Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АТРИБУТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА

Балецкая Л.Н. 1
1 ГВУЗ «Ужгородский национальный университет»
В статье обоснована важность применения нового концептуального подхода в исследовании атрибутов профессионального успеха. Основой данной научной парадигмы служат принципы целостности и поступательного развития, при сохранении тенденции перехода от моносистемного изучения атрибутов успеха к полисистемным знаниям об успехе, как ценностно-смысловом образовании. Это отражено в обобщении, систематизации, интеграции теоретического материала, что в дальнейшем легло в основу стратегии эмпирического исследования феномена «успех». Данный концептуальный подход позволил осуществить комплексное изучение трехкомпонентной (микро-, меза- и макроуровень) структуры атрибуции успеха будущих специалистов, в результате которого получены объективные показатели динамики формирования идентичности «Я успешный». Комплексная диагностика феномена «успех», позволила предоставить наличие базовых атрибутов, которыми обеспечивается необходимая успешность профессионального самоопределения. Сделан вывод о существовании ряда психологических условий профессионального роста, реализация которых приводит к формированию модели достижения успеха в процессе профессионального взросления.
профессиональная идентичность
профессиональное самоопределение
атрибуция успеха
успех
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. [и др.]: ПИТЕР, 2010. - 282 с.: ил.; (Мастера психологии).
2. Ньюфельд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей / Гордон Ньюфельд, Габор Матэ / Перевод Петровой Е., Абрамовой А. - М.: Ресурс, 2012. - 384 с.
3. Титаренко Т. М. Жизненный мир личности: в пределах и за пределами обыденности. - М.: Просвещение, 2003. - 376 с.
4. Mate G. When the Body Says No: The Cost of Hidden Stress / Gabor Mate. - Toronto: Vintage Canada, 2003. - P.10-11.
5. MayerJ. Emotional Intelligence: New Ability or Eclectic Traits? / John D. Mayer, Peter Salovey and David R.Caruso // American Psychologist. - 2008. - Vol. 63, No. 6. - P. 503-517. URL:http://heblab.research.yale.edu/pub_pdf/pub172_MayerSaloveyCaruso.AmericanPsychologist.2008.pdf (дата обращения: 03.08.2013).

Введение. Проблематика личностного и профессионального становления изучается представителями многих научных дисциплин (социологии, истории, философии, юриспруденции и др.). Представителями психологической науки она рассматривается особенно тщательно. Научные школы обсуждают круг указанных вопросов, периодически акцентируя важность разных психологических феноменов. Однако, несмотря на это, все чаще проявляется и общая тенденция в их подходах. Она заключается в том, что развитие личности в разнообразных концепциях, рассматривается по принципу целостности и единства. Сочетание индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды в процессе социализации и / или профессионального самосознания уже не может изучаться отдельно. Только при условии объединения научных взглядов на становление профессиональной идентичности и индивидуальной зрелости можно увидеть в целом этапы развития личности.

В психологической литературе проблематика особенностей атрибуции успеха представлена ​​главным образом теоретическими концептуальными подходами, в частности К. Левина (теория поля), У. Бронфенбреннера (психологическая экология), Л. Выготского (развитие человека в культурном контексте), К. Абульхановой (типология жизненных миров), С. Максименко (динамическое развитие личности), М. Савчина (психология ответственного поведения). Однако ни в одном из указанных подходов в качестве самостоятельного предмета исследования не поднимались вопросы средств и методов формирования процесса достижения личностью успеха в ходе профессионального самоопределения в условиях вуза.

Рассмотрение феномена успеха в психологии охватывает различные плоскости течения атрибутивных процессов. Иными словами, атрибуция успеха рассматривается в ракурсе изучения следующих психологических явлений: локус контроля (Л. Росс, Р. Нисбетт, М. Хьюстоун, Ф. Финчем, Дж. Роттер и др..), ответственность (Ф. Хайдер, А. Налчаджян, К. Абульханова, В.Н. Дружинина, Э. Берн, В. Василюк, Т. Титаренко, К. Хелкана и др..) мотив (К. Хекхаузен, Е. Десси и др.), межличностные отношения (Р. Блай, Г. Ньюфелд, Г. Мате, Д. Мацумото, К. Ясперс и др.), ценность (Ш. Шварц, М. Рокич, В. Карандашев, Д. Леонтьев, Г.М. Андреева и др.).

Действие временных, экономических, социальных факторов все больше стимулируют личность к взрослению. Не исключение и профессиональная сфера личностного пространства. Так, в среднем считается, что началом периода ранней зрелости можно назвать возраст 19-20 лет (Э. Эриксон, Д. Б. Бромлей, Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант, Б. Г.Ананьев и др.) [1]. Именно этот возрастной период совпадает с началом профессионального самоопределения, что в последующем создает каркас для формирования профессиональной идентичности.

Каждый возрастной этап профессионального и личностного становления характеризуется своим содержанием и динамикой. Мы акцентируем внимание на закономерностях профессионального онтогенеза в период студенческого возраста. Так как процессы, происходящие в этом периоде, во-первых, задают тонус в развитии и формировании психических и социально-психологических качеств, во-вторых, определяют контуры будущего профессионального Я. Гипотеза исследования заключается в том, что результат успешного профессионального самоопределения обусловлен рядом факторов, а именно: 1) представлением личности о содержании понятия «успех»; 2) содержанием и способом репрезентации в сознании конструкта «успех», что в последующем обуславливает возникновение соответствующих мотивационно-поведенческих качеств специалиста; 3) системой взаимовлияния социального окружения на индивидуальные ценности личности.

Исходя из этого, цель исследования - установить вариативные и инвариативные компоненты в структуре атрибуции успеха, что детерминируют процесс профессионального самоопределения.

Разработанная программа эмпирического исследования атрибуции успеха в процессе профессионального самоопределения личности состоит из двух этапов: методического и процедурного. Методический раздел посвящен анализу имеющихся диагностических инструментов исследования мотивационно-поведенческой причинности представления личности о себе как об успешной / неуспешной; изучение трехкомпонентного (микро-, меза-и макроуровне) ценностного основания данной атрибуции.

Со своей стороны, процедурный этап состоял из двух серий: на первой серии проведено эмпирическое исследование с использованием ряда отобранных методик исследования атрибуции успеха и осуществлен анализ полученных данных. Во второй серии с целью выявления наиболее информативных показателей проведен факторный анализ, проанализированы и проинтерпретированы полученные результаты. Выше уже отмечалось, что методологической основой данного исследования понимания феномена успех в процессе профессионального самоопределения будущих специалистов служил принцип целостности; внутренней и внешней детерминации развития личности. Подбор релевантного и эффективного методического инструментария исследования был важной задачей, особенно учитывая то, что даже при большом количестве измерительных конструктов проблемой на сегодня является недостаточно эффективное согласование методик, предназначенных для комплексного решения проблемы атрибуции успеха, в том числе в процессе профессионального самоопределения будущих специалистов.

С одной стороны, часть диагностических инструментов фиксирует успешность (неудачу) только в определенный отрезок времени, пренебрегая предыдущим опытом личности и не предвидя возможность будущих изменений. А с другой стороны - ряд формализованных опросников характеризует лишь отдельный участок «жизненного мира» человека, связанный с восприятием себя и своих действий. «Выстраивая свое психологическое пространство, мы включаем в него значимых людей, создаем близкие и более отдаленные круги общения... Нет в нашем жизненном пространстве ничего случайного, незначимого. Каждый человек по-своему влияет, определенным образом видоизменяя наш угол зрения на все происходящее в жизни, детерминируя наши поступки» [3; С.81].

Отмечается, что профессиональный успех - это определенные маркеры, как для теоретической, так и житейской психологии, по которым можно проследить зрелость человека в профессии. Исследователи феномена атрибуции успеха (Ф. Хайдер, Г. Келли, Б. Вайнер) выделяют, в частности, следующие показатели: настойчивость; интернальность / экстернальность; выбор адекватных задач; энергичность, инициативность в работе.

В подборе методик эмпирической части исследования мы учли имеющееся множество психологических показателей атрибуции успеха, гипотетически влияющих на становление профессионального самоопределения, среди которых важное значение имеют следующие уровни:

  • микроуровень - самоатрибуция профессионально важных способностей, возможностей, качеств, оказывает влияние на уровень притязаний, инициативность, настойчивость в деятельности;
  • мезауровень - атрибуция способностей личности в аспекте межличностных отношений. Индикаторами мезауровня становятся интернальность / экстернальность достижений и определенные инструментальные наборы достижения поставленных целей;
  • макроуровень - атрибуция ценностного значения выбранной профессии в процессе самоопределения, которую можно проследить именно через палитру нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, зафиксированных в модели «Я-успешного».

Исходной точкой в подборе методик для исследования послужили ответы группы экспертов разных специальностей о показателях успеха в различных профессиональных областях. Проведенный компонентный анализ позволил выделить группы профессионально-важных качеств будущего специалиста. Таким образом, на основе полученных результатов факторного анализа, а также ряда показателей, традиционно используемых в практике профессиональной психодиагностики, были выбраны следующие методические приемы: «Методика исследования ценностей личности» Ш. Шварца или «Basic Human Values» Shalom H. Schwartz (в адаптации В.Н. Карандашова); «Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК)» (Е. Ф. Бажин, Е. Голинкина, А. Эткинд); Висбаденской опросник (Н. Пезешкиан и Х. Дайденбах); Методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири (в адаптации Л. Н. Собчик); «Методика определения уровня притязаний» В. Гербачевского.

В исследовании приняли участие студенты 1-х и 5-х курсов общим количеством 180 человек. Подобранные методики и методы диагностики атрибуции достижения, как целостного индикатора развития профессиональной идентичности, позволили осуществить сравнительный анализ существующих моделей «Я успешен в профессии» разновозрастных и различных специальностей групп студентов, наметив основные проблемные участки процесса формирования атрибуции успеха в динамике. Полученные результаты исследования показали, что для подавляющего большинства испытуемых 1-х курсов и определенного количества выпускников свойственна недостаточная осознанность профессионально важных качеств. Показано, что в течение периода вузовского обучения наблюдается тенденция к насыщенности профессии стереотипными представлениями.

Результаты констатирующего этапа исследования зафиксировали следующее: во-первых, факт наличия определенных различий между исследуемыми выборками, принадлежавших к определенной специализации; во-вторых - наличие общих для исследуемых групп образований, по данным экспертов и фактически полученным результатам, свидетельствуют о низком уровне формирования ряда психологических конструктов, которыми обеспечивается необходимая успешность профессионального самоопределения.

Конкретно, количественная характеристика показателей, полученных испытуемыми с низким уровнем успеваемости профессионального самоопределения (по сравнению с определенной экспертами моделью личности, что соответствует их представлению о перечне качеств, необходимых для достижения высокого уровня профессионализации) подается в таблице 1.

Табл. 1

Средние значения исследуемой выборки с низким уровнем успеваемости в профессиональном самоопределении (n = 180)

 

Шкали

Хнорм

Психологи

Менеджеры

Технологи

Х1

Х5

Х1

Х5

Х1

Х5

1.

Шкала интернальности в области неуспеха (Методика УСК)

5,5

4,3

3,4

4,5

3,6

4,5

3,5

2.

Стимуляция (уровень нормативных идеалов)

(«Методика изучения ценностей личности»

Ш. Шварца)

3,50

3,06

2,61

3,03

2,90

3,07

3,36

3.

Мотив избегания («Методика определения уровня притязаний»

В. Гербачевского)

14,15

14,50

13,09

14,0

13,21

14,27

13,75

4.

Мотив самоуважения

(«Методика определения уровня притязаний»

В. Гербачевского)

17.95

18,50

16,45

17,75

16,14

17,64

17,25

5.

Покорно-застенчивый («идеальное Я»)

(«Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири)

4-8

2,07

2,34

2,27

1,90

2,47

2,07

Как свидетельствуют представленные в таблице 1 данные, значение шкалы «Интернальность в области неуспеха» располагается ниже нормы, что указывает на тенденцию к снижению на протяжении вузовского обучения (Хпсихол. = 0,9; Хменедж. = 0,9; Хтехнол. = 1). Это характеризует исследуемых как таковых, которые склонны приписывать ответственность за неуспешные события другим людям или считать их результатом невезения. Ниже нормы показатели ценности «Стимуляция» (уровень нормативных идеалов, группа «Открытость изменениям») исследуемых старших курсов (Хсред. n = 90 = 2,96 при Хнорм = 3,50) указывают на низкое желание студентов стремиться к новизне и инновационной деятельности в целом.

Показатели шкал «Мотив избегания» (Хсер. n = 90 = 13,35) и «Мотив самоуважения» (Хсред. n = 90 = 16,61) в исследуемых пятых курсах, характеризуется значительно ниже показателями по сравнению с нормативными данными, что указывает на неумение студентов адекватно оценивать ситуацию в профессиональном поле. Данный факт выражается в низком стремлении субъекта ставить перед собой все более и более сложные цели с однотипной деятельности. «Побег» в будущее от реальных условий деятельности составляет ядро мотивационной структуры исследуемых студентов.

Также отмечается, что показателем профессионального самоопределения служит процесс успешной реализации стратегии поведения на протяжении всего обучения в вузе. Результаты исследования позволили установить, что основной стратегией поведения студентов высших учебных заведений является доминирование, которое на 5-м курсе становится еще более выразительным. В первую очередь, это свидетельствует об обесценивании других вариантов достижения успеха. Низкие значения показателей шкалы «Покорно-застенчивый» (Хсред.. = 2,01) (особенно в соотношении к высоким показателям шкалы «Авторитарный (властно-лидирующий)») Я-идеального формируют контуры профессиональной идентичности исследуемых в рамках культурально-заданного шаблона. Полученные результаты демонстрируют трудности будущих специалистов в выборе адекватной модели поведения. Это обусловлено стереотипными представлениями об успехе; ригидными схемами во взаимодействии с профессиональным окружением; использованием манипулятивно-агрессивной тактики поведения в отношении к партнерам не как к личностям, которые имеют высокую самоценность, а как к средству (на определенном этапе) достижения и реализации своих притязаний. Следовательно, такое атрибутирование успеха характеризует эгоцентричный дисгармоничный жизненный мир личности, для которой характерны стандартные формы и схемы поведения. Все это приводит к появлению трудностей в жизненном и профессиональном самоопределении студента.

Вывод. Профессиональная идентичность, равно как личность в целом, проходит этапы становления и взросления. Однако профессиональная зрелость - это не то, что обязательно случается с личностью. Тщательное выполнение поручений, следование инструкциям, решения задач определенного уровня сложности могут указывать не только на позитивные профессиональные черты личности, а также, при более близком рассмотрении, могут оказаться индикаторами «профессиональной инфантильности». В основе взросления лежит баланс между «хочу сейчас» и «делаю сейчас». Умение личности строить отношения со своим «профессиональным Я» развиваются в период профессионального самоопределения. Профессиональная рефлексия ведет к открытому внутреннему диалогу и обусловливает психологические новообразования в сознании профессионально-взрослеющей личности. Таким образом, профессиональный успех возможен при реализации следующих условий:

1. Интегративное функционирования психики или психологическая зрелость [4]. Взросление в мире профессии происходит поэтапно. Процесс профессионального самоосознания развивается в два этапа. Дифференциация элементов «профессионального сознания» (мыслей, чувств, импульсов, ценностей, приоритетов, интересов, целей, амбиций) перерастает в их последующую интеграцию. Дифференциация необходима, прежде чем элементы смешаются и начнут взаимодействовать, создавая сбалансированные конструкты, такие как «профессиональные установки», «успех», «карьерный рост», «профессиональная ответственность» и др. Для профессионального становления необходимо сначала почувствовать уникальность и отделиться от других индивидов, и только за этим последует интеграция. Дифференциация помогает обойти стереотипные представления о достижении профессионального успеха, не теряя чувства собственной самоценности. А это, в свою очередь, возможно только при условии выстраивания индивидуальной карты ценностей.

2. Эмоциональная компетентность [5]. Умение управлять чувствами и справляться со стрессовыми событиями является важным аспектом профессионального роста. Способность испытывать негативные эмоции и понимать их природу - указывает на эмоциональное здоровье личности. Следуя глубинной логике эмоций: «чтобы почувствовать себя удовлетворенным, наполненным, личность сначала должна почувствовать пустоту ... Удовлетворенность от успеха может стать очень приятными опытом, но для того чтоб почувствовать ее, прежде нужно научиться жить с уязвимостью» [2; С.170]. Осознание контуров собственных возможностей в профессии помогает не только делать выводы из предыдущих ситуаций неудач, но и «нащупывать» те потенциальные участки, где возможен успех.

3. Становление профессиональной индивидуальности. В процессе становления психологически независимого индивида рождается индивидуальность. «Быть индивидуальным» в профессиональном плане означает обладать личными намерениями, идеями и ограничениями. Профессиональный онтогенез возможен лишь при условии выстраивания собственных приоритетов, принципов, перспектив и целей, что составляет индивидуальную модель достижения успеха. Зрелая индивидуальность стимулирует развитие профессиональных сообществ и исключает возникновение «индивидуализма» как явления, где интересы и права одного человека ставятся выше прав и интересов профессионального коллектива.

Таким образом, реализация психологических условий профессионального роста открывает возможность достижения успеха в профессии, через получение опыта «атрибутивной компетентности» в процессе профессионального самоопределения.

Рецензенты:

Щербан Татьяна Дмитриевна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии, проректор по научно-педагогической работе Мукачевского государственного университета, г. Мукачево.

Корольчук Николай Степанович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Киевского национального торгово-экономического университета, г. Киев.


Библиографическая ссылка

Балецкая Л.Н. АТРИБУТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9865 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674