Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА

Седова И.Г. 1 Черокова А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
В статье через спектр функций народного искусства рассматривается полифункциональность народного орнамента, определяются его специфические функции, среди которых выявляются группы функций: утилитарно-бытовая, декоративно-художественная, религиозно-магическая,памятно-культурная, сувенирная, коммерческая и эстетическая. Каждая из этих функций обладает определенной направленностью педагогического потенциала и способна существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало, а также может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов. Поскольку народный орнамент охватывает самые разные стороны художественного творчества и жизнедеятельности народа, тесно связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде и выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., то он активно способствует духовному, культурному воспроизводству, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании нравственности подрастающего поколения.
педагогический потенциал народного орнамента.
полифункциональность народного орнамента
традиционная культура
Функции народного искусства
1. Балдина О.Д. Русское советское народное искусство и художественная промышленность / О.Д. Балдина, В.М.Василенко, М.А.Ильин.- М., 1980.
2. Балдина О.Д., Быкова Э.В., Гавриляченко Е.Э. Народная культура в современных условиях: учеб.пособие / О.Д. Балдина, Э.В. Быкова, Е.Э. Гавриляченко; отв. ред. Н.Г. Михайлова; Рос. ин-т культурологии. - М., 2000.
3. Божинская Т.Л. Педагогический потенциал российской региональнойкультурыв контексте социально-философских исследований //Теория и практика общественного развития. - 2010. - №2.
4. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? - М. :Галарт, 1998.
5. Ершова Л.В. К проблеме разработки системы непрерывного образования в Ивановской области на основе народной художественной культуры // Народная художественная культура и образование: матер.Всероссийской науч.-практ. конференции. - Шуя: Весть, ШГПУ, 1997.
6. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. - М., 1964. - Вып. 6.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
8. Путилова Н.В. Этнохудожественное воспитание подростков средствами традиционной росписи:дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2010.

При рассмотрении искусства народного орнамента как части народной художественной культуры необходимо рассмотреть фундаментальные положения, отраженные в трудах ведущих ученых в области народной художественной культуры и народного искусства: А.Б. Бакушинского, И.Я. Богуславской, Т.И. Баклановой, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, А.С. Каргина, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, С.П. Ломова, М.А. Некрасовой, С.Б. Рождественской, Л.Г. Савенковой, Т.Я. Шпикаловойи др. Среди вопросов, рассматриваемых в работах ученых, немаловажное значение отводится систематизации и классификации функций народного искусства, механизмам его функционирования.

Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество, эта задача находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Важным является рассмотрение функциональности предметно-вещевой традиционной культуры и современных форм художественного творчества, основанных на народных традициях. Культурологический подход предполагает анализ ценностно-нормативных систем, идей, целей, представлений, знаний, а также различных способов их знаково-символического и предметно-материального воплощения [1].

По справедливому мнению ученых, народная художественная культура, как сложная динамическая система, обладает множественностью функций (полифункциональностью): социальной, познавательной, ритуальной, этической, эстетической, нормативной, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, этикетной и др. Эти функции проявляют себя в самых различных сферах социальной, культурной, образовательной, экономической деятельности. Но «народная культура сегодня - это не только и не столько круг реальных объектов и процессов в культуре, сколько угол зрения или способ видения и понимания этих объектов и процессов, которые могут быть рассмотрены и совсем с других позиций. Например, как любительское творчество, как досуговые занятия, как охрана культурного наследия, как культурные ценности, обладающие тем или иным потенциалом...»[7].

Для определения специфических функций народного орнамента важно рассмотреть спектр функций народного искусства. Авторы коллективной монографии «Народная культура в современных условиях» (отв. ред. Н.Г. Михайлова)дают перечень из шести функций [3].

Утилитарно-бытовая функция. Сохраняется только в этнических национальных округах, находящихся «в глубинке», где вещи рождаются и живут на корнях быта, продолжая служить жизненным потребностям населения.

Декоративно-художественная функция. Наиболее ярко выражена и действенна для нашего времени. Среди изделий - предметы, которые украшены вышивкой, кружевами, всевозможными орнаментами и узорами, они предназначены не для повседневных нужд, а для украшения быта по праздникам.

Религиозно-магическая функция. Предельно сузился круг предметов, используемых с религиозными, ритуальными целями. Некоторые из них - ритуальные, культовые, обрядовые продолжали существовать лишь в этнических группах: ювелирные украшения, применяющиеся в национальной одежде как предметы-обереги. Сохранились и отдельные изделия, когда-то имевшие ритуальное и обрядовое значение, но знаковость которых постепенно утрачивалась.

Памятно-культурная функция. Обращаясь к примерам современного народного творчества последних десятилетий нельзя не отметить того, что появился целый ряд изделий, варьирующих как бы музейные вещи крестьянского искусства прошлого. Их особая привлекательность состоит в содержании. Помимо всего, они как бы транслируют традиции и черты народной культуры прошлого.

Сувенирная функция - это как бы воспроизведение того или иного предмета старого крестьянского быта в виде памятного знака. Эта функция возобновляется во многих формах народного современного искусства.

Коммерческая функция (вложение денежных средств). Как в прошлом столетии, так и в нынешнем она играет свою определенную роль. Продукция мастеров выходит за пределы дома, села, городка, промысла, фабрики, объединения и т.п. Она связана с рынками, местными и центральными, отечественными и зарубежными. Экономическая функция, особенно в последние годы, играет решающую роль, превращая предметно-вещный мир традиционной народной культуры в предмет широкого потребления, создает условия для его дальнейшего развития.

Генеральной, «родовой функцией» народного искусства, выступает во все времена функция эстетическая. Опора на эту функцию в эстетическом воспитании означает включение человека в художественную деятельность, связанную с природой, с этнической, национально-исторической памятью, идеалом, с культурной традицией того или иного центра народного творчества, и ведущую к развитию его экоэтнического, эстетического сознания: особых качеств восприятия, воображения, креативности, эстетических интересов, суждений и оценок, предпочтений и вкусов [5;6].

Ни одна функция, взятая сама по себе, не может объяснить специфику народного искусства, поэтому важно установление взаимосвязей и полноты реализации всего комплекса функций. Исследование различных тенденций в развитии функций, а именно того, что одни функции постепенно отмирают, а другие появляются как следствие развития в новых условиях, позволяет отметить, что функции изменяются во времени. Они трансформируются в новые функции, созвучные его требованиям, развиваются и живут в настоящее время. Изменение во времени объясняется постоянной связанностью функций и ценностей с жизнью субъекта [8].

К новым функциям можно отнести, например, такие: социальная, познавательная, этическая, экологическая, эстетическая, информативная, коммуникативная, воспитательная, праздничная, сувенирная, рекреационная и др. функции. Понятие «полифункциональности» (многофункциональность) разных видов изобразительного и народного искусства определяется многообразием содержательных, сущностных и функциональных характеристик, эстетических свойств, основанных на формах и образах действительности.

Орнамент как базисное явление художественной культуры утверждает в себе фундаментальные ценности всех исторических эпох, всего человечества, объединяет прошлое с настоящим. Ничто так ярко, как орнамент, не скажет об исторической эпохе, об особенностях породившей его культуры, ее отношениях с миром. Между тем в определении феномена орнамента до сих пор действуют утверждения, сводящие его к внешним проявлениям, к прикладной (декоративно-художественной) функции, украшению чего-либо. Сложившаяся на сегодня традиция педагогической практики в основном исходит из использования этого значения орнамента (украшение, узор, организованный ритмическим чередованием абстрактно-геометрических или изобразительных элементов, украшающих здания или предметы декоративно-прикладного искусства). Эстетические и художественно-декоративные качества ставятся в зависимость от назначения, формы, материала, технологии украшаемой вещи [4].Содержательному пониманию орнамента, исходящему из его духовной природы, сущностной связи с различными воззрениями народов разных эпох соответствует мировоззренческая функция. Вещественным воплощением мифа предстаёт перед нами дом (изба, жилище, храм), одежда, предметы быта. По вопросу значения и магико-религиозной функции исторических орнаментов на предметах, являющихся археологическими находками, высказывался известный археолог Кричевский Е.Ю. в итоге своей работы на материале линейно-ленточной керамики из могильников эпохи неолита и энеолита. Генезис орнамента сводится к древним технологическим процессам, в конечном счете - к материальным, утилитарным потребностям человека, что определяет утилитарную (практическое значение орнаментированной вещи, использование в быту, ткани, роспись, ковка, резьба, вышивка остаются в быту современного человека) функцию.

Народный орнамент несёт в себе все признаки изобразительного и народного искусства, проявляется в том, что оказывает внушающее воздействие (магия красок, форм, образов) и воспитывает. Академик Ю.Б. Борев выделяет следующие функции искусства: общественно-преобразовательную (деятельность); познавательно-эвристическую (знание, раскрытие многообразия предметного мира); художественно-концептуальную (анализ состояния мира); воспитательную (формирование целостной личности); эстетическую (формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Их с уверенностью можно отнести и к орнаментальному искусству.

Множественность функций народного орнамента не подразумевает их равнозначность, а предполагает возможность появления какой либо из них занять приоритетную позицию в зависимости от задач в процессе изучения. Для нашего исследования важным является то, что педагогическая функция, вбирая в себя остальные функции, выступает основной, подчеркивая педагогическую значимость каждой из функций. Педагогическая функция народного орнамента проявляется в том, что любая из его функций по своему содержанию может быть нацелена на обучение, воспитание, развитие. Педагогическая функция раскрывается в дублировании и моделировании различных форм деятельности человека: познании, воспитании, коммуникации, созидании и оценке, в развитии личности рассматривается как самопознание, самооценка, самосозидание, автокоммуникация, общественная и личностная ответственность [3].

Среди множества функций народного орнамента выявлены группы функций, каждая из которых обладает определенной направленностью педагогического потенциала. Педагогический потенциал народного орнамента складывается из потенциалов групп функций: когнитивный потенциал (познавательная, информационная функции); ценностный потенциал (родовая, природосообразная, культуросообразная, мировоззренческая, гуманистическая функции); социально-культурныйпотенциал (утилитарная и эстетическая, сувенирная, праздничная, преобразующая досуговая, коммуникативная, экокультурная, этнокультурная, арт-терапевтическая функции); образовательный потенциал (воспитательная, экологическая, этнорегиональная,профориентационнаяфункции).

Использование педагогического потенциала многофункционального орнаментального искусства, отражающего систему ценностных ориентаций конкретного народа (выраженных в символике колорита, формы, пластики, образа, цвета), обеспечивает стимулирование познавательных интересов и потребностей учащейся молодежи в изучении духовной и материальной культуры народа, а также в становлении ценностей-образов во внутренней структуре личности, определяет формирование их ценностных ориентаций и способствует эффективному проведению образовательного процесса.

Педагогический потенциал народного орнамента, проявляющийся в традиционном содержании, мог бы реализовываться в образовательном процессе через целевой, содержательный, процессуальный и результативный аспекты.

Использование педагогического потенциала народного орнамента в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов. Обращение к воспитательной стороне народного искусства способствует решению педагогических целей современной высшей школы, гуманизации социальных отношений в обществе, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей, формированию нравственных качеств личности.

Таким образом, искусство народного орнамента нами рассмотрено как полифункциональное явление. Поскольку народный орнамент охватывает самые разные стороны художественного творчества и жизнедеятельности народа, тесно связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде и выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., то он активно способствует духовному, культурному воспроизводству, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании нравственности подрастающего поколения.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы».

Рецензенты:

Океанский В.П., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой культурологии и литературы Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя.

Океанская Ж.Л., доктор культурологии, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Ивановский институт ГПС МЧС России», Российская Федерация, г.Иваново.


Библиографическая ссылка

Седова И.Г., Черокова А.В. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10340 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674