Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И НЕИЗБЕЖНОСТЬ

Барахович И.И. 1
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
В статье обосновывается инновационность современного образовательного пространства, в соответствии с принципами историзма и развития дается структура и раскрывается его содержание. Устанавливаются векторы развития инновационного образовательного пространства: государственно-нормативный, личностно-целевой, социально-регулятивный. Объясняется взаимодействие субъектов в рамках персонального (личностного), целенаправленно организованного образовательных пространств и условия выхода коммуникаций за их пределы. Характеризуется развитие личности будущего педагога в соответствии с государственными нормами и общественными потребностями. Дается характеристика инновационно развитой личности, обладающей такими качествами, как креативность, предприимчивость, самостоятельность в принятии решений, ответственность за введение инноваций, прагматичность, коммуникативность, логичность мышления.
открытость.
самоорганизация
социально - регулятивный векторы развития инновационного образовательного пространства; взаимодействие образовательных областей; принципы существования и развития инновационного образовательного пространства: многомерность
государственно – нормативный
Инновационное образовательное пространство; личностно – целевой
1. Делия В.П. Инновационная образовательная среда гуманитарного вуза // Актуальные проблемы педагогической инновации: материалы международной научно-практической конференции; под ред. В.П. Делия; ИСЭПиМ. 22–23 апреля 2009 г. – Балашиха : ИСЭПиМ, 2009. - 373 с.
2. Классический университет – инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия / под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск : Томский государственный университет, 2008. - 262 с.
3. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Хабаровск : ХГПУ, 2002.
4. Семенова Е.В. Современное образовательное пространство в контексте изменений взаимодействия культур // Философия образования. - 2011. - № 3. - С. 151–160.
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2008. - 256 с.

Анализ теории и практики формирования инновационно мыслящей личности показывает, что новые смыслы, новые концепты должны быть заложены: в содержание новых стандартов общего и профессионального образования; в организацию инновационных образовательных институциональных структур (инновационные школы, вузы, федеральные университеты, в том числе и федеральные педагогические университеты, центры по подготовке и переподготовке профессиональных кадров – центры непрерывного образования, ассоциации и консорциумы, другие партнёрские объединения образовательных учреждений и бизнеса); в обновление воспитания будущего гражданина России (подготовка лидеров, обладающих способностью генерировать новые идеи, организовывать разработку этих идей и нести ответственность за результаты своей деятельности); в создание инфраструктуры сферы образования для развития способностей к инновационному мышлению, самосовершенствованию, сохранения своего творческого потенциала путём включённости обучающихся в инновационные, исследовательские процессы; в автономизацию образовательных учреждений, обеспечивающих как свободу выбора образовательных программ, способов управления образованием, форм и методов обучения и воспитания, в обретении и расходовании финансовых средств, так и полную ответственность за результаты деятельности перед государством, обществом и конкретной личностью.

Названные идеи и направления могут характеризовать российское образование как инновационное, а пространство, в котором оно реализуется, - инновационным образовательным пространством.

Понимая инновационное образовательное пространство как открытую, многомерную, самоорганизующуюся систему, в центре которой находится человек, развивающаяся личность, мы можем говорить об образовательном пространстве в статичном и динамичном представлениях.

Статичность может быть отнесена к существу человека. Он (человек) – есть, значит, есть определенные цели, ценности, мотивы, ресурсы (знания, способы поведения в обществе, связи). Являясь основой его старта в развитии, персонифицированная оболочка позволяет человеку идентифицировать себя как личность со своими целями, интенциями, готовую действовать и продвигаться в соответствии с этими целями, с присущей современному человеку прагматикой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью за личный выбор. Эта самая близкая к человеку область образовательного пространства (персонифицированного) определяет его уникальность, неповторимость и способность сделать ответственный, ценностный выбор и самоопределиться в соответствии с этим выбором. Персонифицированная область образовательного пространства строится исходя из задатков, способностей личности, ценностей и целей ее ближайшего окружения и характеризуется определенной устойчивостью, открытостью, подвижностью и неравномерностью в определении приоритетов. Деятельностная, коммуникативная природа образования влияет на существо личности, детерминирует ее движение, динамику и далее ее развитие.

Целенаправленно организованная образовательная область имеет собственную структуру и содержание. Структура определяется жесткостью норм и взаимосвязей, т.к. ограничена целями, интенциями и предполагаемым результатом. Характеристиками целенаправленно организованного образовательного подпространства (образовательной области) являются его разработанность, устойчивость и взаимообусловленность структурных взаимосвязей, управляемость (регулирование, коррекция), программированность, ограниченность образовательной части, консерватизм. Разработанность, программированность, управляемость организованного образовательного подпространства обусловлена существующей системой государственных стандартов различных видов и уровней образования, программным обеспечением, системой контроля. Ограниченность и консерватизм объясняются стандартными требованиями обеспечить минимум знаний, умений, компетенций выпускнику образовательного учреждения. Устойчивость и взаимообусловленность структурных взаимосвязей достигается благодаря преемственности стандартов и программ различных уровней образования. Развитие, продвижение в целенаправленно организованном образовательном подпространстве происходит при переходе от одного уровня образования к более высокому, при возникновении новых качеств личности обучающегося в процессе воспитания, при построении обучающимися собственной, индивидуальной траектории обучения.

Исследователи отмечают, что третья область современного образовательного пространства, «объективно существующего, имплицитно наполненного образовательными смыслами» [4, с. 151], задана следующими векторами: цели, ценности, мотивы и интенции, являющиеся основой развития личностного потенциала, порождающего новые смыслы и новую деятельность; вызовы общественно-экономического развития, обозначающие направления наилучшей реализации потенциала личности, ее инновационности; общественно-государственные нормы, правила, мировые тенденции развития образования, обеспечивающие целостность образовательного пространства. Обозначенное образовательное пространство информативно, открыто, не имеет предела, подчиняется требованиям той или иной личности, ее креативу, неравномерно расширяется в связи с тем, что отвечает на запросы социально-экономического развития мирового сообщества, в той или иной сфере. Его синергетичность объясняется самостоятельностью, ответственностью, результативностью выбора личностью содержания способов его освоения, институциональных форм присвоения образования. Взаимодействие в объективно существующем образовательном пространстве определяется закономерностями организации коммуникативного процесса, обеспечивающего взаимопонимание «инаковых», «разнопорядковых» субъектов, гармонизацию связей в разноуровневых областях, порождение новых смыслов и ценностей, видов деятельности.

В связи с тем что обозначенные области образовательного пространства включены одна в другую и являются подмножествами друг друга, возникает вопрос о механизмах взаимодействия этих областей. Каждая образовательная область представляет собой образовательную систему в связи с тем, что имеет свою структуру, содержание, определенные цели развития личностного коммуникативного потенциала в рамках того или иного уровня. Условно-рамочное выделение образовательных областей объясняется тем, что неравномерность развития личностного коммуникативного потенциала влечет за собой разрыв рамки и выход энергии (потенции) в другую образовательную область. Рассмотрим этот процесс на примере развития коммуникативного потенциала личности будущего педагога.

Принцип взаимодействия образовательных областей, создающий эффект инновационности образовательного пространства, основывается на эффекте передачи энергетического импульса, который приводит в движение субъекты, процессы, логические связи, наполняющие образовательное пространство и трансформирующие его в инновационное путем создания новых целей, ценностей, мотивов, порождения новых знаний, отношений, смыслов, норм (рис. 1).

Э.И. - энергетические импульсы, обеспечивающие процесс взаимодействия образовательных областей

А ( ) – персональная образовательная область

В ( ) – целенаправленно организованная образовательная область

С ( ) – открытое образовательное пространство

Рис. 1. Взаимодействие образовательных областей в открытом образовательном пространстве.

Э.И.1 направлен из целенаправленной образовательной области развития коммуникативного потенциала на субъекты, элементы, компоненты персонифицированной образовательной области с целью побудить потребности, интересы, цели личности в обретении коммуникативной компетентности. Далее Э.И.2 проникает в целенаправленно организованную образовательную область с целью освоения стандарта в области педагогических коммуникаций, осмысления содержания профессиональной коммуникативной деятельности, апробирования коммуникативной компетентности, анализа проблем и поиска путей ее наилучших результатов. Э.И.3 характеризует выход за пределы персональных позиций, целенаправленного воздействия для поиска новых идей, направлений, видов деятельности, способов эффективного поведения. Э.И.4 восполняет энергетические запросы личности в качественном взаимодействии, ресурс и возможности стандартного коммуникативного образования в соответствии с векторами, задающими целостность объективно существующего пространства: нормативность; соответствие вызовам социально-экономического развития; целенаправленность, целостная ориентированность. Э.И.5 характеризует инновационный прорыв в открытое образовательное пространство в соответствии с интенциями, целевой, ценностной мотивацией личности будущего педагога, представлениями, запросами и требованиями государства и общества к подготовке будущего педагога, обладающего коммуникативным потенциалом. Э.И.6 позволяет удерживать квалификационные ориентиры современного педагога.

Таким образом, образовательное пространство это живой организм, внутри которого происходит взаимообмен энергией (потенцией), направленной на восполнение образовательных областей, систематизацию процессов, синергетический эффект усиления целого и каждого элемента пространства.

Как подчеркивают государственные, общественные деятели, ученые (Д.А. Медведев, О.Н. Смолин, Д.И. Фельдштейн и др.), российское образование будет развиваться по инновационному пути, и его усиленное продвижение возможно в инновационном образовательном пространстве.

Воспитание педагога как лидера, организатора сотрудничества и партнерских отношений в образовательном пространстве также является признаком современной педагогики. Процессы воспитания, самовоспитания, развития личностного потенциала и саморазвития более эффективны в условиях инновационного образовательного пространства.

Инновационность современного образовательного пространства высшего учебного заведения находится в поле зрения многих российских ученых: Г.А. Бордовский, В.П. Делия, В.Я. Ляудис, В.Л. Матросов, А.Ю. Панасюк, М.М. Поташник, А.И. Пригожин, Ю.В. Пушкарев, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина, Л.С. Шайдурова, Т.И. Шамова, М.И. Шилова, О.Г. Юсуфбекова и др.). Разрабатывается проблематика формирования инновационной личности (Т.К. Клименко, Б.И. Хасан, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.). Оформляются инновационные педагогические технологии (Ю.В. Громыко, М.Н. Гуслова, Н.В. Горбунова, А.П. Зинченко, В.Г. Кинелев, М.В. Кларин, Н.В. Наливайко, А.П. Панфилова, В.С. Собкин, А.А. Тюков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).

Изучение теоретических источников показало, что проблемы создания и развития инновационного образовательного пространства педагогического вуза, формирующего инновационную личность педагога, способного к сотрудничеству, партнерству, кооперации, с целью воспитания развивающейся, прагматичной, последовательной в своих действиях личности недостаточно разработаны. Необходимо отметить, что требуют осмысления теоретические основы создания инновационного пространства как для общепедагогической подготовки будущего педагога, так и для развития его коммуникативного потенциала.

Инновационное образовательное пространство трактуется как «разновидность образовательного пространства», как «духовно-материальное пространство учебного заведения, создающее ему имидж, способствующий развитию корпоративной культуры педагогов-инноваторов, деятельность которых направлена на качественную подготовку будущих специалистов и приобретение ими базисных профессиональных и социальных компетенций на основе развития их творческих способностей и формирования личного опыта инновационной деятельности» [1, с. 20]. Инновационное образовательное пространство вуза связывают с практикой «становления антропологического вектора, антропологического контекста образования» [2, с. 19]. Антропологический вектор характеризуется ««личным присутствием», влиянием самих людей на свое образование, личным участием в своем образовании [2, с. 23]. Ряд ученых обозначают образовательное пространство как совокупность включенных субъектов (обучающихся, педагогов) и механизмы включения в него этих субъектов [3].

Задавая инновационное образовательное пространство векторами развития, необходимо наполнить его структурно и содержательно, понимая, что это открытая, многомерная, самоорганизующаяся система. Суть открытости образовательного пространства составляет взаимодействие разных субъектов и контекстов влияния на результат образования (появление множества субъектов влияния, различие их интересов и задач в образовании). Необходимо отметить, что все субъекты влияния существуют объективно и обеспечивают многомерность и самоорганизацию образовательного пространства друг друга.

Первый вектор развития инновационного образовательного пространства, обозначенный нами как государственно-нормативный, определяет влияние современного государства на устройство пространства образования педагога. Данный параметр задает обязательность реализации норм и требований заказчика образования на основе стандартов, профессионально-образовательных программ, системы контроля результатов, представлений о профессиональном портрете будущего педагога, его профессиональных компетентностях. Просматривается стратегия иерархической связи между элементами, составляющими направление государственного влияния. Человек, будущий профессионал, в т.ч. будущий педагог, является собственно продуктом государственного заказа (рис. 2).

Рис. 2. Иерархическая связь, составляющая направление государственного нормирования подготовки педагога

На протяжении XX-XXI веков в истории отечественной педагогики мы наблюдаем процессы, связанные с постановкой в центр образовательного пространства ядерных интересов и потребностей личности (как обучающегося, так и обучающего), ее целей, ценностей, мотивов, интенций, являющихся основой развития личностного потенциала, порождающего новые смыслы, идеи, новые виды и способы деятельности. Это второй вектор (личностно-целевой), задающий информационное образовательное пространство. С именами ученых Ш.Я. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, И.А. Зимней, И.А. Колесниковой, Т.К. Клименко, В.А. Сластенина, М.И. Шиловой, И.С. Якиманской, педагогов-практиков В.К. Дьяченко, С.Н. Лысенковой, В.А. Сухомлинского, В.И. Шаталова и др. связаны попытки внести в образование другое содержание, другой контекст. Общность идей этих ученых заключается в отстаивании прав самих субъектов образовательного пространства влиять на содержание своего образования [5, с. 23].

Предлагаемая схема представляет собой открытую рамку, в центре которой человек – будущий педагог, со своими ценностями, целями, интенциями, мотивами, которые могут быть реализованы в инновационном образовательном пространстве, с учетом инновационной образовательной цели, на основе инновационных образовательных программ, как инновационный образовательный результат (рис. 3).

 Подпись: инновационные образовательные программы

Рис. 3. Схема реализации личностно-целевых запросов в инновационном образовательном пространстве

Третий вектор развития инновационного образовательного пространства (социально-регулятивный) – вызовы общественно-экономического развития, влияющие на развитие личностного и профессионального потенциала будущего педагога, его инновационность.

Будущий педагог является центром системы общественного влияния на развитие образовательного пространства его профессионального становления. В данной схеме мы видим некоторые сдерживающие, но регулирующие и корректирующие элементы ценностной и целевой личностной установки будущего педагога. Это образовательные потребности, которые через общественные вызовы формулирует и реализует будущий педагог и через производство, предоставление и рынок образовательных услуг, существующие объективно, независимо от будущего педагога, однако ориентирующие его в образовательном пространстве и сферах приложения его профессионального и личностного потенциала (рис. 4).

общество
Подпись: общество Подпись: общество

Рис. 4. Схема регулирующей функции общества в организации инновационного образовательного пространства

Образовательные потребности реализуются через дополнительные образовательные программы, и если происходит ситуация неудовлетворенности образовательными программами, то будущий педагог вынужден осуществлять поиск альтернатив, эксклюзива или менять свои цели и намерения для реализации своих ценностей и мотивов. Общество в данной схеме играет посредническую роль между государственным диктатом и «полетом инновационной мысли» личности (инновационного сообщества), выступает регулятором как государственной политики в образовании, так и фантазийных, нередко не обоснованных теоретико-методологическими исследованиями, не подтвержденных реальной практикой новаций.

Таким образом, развитие потенциала будущего педагога происходит в образовательном пространстве, заданном тремя векторами: личностно-целевым; общественно-регулятивным; государственно-нормативным.

Многомерность и заданная направленность образовательного пространства может позволить избежать крайних, полярных позиций государства, личности, общества, повышает продуктивность взаимодействия субъектов образовательного пространства, устанавливает конвенциональные стратегии и тактики как механизмы решения профессиональных задач образовательной практики. Современное образовательное пространство формируется в условиях кризиса и модернизации процессов, происходящих в образовании благодаря кризису и модернизации и для разрешения кризиса системы образования и ее модернизации.

Рецензенты:

Барановская Л.А., д.п.н., заведующая кафедрой иностранных языков ФБГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.

Игнатова В.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ФБГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Барахович И.И. ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И НЕИЗБЕЖНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10557 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674