Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТЬ СУБКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКА

Ситникова Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Рассмотрено понятие субкультуры, обоснована его актуальность в контексте взаимодействия семьи и школы. Сформулировано определение понятия «субкультурная грамотность», понимаемое нами как интегративное личностное качество, характеризующееся системной культурологической и социологической информацией, ценностным отношением субъекта к различным культурным проявлениям, активной познавательной деятельностью в сфере современной культуры, обеспечивающее базу для формирования социокультурной компетенции подростка. Выявлены и описаны функции субкультурной грамотности подростка: познавательная функция (систематизация информации об особенностях и специфике различных субкультур), регулятивно-поведенческая функция (система норм и требований к взаимоотношениям представителей субкультур друг с другом и остальными членами социума), ценностная функция (формирования собственного суждения о нормах, ценностях и эстетике любой субкультуры), ориентационная функция (способность самостоятельно выстраивать социальные отношения с субкультурными явлениями). Выявлены и описаны компоненты субкультурной грамотности подростка: информационный компонент, нормативный компонент, мотивационный компонент и деятельностный компонент. Установлена логическая взаимосвязь функций и компонентов.
функция
компонент
субкультурная грамотность
субкультура
подростки
1. Власюк И. В. Взаимодействие семьи и школы как фактор самореализации подростка // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: монография: в 2 т./ сост. и науч. ред. В. Г. Рындак / И. В. Власюк. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – 308 с.
2. Власюк И. В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: монография / И. В. Власюк. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – 380 с.
3. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей РФ и защиты их нравственности (проект). Ч.II: Описание проектов федеральных законов и других нормативных актов, необходимость принятия которых обусловлена настоящей концепцией. – М.,2008. – С.278-280.
4. Мосиенко Л. В. Молодежная субкультура: категория и реальность / Л. В. Мосиенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – №1 (65).
5. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для суд. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 132.

Наиболее значимой задачей современной гуманитарной модели общего образования как в личностном, так и в социальном аспектах является создание условий для самоопределения, самоидентификации, самореализации растущего человека и обретение им определенной культурной ниши в новых реалиях жизни современного общества. Реализация современных образовательных целей невозможна без личностной идентификации «Кто Я?», «Что Я собой представляю?», что особенно важно в подростковом возрасте, когда происходят физические, интеллектуальные, духовно-нравствен­ные и ценностные изменения в структуре личности уже на ступени школы.

Гармонизация отношений образовательного учреждения и семьи являются одним из приоритетных направлений социально-педагогической деятельности по созданию благоприятных условий формирования личности подростка и укрепления взаимодействия семьи и школы [2]. Это обусловлено, с одной стороны, снижением эффективности воспитательных воздействий на ребенка как школы, так и семьи, с другой - ­­процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся стереотипы в данной сфере [1].

Каждый подросток - это ищущая, бурно развивающаяся личность, однако его открытость и жажда новой деятельности нередко оборачивается против него самого. Очевидно, желая освободиться из-под родительской опеки и контроля со стороны старших, подрастающее поколение нередко выбирает площадкой для самореализации - субкультуру, среду сверстников, объединенных, в общем-то, своей незащищенностью и стремлением к самостоятельности, независимости.

Субкультура, по мнению А. В. Мудрика, «совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления, определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума)»[5, с. 132]. Субкультура, неразрывно связанная с существующей культурой общества, ориентирована на постоянный диалог, который может принимать формы «обновления культуры», «развития», «восстановления традиций», так и «противостояния», «разрушения». Будучи частью культуры вообще, субкультура сохраняет, транслирует социальный опыт, передавая его из поколения в поколение [4,с. 86].

Проведенный нами анализ и систематизация научно-педагогических знаний о феномене субкультуры позволил нам сделать вывод о том, что субкультура как педагогический феномен социально и психологически реальное, объективное, необходимое, неизбежное явление, занимающее свое специфическое место в процессе духовно-нравственного становления современного молодого человека. Данный феномен имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, ритуалы общения, символику. В целом, субкультура выступает для подростка в роли компенсаторных механизмов с сохранной рефлексией сознания, которые объединяются в группы в поисках своей идентичности.

Таким образом, с одной стороны, субкультура помогает подростку почувствовать независимость и проявить творческие способности (это формальные - детские клубы, школьные и внешкольные объединения, организации). Но с другой - субкультура, потенциально обладает негативными, девиантными, деструктивными чертами, под предлогом свободы выбора нередко транслирует противоречивые идеалы и ведет агрессивную пропаганду ложных ценностей (асоциальные, антисоциальные неформальные объединения).

Очевидно, в настоящее время остро стоит проблема формирования субкультурной грамотности подростка как базы для формирования социокультурной компетенции в контексте разработки научно-методического сопровождения реализации развивающего потенциала новых ФГОС общего образования, прежде всего, универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Исследование вопросов субкультурной грамотности подростка в изменившихся информационных, интеллектуальных и социальных реалиях пространства взросления молодого поколения и на различных этапах обучения продолжается не один десяток лет. Данная потребность находит отражение в проекте концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности (2008 г.), акцентирующей внимание в приложении № 9 на мерах государственного контроля и корректирующего влияния в области профилактики социаль­но негативных субкультур [3].

Однако и сегодня эти вопросы остаются сложными для исследования, сложилось очевидное противоречие между потребностью в формировании субкультурной грамотности подростка и недостаточной разработанностью педагогических аспектов осуществления этого процесса в школьном образовании, ориентирующим взрослеющего человека на систему положительных когнитивных, эмоционально-ценностных представлений о себе и адекватных им способов построения жизненных стратегий.

Исходя из анализа исследований данной проблемы (П.С. Гуревич, Н.Г. Багдасарян, Г.Ю.Беляев, И.К. Кучмаева, В.Т. Лисовский, Л.В. Мосиенко, А.В. Мудрик, Л.П. Макарова, В.В. Сафонова, С.А. Нечаев, Т.Б. Щипаньская и др.) и собственных выводов, субкультурную грамотность подростка мы понимаем как интегративное личностное качество, характеризующееся системной культурологической и социологической информацией, ценностным отношением субъекта к различным культурным проявлениям, активной познавательной деятельностью в сфере современной культуры, обеспечивающее базу для формирования социокультурной компетенции подростка.

Исходя из содержания понятия субкультурной грамотности и его специфики, мы определили функции субкультурной грамотности подростка как специфического компонента социокультурной компетентности: познавательная (систематизация информации об особенностях и специфике различных субкультур), регулятивно-поведенческая (система норм и требований к взаимоотношениям представителей субкультур друг с другом и остальными членами социума), ценностная (формирования собственного суждения о нормах, ценностях и эстетике любой субкультуры), ориентационная (способность самостоятельно выстраивать социальные отношения с субкультурными явлениями). Каждая функция отражает многообразие решения задач и подчеркивает многоаспектность содержания процесса субкультурной грамотности подростка. Рассмотрим выделенные нами функции подробнее.

Под познавательной функцией мы понимаем обогащение и систематизацию информации об особенностях и специфике различных субкультур. Реализация данной функции происходит через расширение культурного багажа подростка, а также избавление от ложных и стереотипных представлениях в области субкультур. Данная функция позволяет сформировать у подростка необходимые знания об особенностях и специфике как субкультуры в целом, так и ее разновидностях. Понимание процессов и предпосылок возникновения, различных субкультурных явлений не только повысит уровень эрудиции подростка, но и позволит ему в дальнейшем составлять грамотные суждения в этой области, лишенные стереотипов и предвзятого отношения.

Реализация данной функции позволяет отвлечь представителей субкультур от идеологических установок и сложившихся стереотипов, избегая назиданий и нравоучений. С другой стороны, познавательная функция способствует формированию толерантного отношения к представителям субкультур у подростка, не относящих себя к той или иной субкультурной группе. Знакомство с тонкостями эстетики и истории той или иной субкультуры заставляет подростка воспринимать данный феномен как культурное и социальное явление современности. Таким образом, данная функция является необходимым условием для реализации остальных функций, поскольку именно она обеспечивает формирование теоретической базы, на основе которой подросток может выбрать ценностные ориентиры в области субкультур.

Регулятивно-поведенческая функция субкультурной грамотности подростка проявляется в системе норм и требований ко всем представителям подростковой и молодежной среды, усложненной различными субкультурными образованиями. Главная задача регулятивно-поведенческой функции субкультурной грамотности подростка - поддержка социального равновесия в подростковой среде во избежание конфликтов, а также создание благоприятного психологического климата в неоднородном, с точки зрения субкультур, коллективе. Регулятивно-поведенческая (или нормативная) функция поддерживается такими находящимися в их структуре нормативными системами, как мораль, право, общепринятые нормы поведения и этикета.

Необходимо отметить, что реализация данной функции тесно взаимосвязана с реализацией познавательной функции и не представляется возможной без формирования у подростка определенного культурологического багажа. Объективные структурированные знания о различных субкультурах, вариативности их форм и предпосылок возникновения увеличивают шансы к адекватному, непредвзятому, лишенному излишней эмоциональной окраски восприятию представителей тех или иных субкультур.

Регулятивно-поведенческая функция субкультурной грамотности подростка имеет внешнюю и внутреннюю сферы реализации: в первом случае она призвана формировать толерантное отношение к представителям различных субкультур и обеспечивать коммуникацию между подростками, независимо от их субкультурной принадлежности; во втором - она нормирует поведение каждого представителя любой субкультурной группы в социуме.

Примером несформированности данного аспекта субкультурной грамотности и могут послужить конфликты между представителями различных субкультур, девиантное поведение некоторых представителей субкультур, также негативное отношение подростка, не входящих в какие-либо субкультурные группы к представителям той или иной субкультуры.

Реализация данной функции должна происходить не только на основе знания специфики и идеологии какой-либо субкультуры, но и на знакомстве с прецедентами взаимодействия представителей определенных субкультур, последствиями такого взаимодействия и возможными моделями поведения в данной ситуации.

Ценностная функция субкультурной грамотности подростка направлена на формирование такого опыта эмоционально-ценностного восприятия, который позволит подростку воспринимать субкультурные явления и продукты художественно-творческой деятельности представителей различных субкультур как часть общекультурного наследия. Реализация данной функции позволяет разрушить сложившиеся в обществе стереотипы как о заведомо негативном влиянии субкультуры на формирование личности, так и об идеализации норм и ценностей той или иной субкультуры. Таким образом, реализация функции формирования опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений культуры дает необходимые ориентиры для принятия подростком самостоятельных взвешенных решений относительно своей причастности к той или иной субкультурной группе, а так же формирования собственного суждения о нормах, ценностях и эстетике любой субкультуры.

Только опыт эмоционально-ценностного восприятия субкультурных явлений поможет подростку соотнести эстетику и философию субкультуры с общечеловеческими нормами морали и ценностями, а также с личным жизненным опытом.

В случае если данная функция субкультурной грамотности не реализуется, возможны некоторые искажения в восприятии подростками продуктов художественно-творческой деятельности представителей субкультур: от полного отрицания подобного творчества и негативного к нему отношения до развития дурного вкуса и слепого подражания кичу. Реализация ценностной функции субкультурной грамотности, напротив, позволяет подростку составлять грамотные суждения относительно эстетической ценности различных продуктов художественно-творческой деятельности и нравственности установок, аргументировано отстаивать свое мнение и осуществлять самостоятельный выбор подходящей ему эстетики и жизненной философии.

Ориентационная функция. Основным результатом реализации ориентационной функции можно назвать способность подростка совершать осознанный выбор в пользу определенной субкультуры или невступления ни в одну субкультуру вообще. Подрастающей личности необходимо четкое понимание того, что каждая субкультура обладает огромным потенциалом реализации творческих, коммуникативных и организаторских способностей человека, но в то же время содержит скрытую опасность подчинения определенному шаблону поведения. Реализация ориентационной функции подростка позволит ему соизмерять свои потребности с возможностями их удовлетворения той или иной субкультурой. Принцип «не попробуешь - не узнаешь» заменится на принцип осознанного выбора субкультурной группы, основанного на знании особенностей ее деятельности и способности этой деятельности удовлетворить интересы и потребности подростка.

Недостаточная реализация ориентационной функции может привести к следующим результатам: подросток слепо доверяется веянию моды и принимает все ценности, идеи и установки популярной на текущий момент времени субкультуры. И напротив - полностью закрывается от субкультурных влияний, ограничивая тем самым свою сферу интересов и круг общения.

Наряду с определенной автономией исследуемые функции предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Каждая функция отражает многообразие решения задач и подчеркивает многоаспектность содержания процесса субкультурной грамотности.

Описание функции, их понимание помогают выявить внутреннее содержание и структуру субкультурной грамотности подростка, представляющую собой взаимосвязанную и обусловленную функциями совокупность следующих компонентов: информационный, нормативный, мотивационный и деятельностный.

Информационный компонент включает в себя такие аспекты, как: знакомство с понятием «субкультура» в контексте социологии и культурологии, обращение к историческим корням данного явления; формирование представления о наиболее распространенных субкультурах XX и XXI веков, рассмотрение социальных, культурных, политических предпосылок их возникновения; знакомство с культурным и эстетическим наследием данных субкультур, рассмотрение продуктов художественно-творческой деятельности представителей данных субкультур и характерных стилистических особенностей такого творчества. Поиск корней этих стилистических особенностей в общемировом искусстве; формирование представления о влиянии деятельности представителей субкультуры на культуру в целом, рассмотрение характерных примеров такого влияния; знакомство с современными субкультурами и попытка построить прогнозы влияния данных субкультур на культуру в целом; формирование понимания субкультуры как динамического, находящегося в постоянном движении явления, а также формирование познавательного интереса к знакомству с новыми формами данного явления в будущем.

Нормативный компонент подразумевает формирование толерантного отношения к представителям различных субкультур, знание норм поведения в тех или иных субкультурах, умение проводить анализ внутренних порядков субкультур и их соотнесение с общественными нормами поведения. Данный компонент подразумевает под собой не только номинальное знание общепринятых норм поведения в обществе, но и владение базой прецедентов, наглядно демонстрирующих возможные последствия взаимодействия с представителями той или иной субкультуры, а также моделями поведения в подобных ситуациях.

Мотивационный компонент представляет собой сформированный опыт эмоционально-ценностного восприятия, который позволит подростку воспринимать субкультурные явления и продукты художественно-творческой деятельности представителей различных субкультур как часть общекультурного наследия. Мотивационный компонент подразумевает способность к самостоятельному анализу продуктов творчества субкультурных групп с опорой на основы культурологических и искусствоведческих знаний и грамотный отбор высоких образцов такого творчества.

Деятельностный компонент включает в себя способность подростка совершать осознанный выбор в пользу определенной субкультуры или невступления ни в одну субкультуру вообще. Этот компонент имеет особую значимость, т. к. подрастающей личности необходимо четкое понимание того, что каждая субкультура обладает огромным потенциалом реализации творческих, коммуникативных и организаторских способностей человека, но в то же время содержит скрытую опасность подчинения определенному шаблону поведения.

Таким образом, интеграция данных компонентов в функции ориентационной позволяет подростку определять специфику отношения к субкультуре, выбирать значимую информацию, которая выступит в качестве ориентира при определении вектора направленности социальной и творческой деятельности. Следовательно, эта функция наиболее полно определяет сущность субкультурной грамотности подростка.

В свете вышеизложенного приходим к выводу, что субкультурная грамотность представляет собой интегративное личностное качество, характеризующееся системной культурологической и социологической информацией, ценностным отношением субъекта к современным культурным явлениям, активной социальной позицией, обеспечивающее базу для формирования социокультурной компетентности подростка; осуществляется через реализацию функций: познавательную, регулятивно-поведенческую, ценностную, ориентационную, и включает в себя информационный, нормативный, мотивационный и деятельный компоненты.

Определение содержания, функций и структуры субкультурной грамотности подростка как социально-педагогической цели взаимодействия семьи и школы служит ориентиром для разработки модели её формирования.

Рецензенты:

Борытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.

Столярчук Людмила Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Ситникова Е.Н. СУЩНОСТЬ СУБКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9486 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674