Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЛОСОФИЯ ГЕНДЕРОЛОГИИ: ГЕНДЕРНОЕ ПОЗНАНИЕ И ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА

Гульбин Г.К. 1
1 Национальный исследовательскийТомский политехнический университет
Статья посвящена актуальной теме современного социально-научного изучения. Значительный научный интерес представляет изучение философии гендерологии в плане рассмотрения социокультурных основ женского вопроса и мужских проблем. Для решения практических задач гендерных программ, гендерных действий в духе равенства полов полезна разработка мер поддержки материнства, отцовства, семьи, родительства и детства. Представленные в статье проработки теоретических положений гендерологии полезны для теории и практики гендерной деятельности. Междисциплинарное исследование, предпринятое в данной работе, соединяет материалы философии, гендерологии, методологии гендерологии и теории культуры. Междисциплинарное исследование позволяет уточнять конкретные гендерные данные. Использование теоретического гендерного материала позволяет конкретизировать вопросы гендерного развития общества, сделать обращенность к проблемам современной России более аргументированной. В статье излагаются идеи методологического исследования, посвященные: определению взаимосвязи гендерного познания и гендерной культуры, гендерных понятий в аспекте связи с гендерными социумами. Рассматриваются взаимосвязь гендерного познания и гендерной культуры общества. Уточняются понятия "гендерная культура", "диффузия гендерных культур", "формы гендерного чувственного познания", "формы рационального гендерного познания". В статье раскрывает содержание понятия «гендерные ценности», характеризует взаимосвязь гендерного познания и гендерной культуры в развитии личности. Обосновывается и указана базовая возможность единства человечества в истории цивилизации.
философия гендерологии
гендерная культура
диффузия гендерных ценностей
гендерные ценности
1. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
2. Гульбин Г. К. Об определении, основных частях и проблемах философии гендерологии // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3; URL: www. science-education. ru / 103 - 6381 (дата обращения 05.03.2013).
3. Гульбин Г. К. Философия гендерологии и методологии // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6; URL: www. science-education. ru / 106 - 7895 (дата обращения 05.03.2013).
4. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. – М.: ОГИ, 1999. – С.16-18.
5. Сажина Л. В. Динамика гендерных культур (на примере российского и западного социумов): дис. ... д-ра социол. наук. – Ростов н/Д., 2008. – С. 190-192.
6. Сажина Л. В. Интенсификация процесса взаимопроникновения мировых культур // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007. – № 1. – С.32-35.
7. Сажина Л. В. Современная гендерная культура: кросскультурный анализ брачно-семейного сегмента. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ ПИ, 2007. – 158 с.
8. Франц Боас. Эволюция или диффузия? // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 347.

В современных социальных науках усиливается тенденция исследования теоретических оснований взаимосвязи человека как родового существа, общества и природы, исторической эволюции гендерных основ, аспектов гендерного анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на жизнедеятельность полов и их статусы. Философия гендерологии полезна для решения проблем гендерологии и ее исследований, гендерологии как науки, стремящейся к улучшению статусов полов. Философия гендерологии может быть определена как рациональное критическое мышление о пути человека как субъекта гендера во Вселенной, природе гендера во Вселенной, постижении истины [2].

Гендерные проблемы имеют много аспектов проблематизации. Существует множество ценностно и культурно ориентированных проблем отцов, семей, матерей, детей, родителей в сфере познания и жизни в целом. Они взаимосвязаны и для их решения полезен медждисциплинарный подход. Междисциплинарное исследование в социальных науках традиционное в деле освоения проблем теории культуры, изучения свободной личности. Уже родоначальник социальной антропологии Б. Малиновский научным исследованием культуры называл учение, предполагающее знание наук о человеке вообще [4]. Философия гендерологии указывает на свободное развитие личности как сохраняющее самостоятельность выбора собственной индивидуальности и собственной духовной активности. В этом процессе гендерная культура человека становится условием формирования духовности в межличностном общении: производственном, семейном, интернациональном, национальном, профессиональном и т.д. Зарубежные авторы настойчиво отстаивают традиционные ценности гендерной культуры, имея в виду личностное развитие граждан. Этика и ее изучение охватывает большую часть тематики гендерных исследовательских центров Великобритании. О прогрессе гендерной личности высказывается социальный ученый Ш. Берн [1].

Целью настоящей статьи является изучение особенностей гендерного познания, преимущественно в плане его опосредованности гендерной культурой. Философия гендерологии способствует развитию гендерного равенства и стабилизации гендерных норм в семье и обществе. Это семейные проблемы, материнства, отцовства, родительства, детства в развитии этих социумов, которые имеют ярко выраженные культурный и познавательный аспекты их проявления.

Возможности и границы гендерного познания, процесс постижения истины изучается в теории познания философии гендерологии. Процесс гендерного познания есть особая форма духовной и предметно-практической деятельности. Гендерное познание характеризует процесс освоения, сохранения, развития и уточнения гендерных знаний. Изучение гендерной реальности является целью гендерного познания. В истории гендерного познания прослеживается его социокультурная связь с экономическим разделением труда, гендерными формами собственности, образованием, здравоохранением, политикой и другими формами деятельности.

Уровень развития гендерной культуры неотделим от социального существования цивилизаций. Экономика, материальное производство, уровень жизни во многом определяют гендерную культурную жизнь общества и личности в прошлом и современности. Поэтому вопросы гендерной культуры являются заметной частью исследований в гендерологии и ее философии. Гендерная культура является социальной конструкцией пола, отличающей поведение и жизнь человека от природных биологических форм поведения и жизни животного мира. В этом аспекте гендерная культура есть часть процесса культурных преобразований в жизни людей. В зрелом нравственном, мировоззренческом и эмоционально-волевом развитии представителя пола как личности процесс обретения гендерных норм и ценностей внутренне необходим, имеет существенное значение.

Вопросы культуры полов, жизни полов имеют длительную историю в истории цивилизации и науки. Заметной страницей в ней является вопрос диффузии культуры полов. У этого вопроса много граней. Диффузия культур есть предмет научного интереса ученых прошлого и современности. С формированием социальной антропологии в конце 19 – начале 20 века ускорилось научное исследование семейно-брачных аспектов культуры народов и сексуальной жизни различных обществ. Позитивистские учения о цивилизации осваивали точные методы, добивались определенности в результатах изучения диффузии, контактов, переноса, заимствования семейных культур народов мира. Вывод о двух культурах полов обобщил Ф. Боас. Древние типы семейно-родственных групп тяготеют к двум, "фундаментально различным формам, наблюдаемым на разных участках периферии", – материнской и отцовской семье и системе родства в истории цивилизации народов мира [8]. В России гендерная диффузия рассматривается в аспекте лингвистически –коммуникативного фактора гендерных отношений [5–7]. Модели и уникальные образцы распространения гендерных культур обусловлены творчеством в жизни полов. Именно в гендерных культурах обнаруживают себя монолитные социальные процессы, родительские, семейные, брачные союзы, придающие стабильность обществу в прошлом и современности.

Гендерное познание опосредованно гендерной культурной диффузией. Гендерная культурная диффузия – производство гендерных артефактов через институты культуры собственных социальных организаций в контакте с представителем противоположного пола или гендерной социальной общностью – отличается взаимопроникновением и взаимодействием гендерных артефактов субъектов, участников контакта. Заметной частью распространения гендерных культур в процессе гендерной культурной диффузии является распространение части гендерных материальных и духовных ценностей одного гендерного социума в другом или других гендерных социумах с собственным или собственными наборами гендерных материальных и духовных ценностей. Итак, гендерные культуры – это неотъемлемые компоненты познания и жизни общества и человека. Процесс гендерного познания представлен интеллектуальным, эмоционально-чувственным, физическим (биологическим), мотивационным аспектами и необходимо опосредован гендерными культурами в семье, обществе, на предприятии. В процессе интеллектуального освоения мира формирование гендерной культуры личности опосредовано самосознающим разумом. Процесс гендерного познания представлен интеллектуальным развитием личности, требует развитого мировоззрения представителей полов. Гендерные знания формируются в гуще общественной, семейной жизни и на производстве. Практическим источником гендерных знаний являются семейная, родительская жизнедеятельность, материнство, отцовство, детство. В этих социумах формируются гендерные понятия, гендерные суждения, гендерные умозаключения.

Гендерные понятия есть мысль о существенных сторонах гендерного бытия. Выражается в форме словосочетания – близкие родственники – или отдельного слова – прабабушка и т. п. Гендерные суждения есть мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Выражаются в форме предложений. Гендерные умозаключения есть вид гендерного рационального познания, представленный двумя или более гендерными суждениями и произведенным из них выводным знанием. Теоретический уровень гендерных знаний объединяет системные, подтверждаемые практикой проверяемые гендерные знания. Этот вид знаний наиболее полезен в решении наиболее общих и актуальных проблем гендерных социумов.

Процесс гендерного познания присущ эмоционально-чувственному развитию личности. Гендерные отношения и гендерные действия опосредованы специфичными чувствами: гендерными ощущениями, гендерными восприятиями и гендерными представлениями как видами чувственного познания полов. Гендерные ощущения есть вид психологических актов, возникающих в гендерном социуме благодаря органам чувств: материнская нежность, родительская ласка и др. Гендерные восприятия представлены образом, формирующимся в психике гендерного субъекта в непосредственном контакте с явлением окружающего мира. Например, детская в доме родителей предстает в психике ребенка в виде мысленных образов и является гендерным восприятием. Гендерные восприятия, закрепленные в памяти и извлекаемые из нее в процессе гендерного познания, есть гендерные представления. Гендерные представления о гендерном явлении могут возникать вне непосредственного контакта с этим явлением. Образ родительского дома в любом месте проживания субъекта предстает в его памяти как гендерное представление.

Гендерные восприятия и гендерные представления заметно опосредованы биологическими психологическими процессами и явлениями в жизни субъектов. Процесс гендерного познания зависит от физических (биологических) свойств и качеств личности. Это могут быть красота, физическая сила, выносливость, другие физические данные и характеристики тела представителя пола. Гендерное познание необходимо вовлекает эмоционально-чувственную сферу личности.

Процесс гендерного познания представлен мотивационным аспектом. Мотивация гендерного субъекта преломляется перспективными гендерными ценностями и увлекает его к позитивной гендерной деятельности. В биархатной реальности – к гендерной свободе, гармонии полов в жизни семьи, обществе, на производстве. Гендерные социально формируемые ценности как источники индивидуальной мотивации – это преломляемые через индивидуальную жизнедеятельность того или иного представителя пола ценности социального формата. Выражением свободного развития культурной личности служит осознанное формирование потребностей в гендерных духовных ценностях – нравственных, мировоззренческих, политических, экономических, эстетических и других. Гендерные ценности как произведения материальной и духовной культуры (от этических и эстетических до произведений массового потребления) предстают в объективизированной форме в виде материальных и духовных ценностей культуры полов, либо в виде поступков представителей полов, конкретной деятельности по воплощению гендерных ценностных идеалов.

Материальные и духовные гендерные ценности широко распространены в жизни полов, входят в материальную и духовную сферу людей. Гендерной духовной культуре принадлежат гендерная нравственность, гендерная философия, гендерное образование, гендерное искусство, гендерная наука, гендерное право, гендерная ментальность, гендерная религия, гендерная совокупность знаний, форм и методов мышления, способы деятельности по созданию духовных и материальных ценностей. Конечно, ценности гендерной духовной культуры как ценности социальные, преломляясь в индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности. Вместе с тем, в гендерной культуре в связи с общественным развитием осуществляется культурный рост представителей полов как личностей. Как и другие виды культур, гендерная духовная и материальная культуры обретают ценность в соотнесении их с субъектом. Эти гендерные виды культур обретают ценностное пространство в деятельности ее творца-человека.

Гендерная материальная и духовная культуры женщин и мужчин имеют общие и специфические черты, влияющие на гендерное познание. Это гендерные ценности, объективизированные в произведениях материальной и духовной культуры материнства или отцовства. Это гендерные ценности, объективизированные в материальной и духовной культуре родительства, семьи, детства. Это гендерные ценности, субъективизированные в гендерной культуре материнства или отцовства. Это гендерные ценности, субъективизированные в гендерной культуре родительства, семьи, детства.

Социокультурный аспект их представленности в жизни полов очевиден. Например, социокультурный аспект мотивации представителя пола представлен в гендерных социально формируемых ценностях как источнике мотивации индивида. Гендерные социально формируемые ценности как источники индивидуальной мотивации – это преломляемые через индивидуальную жизнедеятельность того или иного представителя пола ценности социального формата. Выражением свободного развития культурной личности служит осознанное формирование потребностей в гендерных духовных ценностях – нравственных, мировоззренческих, политических, экономических, эстетических и других. Ценности социальные, преломляясь в индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности. Личности присущ определенный набор гендерных материальных и духовных ценностей. Как и в общекультурном формате, человек способен эффективно изменить собственную жизнь творчеством, превращая гендерную культуру в творчество, создавая улучшаемые формы гендерного существования, превосходящие предшествующие. Постоянное гендерное духовное усилие отличает существование культурного человека как представителя пола. Гендерные духовные потребности – внутренние побуждения человека к духовному творчеству – необходимый элемент повышения гендерной духовной культуры и выработки гендерных духовных ценностей. Гендерные духовные потребности есть внутренние побуждения к духовному творчеству, осознаются и опосредованы сознанием человека как представителя пола. Имеют огромное значение в деле педагогического образования [3].

Далее, конструируя духовные ценности, личность новаторски формирует основы материальных гендерных ценностей. Имеют универсальный характер. Гендерные общечеловеческие ценности воплощают общественные идеалы всего человечества и являются необходимо всеобщими. Истины любви, красота в жизни представителей различных полов, их счастье – примеры общечеловеческих гендерных ценностей. Исторически первыми являются гендерные ценности дописьменных цивилизаций древних и современных народов. Наиболее перспективной универсальной ценностью, конкретизирующейся в современной жизни человечества, является биархат, норма равенства жизни полов.

Выводы философии гендерологии подтверждают идеи закономерной связи гендерного познания, гендерной культуры и развития общества. Не существует гендерных культур без общества, как нет гармонии общества без гендерных культур: люди необходимо усваивают гендерные знания, позволющие им вступать в гендерные действия и гендерные отношения. Гендерные культуры реализуются исторически, опираясь на могучий потенциал материальных и духовных ценностей, выработанных представителями полов в прошлом и современности. Сочетание многих культур в культуре полов является заметной особенностью гендерной культуры материнства, отцовства, семьи, детства, родительства. Выражением свободного развития культурной личности служит осознанное формирование потребностей в гендерных духовных ценностях – нравственных, мировоззренческих, эстетических и других. Мировой процесс развития гендерных ценностей реально присутствует в развитии культуры разных народов мира и общественной жизни народов мира. Возможно единство общекультурного развития человечества в процессе развития общечеловеческих гендерных ценностей, заботы о материнстве, семье, детстве, отцовстве и родительстве. Мир – единая семья – одна из самых древних и замечательных идей мыслителей прошлого и современности, не теряет своей привлекательности в истории цивилизации.

Рецензенты:

Лукьянова Наталия Александровна, д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Коробейникова Лариса Александровна, д.филос.н., профессор кафедры теории и истории культуры Института искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.

 


Библиографическая ссылка

Гульбин Г.К. ФИЛОСОФИЯ ГЕНДЕРОЛОГИИ: ГЕНДЕРНОЕ ПОЗНАНИЕ И ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9651 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674