Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ: КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Федотова Г.А. 1 Мясникова С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
На основе рефлексивного анализа качеств личности инновационного предпринимателя предложен контекстно-компетентностный подход как продуктивный способ их формирования и развития. Компетенция предпринимателя рассматривается как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей, обеспечивающая его готовность к инновационной деятельности. Раскрыт процесс включения предпринимателя в инновационную деятельность. Представлен опыт Европейского сообщества содействия предпринимательской культуре, ориентированный на поощрение инновационного мышления, предпринимательских навыков и повышение возможностей для карьерного роста. Предложена модель роста инновационного потенциала малого предпринимательства как пересечение действий внешних и внутренних факторов по четырем группам ситуационных факторов. Определены уровни проявления инновационной компетентности предпринимателя. Раскрыта система обучения и сопровождения процесса развития предпринимательских качеств современного делового человека, обеспечивающих продуктивность их инновационной деятельности: бизнес-инкубатор, тренинги, организационно-деятельностные и организационно-мыслительные игры.
игра.
тренинг
бизнес – инкубатор
система обучения
контекстно-компетентностный подход
личностные качества
инновационный предприниматель
компетентность
1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 367 с.
2. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – С. 32-37.
3. Вотякова И. В. Инновационное развитие кадрового потенциала социально-экономической системы: теория и методология. – Северск: СГТА, 2009. – 248 с.
4. Вотякова И. В. Компетенции и мобильность персонала в условиях инновационного развития кадрового потенциала организации // Управление персоналом. – 2008. – № 4. – С. 55-56.
5. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. – М.: Изд-во Бином , 2004. – 77 с.
6. Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций 2012 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2012/07/06/4531 (дата обращения: 28.07.2002).
7. Спенсер Лайл М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. – М.: Спенсер «Hippo Puublishing Ltd», 2009. – 384 с.
8. Мясникова С. В. Личностный потенциал предпринимателя // Актуальные проблемы современной экономики России. – Великий Новгород: Новгородский филиал СПбГУЭФ, 2010. – С. 96-99.
9. Федотова Г. А., Шеляпин В. Н. Социально-управленческие особенности менеджмента на предприятии малого бизнеса // Ученые записки ИНПО: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2012. – С. 278–289.

В современных условиях развития инновационной экономики малое предпринимательство выступает основным фактором развития предпринимательской деятельности. В зарубежном и отечественном опыте существуют определенные подходы к развитию инновационной активности предпринимательских структур, в оценке которых применяется инновационный индекс как показатель качественного изменения экономики. Согласно значению Глобального инновационного индекса за 2012 год Россия занимает 51 место при инновационной эффективности – 37,9 (в 2009 году – 41 место с отрицательным значением инновационной эффективности – 0,16) [6]. Данный факт свидетельствует о том, что в российской экономике малое предпринимательство используется не в полной мере, что и актуализирует научное обоснование условий активизации инициативы предпринимателя.

Несомненно, финансовая сторона как внешний ресурс имеет особое значение в развитии инновационного предпринимательства. Однако не использование внутреннего ресурса – предпринимательского потенциала – выступает причиной инновационной пассивности предпринимателей. Так, движущей силой инициативности предпринимательства выступает его личностный потенциал, который может быть представлен через его социально-психологический портрет.

Рефлексивный анализ проблемы формирования качеств личности предпринимателя показал необходимость и достаточность реализации в данном процессе контекстно-компетентностного подхода [2].

В современных исследованиях компетенция предпринимателя рассматривается как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей, обеспечивающая его готовность к инновационной деятельности. Природа профессиональной компетентности такова, что она не может быть задана извне, становление ее реализуется лишь в единстве с развитием духовно-нравственных ценностей на основе собственной активности личности и ее субъектной позиции в процессе развития. В основе компетенции предпринимателя выступают личностные качества, а реализация на практике инновационной деятельности обеспечивается следующей их совокупностью: интеллект, креативность, обучаемость, эвристичность, когнитивность, рефлексивность, мотивация к успеху, прагматизм, ценностные ориентации и деловая активность [8]. С целью развития качеств инновационного предпринимателя провозглашается стратегия создания необходимых условий для развития личностного и профессионального потенциала, сущностных сил и самоценности личности, что, в свою очередь, позволяет охарактеризовать его движение от «культуры полезности» к «культуре человеческого достоинства» [1].

Наибольшую рациональность в концептуальной основе реализации компетентностного подхода в процессе формирования и развития качеств личности инновационного предпринимателя, на наш взгляд, имеет концепция контекстного обучения, разработанная в трудах А. А. Вербицкого и его школы (Н. А. Бакшаева, Н. В. Борисова, В. Н. Кругликова и др.) [2]. Согласно позиции ученого, контекстом является система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целостности, так и её компонентам. Содержание внутреннего контекста составляют индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека, а внешнего – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.

В процессе развития качеств инновационного предпринимателя контекстом выступает содержание и проблемы инновационной деятельности, задающие направление развития его инновационных способностей и качеств личности. Все это обеспечивает становление его как субъекта предпринимательской деятельности, в которой и проявляются способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и успешно разрешаются различные противоречия и проблемы в социальном, профессиональном и личностном плане. В конечном итоге формируется и развивается инновационная компетентность и активность в предпринимательской деятельности.

Личностное включение предпринимателя в освоение профессиональной инновационной деятельности достигается как за счет воспроизводства уже известного опыта и обогащения за счёт собственного творческого развития, так и влияния личности как части человеческой культуры. Сам процесс включения предпринимателя в инновационную деятельность осуществляется как движение от получения информации (некоторой объективно заданной семиотической или знаковой системы) к знаниям (проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение, ставшее руководством к действию), а далее, к самой деятельности.

Европейским сообществом накоплен определенный опыт содействия предпринимательской культуре, ориентированный на поощрение инновационного мышления, предпринимательских навыков и повышение возможностей для карьерного роста. В результате этого создаются благоприятные условия для развития талантов и креативности, мотивации к успеху, независимости и свободы, что можно представить следующим образом (рисунок 1).

Сущностной характеристикой данной модели выступает её динамизм: от ориентации на существующие рынки инноваций к созданию условий стимулирования их непрерывности. Этот процесс обеспечивается, прежде всего, наличием необходимых качеств личности предпринимателя. Необходимо заметить, что особую значимость приобретает конкретизация данных качеств в зависимости от внешнего контекста.

Рисунок 1. Модель развития инновационного потенциала малого предпринимательства

В предлагаемой нами модели точки роста инновационного потенциала малого предпринимательства определяются как пересечение действий внешних и внутренних факторов по четырем блокам-группам ситуационных факторов:

- первый блок – правовое поле инновационной деятельности – базовая основа внешнего воздействия (определяет его границы и через инновационную политику на государственном и региональном уровне стимулирует творческую активность, независимость, самостоятельность);

- второй блок – социокультурные особенности и статус предпринимателя (ценностно-ориентированные действия предпринимателя и его общественный статус с учетом особенностей общества, его ценностями, традициями, отношениями);

- третий блок – рыночная конъюнктура, актуализирующая способность к когнитивности, быстрой реакции на открывающиеся возможности на основе прагматизма, ориентированного на выгоду, умении творчески решать возникающие проблемы;

- четвертый блок – информационное поле инноваций (информация о новациях, стимулирующая личностный потенциал: творческие способности, эвристичность мышления, когнитивность и способность быстрого использования имеющихся возможностей с целью самореализации и повышения общественного статуса предпринимателя).

Совокупность блоков и составляет основу процесса формирования качеств инновационного предпринимателя, где системообразующими элементами выступают конструкты: креативность, как результат эвристичности мышления, рефлексии и когнитивности; мотивация к достижениям, как субъективная оценка своей компетентности в определении и возможности реализации цели; ценностные ориентации, задающие направленность действиям, основу которых составляют активность и прагматизм. Отметим, что эвристичность мышления заключается в создании оригинального решения (продукт, технология, метод, материалы и т.п.) в процессе рефлексии существующего и перспективного видения результата инновации, для создания которого потребуются новые знания, умения и способности. Ценностные ориентации обеспечивают направленность действий на создание инновационного и конкурентоспособного продукта, в рамках которых и проявляются такие качества, как ответственность, этичность деловых отношений, устремленность к позитивным изменениям самого себя и создаваемого продукта (рисунок 2).

Формирование предпринимательских качеств современного делового человека в инновационной деятельности осуществляется через определенную систему обучения и сопровождение данного процесса. Одной из инфраструктурных форм, соответствующей решению поставленной задаче, выступает бизнес-инкубатор, специализирующийся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи на основе предоставления материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг.

Бизнес-инкубатор содействует созданию и становлению субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства: осуществляет разработку и поддержку реализации инновационных проектов; решает вопросы финансирования инновационных проектов; проводит обучение сотрудников инкубируемых компаний, организует симпозиумы, конференции и семинары. Ведущее место в процессе обучения отводится научно-технологическому, финансово-экономическому, юридическому и психологическому сопровождению.

Деятельность инновационного бизнес-инкубатора направлена на формирование и развитие инновационной компетентности предпринимателя как базового качества личности, обеспечивающего эффективность его деятельности. Компетенции можно разделить на две категории – «пороговые» (неотъемлемая характеристика того, что каждый выполняющий работу должен быть минимально эффективен) и «дифференцирующие» (создающие и реализующие конкретную идею).

Существуют различные типы моделей компетенций (функциональная, ценностно-ориентированная, концептуально-прогностическая и др.), где раскрываются стандарты существующего или желаемого поведения, знания, умения и навыки, профессионально значимые качества, личностные мотивы и учет потенциала работника.

Рисунок 2. Алгоритм формирования личностного потенциала предпринимателя к инновационной деятельности

В научных исследованиях представлена классификация проявления компетентности в процессе решения конкретных задач и дальнейшего горизонтального (или вертикального) её развития. К ним относится способность решать различные стандартные и предсказуемые задачи; широкий круг различных задач в различном контексте; широкий круг различных задач в очень широком контексте; широкий круг сложных технических или профессиональных задач; а также способность к применению набора фундаментальных принципов и комплексных методик в широком и часто непредсказуемом контексте [3; 4; 5].

На практике чаще используется содержательно-интегративный аспект компетентности, выделяя при этом следующие уровни её проявления: репродуктивный (способность решать различные стандартные и предсказуемые рабочие задачи, а также широкий круг задач в различном контексте); продуктивный (способность решать широкий круг сложных технических или профессиональных задач, применять набор фундаментальных принципов и комплексных методик в широком и непредсказуемом контексте).

Исходя из того, что инновационное предпринимательство изначально связано с реализацией идеи как результата творческой мыслительной деятельности, необходимо учитывать факторы, препятствующие творчеству, но осознаваемые и, в большей степени, управляемые [7]. С учетом этих факторов и уровня сформированности компетентности осуществляется отбор форм и приемов формирования и развития качеств личности инновационного предпринимателя.

Для предпринимателей, находящихся на репродуктивном уровне компетентности, наиболее приемлемым вариантом обучения выступает тренинг как эффективный способ укрепления и развития обучаемости и способностей. В процессе тренинга участники на основе рефлексии собственной деятельности определяют новые способы и приемы поведения, экспериментируют с ними. С целью раскрытия потенциальных возможностей каждого участника и более продуктивного усвоения знаний, выработке умений и навыков в группе создается благоприятный психологический микроклимат и творческая обстановка.

В зависимости от выявленного уровня качеств инновационного предпринимательства применяются различные группы тренингов: самоорганизация, командная работа, организация других и ориентация на клиента. Так, тренинги по самоорганизации обеспечивают развитие способностей, улучшающих деятельность предпринимателя, к которым относятся: эффективно распоряжаться своим временем, правильно расставлять приоритеты, принимать самостоятельные решения. Вторая группа тренингов направлена на формирование навыков координации своих действий с деятельностью единомышленников. Третья группа тренингов предназначена главным образом для топ-менеджеров, где предприниматели овладевают механизмами эффективной мотивации подчиненных и делегирования полномочий, технологией лидерства и контроля. Четвертая группа тренингов стимулирует развитие у сотрудников способности продуктивного взаимодействия с внешними агентами, включая клиентов, деловых партнеров, средства массовой информации, властных структур. Проводятся также занятия по формированию психологической установки к клиенту и проведению переговоров, работе на выставках и искусству проведения презентаций [9].

Для предпринимателей продуктивного уровня компетентности целесообразно использовать организационно-деятельностную (или организационно-мыслительную) игру, что, в свою очередь, обеспечивает их механизмом выявления существующих проблем в инновационной предпринимательской деятельности, проектирования «улучшенного действия», апробации проекта на практике и рефлексии полученного результата и процесса его достижения. В этот период наиболее ярко проявляются и развиваются такие качества личности как креативность, эвристичность, рефлексивность и мотивация к успеху.

Реализация контекстно-компетнтностного подхода к формированию и развитию качеств личности предпринимателя обеспечивает успешность его инновационной деятельности.

Рецензенты:

Омарова Н. Ю., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.

Омаров М. М., д.э.н., профессор, декан факультета управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.


Библиографическая ссылка

Федотова Г.А., Мясникова С.В. РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ: КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10402 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674