Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ТАТАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В ХХ И В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

Гайсин И. Т. 1 Гайсин Р. И. 1
1 ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Целью данной статьи является анализ развития экономической географии в процессе исторического реформирования высшего педагогического образования Республики Татарстан: Восточный педагогический институт – Казанский государственный педагогический институт – Казанский государственный педагогический университет – Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Авторами использован метод ретроспективного анализа научной деятельности профессоров Казанского университета (Н.-Б. З. Векслина, Н. Н. Воробьёва, А. М. Трофимова), профессоров ТГГПУ (Р. А. Дулаевой, А. Г. Мусина, И. Т. Гайсина, М. Р. Мустафина), доцентов З. А. Бурлянд, И. Н. Александрова, Е. В. Михайличенко, Н. М. Биктимирова и других, внёсших значительный вклад в развитие географического образования в системе высшего педагогического образования Республики Татарстан. Выделены основные этапы и направления профессионального содружества учёных КГУ и КГПИ, связанные с реализацией приоритетов географического образования – политехнического обучения, компьютеризации, регионализации, экологизации содержания географического образования и предопределившие развитие экономической географии в системе высшего педагогического образования в ХХ и в начале ХХI века.
краеведение
экономическая и социальная география
развитие
методика обучения географии
политехническое обучение
компьютеризация учебного процесса
экологизация
кафедра
факультет
институт
университет
1. Архив КГПУ дело №2164. оп.39 на 78 л.
2. Бурлянд З. А. История географического факультета и кафедры географии КГПИ / З. А. Бурлянд, В. С. Заслоновский // Вопросы географии и геологии. Ученые записки: Сб. 5. – Казань: КГПИ, 1970. – С.3-23.
3. Бурлянд З. А. География / З. А. Бурлянд, Ю. В. Бабанов // Научные исследования Казанского государственного педагогического института. – Казань: КГПИ, 1976. – С.78-82.
4. Гайсин Р. И. Становление и развитие географического образования в вузах Республики Татарстан / Р. И. Гайсин // Образование и самообразование. – 2009. – № 1 (11). – С. 224-230.
5. Степин А. Г. Прошлое и настоящее экономической географии в Казанском федеральном университете: Учебное пособие / Под ред. проф. Рубцова В. А. – Казань, 2012. – 114 с.
6. Тайсин А. С. Научно-исследовательская деятельность на кафедрах географии / А. С. Тайсин, И. Т. Гайсин, Э. М. Хакимов // Вестник ТГГПУ. – 2006. – № 6. – С.64-70.

Географическое образование в стенах Восточного педагогического института (ВПИ) осуществляется с начала двадцатых годов ХХ века. В эти годы учебные планы и программы в вузах создавались на местах самими преподавателями. В 1921/22 годах в учебный план дисциплин географического цикла Восточного педагогического института был включен предмет «Экономическая география России». С 1924/25 учебного года географическая секция переводится на общественно-экономическое отделение института. В связи с этим учебные планы изменяются, расширяется перечень экономико-географических дисциплин. Вводятся такие курсы, как электрификация СССР, статистика, СССР в системе мирового хозяйства, страноведение, специализация географического района, географическое изучение города, организация краеведческой работы в школе и вне школы и др.

По мнению З. А. Бурлянд, усиление экономико-географической части учебного плана имело свои положительные стороны, так как отвечало запросам восстанавливающейся экономики страны, однако, преподавание экономико-географических дисциплин не было обеспечено квалифицированными научными кадрами, как преподавание дисциплин физико-географического цикла [2,3].

Поэтому в эти годы руководство института начинает вести работу по подбору квалифицированных педагогических кадров, в том числе и из числа студентов старших курсов и выпускников института. Студент четвертого курса отделения географии и биологии Н.-Б. З. Векслин начинает вести практические занятия по экономической географии.

В 1923 году он успешно окончил Восточный педагогический институт с дипломом географа и был оставлен в институте в качестве профессорского стипендиата, работал преподавателем экономической географии до 1925 года. В 1923 году он был также утвержден Главпрофобром Наркомпроса РСФСР и научным сотрудником КГУ по курсу «Методика географии» [3,5].

Интенсивная научная работа Н.-Б. З. Векслина по экономико-географической тематике началась во время обучения в аспирантуре в Казанском университете, научным руководителем был профессор Н. В. Сементовский. По мнению А. Г. Степина, «начиная с первой половины 20-х годов, основное внимание в научных исследованиях Н.-Б. З. Векслин уделял проблемам изучения краевого хозяйства, переходного районирования субъектов федерального устройства, краеведению» [5]. Далее он переходит в КГУ и одновременно продолжает работать на кафедре географии по совместительству. В декабре 1926 года Государственный ученый совет РСФСР утверждает Н.-Б. З. Векслина доцентом Казанского государственного университета по экономической географии. В этом же году под его руководством издается «Экономико-географический атлас Татарской АССР». Со студенческих лет он занимался изучением географических предпосылок развития народного хозяйства республики и изучением районов ТАССР. В результате в 1930 году в КГУ вышли его работы «Изучение Татарстана за 10 лет (1920–1930)», «Районы Татарстана». В эти годы у Н.-Б. З. Векслина в качестве ассистента по экономической географии работала выпускница Восточно-педагогического института З. А. Бурлянд [1].

В 1928 году во всех педагогических вузах и университетах РСФСР закрываются кафедры географии, кроме Московского, Ленинградского, Казанского, Томского университетов. Географические дисциплины педагогического института остаются в качестве неосновных лишь на некоторых отделениях. Поэтому экономическая география СССР остается только на общественно-экономическом отделении. Из числа преподавателей-совместителей в ВПИ остаются доцент И. Ф. Победоносцев по экономической географии и статистике, доцент Н.-Б. З. Векслин по экономической географии Татарской республики и доцент Н. И. Воробьев по этнографии татарского народа [2].

16 мая 1934 года в печати было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании географии в начальной и средней школе. Данное постановление сыграло большую роль в улучшении качества преподавания географии в школе и оказало благоприятное влияние на развитие географической науки в педагогических вузах, в том числе и на развитие экономической географии.

В 1934 году из состава естественного факультета КГПИ выделяется самостоятельный географический факультет, и с 1934 по 1944 год деканом данного факультета работал профессор Н. И. Воробьев. В эти годы экономическую географию на географическом факультете читал преподаватель кафедры экономики Б. Ш. Загиров. По предложению декана географического факультета Н. И. Воробьева с 1935/36 учебного года дисциплина экономическая география была переведена на кафедру географии.

С 1 сентября 1936 года в штат кафедры географии была зачислена старший преподаватель З. А. Бурлянд, она читала лекции и вела практические занятия по экономической географии зарубежных стран. А до этого она по совместительству читала курс экономической географии на десятимесячных курсах по подготовке учителей географии. С 1 сентября 1937 года в штат кафедры также был зачислен доцент И. Ф. Победоносцев, читавший курс экономической географии СССР вместо Б.Ш. Загирова, переведенного на должность заведующего кабинетом географии.

В 1945 году Н. И. Воробьев в институте этнографии Академии наук успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Казанские татары». С 1946 года он уходит из института в институт истории Казанского филиала Академии наук и продолжает работать на кафедре географии КГПИ по совместительству, читая курс этнографии.

В эти годы на географическом факультете большое внимание уделялось проблемам политехнического обучения. Преподавателями И. Н. Александровым, И. В. Гороховым, А. С. Тайсиным, И. В. Фафуриной были написаны и опубликованы статьи, посвященные политехнизации курсов землеведения, картографии и топографии, экономической географии. В 1958 году доцентом А. С. Захаровым издается методическое пособие «Производственно-политехнические экскурсии по географии в школах города Казани».

На кафедре географии ежегодно издавались сборники научных трудов «Вопросы географии и геологии», где регулярно печатались статьи преподавателей о результатах своих научных работ. Так, в сборнике № 3 «Вопросы геологии, географии и краеведения» (1966 г.) были напечатаны работы З. А. Бурлянд «Поволжье. Экономико-географическая характеристика», И. В. Горохова «Основные особенности городских поселений Северо-Востока Татарской АССР». В сборнике № 4 «Вопросы географии и геологии» (1967 г.) работы: З. А. Бурлянд «Развитие промышленности Татарской АССР», И. В. Горохова «К истории формирования территории и административного состава Северо-Востока Татарской АССР», С. П. Никонорова, И. В. Горохова «Некоторые особенности перспективного развития промышленных центров Северо-Востока Татарии» и др. [4,6].

С 1981 года на кафедре начинает работать доцент (позднее профессор) Р. А. Дулаева, она вела курсы по экономической географии СССР, географии населения мира, экономической и социальной географии Татарстана и с 1989 года работала заведующей кафедрой экономической и социальной географии КГПИ. Результаты исследования профессора Р. А. Дулаевой представлены многочисленными публикациями, в том числе монографиями и учебными пособиями по экономической географии Российской Федерации, Северной Осетии, Республики Татарстан.

Профессор Р. А. Дулаева долгие годы занималась изучением географических аспектов экономического и социального развития промышленных узлов. В ее монографии «Планирование и прогнозирование развития промышленных узлов» (1984) углублены теоретико-методологические основы экономико-географического исследования промышленных узлов в целях совершенствования управления их развитием; обоснованы методы их прогнозирования; предложены некоторые подходы к изучению межрайонных связей исследуемых объектов, разработана методика экономического и социального планирования, развития промышленных узлов в отраслевом и территориальном аспектах. Р. А. Дулаевой были предложены принципы перехода на рыночные методы хозяйствования Казанского промышленного узла, разработаны картосхемы структуры, специализации, типизации и межрайонных связей промышленных узлов. На основе исследования опыта зарубежных стран и СССР была создана программа и разработаны основные подходы по формированию предприятия «Татлестоппром» Татарстана, созданы элементы АСУ – отрасль и информационно-диспетчерская система управления ею в 80-х годах ХХ века [4,6].

Р. А. Дулаевой были изданы учебные пособия: «Географические аспекты развития промышленных узлов экономических районов» (1990), «Религии мира» (2005), учебное пособие для студентов экономических и педагогических вузов «Экономическая и социальная география Республики Татарстан» в двух томах (2009), монография «Татары на планете Земля» (2002) и др.

При кафедре со дня её основания под руководством Р. А. Дулаевой в конце 80-х годов был открыт один из первых в педагогическом институте компьютерных классов для проведения практических занятий по предметам экономико-географического цикла, а также для обучения студентов компьютерной грамотности и в целях обучения методике применения ПЭВМ в преподавании географии. Такой класс был открыт лишь на естественно-географическом факультете КГПИ. С помощью компьютеров преподаватели О. Н. Гриссик, Е. Е. Иванова, М. Р. Мустафин, Е. В. Михайличенко проводили практические занятия по экономической и социальной географии России и стран СНГ, экономической и социальной географии зарубежных стран, экономической географии Республики Татарстан, а также принимали зачеты и экзамены. Преподавателями кафедры были разработаны обучающие и контролирующие программы по выше перечисленным предметам и внедрены в учебный процесс базовых общеобразовательных школ и гимназий города Казани. С 1999 года заведующим кафедрой экономической и социальной географии начинает работать доцент, а с 2000 года профессор И. Т. Гайсин. В 2000 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Преемственность системы непрерывного экологического образования», и в 2001 году ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре экономической географии и методики её преподавания (решение МО РФ от 18.04. 2001 г. 184).

Решением Ученого совета КГПУ в 2000 году кафедра была переименована в кафедру экономической географии и методики обучения географии. В 2002 году в КГПУ вновь создается географический факультет, и деканом был избран профессор И. Т. Гайсин.

Основной круг научных интересов профессора И. Т. Гайсина включает проблемы охраны окружающей среды, вопросы развития региональной экономики, развития отраслей промышленности, экономико-географической характеристики различных регионов России и стран СНГ и др. Результаты исследований получили отражение в его многочисленных публикациях, среди которых учебные пособия «Охрана природы региона» (1998), «Экономическая география стран содружества независимых государств и Балтии» (2002), «Экономико-географическая характеристика городов Республики Татарстан» (2006), «Экономическая география России» (2001), «География топливно-энергетической промышленности России» (2004) и др.

И. Т. Гайсиным разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс программы курсов по выбору для студентов 4–5 курсов, обучающихся по специальности 050103.65 «География»: «Экономико-географическая характеристика Приволжского Федерального округа» (2003), «Проблемы преемственности эколого-географического образования» (1999), «География промышленной и сельскохозяйственной экологии Татарстана», «Проблемы преемственности при изучении экономической географии Татарстана» (1998), а также учебно-методические пособия «География лесной промышленности России и стран СНГ», «География металлургического комплекса», «География химической и нефтехимической промышленности России»; «Методика обучения региональной экономической географии (на примере Республики Татарстан)» и др.

Кафедрой экономической географии и методики обучения географии были проведены Всероссийские научно-практические конференции на темы: «Современные проблемы географии населения и рынка труда» (ТГГПУ, 2004, 2006, 2008, 2010), «Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан и сопредельных территорий» (ТГГПУ, 2007). В работе данных конференций принимали активное участие руководители и специалисты различных министерств и ведомств, ученые и преподаватели КГУ, КГЭУ, КГФЭИ, Академии управления «ТИСБИ», Института развития образования РТ, КГТУ, ученые из Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Самары, Перми, Чебоксар, Йошкар-Олы, Уфы, Стерлитамака, Набережных Челнов и т.д.

При кафедре создана и успешно работает научно-исследовательская лаборатория «Демографическая ситуация и рынок труда в РТ». Руководителем лаборатории является профессор М. Р. Мустафин. Он и доцент Н. М. Биктимиров совместно с профессором КГУ Д. М. Исхаковым завершили исследование по составлению демографического прогноза развития татар России до 2025 года. Исследование велось совместно с Комиссией по разработке стратегии развития татарского этноса и Центром этнологического мониторинга Исполкома Всемирного конгресса татар и институтом истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Развитию и размещению татарского населения России посвящен также ряд историко-демографических исследований.

Активную научную работу ведет на кафедре выпускник КГПУ доцент Н. М. Биктимиров. Им опубликованы учебно-методическое пособие «Население и трудовые ресурсы Республики Татарстан» (2002), монография «Этнодемографическое развитие населения Республики Татарстан в ХХ веке» (2008). В данной монографии впервые комплексно исследованы этнические аспекты геодемографического развития населения Республики Татарстан в ХХ веке. Теоретической и методологической основой монографии послужили труды отечественных и зарубежных ученых, освещающих проблемы населения и затрагивающие вопросы геодемографии и этногеографии.

Ежегодно преподаватели кафедры организовывают экскурсии и дальние комплексные практики по физической и экономической географии для студентов четвертого курса. Каждый год выбираются и разрабатываются новые маршруты данной практики. Начиная с 2001 года были организованы практики на озеро Байкал, в Карелию, Пермский край, в города Волгоград, Екатеринбург, Новгород, Санкт-Петербург, Самару, Оренбург, в Абхазию и другие регионы.

С 2006 года на кафедре по совместительству работал доктор географических наук, профессор КГУ Трофимов А. М., до 2006 года он участвовал в работе ГАК как председатель. Под его руководством изданы учебные пособия: «Актуальные проблемы социально-экономической географии» (2008) и «Проблемы общей географии», «Статистические методы в социально-экономической географии» для студентов вузов, обучающихся по специальности «География». Научные интересы А. М. Трофимова были многогранны: пространственное моделирование устойчивых, неустойчивых областей и зон риска, геоэкология, геоситуационный анализ в географии и др.

Из проведенного нами исследования следует, что экономическая география в ТГГПУ развивается во взаимодействии с другими географическими дисциплинами. В 20–30-х годах ХХ века, несмотря на трудные условия, экономическая география как предмет развивалась поэтапно. В этом большую помощь оказывали преподаватели экономической географии Казанского университета, особенно выпускник Восточно-педагогического университета Н.-Б. З. Векслин, будучи заведующим кафедрой экономической географии и ректором Казанского университета в начале 30-х годов ХХ века.

В 50-х годах на развитие экономической географии большое влияние оказывает политехническое обучение, в эти годы проводились регулярные экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия города Казани и республики.

В 80-х годах ХХ века на кафедре экономической и социальной географии ведется интенсивная работа по компьютеризации учебного процесса (преподавание предметов экономико-географического цикла и в том числе методики преподавания географии).

С середины 90-х годов ведется работа по экологизации экономической и социальной географии. Разрабатываются и внедряются в учебный процесс интегрированные курсы по выбору и факультативы, издаются учебные и учебно-методические пособия по экономической географии Республики Татарстан, России, стран СНГ и зарубежных стран.

Рецензенты:

Гильманшина Сурия Ирековна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой химического образования Института химии им. А. М. Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Хусаинов Заудет Абдуллович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения географического и экологического образования Института экологии и географии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Гайсин И. Т., Гайсин Р. И. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ТАТАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В ХХ И В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9681 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674