Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА К САМООБРАЗОВАНИЮ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Светлова В.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
В статье рассматривается состояние изученности проблемы самообразования в научной психолого-педагогической литературе, имеющей как личностное, так и профессиональное значение. Актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к постоянному профессиональному саморазвитию и самообразованию. Уточняется сущность понятий «самообразование», «готовность к самообразованию» и обращается внимание на специфику их применения в теории и методике профессионального образования. Выделяются структурные компоненты готовности личности педагога к самообразованию и выявляются критерии и уровни сформированности данной готовности. Готовность к самообразованию рассматривается как необходимая составляющая готовности к профессиональной деятельности педагога. Формирование данной готовности можно считать необходимым механизмом адаптации педагога к профессиональной деятельности. Целенаправленное формирование ее в условиях образовательного процесса вуза будет способствовать профессиональному становлению личности педагога.
компоненты самообразования.
познавательная деятельность
готовность к самообразованию
самообразовательная деятельность
самообразование
1. Белозерцев Е.П. Триединство русского образования: опыт историко-культурного анализа // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. Ч. 1. - М., 2000. - С. 70-73.
2. Вишневская Л.П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Л.П. Вишневская, Г.В. Вишневская // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 16. – С. 156-158.
3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2006. – 135 с.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – 423 с.
5. Сериков Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. – Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 1991. – 232 с.
6. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. – М., 2001. – С. 10–21.
7. Шабалина О.Л. Современные методологические подходы к подготовке учителя // Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования : коллективная монография / Мар. гос. ун-т; под ред. Н.А. Бирюковой. – Йошкар-Ола, 2011. – С. 16–33.
8. Юдакова С.В. Профессионально-педагогическое самообразование : учеб. пособие. – Владимир : ВГПУ, 2010. – 131 с.

Динамичное развитие современного общества, появление новых технологий, расширение информационного потока обусловливает необходимость самосовершенствования и самообразования личности на протяжении всей жизни.

В связи с этим актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к самостоятельному удовлетворению своих образовательных потребностей путем собственной социальной мобильности и творческой активности в условиях непрерывного обновления профессиональной деятельности.

Особую важность данная проблема приобретает в контексте формирования готовности к педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, обладающая особой социальной значимостью, направленная на сохранение и передачу социального опыта и культуры общества, предъявляет высокие требования к личности педагога, что, в свою очередь, детерминирует необходимость совершенствования его профессиональной подготовки в направлении формирования готовности к самообразованию.

В современной научной литературе термин «самообразование», его теоретический статус и специфика, на наш взгляд, определяются неоднозначно: как направление самовоспитания (В.В. Бондаревская, А.Г Ковалев, Б.Ф. Райский и др.); как целенаправленая познавательная деятельность (А.К.Громцева, Л.Г. Ковтун и др.); как средство усвоения социального опыта (Т.А. Ильина, Г.Н. Сериков и др.).

Большинство исследователей трактуют самообразование как деятельность, связанную с самоорганизацией, что предполагает развитие способности личности самостоятельно формулировать и осознавать цель и задачи деятельности, выбирать адекватные способы их достижения, осуществлять самоконтроль, самоанализ, саморефлексию. Следовательно, в качестве основных характеристик самообразования можно выделить его личностный характер, осознанность, целенаправленность и систематичность.

Педагогическая энциклопедия определяет самообразование как целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью, включающую приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политике, жизни. В основе самообразования - непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

Л.П. Вишневская под самообразованием понимает деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях [2].

С.В. Юдакова считает, что самообразование - самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает следующие компоненты: целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности; удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную активность личности на основе осознания познавательных потребностей; специально организованную самодеятельную систематическую познавательную деятельность по достижению целей, связанных с личностным развитием [8].

А.С. Воронин рассматривает самообразование как специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Способствуя формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, по­могая осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, самообразование является средством самопознания и самосовер­шенствования [3].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования личности позволяет выявить многоаспектность и актуальность рассматриваемой проблемы, а также подтверждает необходимость дальнейших исследований в данном направлении. Обобщив и проанализировав точки зрения различных ученых, мы пришли к необходимости собственного уточнения понятия самообразования в контексте предпринятого исследования.

Под самообразованием личности педагога мы понимаем целенаправленную личностно и профессионально значимую познавательную деятельность, регулируемую самим субъектом, характеризующуюся осознанностью, систематичностью, самостоятельностью, креативностью, рефлексивностью.

Данное определение позволяет конкретизировать процесс самообразования личности педагога, оно способствует выявлению составляющих педагогического самообразования и определению его.

Педагогическое самообразование можно представить как процесс творческой самореализации в профессии. Под данным процессом понимается наиболее полное выявление педагогом своих индивидуальных и профессиональных возможностей на основе: работы над приобретением глубоких и всесторонних учебных знаний и их критической переработки и осмысления; умения перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; разработки новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальных сочетаний; способности к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; формирования индивидуального стиля деятельности; умения видеть «веер» вариантов решения педагогических проблем.

Педагогическое самообразование связано с профессиональной социализацией учителя, поскольку она есть процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоения им педагогического опыта, овладения стандартами и ценностями педагогического сообщества, активной реализации накопленного опыта [6, с. 22].

Развитие профессионального самосозна­ния педагога, педагогическая направленность его личности является одним из значимых показателей готовности к профессиональной деятельности. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога является необходимым условием формирования его готовности к самообразованию, оно способствует развитию педагогической эрудиции, педагогического целеполагания, педагогической интуиции и импровизации, педагогического воображения.

Готовность личности педагога к самообразованию является неотъемлемой составляющей готовности к педагогической деятельности. Формирование данной готовности можно считать необходимым механизмом адаптации педагога к профессиональной деятельности. В работах, посвященных вопросам самообразования, готовность к самообразованию рассматривается как состояние, характеризующееся единством положительного отношения к самообразовательной деятельности и практического владения умениями этой деятельности.

Л.П. Вишневская готовность личности к самообразованию определяет как интегративную, развивающуюся с помощью педагогического содействия меру сформированности обобщенных характеристик личности для организации, осуществления и достижения целей самообразования в самом широком смысле, включая самовоспитание, самопознание, самосовершенствование, самореализацию [2].

Г.Н. Сериков считает, что готовность к самообразованию - это овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности. С одной стороны, в этом определении отражен комплексный подход к обсуждаемой категории, который требует ее всестороннего осмысления. С другой же, готовность к самообразованию предстает лишь как результат целенаправленной деятельности личности. Он выделяет следующие признаки готовности к самообразованию:

- в состав готовности к самообразованию входят: эмоционально-личностный аппарат, личностные знания, умения работать с источниками информации, организационно-управленческие умения;

- готовность к самообразованию в плане отражения - совокупность определенных состояний студента, которые могут быть охарактеризованы в вышеназванных аспектах; ей присуща способность к непрерывному изменению [5, с. 145].

С.В. Юдакова готовность к педагогическому самообразованию представляет как целостный механизм, в котором, с научной точки зрения, важнейшими являются два аспекта: 1) психологический аспект, отражающий меру внутренней готовности личности учителя добровольно, систематически и умело заниматься профессиональным самообразованием; 2) педагогический аспект, отражающий меру внешней процессуально-деятельностной формы проявления соответствующих характеристик в комплексе и в отдельности.
Автор выделяет ряд факторов, обеспечивающих готовность учителя к педагогическому самообразованию:

- наличие мотивов педагогического самообразования;

- сформированность умений профессионально-педагогического самообразования;

- умения составлять и реализовывать авторскую программу педагогического самообразования;

- рефлексивная позиция на всех этапах педагогического самообразования [8, с. 36].

Готовность педагога к самообразованию, на наш взгляд, выступает как интегральное динамическое свойство личности, отражающее единство и взаимосвязь познавательной, мотивационной и практической готовности к активной самообразовательной деятельности на основе ценностного отношения к педагогической деятельности и стремления к самореализации в ней.

Формирование готовности личности педагога к самообразованию в процессе профессиональной подготовки в высшей школе опирается на современные научные подходы: личностно-деятельностный, личностно ориентированный, культурологический, компетентностный и другие [7].

Научно-методологические основы изучения проблемы самообразования в контексте личностно-деятельностного подхода заложены в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других, где рассматривается проблема человека как субъекта своей деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять собственное саморазвитие. Самообразование трактуется как путь к самосовершенствованию личности. При этом ведущая роль отводится формированию соответствующей мотивации.

Сущность мотивации состоит в том, что потребности в результате этого процесса получают обоснование необходимости и возможности своего удовлетворения, модифицируясь при этом в цель будущей деятельности. Последняя, с одной стороны, детерминирована потребностью (степень необходимости и возможности ее удовлетворения в данных условиях), с другой - средствами, служащими для ее реализации, которые связывают цель и результат [4].

В связи с этим в процессе профессиональной подготовки учителя должны быть созданы условия для перевода его из объектной позиции в субъектную, т.е. позицию активного профессионального самовоспитания [6].

С точки зрения культурологического подхода, самообразование выступает как форма получения образования. В связи с этим необходимо проследить взаимосвязь и иерархию данных понятий. В рамках концепции Е.П. Белозерцева образование трактуется как процесс, результат и условие развития духовных начал и конкретного народа и каждого человека. Этимология данного понятия восходит к понятию «образ». Образование в широком смысле трактуется как формирование целостного образа человека, включающего в себя образ собственного «Я», образ другого «Я», образ социума, образ государства, образ планеты. Образ мира и система представлений человека об образе действий в этом мире составляют образование в узком смысле. Сущность образования заключается в работе человека над смыслом и взаимодействием окружающего и находящегося внутри него пространств: внутренний мир обогащается внешним, внешний дополняется внутренним. Е.П. Белозерцев считает, что предназначение человека состоит в том, чтобы выявить и реализовать в себе такое содержание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним [1]. В этом проявляется взаимосвязь культурологического и личностно ориентированного подходов.

С позиций компетентностного подхода готовность личности педагога к самообразованию является частью его профессиональной готовности, компетентность в сфере самообразования выступает в качестве составляющей профессиональной компетентности.

В качестве структурных компонентов готовности личности педагога к самообразованию нами выделены следующие:

- когнитивный компонент, включающий представления и понятия о сущности, методах и формах самообразования, структуре, особенностях, условиях педагогической деятельности;

- мотивационно-ценностный компонент, представленный системой целей, установок, потребностей, мотивов самообразования;

- деятельностный компонент, отражающий овладение приемами и операциями самообразовательной деятельности, способами поиска, отбора и обработки информации;

- рефлексивный компонент, предполагающий самоанализ ситуации профессионального развития, самооценку личностно-профессиональных качеств и компетенций, саморегуляцию процесса их совершенствования.

Выделение компонентов готовности личности педагога к самообразованию позволило выявить критерии и уровни сформированности данной готовности, на основании которых было проведено экспериментальное исследование на базе Марийского государственного университета. В эксперименте участвовали студенты 1-5 курсов института педагогики и психологии - будущие учителя начальных классов.

Качественный анализ и интерпретация полученных результатов, подтверждающих необходимость целенаправленной работы по формированию готовности личности педагога к самообразованию, послужили основой для разработки программы формирующего эксперимента, реализуемой в условиях образовательного процесса вуза.

Рецензенты:

Карташова Е.П., д.ф.н., профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г.Йошкар-Ола.

Апакев П.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г.Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Светлова В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА К САМООБРАЗОВАНИЮ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9929 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674