Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ПАСПОРТОВ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Шаврин Ю. А. 1
1 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
Современное состояние развития здравоохранения характеризуется всеобъемлющей модернизацией, включая модернизацию региональных информационных систем здравоохранения и создание Единой Государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Основу информационной системы здравоохранения составляют пять основных информационных ресурсов: регистр нормативно-справочной информации, регистр медицинского персонала, регистр паспортов медицинских учреждений, регистр застрахованных граждан и интегрированная медицинская электронная карта (паспорт здоровья). В настоящей статье рассматривается один из подходов к построению одного из этих информационных ресурсов. Рассмотрены методические положения, на основе которых должны создаваться информационные системы ведения паспортов здоровья граждан. Они являются предметно ориентированным развитием методических основ создания в стране единой государственной информационной системы здравоохранения, которые реализуют современные возможности средств вычислительной техники и коммуникаций, нацелены на построение информационных систем с малыми эксплуатационными затратами и высоким уровнем надежности.
электронный паспорт здоровья
медицинская информационная система
медицинская информатика.
1. Диспансеризация населения. http://www.stomfak.ru/organizatsiya-zdravoohraneniya/dispanserizatsiya-naseleniya.html?Itemid=76.
2. Емелин И. В., Зингерман Б. В., Лебедев Г. С. О конструктивном применении систем ведения электронных медицинских карт // Информационно-измерительные и управляющие системы. – 2011. – № 12. – Т. 9. – С.17-23.
3. Лебедев Г. С., Тихонова Ю. В. Требования к архитектуре, определению, области применения и контексту электронной медицинской карты // Информационно-измерительные и управляющие системы. – 2010. – № 12. – Т. 8. – С. 25-37.
4. Материалы рабочей поездки Министра здравоохранения Вероники Скворцовой в Республику Татарстан 10 октября 2012 г. http://www.rosminzdrav.ru/health/56.
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.10.2006 г. № 713 «Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития».
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания ЕГИС в здравоохранении».

Требования по созданию в стране единого информационного пространства, глобальность (транс территориальность) информационных систем здравоохранения, а также вопросы экономической эффективности этих систем обусловили централизацию работ по проектированию и реализации их базовых компонентов на федеральном уровне. В настоящем методические основы развития информационных систем здравоохранения формулируются не на уровне регионов, как это было в недалеком прошлом, а определяются нормативными документами Президента, Правительства и Министерства здравоохранения.

Разработка больших информационных систем для здравоохранения осуществляется на основе следующих методических положений [5,6]. Такие системы должны:

  • создаваться как территориально распределенные трехуровневые информационные системы, функционирующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • создаваться на основании единой технологической политики с учетом отраслевых государственных, национальных и адаптированных к отечественным условиям международных стандартов в области медицинской информатики (включая стандарт HL7 и индустриальный стандарт DICOM для передачи радиологических изображений и другой медицинской информации) при централизованном управлении разработкой, внедрением и сопровождением со стороны источника финансирования работ;
  • концентрировать серверные ресурсы в составе федерального и региональных центров обработки медицинских данных, доступ к которым осуществляется преимущественно по технологии «тонкого клиента»;
  • строиться в виде компонентной структуры, что обеспечивает относительно простое, без коренных структурных изменений, развитие и создание новых информационных ресурсов в системе здравоохранения в соответствии с функциями и задачами Министерства, региональных и муниципальных органов управления;
  • обеспечивать технологические возможности информационного взаимодействия систем здравоохранения с информационными системами других органов государственной власти в Российской Федерации и при необходимости с международными информационными системами;
  • обеспечивать защиту информации в соответствии с положениями нормативной правовой базы и требованиями к обеспечению информационной безопасности;
  • де-факто использовать комплекс государственных, международных и стандартов в области информационных технологий, а также использовать единые справочники и классификаторы, согласованные со всеми заинтересованными организациями, при этом обновление справочников и классификаторов должно производиться централизованно;
  • предоставлять возможность доступа к информационным ресурсам всем потенциальным группам пользователей в соответствии с их потребностями, задачами и полномочиями;
  • обеспечивать совместимость (интероперабельность) всех подсистем, входящих в состав единой государственной информационной системы здравоохранения;
  • реализовывать принцип однократного ввода и многократного использования первичной информации (полученной от медицинского (фармацевтического) работника, гражданина, должностного лица), в том числе для целей управления здравоохранением;
  • в качестве основного источника первичной информации использовать электронные документы, юридическая значимость которых подтверждена электронной цифровой подписью;
  • обеспечивать создание прикладных информационных систем по модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS);
  • обеспечивать интеграцию с введенными в промышленную эксплуатацию компонентами "Электронного Правительства", с универсальной электронной картой гражданина Российской Федерации;
  • исключать дублирование функций, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию компонентов "Электронного Правительства", интегрированной информационной системы управления государственными финансами и информационной системы межтерриториальных расчетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • обеспечивать обмен данными и интеграцию с информационной системой межтерриториальных расчетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • предоставлять Министерству здравоохранения Российской Федерации или уполномоченной им организации возможности удаленного мониторинга работоспособности аппаратно-программных решений на уровне медицинской организации, а при необходимости и возможности удаленного управления аппаратно-программными решениями;
  • соблюдать единство электронной медицинской карты (ЭМК) вне зависимости от источников финансового обеспечения оказанной медицинской помощи;
  • быть максимально консервативными в части решений о модернизации и разработке новых компонентов, а соответствующие решения должны приниматься с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств и на основе анализа совокупной стоимости владения;
  • иметь программную реализацию, соответствующую принципам структурного программирования.

Любой новый компонент, погружаемый в состав единой государственной информационной системы здравоохранения, должен соответствовать архитектуре этой транс территориальной системы. Соответственно, разрабатываемые программно-технические решения должны в максимальной степени использовать уже имеющиеся технические и математические ресурсы.

Несмотря на высокие экономические издержки, государство предполагает вернуться к системе регулярных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения Российской Федерации. Это решение продиктовано достаточно неблагоприятной демографической обстановкой.

Как отмечалось выше, в настоящее время ведется разработка соответствующей программы, которая будет включена в государственную программу «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года» [4].

Диспансеризация населения предусматривает систему охраны здоровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий [1].

С целью информационно-технологической поддержки работ по диспансеризации граждан в составе ЕГИСЗ должна быть развернута информационная подсистема ведения паспортов здоровья граждан [2,3], в которых аккумулируются все результаты диагностических обследований граждан, а также экспертные заключения специалистов различных медицинских профилей, как о состоянии физиологических систем организма человека, так и о его здоровье в целом. Предлагаемое архитектурное построение информационной системы ведения паспортов здоровья граждан в составе ЕГИСЗ показано на рис. 1

Показанный здесь замысел построения ИСПЗ реализует политику глубокого интегрирования этой подсистемы в состав ЕГИСЗ:

  • подсистема паспорта здоровья использует все общесистемные ресурсы ЕГИСЗ (вычислительные, телекоммуникационные средства и сервисы, средства и технологии администрирования информационных ресурсов, а также нормативно-справочную информацию, каталоги пользователей ЕГИСЗ);
  • на федеральном уровне она интегрируется с информационными системами органов управления здравоохранением, а также разработчиками нормативно-справочной информации;
  • на региональном уровне она интегрируется со всеми медицинскими информационными системами (МИС) и системами органов управления здравоохранением;
  • использует те же механизмы доступа к данным обследуемых граждан, которые реализуются в составе ЕГИС, по номеру универсальной электронной карты человека;
  • реализует те же механизмы защиты персональных данных человека, которые применяются в составе ЕГИСЗ.

00_АрхитектураИСПЗ.jpg

Рис. 1. Архитектура информационной системы ведения паспорта здоровья

Предлагаемая интеграция ИСПЗ и ЕГИСЗ позволяет в этой системе использовать не только ресурсы последней, но и ее технологии построения – ориентацию на организацию рабочих мест пользователей по типу «тонкого» клиента, разработку средств аналитики по технологии SaaS (программное обеспечение как услуга) и другие.

Представленное решение по созданию ИСПЗ в значительной степени сводит задачу ее создания к реализации только предметных функций:

  • аккумулированию первичных медицинских данных о состоянии физиологических систем организма обследуемых;
  • созданию инструментов аналитики, которые необходимы как для индивидуальной оценки здоровья человека, прошедшего диспансеризацию, так и коллективной оценки состояния здоровья населения и его социальных групп;
  • разработке технологических компонентов, обеспечивающих длительный жизненный цикл ИСПЗ и поддерживающих фреймовые структуры и соответствующие процедуры вывода в актуальном состоянии, отвечающим меняющимся взглядам медицинской науки на здоровье человека и населения, а также возможностям инструментальных методов диагностики физиологических систем организма человека.

Отметим также следующее. Включение ИСПЗ в состав ЕГИСЗ позволяет использовать в ИСПЗ не только общесистемные сервисы последней, но и ее предметные информационные ресурсы. В частности, 90 % данных реестра обследуемого населения может быть сформирована путем извлечения соответствующей информации из баз данных населения, прикрепленного к медицинским учреждениям региона (застрахованного на данной территории медицинскими страховыми компаниями).

При разработке ИСПЗ создаются прямые информационные связи с федеральными и региональными субъектами системы здравоохранения и органами исполнительной власти.

Информационное взаимодействие с медицинскими информационными системами организуется для того, чтобы можно было получать:

  • данные обследования и оценки здоровья человека в процессе его диспансеризации;
  • данные о состоянии систем организма человека, которые регистрируются при внеплановых посещениях лечебно-профилактических учреждений, что в конечном итоге сокращает их загрузку и затраты на диспансеризацию путем исключения ненужных повторных исследований.

Информационное взаимодействие с органами территориального управления здравоохранением (министерствами/управлениями) создается для обеспечения их данными о текущем состоянии здоровья населения, которые представляют собой агрегированные оценки, полученные посредством аналитической обработки данных индивидуальных паспортов здоровья обследуемых граждан. Это показатели, которые определяют здоровье населения и его социальных групп не только в статике, но и в динамике (как развивающийся во времени процесс). Такая обобщенная информация необходима как для управления региональным здравоохранением (для выработки и осуществления лечебно-профилактическими учреждениями профилактических мероприятий), так и для формирования социальной политики по укреплению здоровья жителей региона.

Рецензенты:

Лебедев Георгий Станиславович, д-р техн. наук, заместитель директора по ИТ ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва.

Селезнев Валерий Петрович, д-р техн. наук, главный специалист ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Шаврин Ю. А. ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ПАСПОРТОВ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9362 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674