).
  3. Привлечение инвестиций в туризм, как частных, так и государственных, на основе разработки финансово-обоснованных проектов (бизнес-планов).
  4. Предложение уникальных туристских продуктов, которые будут компенсировать высокую стоимость туристских услуг.
  5. Направленность на туристов из регионов Сибирского федерального округа, а также иностранных туристов.
  6. Активная поддержка туризма на уровне региона посредством финансирования туристских проектов, создания законодательной базы туризма, создание программно-целевых методов управления туризмом.
  7. Активное формирование научного и кадрового потенциала регионов в области туризма посредством реализации трехуровневой системы подготовки кадров.

«Сильные стороны» - «Угрозы»:

  1. Сохранение природно-рекреационного потенциала региона.
  2. Повышение качества услуг с целью повышения их конкурентоспособности относительно других регионов, в том числе регионов Сибирского федерального округа.
  3. Привлечение государственных инвестиций за счет разработки бизнес-планов, которые были бы направлены на развитие присущих Томской области видов туризма (деловой туризм, культурно-познавательный, образовательный, лечебно-оздоровительный, паломнический, этнографический, экологический, экстремальный, речной, железнодорожный, сельский, событийный туризм).
  4. Формирование квалифицированной рабочей силы и научного потенциала региона, т.е. реализация трехуровневой системы подготовки кадров для туризма: формирование научного потенциала (аспирантура); подготовка менеджеров туризма (высшее образование); подготовка гидов, переводчиков, экскурсоводов (среднее профессиональное образование).
  5. Увеличение потока туристов в регион за счет иностранных туристов и ориентация данных групп туристов на уникальность туристского продукта Томской области, а также формирование положительного туристского имиджа региона на международном и внутреннем туристских рынках.
  6. Увеличение потока туристов за счет развития внутренней системы регионального туризма и привлечения местных жителей.

«Слабые стороны» - «Угрозы»:

  1. Разработка и использование обоснованных стратегий развития туризма с усилением функциональных стратегий для поддержания развития «слабых направлений» в туризме Томской области.
  2. Активизация поддержки со стороны государственных органов власти на уровне региона в части законотворческой деятельности, а также поиск необходимых финансовых ресурсов для поддержания материальной базы туризма.
  3. Распространение информации о существующих в регионе туристских продуктах посредством современных информационных технологий (интернет и пр.).
  4. Формирование внутреннего туризма с целью увеличения доходов от туризма, в том числе и за счет косвенного эффекта.
  5. Создание системы непрерывного мониторинга состояния туризма Томской области.

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «Сильные стороны» - «Возможности» следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «Слабые стороны» - «Возможности» стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся слабости.

Если пара находится на поле «Сильные стороны» - «Угрозы», то стратегия должна предполагать использование силы для устранения угрозы. Наконец, для пар «Слабые стороны» - «Угрозы» необходимо вырабатывать стратегию, которая позволила бы как избавиться от слабости, так и пытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Проведённый SWOT-анализ позволяет сделать обобщающий вывод, что при целенаправленной и ресурсно-обеспеченной региональной политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон туристского потенциала Томской области.

Рецензенты:

Гаврильчак Игорь Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления предпринимательской деятельностью НОУ ВПО «Балтийская академия туризма и предпринимательства», г. Санкт-Петербург.

Горенбургов Михаил Абрамович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса НОУ ВПО «Балтийская академия туризма и предпринимательства», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Бородина Н. Н. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9277 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674