Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧИТЕЛЯМИ ШКОЛ

Костикова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена"
Проведено исследование опыта реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде учителями средних школ. Проанализированы цели использования учителями дистанционных технологий, применяемые в профессиональной деятельности средства дистанционного обучения, уровни взаимодействия, формы и режимы общения в дистанционной образовательной среде, отличия общения в дистанционной среде от традиционного общения, преимущества и недостатки такого взаимодействия, а также эффективность общения в условиях реализации технологий дистанционного обучения. Выявлены особенности и трудности использования дистанционных технологий для организации коммуникативного взаимодействия в условиях современной общеобразовательной школы. Проведен анализ трудностей, возникающих при взаимодействии учителей с учениками в дистанционной образовательной среде. На основе полученных результатов предложены направления подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.
опыт реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде
дистанционная образовательная среда
учебная коммуникация
коммуникативные стратегии
коммуникативная деятельность
1. Костиков А. Н. Концепция системы профессиональной подготовки преподавателя вуза к организации дистанционного обучения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 185-192.
2. Костикова Н. А. Особенности коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде // Фундаментальные исследования. - 2012. - №3 (часть 2). - С. 281-285.
3. Костикова Н. А. Анализ опыта реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде учителями средних общеобразовательных школ // Проблемы науки и образования на современном этапе общественного развития: сб. науч. статей (часть 2). - СПб.: Астерион, 2013. - С. 30-33.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 392 с.
5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 25.06.2013).

В настоящее время в условиях широкого распространения электронного обучения современный учитель должен осваивать информационно-коммуникационные и дистанционные технологии, быть готовым к «ведению дистанционной образовательной деятельности», а также уметь организовывать эффективное общение участников образовательного процесса, которое предполагает конструирование прямой и обратной связи, установление контакта с обучающимися разного возраста, выработку «стратегии, тактик и техники взаимодействия с людьми, организацию их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей...» [5], реализовывать коммуникативные стратегии в дистанционной образовательной среде. Разрабатываются нормативные документы, регламентирующие организацию электронного обучения и применение дистанционных образовательных технологий. Так, в «Законе об образовании» [6] вводятся основные понятия, связанные с организацией электронного обучения и применением дистанционных образовательных технологий, а также определяются условия, необходимые для организации и применения технологий дистанционного обучения в образовательных учреждениях.

Однако зачастую использование технологий дистанционного обучения учителями школ носит несистемный характер. Такая ситуация может быть обусловлена рядом причин, в частности низким уровнем информационной компетенции учителей, недостаточными представлениями в области методики разработки учебных материалов для организации взаимодействия в дистанционной образовательной среде, особенностями взаимодействия при реализации технологий дистанционного обучения и др. [1, 2].

Внедрение дистанционных образовательных технологий неизбежно влечет изменение форм и видов взаимодействия участников образовательного процесса. Меняются коммуникативные цели и задачи педагога, содержание образовательной информации (контент), появляются новые роли учителя и учащихся (субъект-субъектные отношения) и т.д. [2]. Возникает необходимость поиска наиболее эффективных способов взаимодействия участников образовательного процесса, а также анализа опыта и особенностей реализации коммуникативных стратегий учителями школ и выявления трудностей, обусловленных спецификой такого взаимодействия.

Несмотря на достаточно широкое распространение технологий дистанционного взаимодействия (электронная почта, чат-программы, социальные сети и сервисы, автоматизированные системы дистанционного обучения и др.) в образовательных целях, в настоящее время отсутствуют экспериментальные исследования, посвященные вопросам изучения и анализа опыта взаимодействия педагогов с учениками в дистанционной образовательной среде в средней школе, выяснению условий, особенностей, трудностей такого взаимодействия, выявлению наиболее эффективных в данный момент форм и видов коммуникации.

Анализ экспериментальных данных позволит определить круг вопросов и проблем реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде, разработать теоретические и практические аспекты эффективного использования технологий дистанционного взаимодействия, а также спроектировать систему профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Целью данной работы явилось изучение и анализ опыта реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде учителями школ.

В исследовании приняли участие учителя средних общеобразовательных школ. В качестве методов исследования использовались анкетирование и беседа с учителями. Было проведено анкетирование учителей (39 человек), которые используют дистанционные технологии для организации коммуникативной деятельности обучаемых. Учителям предлагались вопросы закрытого типа (множественного выбора) и открытого типа [3].

В ходе анкетирования и беседы были получены следующие результаты. Возрастная группа обучаемых, в общении с которыми используются дистанционные технологии, составляет 10-18 лет. Наиболее часто применяемыми средствами дистанционного обучения являются электронная почта (100 % опрошенных), социальные сети (95 %). 38 % учителей используют скайп и другие чат-программы, 23 % - социальные сервисы Веб 2.0 (например, блоги), 15 % - автоматизированные системы дистанционного обучения, например, Moodle. Указанные результаты свидетельствуют о том, что учителями чаще используются те средства обучения, которые не требуют высокого уровня информационной компетентности учителя и учеников, а также предполагают асинхронный режим работы в дистанционной образовательной среде, что позволяет выбирать удобное для взаимодействия время. Синхронный режим работы в дистанционной образовательной среде используют 15 % учителей.

Целями использования технологий дистанционного обучения для большинства опрошенных являются организация индивидуальной работы с учащимися (100 % опрошенных), организация самостоятельной работы учащихся (100 %), организация работы с одаренными детьми (69 %), предоставление дополнительного материала (54 %), помощь учащимся, пропускающим занятия по болезни (38 %).

При ответе на вопрос об отличиях общения педагога и учащихся в дистанционной образовательной среде от традиционного непосредственного общения 77 % респондентов считают, что основным отличием является появление новых форм коммуникативной деятельности, 46 % опрошенных считают, что появляются новые коммуникативные роли учителя и обучающихся, 38% учителей отличия видят в изменении коммуникативных целей и задач педагога, а также качества содержания образовательной информации.

Наиболее эффективными уровнями взаимодействия в дистанционной образовательной среде, по мнению большинства опрошенных, является межличностный, а групповой и другие уровни имеют меньшую эффективность. В качестве форм общения учителями чаще всего используются чаты и форумы.

Обратная связь при общении в дистанционной среде, как правило, является отсроченной во времени. При тех формах, видах и средствах общения, которые в большей степени используются учителями, и в зависимости от целей использования дистанционных технологий, обратная связь осуществляется по электронной почте, с помощью чат-программ, с помощью письменных работ, которые необходимо выполнить по итогам взаимодействия в дистанционной среде, а также при проверке устных ответов на уроке.

Основными преимуществами общения в дистанционной образовательной среде 85 % учителей считают возможность выбора времени общения, 62 % - новые формы взаимодействия, 46 % учителей привлекают новые коммуникативные роли участников и высокая активность обучаемых.

Недостатками общения в дистанционной образовательной среде, по мнению большинства учителей, являются технические трудности, связанные с организацией взаимодействия, отсутствие невербального компонента общения, значительная техническая и методическая подготовка со стороны учителя. Только 31 % учителей высоко оценивают эффективность применения дистанционных образовательных технологий, в том числе и для организации коммуникативной деятельности, при этом 69% учителей либо дают невысокую оценку эффективности коммуникативного взаимодействия, либо затрудняются с ответом.

Основные трудности, которые испытывают учителя при организации коммуникации и реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде, связаны с подготовкой учебного материала для обеспечения взаимодействия, помехами различного рода при передаче информации, с невозможностью видеть ученика, несинхронностью общения и спецификой языка и стиля общения в электронной среде.

Причины трудностей взаимодействия с учениками в дистанционной образовательной среде, по мнению большинства учителей, могут быть связаны с техническими возможностями (например, доступ к сети Интернет, наличие необходимых программных продуктов и т.д.), недостаточным уровнем информационной компетентности учителя, недостаточным уровнем методической подготовки учителя для обеспечения образовательного взаимодействия, недостаточным уровнем представлений об особенностях коммуникации и реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Как показывают полученные результаты, учителя в своей профессиональной деятельности активно используют технологии дистанционного обучения, однако ограничиваются наиболее простыми в техническом и методическом плане видами и формами коммуникации в дистанционной образовательной среде, эффективность которых не всегда является высокой, более того, учителя испытывают серьезные трудности при разработке учебных материалов для организации коммуникации в дистанционной среде. Указанные трудности необходимо учитывать при проектировании системы профессиональной подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Большинство опрошенных учителей считает, что для повышения эффективности общения в дистанционной образовательной среде необходимо вносить следующие изменения в процесс подготовки будущих педагогов к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде:

  • ввести дисциплины, связанные с коммуникацией в дистанционной среде;
  • познакомить с особенностями коммуникации в дистанционной образовательной среде;
  • научить выбирать и реализовывать коммуникативные стратегии в дистанционной образовательной среде;
  • научить создавать электронные ресурсы для организации взаимодействия в дистанционной образовательной среде.

Учитывая особенности коммуникации и реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде, а также требования, предъявляемые к современному учителю, можно выделить следующие группы направлений подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде:

  • направления, связанные с подготовкой, планированием и организацией коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде;
  • направления, связанные с развитием личностных и профессиональных качеств педагога, необходимых для реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Рассмотрим подробнее выделенные направления подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Первая группа направлений - подготовка, планирование и организация коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде - предполагает формирование у студентов соответствующих профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность проектировать новое содержание образовательной информации (контент), технологии и конкретные методики обучения в дистанционной среде, учебно-методическое обеспечение коммуникативной деятельности, выбирать коммуникативные стратегии. Для развития данной группы компетенций необходимо вносить изменения в содержание образования, при этом содержание образовательных программ должно быть нацелено на освоение студентами представления о современных тенденциях в реализации коммуникативного взаимодействия, принципах проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса с учетом особенностей реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

К необходимым умениям будущего учителя следует отнести умения осваивать ресурсы и потенциал дистанционной образовательной среды и проектировать их развитие, реализовывать коммуникативные стратегии в педагогическом процессе.

Достижение указанных результатов требует создания условий, которые позволят выпускнику овладеть инструментарием коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде, что, в свою очередь, предполагает обновление подходов к отбору содержания подготовки и конструированию образовательных программ подготовки будущих педагогов.

Вторая группа направлений подготовки педагогов к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде может включать:

  • организацию работы с информацией;
  • овладение информационно-коммуникационными и дистанционными технологиями;
  • развитие умений самопрезентации;
  • профессиональную самореализацию;
  • креативность;
  • рефлексию и самооценку коммуникативной деятельности;
  • диссеминацию опыта реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Указанные направления обеспечат реализацию требований ФГОС ВПО к будущему педагогу и позволят более эффективно использовать возможности и потенциал дистанционной образовательной среды для решения профессиональных задач педагога [4]: видеть ребенка в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение целей определенной ступени образования, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Рецензенты:

Акулова О.В., д.п.н., профессор, начальник учебно-методического управления, профессор кафедры педагогики психолого-педагогического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург.

Викторова Л.П., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин Выборгского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Костикова Н.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧИТЕЛЯМИ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9932 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674