Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МАССОВЫЕ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Минниханова Д.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Исследовано влияние организации и проведения спортивно-массовых представлений на повышение интереса детей к занятиям по физической культуре в рамках школьного урока. В исследовании приняли участие 84 ребенка в возрасте 9-11 лет, составившие экспериментальную и контрольную группы. Все школьники относились к основной медицинской группе. Дети экспериментальной группы в качестве третьего урока по физической культуре готовились к массовому спортивно-художественному представлению, содержание которого было максимально взаимосвязано с основным учебным материалом, определяемым действующими документами планирования учебного процесса. Контрольная группа занималась по общепринятой программе. Установлено, что применение данных средств оказывает положительное влияние на отношение детей к урокам по физической культуре, что способствует снижению количества пропусков занятий.
физическое воспитание
интерес
урок по физической культуре
массовые спортивно-художественные представления
младший школьный возраст
1. Косачева Н.В. Физический потенциал девочек 9-11 лет, начинающих заниматься фитнесом / Н.В. Косачева, Е.Е. Биндусов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - N 3. - С. 43-45.
2. Плешкань А.В. Организация и методика проведения централизованной подготовки гимнасток в групповых упражнениях : учебное пособие / А.В. Плешкань, М.А. Говорова. - М., 1999. - С. 70.
3. Пономарев Г.Н. Фитнес – технологии как путь повышения интереса эффективности урока физической культуры в школе / Г.Н. Пономарев, Е.Г. Сайкина, Н.А. Лосева // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 8. - С. 55-60.
4. Терентьев А.Е. Значение спортивно-массовых мероприятий в формировании у студентов ценностного отношения к физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 41-43.
5. Чикалова Г.А. В помощь практиканту: сценарии спортивно-массовых мероприятий / Г.А. Чикалова, Е.А. Репникова, Д.И. Минниханова. – Волгоград : ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 111 с.
6. Tovar A. School's out: what are urban children doing? The Summer Activity Study of Somerville Youth (SASSY) / A. Tovar, K. Lividini, C.D. Economos, S. Folh, J. Golberg, A. Must // BMC Pediart. – 2010. - Mar 24; 10:16.

Введение

В современных условиях воспитание интереса к занятиям физической культурой в школе является одним из важнейших вопросов учебно-воспитательной работы с учащимися.

Многочисленные исследования доказывают, что положительное отношение к уроку физической культуры ослабевает от класса к классу, что крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья, физической подготовленности и физическом развитии школьников [3].

Н.В. Косачева, Е.Е. Биндусов (2011), А. Tovar et al. (2010) отмечают, что у школьников все больше повышается интерес к занятиям, предполагающим ограниченную подвижность – компьютерные игры и социальные сети в Интернете, что, в свою очередь, снижает интерес к двигательной активности и тем самым ухудшает их состояние здоровья.

В то же время соревнования, необычные по форме проведения, нетрадиционные и даже экзотические виды спорта вызывают живой интерес и формируют мотивацию к занятиям физической культурой [4].

В связи с вышеизложенным продолжает быть актуальной проблема разработки новых эффективных методик по физическому воспитанию младших школьников и поиска таких сочетаний средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес у школьников к урокам физкультуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность на уроке, способствовать комплексному развитию двигательных качеств.

Чикалова Г.А. (2012) отмечает, что спортивно-художественные представления, где бы они ни проводились, имеют все потенциальные возможности реализации различных педагогических задач физического воспитания и приобщения к здоровому образу жизни.

Мы предположили, что организация и подготовка массовых спортивно-художественных представлений в рамках урока по физической культуре может быть действенным средством повышения заинтересованности и тем самым активизации к двигательной деятельности детей младшего школьного возраста.

Организация исследования

С целью определения влияния уроков, на которых осуществлялась подготовка к массовым выступлениям, подчиненных одной сюжетной линии, на психо-функциональное состояние детей 9-11 лет был организован и проведен педагогический эксперимент.

В нем приняли участие школьники 3-4 классов, составившие экспериментальную (n= 43) и контрольную (n= 41) группы.

Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия № 14» г. Волгограда в течение 16 недель. В обеих группах уроки физической культуры проводились 3 раза в неделю по 40 минут. Дети контрольной группы занимались в соответствии с существующей программой. Экспериментальная группа, согласно разработанному нами сценарию, 1 раз в неделю (на третьем уроке физической культуры) готовилась к празднику, посвященному Олимпийским играм в Лондоне. Структура репетиционного урока соответствовала общепринятым нормам: 5-7 минут составляла разминка, 25-30 минут – основная часть урока (разучивание, отработка, совершенствование), 3-5 минут – заключительная часть. За время эксперимента участники разучили и отработали 5 композиций, перестроения во время праздника, выходы и уходы со школьного стадиона.

Методика применения средств массовых спортивно-художественных представлений разрабатывалась с учетом возможности ее использования на уроках физической культуры. В связи с этим ее содержание было максимально взаимосвязано с основным учебным материалом, определяемым действующими программами физической культуры для общеобразовательных учреждений.

Результаты исследования и их обсуждение

Для определения возможности повышения интереса детей к урокам физической культуры посредством проведения массовых спортивно-художественных представлений использовался тест, характеризующий САН (самочувствие, активность, настроение).

Испытуемые обеих групп до и после эксперимента в начале и конце урока оценивали своё психо-функциональное состояние по 5-балльной шкале в специально разработанной карте самоконтроля [2].

За учебный год каждый исследуемый ребенок (n= 84) пропустил в среднем 12,64 занятия по физической культуре. Это составляет 8,1% от общего числа уроков по данному предмету. Из них по болезни - лишь 62% от общего числа. Это свидетельствует о том, что 38% пропусков связаны с другими факторами, не зависящими от состояния здоровья.

В начале педагогического эксперимента мы проанализировали корреляционную зависимость между показателями САН и количеством пропусков уроков физической культуры за учебный год.

Результаты представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1: Корреляционная зависимость показателей САН и пропусков уроков по физической культуре до эксперимента, n= 84

(А) - до урока, (Б) - после урока

Полученные данные свидетельствуют о том, что показатели САН находятся в обратной зависимости от количества пропусков уроков по физической культуре. Это дает нам основание предположить, что использование средств и методов подготовки массовых выступлений будет способствовать повышению заинтересованности детей к двигательной активности, и тем самым позволит улучшить посещаемость уроков.

Результаты тестирования показателей САН контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента, зафиксированных до и после урока, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели САН в начале эксперимента (контрольная группа, n= 41; экспериментальная группа, n= 43)

Статистические

показатели

Самочувствие

Активность

Настроение

до

урока

после урока

до

урока

после урока

до

урока

после урока

 

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

4.43

4.43

4,49

4.31

4.4

4.43

4,31

4.4

4.43

4.4

4.29

4.31

Х-критерий Ван-дер-Вардена

0.06

4,38

0.04

0.25

0.74

0.52

P

> 0.05

> 0.05

> 0.05

> 0.05

> 0.05

> 0.05

Примечание: I- контрольная группа; II- опытная группа

Полученные данные свидетельствуют о том, что состояние самочувствия, активности и настроения у школьников до урока физической культуры, так же как и после его окончания, в начале эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отличались незначительно (p>0,05).

Из таблицы видно, что показатель самочувствия в контрольной группе после урока снизился на 1%, в экспериментальной – на 3%. Баллы, поставленные школьниками при оценке своей активности, снизились на 2,5% и 2% в контрольной и экспериментальной группах соответственно. Показатель настроения в контрольной группе до урока составлял 4,43%, после – на 5% меньше. Дети, входившие в экспериментальную группу, оценили свое настроение после урока в среднем на 4,31 балла, что говорит о снижении этого показателя на 3% .

Отмеченные обстоятельства указывают на то, что после стандартного урока по физической культуре у всех детей 9-11 лет снизились все 3 показателя психо-функционального состояния. Это свидетельствует о необходимости совершенствования процесса физического воспитания у школьников младших классов.

Особенностью занятий в экспериментальной группе явилось то, что школьники разучивали массовые упражнения, которые были подчинены единой теме, объединены общим драматургическим сюжетом и представляли собой целое заключительное действие.

С целью проверки эффективности разработанной нами методики в конце учебного года было проведено повторное тестирование (таблица 2).

Таблица 2

Показатели САН после эксперимента (контрольная группа, n= 41; экспериментальная группа, n= 43)

Статистические

показатели

Самочувствие

Активность

Настроение

до

урока

после урока

до

урока

после урока

до

урока

после урока

 

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

4.46

4.6

4,43

4.57

4.37

4.57

4,37

4.69

4.49

4.51

4.37

4.71

Х-критерий Ван-дер-Вардена

3,89

2,47

4,32

7,9

1,29

8,97

P

> 0.05

> 0.05

> 0.05

< 0.05

> 0.05

< 0.01

Примечание: I- контрольная группа; II- опытная группа

Полученные данные свидетельствуют, что средние величины показателей САН до урока после завершения эксперимента в обеих группах отличаются незначительно (p>0,05).

Из таблицы видно, что показатели самочувствия и настроения в контрольной группе после урока снизились, а средний балл, поставленный при оценке активности, остался без изменений.

Баллы, поставленные школьниками экспериментальной группы при оценке своего самочувствия, снизились на 1%, а показатели активности и настроения увеличились на 5% и 9,5% соответственно.

Средний балл, поставленный школьниками при оценке своего самочувствия после урока, составил 4,43 в контрольной и 4,57 в экспериментальной группе, что статистически не достоверно (p>0,05). Средний показатель активности (р< 0.05) и настроения (р< 0.01) после урока в экспериментальной группе улучшился статистически значимо.

Таким образом, можно предположить, что организация урока физической культуры в форме подготовки к спортивному массовому театрализованному представлению позволяет повысить интерес к занятиям по физической культуре, тем самым улучшая их двигательную активность, и этим, на наш взгляд, улучшая их физическую подготовленность.

В конце педагогического эксперимента было проанализировано количество пропусков уроков по физической культуре за два учебных года: предшествующий проведению эксперимента, и сразу после него. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели пропусков занятий школьниками в контрольной и экспериментальной группах, M±m

Группы

Контрольная группа (n=41)

Экспериментальная группа (n=43)

t

Достоверность

До эксперимента

12,09±0,98

10,98±0,79

0,88

> 0.05

После эксперимента

12,54±1,33

8,16±0,84

2,78

< 0.01

Учащиеся 3-4 классов МОУ «Гимназия № 14», входившие в контрольную группу, на 4% увеличили количество пропусков занятий по физической культуре. Экспериментальная группа, наоборот, в среднем на 25,7% стала реже пропускать уроки по данному предмету.

Из таблицы видно, что достоверно (р< 0.01) снизилось количество пропусков в экспериментальной группе по сравнению с контрольной за учебный год, когда проходил педагогический эксперимент, что свидетельствует о повышении интереса детей к занятиям по физической культуре.

Проведенное исследование подтвердило предположение о возможности повышения интереса детей к урокам физической культуры посредством проведения массовых спортивно-художественных представлений, тем самым активизируя их двигательную подготовку.

Заключение

Хорошо организованный спортивный праздник, к которому относится массовое спортивно-художественное представление, оставляет глубокие и яркие впечатления о красоте сочетания музыки и движений, о способностях людей владеть своим телом, об умениях большого количества участников выполнять синхронно физические упражнения.

Таким образом, можно предположить, что организация урока физической культуры в форме подготовки к спортивному театрализованному представлению позволяет повысить интерес школьников к занятиям по физической культуре, тем самым мобилизуя их двигательную активность, способствующую улучшению физической подготовленности.

Рецензенты:

Анцыперов Владимир Викторович, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.

Фомина Наталья Александровна, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Минниханова Д.И. МАССОВЫЕ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9460 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674