Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Дрень О.Е.

Антропологический подход к эстетическому развитию детей основан, прежде всего, на гармонизации всех процессов жизнедеятельности ребенка и на идее развития личности в онтогенезе подобно развитию человечества в филогенезе. Действительно, ребенок осваивает мир посредством чувственного восприятия, от ощущения переходит к созерцанию, от игры к учению, от учения к трудовой деятельности. Важным в данном подходе является генетическое родство эстетического и антропологического компонентов в развитии детей, при этом эстетический компонент выполняет функцию гармонизации личности, синхронизации всех жизненных процессов, а антропологическая составляющая развития учитывает феномен сущности ребенка, его природу и задатки.

Эстетическая сущность человека являлась предметом исследования в работах философов и педагогов: И.Ф. Смольянинова - о понимании красоты природы человека и человека в природе; Г.Л. Смирнова, К.Е. Тарасовой - о гармонии биологического и социального в человеке; А.Ф. Лосева, Л.П. Печко - о выразительности человека как эстетического феномена. В последнее время сущность человека рассматривается в аспекте духа и духовности (Р.Н. Васильев, Р.Л. Лившиц), его целостности (Ю.Г. Волков, В.И. Филатов).

Эстетический компонент в антропологическом подходе, характеризуя целостность конкретного мира, позволяет ребенку выработать свой стиль, ритм, динамику, выразительность. Существенными в данной связи являются идеи М. Монтессори о сенсорном развитии детей, которое гармонизирует и социализирует ребенка [2].

Современные антропологические направления отражают суть нескольких ипостасей человека: его физиологический, психологический, социальный и духовный статус существования. А.Ф. Яфальян объединила эстетические и антропологические позиции развития ребенка и выделила четыре уровня эстетического проявления ребенка как человека: соматический, психический, ментальный и духовный, связав их с бессознательными (Я - тело), подсознательными (Я - душа), сознательными (Я - разум) и сверхсознательными (дух) процессами. Эстетическое развитие в данном случае направлено на совершенствование высшего Я [1].

В антропологическом подходе к эстетическому развитию детей существенными являются идеи философии «межиндивидного» существования Я и Ты, которые в философии экзистенциализма рассмотрены М. Бубером, Х. Ортега-и-Гассетом и др. Я - фундаментальная категория концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самость и тождественность индивида. В антропологическом подходе Я рассматривается в социуме и, следовательно, включается в структуру диалога. «Опыт Ты» является основополагающим для становления подлинного Я. Рефлексия, как основа и источник самости и тождественности личности, происходит в бытии себя самого. Гармоничность отношений «Я - Ты» регулируется действием универсального закона природы: золотой серединой [4].

Золотая середина - это категория эстетическая, она основана на понятиях «мера», «гармония», «целостность». Антропологический момент заключается в природосообразности, целесообразности любых педагогических систем, технологий, любой педагогической деятельности. Антропологический подход позволяет найти тот оптимальный вариант самовыражения ребенка, когда он видит свой рост не в сравнении с другими, а в сравнении с собой. Учет я-концепции в антропологической подходе к эстетическому развитию позволяет активизировать самовыражение детей в процессе деятельности.

Не менее важным в антропологическом подходе к эстетическому образованию является человекоцентрическая идея организации деятельности человека, предложенная К. Роджерсом [3]. Теория К. Роджерса основана на доверии к внутреннему импульсу в направлении роста и развития. По мнению К. Рождерса, сущность ребенка от природы позитивна, конструктивна и социальна, она проявляет себя в атмосфере принятия, эмпатии и конгруэнтности. Ребенок обладает огромными ресурсами для самопознания, а доступ к этим ресурсам возможен в том случае, если имеются фасилитирующие установки, в данном случае эстетические.

Основные идеи антропологического подхода в эстетическом образовании детей можно сформулировать следующим образом.

Существует глубокая связь между сущностью ребенка и сущностью всех людей. Во взаимосвязи с миром выражается целостность ребенка, которая обеспечивается эстетико-антропологической сущностью деятельности.

Переживания обеспечивают целостность, органичность и свободу проявления ребенка в процессе самовыражения. Свобода достигается погружением в ритмическую среду, в переживания и завершается рефлексией.

Свобода, естественность и целостность развития ребенка проявляется в эстетической деятельности.

Творческое начало эстетической деятельности приближает ребенка к его внутреннему ядру или сущности. Творческий процесс освобождает ребенка от соматических, психологических и ментальных проблем.

 «Золотая середина» должна учитываться при выборе педагогом средств и методов развития ребенка. «Золотая середина» в проявлениях переживаний ребенка является оптимальным способом самовыражения ребенка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лобова А.Ф. (Яфальян) Теоретические основы формирования у ребенка эстетического отношения к человеку. - М., 2000.

2. Монтессори М. Разум ребенка. - М., 1997.

3. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

4. Эстерле О.В. Как устранить противоречия в фундаменте физики? Физические идеи России. - М., 1996, № 1.


Библиографическая ссылка

Дрень О.Е. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1000 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674