Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Куприна А.В. 1
1 ФГБОУ «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
В статье проанализированы подходы к социокультурному развитию студентов, обозначены особенности и трудности современной ситуации. Актуализируется важность социокультурного развития личности как государственного интереса и социального заказа. С целью осуществления социокультурного развития студентов предлагается научно организовать кураторскую деятельность через проведение специальной воспитательной работы согласно концепции. Концепция деятельности куратора определяется целью, задачами и принципами. Рассматриваются компоненты социокультурного развития, включающие общепрофессиональный (формирование организационно-деятельностных, коммуникативных и информационных умений), социальный (освоение и расширение социально-культурного опыта посредством включения в разные виды деятельности при исполнении комплекса социальных ролей), личностный (приобретение личностных качеств, проявляющихся по отношению к работе, другим людям, предметам, самому себе). Отмечается, что роль института кураторства в социокультурном развитии студентов реализуется посредством их включения в социокультурную образовательную среду вуза.
кураторская деятельность.
социокультурное развитие
студенчество
1. Александрова Н.С. Научно-педагогическое знание: поиск, решения и перспективы : монография. – Киров, 2012.
2. Бурдуковская Е.А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2004. – 24 с.
3. Иконникова С.Н. Эскиз к портрету современного студенчества // Образование и молодежная политика в современной России : материалы Всероссийской научно- практической конференции 26-28 сентября. – СПб., 2002. – С. 195-197.
4. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие. — СПб. : СПбГУП, 2000. – 508 с.
5. Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. - 1997. - № 10. – С. 56-69.
6. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи. Избранное (1965–2002). - М. : Гардарики, 2002.
7. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. – М. : Наука, 2003.
8. Шубкин В.Н. Социальная разобщенность как феномен массового сознания // Россия реформирующаяся. – М. : Институт социологии РАН, 2004. – С. 245-261.

Социально-экономические, политические и общекультурные изменения, происходящие в России, приводят к необходимости коррекции структуры и содержания всех форм и видов профессиональной социализации будущих специалистов.

В материалах Министерства образования и науки РФ «Российское образование -2020: модель образования для инновационной экономики» указывается, что важными целями развития личности являются: возможность обогащения личностного потенциала человека в течение всей жизни, получение и обновление знаний, которые должны сопровождать все производственные и общественные процессы; ориентация на подлинную включенность личности в открытую систему образования, в сетевое взаимодействие с другими институтами и агентами, ориентация на социальное партнерство; опора на талант, креативность и инициативность личности как важнейший ресурс экономического, социального, культурного развития. Таким образом, проблема социокультурного развития студентов вузов является актуальной и требует поиска путей ее решения. В частности, недостаточно реализуется в этом отношении потенциал воспитательной деятельности, организуемой в учреждениях высшего профессионального образования, прежде всего института кураторства.

Куратор способен оказать значительное влияние на социокультурное развитие студентов независимо от специальности/направления подготовки. В первую очередь это касается формирования общепрофессиональной культуры студентов, соответствующих знаний, умений, качеств, социально-культурного опыта.

Социокультурное развитие, вслед за Н.С. Александровой, нами рассматривается как непрерывный процесс усвоения студентом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Социально-культурный опыт состоит из знаний норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, которые позволяют студенту комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, толерантности сознания (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной) и трудовых навыков [1].

Социальный опыт приобретается студентом в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции куратора, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение студентом общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Всех взрослых, которые общаются со студентом и влияют на его социальное развитие в вузе, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов: частотой контактов; эмоциональной насыщенностью контактов; информативностью. Куратор студенческой группы является таким человеком, соответствующим всем уровням приближенности.

Итак, значительную роль в социокультурном развитии студентов вуза играют кураторы. Этимология понятия «куратор» восходит к лат. сurator - попечитель, опекун; человек, выполняющий поручение по наблюдению за кем (чем)-либо. В настоящее время термин используется в двух значениях: как лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы; как преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников/студентов в некоторых учебных заведениях. Кураторство рассматривается как деятельность куратора или как курирование. Деятельность куратора понимается как целенаправленная мотивированная, профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза с группой студентов в учебное и внеучебное время, ориентированная на создание педагогических условий успешного профессионального и личностного становления каждого студента (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров, В.Н. Шубкин и др.) [3-8].

Куратор обеспечивает включение обучающихся в социокультурную образовательную среду вуза, способствуя их постепенному становлению в профессиональном плане. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) третьего поколения социокультурная образовательная среда университета выделена как необходимое условие освоения компетентностно-ориентированной основной образовательной программы высшего многоуровневого образования, личностного становления взрослеющего студента, формирования его общекультурных и профессиональных компетенций.

Социокультурная среда университета, как правило, рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников, структура которого детерминирована особенностями образовательного учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, жизненных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности (Е.А. Бурдуковская) [2].

Исходя из особенностей социокультурной образовательной среды, для организации деятельности куратора по социокультурному развитию студентов необходимо учитывать роль личности куратора, осуществлять им субъект-субъектное взаимодействие со студентами, обеспечивать проблемность в методах, используемых для становления социально-культурного опыта, активизировать личностный и интеллектуальный рост студентов, включать их в общественно-полезную деятельность, воспитывать гражданскую ответственность.

Анализ исследований, посвященных социокультурному развитию студентов и роли в этом процессе куратора, позволил нам разработать авторскую концепцию. Концепция организации деятельности куратора по социокультурному развитию студентов основывается на системном, культурологическом, компетентностном, деятельностном, средовом и личностно ориентированном подходах.

Цель деятельности куратора состоит в создании условий для социокультурного развития студентов. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач.

  1. Формирование организационно-деятельностных, коммуникативных, информационных умений студентов, в совокупности образующих общепрофессиональные умения.
  2. Развитие мотивации студентов к качественному осуществлению будущей профессиональной деятельности, овладению социально-культурным опытом.
  3. Воспитание ответственного отношения к учебе, профессиональной деятельности.

При организации процесса социокультурного развития студентов мы руководствовались следующими принципами:

  • индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
  • воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
  • развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
  • становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Логика выделения этапов социокультурного развития студентов обусловлена задачами деятельности куратора, которые меняются от курса к курсу обучения. На младших курсах куратор должен способствовать успешной адаптации студентов к новым условиям, развитию умения организовывать собственную учебную деятельность, а также содействовать формированию коллектива студенческой группы. К середине обучения может наблюдаться падение интереса к получаемой специальности, поэтому в задачи куратора входит профилактика эмоционального выгорания студентов, поддержание интереса к специальности. Четвертый курс является завершающим в плане формирования профессиональных качеств, следовательно, куратору необходимо нацеливать студентов на трудоустройство, планирование карьеры, профессиональное развитие.

Поэтому социокультурное развитие мы считаем целесообразным осуществлять поэтапно, начиная от ценностного критерия на первом курсе обучения, переходя к когнитивному на втором, коммуникативному на третьем и заканчивая творческим на четвертом курсе. Следует учитывать, что выделение данных этапов достаточно условно, поскольку все критерии развиваются комплексно, в системе в течение всего периода обучения в вузе.

В качестве ожидаемых результатов реализации концепции организации деятельности куратора по социокультурному развитию студентов выступают:

1) высокий уровень освоения профессиональных дисциплин;

2) успешное прохождение учебно-ознакомительных и производственных практик;

3) мотивация к качественному выполнению профессиональной деятельности;

4) трудоустройство выпускников по полученной специальности;

5) успешная адаптация к месту работы;

6) высокое качество выполнения профессиональных обязанностей.

Таким образом, научно обоснованная организация кураторской деятельности способна оказать влияние на социокультурное развитие личности студента. Специфика социокультурного развития студентов заключается в их становлении как субъектов будущей профессиональной деятельности посредством вхождения в контекст общепрофессиональной культуры, что обеспечивает формирование профессионального мировоззрения, расширение социального опыта, обретение личностных смыслов. В качестве компонентов социокультурного развития студентов выступают: общепрофессиональный (формирование организационно-деятельностных, коммуникативных и информационных умений), социальный (освоение и расширение социально-культурного опыта посредством включения в разные виды деятельности при исполнении комплекса социальных ролей), личностный (приобретение личностных качеств, проявляющихся по отношению к работе, другим людям, предметам, самому себе).

Роль института кураторства в социокультурном развитии студентов реализуется посредством их включения социокультурную образовательную среду вуза, обеспечивающую формирование общепрофессиональной культуры обучающихся. Куратор, организуя внеучебную деятельность студентов, стимулирует их социокультурное развитие посредством формирования соответствующих знаний, умений и качеств.

Рецензенты:

Помелов В.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Куприна А.В. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10152 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674