Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Куприянова Т.С. 1 Несговорова Н.П. 1 Савельев В.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»
Воспитание экологической культуры населения – цель образования для устойчивого развития. Ее достижение возможно только в результате целенаправленной, педагогической работы по формированию экологической культуры населения. От комфортного экологически чистого двора и микрорайона к созданию устойчивых социально-экономических районов и устойчивому развитию всей системы «Природа – Человек – Общество» – основная задача социума на современном этапе. Сохранение природы ради ее самой. Эстетическая ценность природного окружения человека – основа формирования экоцентрического типа экологического сознания, экологической культуры населения. Элементы видеоэкологии, ландшафтной эстетики, ландшафтного проектирования необходимо применять в подготовке студентов. Формирование визуальной образовательной среды как эффективного педагогического средства в контексте эколого-эстетического образования – насущная потребность общества.
эколого-эстетическое образование
ландшафтная эстетика
экологическая культура
устойчивое развитие
1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. - М. : Речь, 2005.
2. Городская экология : учебное пособие для вузов «Строительство». – М. : Академия, 2006. – 336 с.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д, 1996.
4. Келина Н.Ю., Безручко Н.В. Экология человека. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 400 с.
5. Несговорова Н.П.Экологическое образование. Введение в предмет : учебное пособие.- Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 163 с.
6. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1982.
7. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.П. Общая методика обучения биологии : учеб. пособ. для студ. пед. вузов (под ред. Пономаревой И.Н.). – М. : Академия, 2008.
8. Филина В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. – М. : Видеоэкология, 2006. - 512 с.
9. Энциклопедический словарь. - 1964. — Т. 2. - С. 118.
10. Stapp W.M. The Concept of Environmental Education // The Journal of Environmental Education. — 1969. - N 1. - P. 30-32.

Экологическое образование, воспитание и просвещение должно обеспечить формирование экологической культуры личности. Экологическое образование - целостный целенаправленный процесс, направленный на формирование экологического сознания, деятельности и поведения человека в природе [5]. Действительно, только экологическое сознание и экологосообразное поведение большей части населения предоставит максимальные возможности для решения проблем охраны среды обитания. Грамотно организовав работу по улучшению состояния окружающей среды населенных мест, мы сможем планомерно подвести каждого горожанина к мысли о его сопричастности к существующим проблемам окружающей среды. Качество жизни населения в определенном урбанизированном районе зависит от каждого. Именно совместная работа по обустройству и озеленению территорий, пришкольных участков, микрорайонов, примыкающих к предприятиям и учреждениям социально-экономического назначения, позволяет повысить комфортность городской территории, ее эстетическую и рекреационную значимость. А поскольку «...культурные ландшафты города, улучшенные с помощью фитомелиорации, могут стать устойчивыми островами здоровой среды жизни в сложной мозаике городских ландшафтов» [2], становится особенно актуальной работа в системе непрерывного экологического образования и просвещения именно в направлении формирования основных знаний, умений и практических навыков по ландшафтному обустройству территорий, подверженных техногенному загрязнению. От создания комфортного экологически чистого двора и микрорайона к созданию устойчивых социально-экономических районов и устойчивому развитию всей системы «Природа - Человек - Общество» - это цель экологического образования, направленная на формирование умений и навыков экологически сообразной деятельности у всех социальных групп и слоев населения.

Быстрые темпы экономического развития не всегда сопровождаются высоко технологичными проектами и мероприятиями по защите окружающей природной среды, нередко носят формальный характер, поэтому об охране природы как самоценности речь зачастую вообще не идет. Все меры по охране среды нацелены на сохранение ресурсного потенциала природы (прагматические цели) либо, как вариант - на сохранение здоровья самого человека [4]. Авторы публикаций отмечают, что «состояние здоровья человека - важнейший критерий оценки экологической ситуации» [4]. Тогда, когда мы продолжаем искать пути снижения химического, шумового, радиационного и иного загрязнения среды, природа как прародительница всего живого на земле остается в стороне. Гонка за экологической паспортизацией окружающей среды приводит к забвению экосистем и ландшафтов, природных комплексов и биотопов.

Бесспорно, без системы природоохраны и налогообложения в сфере природопользования достичь устойчивого гармоничного развития общества и природы невозможно. Но это капля в море при решении вопросов сохранения жизни на планете.

Необходимость сохранения природы ради неё самой - мысль, высказываемая и поддерживаемая учеными как одна из основных особенностей экоцентрического сознания [3], еще не достаточно ясна многим.

Успехи сенсорной экологии позволяют нам дать ответ на вопрос: «Почему сохранять природу следует ради нее самой?». Причина кроется в том, что включение человека в процесс созидания в окружающей среде, в которой деятельность человека соразмерна всем природным процессам, а не наносит ей вред, может создать возможность жизни человека в гармонии со средой.

То, что отдых на лоне природы восстанавливает наши силы, улучшает работоспособность, известно и подтверждено многими научными данными. Кроме того, современная наука располагает данными, в которых среди прочих факторов, воздействующих на человека, выделяют в качестве приоритетных визуальную среду, визуальное окружение. Подтверждением тому является следующее. Согласно исследованиям В.А. Филина [8], наличие агрессивных и гомогенных полей в городской среде воздействует не только на зрение, вызывая различные заболевания глаз, но и приводит к различным расстройствам психики у человека. Данные московского центра «Видеоэкология» и наших исследований в этой области позволяют судить о визуальной городской среде как о среде, воздействующей на психоэмоциональное состояние и самочувствие. Поэтому знание и учет основных аспектов видеоэкологии будет способствовать формированию экологической культуры гражданина, ответственного и за себя, и за всю планету.

Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры.

В связи с этим возрастает роль образования. Оно становится решающим фактором гармонизации взаимодействия человека и природы. Если рассматривать обучение как целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов [9], то в контексте личностно-развивающего обучения обеспечение развития и раскрытие творческих возможностей каждого человека в настоящее время очень значимо. При этом необходимо учитывать, что воспитание - это целенаправленная деятельность, призванная формировать у обучающихся систему качеств личности, взглядов и убеждений [6]. Воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и создания условий для развития личности [7].

Состояние природы на современном этапе развития общества указывает на необходимость включения экологического компонента в содержание образования на всех его уровнях. В работе каждого образовательного учреждения экологический компонент может быть реализован как элемент экологического обучения, образования для устойчивого развития, эколого-эстетического воспитания. Образование для устойчивого развития общества должно стать спасением нашей среды обитания для последующих поколений, которые тоже имели бы возможность увидеть неповторимый красочный и яркий живой мир природы.

У.М. Стэпп считает, что человек является единственным существом, которое может управлять и манипулировать окружающей средой, разрушать или сохранять ее. Знание последствий воздействия на окружающую среду представляет собой важнейший элемент человеческой культуры. Настоящее и будущее природы в большей степени определяется человеком. В свою очередь действия, которые предпримет человек, определяются его образованием [10].

Показателем эффективности обучения и воспитания в экологическом образовании является уровень экологической культуры личности и общества. Экологическая культура «как личностное качество ... опирается на мировоззрение», включает процессы мышления и обуславливает экологически сообразные деятельность и поведение индивида [5].

Экологическая ситуация во многих российских городах дает основание говорить о достаточно низкой экологической культуре населения. Обучение экологии без формирования эстетических ценностей по отношению к природному окружению малоэффективно. Информация, касающаяся глобальных экологических проблем, экологических аварий и катастроф впечатляет, заставляет задуматься, но не приводит к деятельности по охране природы среди различных групп населения.

Ценностные отношения к природе формируются в непрерывном экологическом образовании. Взаимодействием с окружающей средой в процессе создания зон визуального комфорта достигаются высокие результаты процесса воспитания: изменения на уровне личности обучаемого в системе его отношений к миру, обществу и самому себе.

Специальная подготовка студентов по направлениям: «Ландшафтный дизайн», «Экологический дизайн окружающей среды», «Экологический туризм», «Эстетическое ландшафтоведение» могут способствовать на местном уровне решению многих вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Экология - образование для устойчивого развития общества - эстетическое ландшафтоведение: по такой цепочке должно строиться обучение и воспитание в процессе непрерывного экологического образования. Однако широкий спектр вопросов по ландшафтному проектированию и дизайну окружающей среды оказывается за рамками исследований в области экологии и природопользования.

При изучении экологии не учитываются достижения многих научных направлений, таких как экология человека, рекреационная экология, видеоэкология, экология города, сенсорная экология. Необходимо освещение следующих тематических разделов: природные ландшафты России; ландшафтная архитектура и дизайн; городские ландшафты; охрана среды жизни; типы ландшафтов и их роль в жизни человека; озеленение в городе; экологические традиции народов мира; региональные аспекты визуальной структуры ландшафта.

Нормы и требования к содержанию программ образования и обеспечению образовательного процесса отражены в Государственном стандарте. Каждый стандарт содержит инвариантную и вариативную (изменяемую) части. Следовательно, в каждом учебном плане мы имеем три взаимосвязанных компонента: федеральный, национально-региональный, локальный (курсы по выбору). В связи с этим имеется определенная возможность для расширения программных материалов в учебных дисциплинах.

Видеоэкология позволяет на высоком научном уровне проводить подготовку по специализации ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование. Она предоставляет возможность для расширения знаний в области экологии человека за счет информационного блока по характеристике видимой среды как экологического фактора. Это такие разделы, как гомогенная визуальная среда, агрессивная визуальная среда, комфортная видимая среда, колористика в городе, зеленое строительство.

К дисциплинам, в содержание которых можно включать данные аспекты, относятся, прежде всего: социальная экология (федеральный компонент), психологические основы цветовосприятия (курс по выбору).

К дисциплинам национально-регионального (вузовского) компонента, содержание которых также может быть обогащено элементами видеоэкологии, относятся: основы садово-паркового искусства, основы ландшафтного строительства, основы композиции в проектировании ландшафта, художественное проектирование ландшафта; дисциплины и курсы по выбору студента: практикум по профессии (исполнитель проектно-ландшафтных работ, оформитель садово-парковых композиций), основы архитектуры.

В программу по социальной экологии необходимо включить рассмотрение следующих вопросов: видеоэкология; визуальная комфортность в городе; создание комфортной видимой среды; закономерности зрительного восприятия; архитектура города в соответствии с требованиями видеоэкологии; рекреационные зоны в городе; ландшафтный дизайн в городской среде.

Курс «Психологические основы цветовосприятия» раскрывает все необходимые для ландшафтного дизайна особенности создания гармоничной цветовой среды через блоки:

  • «Цветовое зрение и его воздействие на психические процессы»;
  • «Символизм цвета и цветовосприятие»;
  • «Основные принципы создания цветовой гармонии» [1].

Особенности формирования зон комфорта в городе должны проявляться непосредственно в их визуальной гармонии.

Обучение видеэкологии строится на основе лекционно-семинарской системы. Теоретическое обучение осуществляется на лекциях, семинарах, элективных курсах, практическая работа студентов может быть организована на лабораторных и практических занятиях, во внеурочной деятельности.

Целесообразность использования наглядных пособий для активизации учебно-воспитательного процесса и повышения самостоятельности и активности обучающихся уже давно обоснована педагогами и психологами. В теории средств обучения С.А. Павлович, И.В. Козырь, П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Н.А. Цузмер была сформулирована идея о том, что при обучении биологии преимущественное место среди наглядных пособий должны занимать натуральные наглядные пособия. Применение в экологическом образовании принципа наглядности имеет первостепенное значение, поскольку сопричастность живому объекту может сформироваться только при непосредственном «визуальном» контакте с ним в рамках образовательной среды.

Современные исследования в области педагогики и психологии отмечают формирующее воздействие образовательной среды на человека. Образование в данном контексте - это и процесс, и результат освоения и созидания социальным субъектом приемлемых способов разрешения проблем своего существования. Согласно В.В. Рубцову, образовательной средой является «система прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей...». Новикова Л.И. в своих работах вводит понятие «воспитательное пространство как педагогическая реальность». Эколого-биологическое обучение оказывается неэффективным, когда оно осуществляется только в «кабинете» экологии, биологии.

Существующее понятие воспитательного пространства необходимо расширить. Н.Л. Селиванова говорит о нескольких вариантах подхода к определению воспитательного пространства: как целесообразно организованной среды - дома, двора, микрорайона, села, города, области; как части среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни; как сети взаимосвязанных педагогических событий, созданной усилиями субъектов различного уровня и выступающей условием личностного развития человека.

Для изучения экологии и формирования экологических и эстетических ценностей природы необходимо создание визуального воспитательного пространства и организации работы по его формированию совместно с обучаемыми.

Сенсорная экология и видеоэкология предоставляют нам большие возможности по оформлению воспитательной среды как школы, так и вуза. Насыщенное визуальное пространство оказывается благоприятным не только для органов зрения, но и для мыслительных процессов, формирования мировоззрения и на его основе эколого-сообразной деятельности. Отмечается также агрессивное поведение социальных групп в районах с неблагоприятной средой.

Эстетика визуальной обучающей среды играет важную роль в экологическом и эстетическом воспитании. Обучение без воспитания невозможно. Ознакомление с окружающим миром на экскурсии, во время экологического практикума в большей степени определяет характер последующей деятельности в природе.

Эстетическая ценность природного окружения должна быть заложена в оформлении внутреннего пространства образовательного учреждения и на прилегающей территории.

Необходимы методы работы, подразумевающие изучение и непосредственно формирование зон визуально-эстетического комфорта в городской среде: придомовых территорий, пришкольных территорий, парковых зон и т.д.

К формам эколого-эстетического образования нами отнесены: лекция с применением видеоматериала (ландшафтный ряд, естественные, антропогенные ландшафты); семинары, круглые столы по экологической ситуации в городе; конференции по экологии; элективные курсы по специальным программам (рекреационная экология, ландшафтное планирование, экологический туризм, дизайн среды).

Особое воспитательное значение в экологическом образовании имеют различные экскурсии в музеи, на природу, на предприятия по охране окружающей среды и т.д. Выездные экскурсии позволяют значительно обогатить визуальный информационный блок при изучении вопросов экологии. Кроме того, по итогам экскурсионного мероприятия есть возможность получить творческий или научно-исследовательский продукт деятельности студента.

Основными направлениями работы по экологическому образованию и эстетическому воспитанию студентов в рамках учебной деятельности и факультативов могут быть: эколого-краеведческие экскурсии в природную и городскую среду; экологическое изобразительное и литературное творчество по соответствующей тематике; художественная фотография; ведение дневника наблюдений; исследовательская деятельность; проектная деятельность; экологический практикум.

Изучение гармоничных форм, визуально вписываемых в природный ландшафт, предопределяет направление экодеятельности.

Профессиональная подготовка эколога, таким образом, обязательно должна подразумевать и эколого-эстетическое воспитание и формирование навыков созидающей деятельности в окружающей среде. Социально-экологические, рекреационные, ландшафтные исследования и проекты - это пусковой механизм, способный изменить экологическую ситуацию в городе и обеспечить устойчивость экосистемы на локальном уровне, посредством визуальной эстетики ландшафта.

Закончить статью мне хочется словами Ф.М. Достоевского: «...Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры».

Рецензенты:

Криволапова Н.А., д.п.н., профессор, первый проректор - проректор по науке и инновационной деятельности Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий», г. Курган.

Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.


Библиографическая ссылка

Куприянова Т.С., Несговорова Н.П., Савельев В.Г. ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10446 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674