Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Цейко В.А. 1
1 МБОУ «Гимназия № 7 имени Героя России С. В. Василева»
Тема данной статьи актуальна, так как формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников предусмотрено законодательством Российской Федерации. Старший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности жизнедеятельности. Проведённый автором статьи анализ сущности культуры безопасности жизнедеятельности показал, что в определениях даётся перечень отдельных качеств и свойств личности, не интегрированных по компонентам, что усложняет организацию процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности и изучение его эффективности. Не проводились диссертационные исследования, направленные на формирование культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников общеобразовательной школы. Кроме того, в определениях не указаны необходимые компоненты структуры формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников в рамках общеобразовательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В статье даётся обоснованное определение сущности и описание компонентов структуры культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников с позиции компонентностного подхода. Содержание статьи соответствует современной цели образования, которая предполагает ориентацию на личностно ориентированную концепцию обучения.
жизнедеятельность
безопасность
культура
компоненты
1. Безопасность деятельности: энциклопедический словарь / Под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2003. – 504 с.
2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.
3. Ваганов П. А. Человек. Риск. Безопасность. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 160 с. – С. 115.
4. Каган М. С. Философия культуры. – СПб.: Петрополис, 1996. – 416 с.
5. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.
6. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5–11 классы. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 81 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160 с.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор является одним из определяющих в деле обеспечения личной безопасности граждан и национальной безопасности России. Поэтому всё более необходимой становится потребность в безопасности.

В соответствии с иерархией потребностей человека по А. Х. Маслоу, потребность в безопасности стоит на втором месте по степени значимости после физиологических потребностей (жажда, голод, сон и др.), поэтому обеспечение безопасного существования как основной проблемы выживания человека и цивилизации в целом приводит к необходимости обоснования культуры безопасности жизнедеятельности – как основы выживания человечества.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

В процессе подготовки населения к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает значимость системы образования за формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся.

В статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни [7, с. 59].

В пункте 9.5 раздела II Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года № 413 говорится о том, что результаты освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность у школьников представлений о культуре безопасности жизнедеятельности.

В программе по основам безопасности жизнедеятельности для учеников 5–11 классов общеобразовательных учреждений указано на то, что формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» [3].

Понятие «культура безопасности» впервые появилось в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС Международным агентством по атомной энергетике.

В настоящее время существуют различные определения культуры безопасности жизнедеятельности.

В энциклопедическом словаре по безопасности деятельности под культурой безопасности деятельности понимается «совокупность правил, норм и действий индивида, группы и общества в целом по созданию, поддержанию и корректировке безопасных условий и результатов деятельности» [1, с. 219].

Союз Британских промышленников в 1991 году определил культуру безопасности как «совокупность разделяемых всеми членами организации взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угроз здоровью» [3, с. 115].

В программе для учащихся 5–11 классов общеобразовательных учреждений говорится о том, что под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать «способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целости окружающего мира» [6, с. 5].

Анализ сущности культуры безопасности жизнедеятельности показал, что в определениях даётся перечень отдельных качеств и свойств личности, не интегрированных по компонентам, что усложняет организацию процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности и изучение его эффективности.

Не проводились диссертационные исследования, направленные на формирование культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников общеобразовательной школы. Кроме того, в определениях не указаны необходимые компоненты структуры формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников в рамках общеобразовательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Поэтому в рамках нашего научного исследования эти определения культуры безопасности жизнедеятельности не являются корректными.

М. С. Каган, говоря о культуре с точки зрения феноменальности, среди её составляющих выделяет не только личные качества человека, виды и результаты его деятельности, но и совокупность процессов опредмечивания объектов культуры во время общения людей.

По мнению этого учёного, нам не дано предугадать, каким будет облик культуры будущего, но от нашей деятельности во многом зависят её качества. Знание теории и исто­рии культуры нужно, чтобы каждый мог в меру своих возможностей сознательно и целенаправленно участвовать в выходе человечества на новую орбиту своего культурного развития [4].

Е. В. Бондаревская считает возможным в качестве глобальной цели современного воспитания рассматривать «человека культуры». Под этим термином она подразумевает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру её свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.

С педагогической точки зрения, это подразумевает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, за содержание своей жизнедеятельности и др.

Цель воспитания человека культуры, по мнению этого учёного, включает в себя и его практическую подготовку к жизни в определённом культурном пространстве [2, с. 29-36].

Старший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности жизнедеятельности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни.

Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития. В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.

И. С. Кон считает, что одной из основных особенностей старшеклассников является социальное и личностное самоопределение, развитие самосознания, выработка мировоззрения, жизненной позиции, профессиональная ориентация и определение своего социального положения в дальнейшей взрослой жизни [5, с. 76-77].

Мы считаем, что при определении понятия «культура безопасности жизнедеятельности», как части базовой культуры личности старшеклассника, нужно применить компонентностный подход.

Нами определены компоненты культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Компоненты структуры культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников

Мотивационно-потребностный компонент включает в себя: воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни; развитие потребности в безопасной жизнедеятельности; формирование у старшеклассников положительной мотивации безопасной жизнедеятельности.

Когнитивный компонент предполагает: усвоение старшеклассниками знаний основных понятий, определений и терминов по курсу ОБЖ; нахождение оптимальных вариантов выхода из возможных чрезвычайных ситуаций; освоение методов научного исследования по основам безопасности жизнедеятельности.

Эмоционально-волевой компонент предусматривает: воспитание эмоционально окрашенного отношения к вопросам безопасной жизнедеятельности; развитие волевой устойчивости и нравственной саморегуляции к преодолению трудностей и сложных жизненных ситуаций.

Содержание операционно-деятельностного компонента включает: формирование осознанного соблюдения здорового образа жизни, практических умений выхода из сложных жизненных ситуаций; умения безопасной жизнедеятельности; владение здоровьесберегающими технологиями; контроль и самоконтроль процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

На основании вышеизложенного, можно сделать заключение о том, что культура безопасности жизнедеятельности старшеклассников – это часть базовой культуры, интегральное качество личности старшеклассника, включающее в себя мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой и операционно-деятельностный компоненты. Эти компоненты отражают готовность старшеклассников к безопасному типу поведения, здоровому образу жизни в самостоятельной взрослой жизни и профессиональной деятельности, составляют основу культурологического и практического аспектов этой деятельности и концентрируют в себе главные элементы понятийной составляющей культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников. Все компоненты структуры культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников взаимосвязаны.

Мы считаем, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников наиболее эффективно будет осуществляться в процессе личностно ориентированного обучения по курсу ОБЖ, включающего в себя проектирование личностно ориентированного содержания, применение личностно ориентированных технологий и личностно ориентированное педагогическое взаимодействие.

Рецензенты:

Ретивых М. В., д.п.н., профессор, директор института педагогики и психологии Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск.

Прядехо А. А., д.п.н., профессор, заместитель директора института фундаментальных и прикладных исследований Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск.


Библиографическая ссылка

Цейко В.А. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10002 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674