Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИТУАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Корытов В.А.

Ускорение социально-экономического и научно-технического прогресса оказывает революционирующее воздействие на все стороны материального и духовного производства, систему общественных отношений, на самого человека. Динамизм развития общества выступает реальной первопричиной необходимости и безотлагательности перестройки образования.

В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция общественного производства обусловила постоянство структуры и содержания образования. Сложился тип «конечного» образования, при котором однажды полученные человеком знания сохраняли свою ценность на протяжении всей его профессиональной деятельности.

В условиях научно-технической революции, темпы обновления техники и технологии, форм организации труда стали превосходить темпы смены поколений людей. Возникла невиданная прежде подвижность и изменчивость общественного производства, требующая постоянного изменения содержания, характера и направленности профессиональной деятельности.

Осложнилось или сделалось практически невозможным эффективное исполнение своих обязанностей представителями целого ряда категорий работников - от рабочих до руководителей.

В условиях «конечного» образования обострились проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, возник дефицит политических, экономических, правовых, технических, социально-психологических, экологических знаний - усилилось отчуждение человека от труда, природы, общества, человека.

Сложившаяся система образования углубляет также социальные противоречия. Профессиональная некомпетентность, низкая правовая культура, неумение вести политический диалог, социальная безответственность, экономическая и экологическая неграмотность, игнорирование опыта российской и мировой истории и культуры затрудняют выбор жизненной позиции для многих членов общества.

Произошло отставание образования от новых реальностей жизни, девальвация его общественной значимости. Сформировалось и стало все более углубляться противоречие между непрерывно возрастающим объемом необходимых человеку знаний, умений и ориентаций и ограниченными в любых «конечных» образовательных системах условиями для овладения ими. Возможности традиционной образовательной системы оказались практически исчерпанными.

Потребность в постоянном обновлении знаний, поддерживании на требуемом уровне готовности выполнять усложняющиеся социальные и профессиональные функции обусловила появление различных видов неформального, продолженного, параллельного образования, инициативных его форм, самообразования, призванных в определенной мере компенсировать недостатки сложившейся системы.

Создались объективные предпосылки перехода к непрерывному образованию, получившие свое воплощение прежде всего в создании системы дополнительного профессионального образования в различных его формах: профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и других курсах целевого назначения специалистов. Однако остались неизменными сложившиеся звенья общей и профессиональной подготовки, сохраняется ориентация на «конечность» образования.

Стало очевидным, что обучение взрослых - это вершина «айсберга», основание которого уходит в общеобразовательную подготовку, в раннее детство.

Компенсаторное обучение не приводит к появлению целостности образовательной системы. Простое дополнение существующих звеньев новыми без качественного изменения содержания и форм их работы не вносит в существующую практику образования свойства непрерывности, не разрешает возникших противоречий, приводит к перегрузке учащихся.

Необходимо переосмыслить целевые функции образования как системы, задачи ее отдельных ступеней и звеньев, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими видами и формами общественной практики, место и роль образования как социального института в жизни человека и общества.

Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление социальной роли личности, возрастающая гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагают замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Наметившиеся подходы к пониманию сущности непрерывного образования достаточно противоречивы. В одних случаях их отождествляют с непрерывным обучением, полагая, что достаточно механистически объединить все ступени учебного процесса, чтобы устранить противоречия и тупиковые ситуации в образовании, в других - считают достаточным дополнить существующую систему новыми звеньями.

Требуются качественный сдвиг в общественном сознании, новое политическое и педагогическое мышление как непременные условия эффективности намечаемых перемен в сфере образовательной практики общества.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, представляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения.

Закономерно поэтому, что целью непрерывного образования является развитие личности как в периоды ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.

Понимание развития как непрерывного процесса необходимо соединить с принципом развивающего обучения, с ориентацией воспитательной деятельности не только на познание, но и на преобразование действительности. Этим обусловлен переход от информационного к продуктивному учению, от школы памяти к школе мысли, чувства и активного социального действия.

Системообразующим фактором непрерывного образования служит осознанная общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека. Этим определяется упорядоченные множества образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.

Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение отношений взаимосодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систему.

Непрерывное образование как педагогическая система - это целостная совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности.

Для каждого человека непрерывное образование выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путем самообразования, гарантий сохранения его как личности и профессионала в динамично меняющемся обществе («Концепция непрерывного образования» (фрагмент). Одобрена ГК СССР по народному образованию 18 марта 1989 года).

Роль образования на современном этапе развития России определяется: 1) задачами ее перехода: а) к демократическому и правовому государству; б) к рыночной экономике; 2) необходимостью преодоленияопасности отставания страны от мировых тенденций: а) экономического; б) социального развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы: широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики; восстановлениеответственности и активной роли государства в этой сфере; глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением для этого необходимых ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования: 1) ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; 2) переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабовмежкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; 3) возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; 4) динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в сфере повышения квалификации и переподготовки работников, росте их профессиональной мобильности; 5) возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное,опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки образования.

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором: гуманизации общественно-экономических отношений; формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные; нравственные; предприимчивые люди, которые могут: самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству; отличаются мобильностью; динамизмом; конструктивностью; обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование становится все более мощной движущей силой: экономического роста; повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов: а) национальной безопасности; б) благосостояния страны; в) благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован: 1) для консолидации общества; 2) для сохранения единого социокультурного пространства страны; 3) для преодоления этнонациональной напряженности и национальных конфликтов на началах: а) приоритета прав личности; б) равноправия национальных культур и различных конфессий; в) ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле: сохранения и развития русского и родного языка; формирования российского самосознания и самоидентичности.

Обновленное образование должно сыграть ключевую роль: в сохранении нации, ее генофонда; обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию: 1) в соответствии с их: а) интересами; б) склонностями; 2) независимо: а) от материального достатка семьи; б) места проживания; в) национальной принадлежности; г) состояния здоровья.

Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является: формирование профессиональной элиты; выделение иподдержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов: человеческих; информационных; материальных; финансовых.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив: реализовать экономическую автономию высших учебных заведений; обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; развиваться многонациональной российской школе и негосударственномусектору образования.

Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годахобщесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам школы фундаментальных знаний: 1) важнейших составляющих стандарта образования наступившего века; а) математики; б) информатики (включая умения вести поиск и отбор информации); в) русского и иностранного языков; 2) базовых социальных и гуманитарных дисциплин: а) экономики; б) истории; в) права.

Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни.

В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют: государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.

В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат: 1) на образование (обучение, воспитание, развитие); 2) на существенное увеличение заработной платы работникам образования; 3) на усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Должны быть: 1) повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан; 2) модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит: а) увеличить объем внебюджетных средств в образовании; б) кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.

В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях: рационализации сети общеобразовательных учреждений; поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: 1) обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностейполучения полноценного образования; 2) достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; 3) формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; 4) повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; 5) развитие образования как открытой государственной и общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Создав правовые и экономические условия, Правительство Российской Федерации осуществит меры для: 1) бесплатности полного среднего образования в пределах государственных образовательных стандартов; бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации; 2) равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; 3) получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии: 1) обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы; 2) обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; 3) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностике резервов развития ребенка (физических и психологических); 4) бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебныхбиблиотек.

Комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях: 1) разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти власти, органами субъектов и местного самоуправления; 2) передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации и придание им статуса государственных образовательных учреждений; 3) введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание на региональном и муниципальном уровнях других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите; это обеспечит им возможность обучения в учреждениях образования, реализующих программы повышенного уровня; 4) создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; это же - для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства; 5) нормативно-правовое регулированиеусловий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; 6) последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума; 7) стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.

Свидетельством значимости идеи непрерывного образования не только для России, но и для мирового сообщества является факт работы международных комиссий по образованию под эгидой ЮНЕСКО, проведение разнообразных конференций по тематике проблем непрерывного образования, разработка документов глобального характера: доклад Международной комиссии по образованию для XXI века (1996 г.); материалы VМеждународной конференции по образованию взрослых (Гамбург, 1997); Декларация по расширению доступности и повышению конкурентоспособности высшего образования в Европе (Болонья, 1999); материалы Всемирной конференции по образованию (Дакар, 2000) и др. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Сокрытое сокровище», представленном ЮНЕСКО (1996 г.), сформулированы четыре принципа непрерывного образования: 1) учиться познавать; 2) учиться делать; 3) учиться сосуществовать; 4) учиться жить.

По предположению специалистов Международной комиссии по образованию, все страны, разделяющие эти принципы, в XXI веке будут неизбежно стремиться к такой модели образования, где востребованы все таланты личности, скрытые в ней как драгоценный клад.

Сегодня эта модель уже не рассматривается как утопия: «Нет более благородной задачи, стоящей перед образованием, чем пробудить у каждого, с учетом традиций, убеждений и при полном уважении плюрализма, подъем духа и мысли до осознания универсальности мира, с тем, чтобы человек в некоторой степени превзошел самого себя. Речь идет... о выживании человечества» [3].

Таким образом, Концепция непрерывного образования уже успела внести свой вклад в понимание целей образования и тем самым вызвала к жизни широкомасштабные процессы модернизации образования во всем мире.

Что же касается проблем дополнительного профессионального образования специалистов, то в Концепции непрерывного образования им уделяется самое серьезное внимание.

В Концепции, в частности, говорится о том, что актуальные потребности общественного развития требуют существенно видоизменить подходы к повышению квалификации рабочих и специалистов отраслей народного хозяйства как наиболее гибкого звена системы непрерывного образования. Учебный процесс предстоит перестроить здесь на основе принципов активного обучения, компьютеризации учебного процесса, усилить стимулы и разработать набор средств самообразования работников, благодаря которому преодолевается дискретный характер ступеней непрерывного образования, обеспечивается его подлинная непрерывность.

По мере ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса все больше возрастают масштаб и значение переподготовки кадров: а) по новым и новейшим направлениям развития науки, техники и технологии; б) по эксплуатации, наладке и ремонту новых поколений различных устройств, машин и оборудования. Основными в системе переподготовки и повышения квалификации станут: а) специализированные структуры ряда основных организационных форм, преимущественно вузов и высших профессиональных училищ, их отделения и факультеты; б) целенаправленно созданные учебные заведения типа ИПК, ФПК, КПК; в) параллельно созданные центры непрерывного образования; г) дополнительно созданные различные структуры общественных, неформальных, инициативных форм общего и профессионального образования (на платной основе) [1, С. 10].

Примечательно, что концептуальное оформление значимости повышения квалификации и переподготовки специалистов в качестве неотъемлемой составной части системы непрерывного образования сопровождалось и его организационным оформлением. Так, в том же самом марте месяце 1989 года (когда была введена в действие Концепция непрерывного образования) был создан Межведомственный совет по повышению квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства при Госкомитете СССР по народному образованию.

Его задачи: рассмотрение основных проблем дальнейшего развития и совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров, общих принципов организации учебного процесса; создание мобильной, гибкой и действенной системы непрерывного обучения кадров, производственно-экономической учебы; организация обмена опытом работы.

В общей сложности в «Положении о Межведомственном совете...» было сформулировано 19 задач. Наше пристальное внимание привлекли три из них (шестнадцатая, семнадцатая, девятнадцатая), а именно «... Межведомственный совет рассматривает:

 

  •   координационные планы научно-исследовательских работ по проблемам повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства, а также результаты научных исследований;
  • планы проведения всесоюзных, региональных и межотраслевых научно-методических конференций и семинаров по вопросам совершенствования учебной, методической, научно-исследовательской и организационной работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • результаты государственного инспектирования учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства...» [4].

 

Таким образом, задача развития учебных заведений системы дополнительного профессионального образования специалистов, равно как и задача оценки качества результатов научных исследований проблем квалификационного процесса, была актуальной и 15, и 10 лет назад. И это не могло не вызывать доверия к системе со стороны заказчиков и потребителей образовательных услуг, что, в свою очередь, вносило свой вклад в укрепление позиций всей системы дополнительного профессионального образования.


Библиографическая ссылка

Корытов В.А. ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИТУАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1008 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674