Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО А.С. МАКАРЕНКО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Неустроев А.Н. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
В начале 90-х годов ХХ века деидеологизация образовательных учреждений в стране срезала корни общественно-гражданского воспитания и появилось целое поколение молодых людей, не обремененное идеями общественного развития. Жизненно важные духовные ценности довольно быстро сменились частнособственнической психологией эгоизма, агрессивности и легкой наживы. В настоящее время сама жизнь показала, что социализация, т.е. окружающая действительность, оказывает во многих отношениях более сильное формирующее воздействие, нежели образование. В настоящее время идет возрождение идеи А.С. Макаренко о воспитании в коллективе и труде, речь идет о приоритете формирования личности. В своих произведениях он не раз упоминает о своей приверженности идеям советского социального воспитания. Формирование экономического сознания воспитанников, как рачительных тружеников-хозяев, происходило постепенно, в процессе определенного психологического перерождения личности в новом качестве на основе повседневных хозяйственных забот и трудовой деятельности. Это является результатом целенаправленной системы трудового воспитания, где главной педагогической задачей было производственно-хозяйственное воспитание.
чувство хозяина-труженика.
производственно-хозяйственная деятельность
перерождение личности
школа жизни
духовные ценности
воспитание в коллективе
образовательное учреждение
педагогическое новаторство
1. Галлиев Р.Р., Газизов Ф.Г. Традиции в формировании личности // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы 1 Международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа. 30 марта 2012 г. Под ред. проф. Маликова Р.Ш. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – С. 20-22.
2. Макаренко А.С. Собрание сочинений: в 4 т. – Т.2. – 542 с.
3. Никандров Н.Д. Социализация молодежи и качество образования // Научные основы развития образования в ХХI веке: Сборник н/трудов. Сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 672 с.
4. Неустроев А.Н. Формирование экономического сознания воспитанников в системе трудового воспитания А.С. Макаренко. – Якутск, 2002. – 87 с.
5. Софронеев В.А. Актуальность теории А.С. Макаренко для современной образовательной системы // Философия образования. – 2012. – № 2. – С. 141-144.

Творчество выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко (1888-1939 гг.) - значительная веха в истории педагогики. Его труды продолжают оказывать плодотворное влияние на разработку и развитие теории, методики и практики воспитательного процесса.

Блестящий педагог-практик, он создал два воспитательных учреждения, выпустивших в жизнь сотни достойных граждан нового социалистического общества. Опыт трудовой колонии им. М. Горького и трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, основанный на сочетании общего образования, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки на базе общественного производства, особенно ценен в условиях современных экономических отношений. Речь идет об обязательном участии всех школьников в общественно-полезном, производительном труде, о переходе ко всеобщему профессиональному образованию, о воспитании личности в труде и коллективе.

На современном этапе, когда мы говорим о гуманизации и демократизации образования и воспитания подрастающего поколения, часто вспоминается то, что в основе педагогических взглядов Макаренко и его практической деятельности лежит глубоко гуманный подход к воспитаннику. Этот гуманизм, проверенный в наиболее сложных обстоятельствах жизни, базируется на убеждении, что человеческий потенциал очень велик и что используется только небольшая часть этих возможностей. При соответствующих социальных и педагогических условиях возможно развитие индивидуальности почти каждого человека и воспитание его как носителя социального прогресса. Эта гипотеза, пронизывающая всю деятельность и творчество Макаренко, необходима в наше время, когда приходиться сталкиваться с проявлениями равнодушия, безыдейности, социальной патологии, духовно-нравственного кризиса, культа легкого обогащения, агрессии и насилия [5].

Как отметил в своем выступлении по телевидению Президент РАО Н.Д. Никандров (апрель 2008 г.), в начале 90-х годов ХХ века деидеологизация образовательных учреждений в стране срезала корни общественно-гражданского воспитания и появилось целое поколение молодых людей, не обремененное идеями общественного развития. Жизненно важные духовные ценности довольно быстро сменились частнособственнической психологией эгоизма, агрессивности и легкой наживы. В настоящее время сама жизнь показала, что социализация, т.е. окружающая действительность, оказывает во многих отношениях более сильное формирующее воздействие, нежели образование. Иными словами, школа жизни сильнее собственно школы... и если их влияния разнонаправлены или просто не скоординированы, возникает целая система рисков для человека и общества... За годы реформ уровень жизни понизился у 60 % россиян, остался неизменным - 25-30 %, повысился - у 15-20 %, заметно повысился - у 3-5 %. При этом всеми отмечается большая дифференциация доходов, когда самая состоятельная десятипроцентная группа населения получает доход в 16 раз больше самой бедной. Этот относительно низкий уровень жизни даже при политической стабильности приводит к демографическим проблемам, об остроте которых не раз говорил Президент РФ В.В. Путин [2].

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, уже много раз пребывая в Республике Саха (Якутия), подчеркивал о необходимости формирования на современном этапе личности школьников в духе коллективизма, умения жить и трудиться в сообществе. В данном случае, мы видим возрождение идеи А.С. Макаренко о воспитании в коллективе и труде, речь идет о приоритете формирования личности.

В своих произведениях 20-х годов А.С. Макаренко не раз упоминает о своей приверженности идеям советского социального воспитания. В его творчестве получили закономерное воплощение и развитие новые педагогические идеи: единая трудовая политехническая школа, соединение общего образования с производительным трудом, воспитание в труде и коллективе, формирование личности рачительного хозяина-труженика, общественное мнение и самоуправление в коллективе, гуманное отношение между педагогами и воспитанниками, реализация новой экономической политики в хозяйстве колонистов, связь с жизнью трудового народа и окружающей средой, организация жизнедеятельности воспитанников в атмосфере удовлетворения как общественных, так и личных интересов. Последовательное изучение отдельных эпизодов жизни и деятельности воспитанников Антона Семеновича показывает, что формирование их экономического сознания происходило постепенно, в течение определенного времени психологического перерождения на основе повседневных хозяйственных забот и трудовой деятельности. Этот сложный и длительный процесс перерождения личности в новом качестве является результатом целенаправленной системы трудового воспитания А.С. Макаренко, где главной педагогической задачей было хозяйственное воспитание, под которым по существу подразумевалось производственное, т.э. экономическое воспитание [4].

В связи с реализацией Концепции обновления и развития национальной школы в Республике Саха (Якутия) (1992) многие из вышеназванных идей выдающегося педагога-новатора приобрели как бы «второе дыхание», т.е. массовую актуализацию в деятельности сельских национальных школ. Появились школы-хозяйства, школьные кооперативы, подсобные хозяйства, агрошколы и т.д. Одной из первых экспериментальных школ республиканского значения по реализации идей Концепции развития национальной школы стала Жабыльская сельская средняя школа Мегино-Кангаласского улуса. В частности, создание школьного кооператива по производству и реализации изделий традиционных народных промыслов имело большой резонанс и распространение не только в школах республики, но и в других национальных регионах Российской Федерации. Также данную школу посещали делегации зарубежных стран (США - Аляска, Колорадо, ЮНЕСКО). Учащиеся 5-9 классов под руководством народных мастеров своими руками изготовляли предметы домашнего обихода по традиции материальной и духовной культуры предков в духе современного дизайна. Реализуя через торговые центры, школьный кооператив имел свой доход по принципу хозяйственного расчета. Школьники - члены кооператива получали зарплату за трудовую деятельность и продукцию, что вдохновляло их к самостоятельному полезному труду и заинтересованности в личном доходе. Школьное подсобное хозяйство ежегодно дает прибыль от урожая, часть которой идет на горячее питание учащихся. Школьные бригады из старшеклассников работали на полях совхоза по посевным и сенокосным работам, а также по уборке урожая. Активно участвуя во всех мероприятиях в жизни села, школьники воспитывались самой жизнью со взрослыми, из года в год становились патриотами и хозяевами родного села, сознательными тружениками. Исходным началом здесь были школьные авторские программы «Урун Уолан» для мальчиков, «Домашнее хозяйство» для девочек, а также общее для всех «Трудовое воспитание в сельской школе» и другие.

Народные традиции составляют ядро этнопедагогики. С их помощью от старших поколений к младшим передаются нормы поведения людей, требования к личности. В народных традициях отчетливо выступают ведущие факторы обучения и воспитания: природа, слово, труд, обычаи, искусство. Каждое новое поколение людей, прежде чем приступить к созданию духовных и материальных ценностей, должно усвоить все то, что создано предыдущими поколениями [1].

Следует особо подчеркнуть педагогический подвиг А.С. Макаренко в такой сложный и противоречивый период революционного переустройства общества. Несмотря на неоспоримые положительные результаты и создание уникального опыта образовательно-воспитательного учреждения нового типа, Антону Семеновичу пришлось пережить тяготы и лишения со стороны всякого рода противников. При жизни он подвергался критике справа и слева. Например, ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма и дисциплины. Педагоги-гуманисты (П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский и др.) не принимали его революционной активности, увлечённости коллективистскими формами работы и пр. На наш взгляд, в исторические времена Макаренко вряд ли удалось справиться пусть даже с малолетними преступниками без каких-либо жестких форм дисциплинирования и военизирования. Далее, в конце 80-х - начале 90-х гг. вновь проявляется яростная критика Макаренко как сталиниста, якобы чуть ли не архитектора ГУЛАГа. Отмечается, что ряд положений, высказанных педагогом в статьях, опубликованных во второй половине 30-х гг., имеет мало общего с гуманизмом и т.п. Только в последние годы жизни ему как-то удалось в определенной степени обобщить свою богатую педагогическую деятельность.

Согласно принципу историзма и научности при изучении любого вопроса мы отдаем должное объективности суждений относительно педагогического наследия А.С. Макаренко. Несмотря на огромный его вклад в теорию и практику воспитания, который дает мощный импульс и для современного развития педагогики и школы, все сделанное им не следует рассматривать в виде некоего «идеального образца». Он сам не раз говорил по этому поводу, отмечая диалектичность системы воспитательных средств. И некоторые высказанные им теоретико-педагогические и методические положения со временем изменялись, корректировались, отражая ход развития его опыта.

Особенно значимо само ядро педагогической системы Макаренко - созданная им новаторская и целостная концепция коллектива. Не случайно она привлекала и продолжает привлекать внимание мирового педагогического сообщества. Продуктивность и долголетие этих идей Макаренко во многом обусловливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, которому свойственно стремление к самоутверждению и созиданию, оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни. Это особенно рельефно и гуманистично проявилось на фоне той тяжелой социально-экономической ситуации, в которой жил и творил Макаренко на переломе 20-30-х гг.

Международное педагогическое сообщество с давних времен постоянно проявляет глубокий интерес к наследию Макаренко. Значительную исследовательскую, текстологическую работу провели сотрудники Марбургского университета (Германия), где с начала 60-х гг. действовала макаренковская лаборатория (осн. Л. Фрёзе). В 1988 г. в Берлине (ГДР) вышли из печати первые два тома «Педагогических сочинений» А.С. Макаренко на немецком языке. Это перевод одноименного советского издания в восьми томах (М., 1983 -1986 гг.). Западно-немецкий макаренковед Гёц Хиллиг, будучи членом редколлегии Московского восьмитомника, высказал пожелание о том, что «к сожалению, это не весь А.С. Макаренко на немецком..., надо издавать его труды дальше без сокращений». Тогда на Востоке и на Западе наблюдался настоящий ренессанс макаренковедения. Даже больше на Западе, в частности в ФРГ, проведены международные симпозиумы в г. Флото (1966 г.) и в г. Фалькенштейн (1971 г.). Зарубежные исследователи в большей части утверждают положение о том, что главная заслуга А.С. Макаренко, имеющая огромное значение для современности, состоит в том, что он круто повернул педагогическую мысль и практику в русло воспитательной педагогики и «школы жизни». В этом глубинная суть его конфликта со своим и последующим временем, включая современность.

В СССР первый всесоюзный симпозиум по Макаренко проведен в 1972 г. на тему: «Макаренко и современность». Это начало продолжалось на Украине. В качестве знаменательного мероприятия по макаренковедению следует отметить Международный семинар «А.С. Макаренко и мировая педагогика», проведенный в г. Полтаве в 2002 г. Руководителями были президент Международной Ассоциации Макаренко, член-корр. АПН Украины Г. Хиллиг (г. Марбург, Германия), президент Украинской Ассоциации Макаренко, член-корр. АПН Украины В.А. Пащенко (г. Полтава, Украина), вице-президент Международной Ассоциации Макаренко, действ. член АПН Украины И. Зязюн (г. Киев, Украина).

В дальнейшем творческом использовании наследия А.С. Макаренко на первый план выступает мысль об опережающей социальной функции воспитания, ускорении этого процесса, обогащении общественной значимости и содержания воспитания. Современная ориентация среднего образования на получение профессии, углубленная дифференциация и индивидуализация общих целей воспитания, образовательная и трудовая политехническая профилизация в старших классах убедительно демонстрируют большое перспективное значение актуализации педагогических идей А.С. Макаренко. Современным последователям Антона Семеновича хочется поставить себя на его место и пережить творческие порывы тех времен, которые сейчас кажутся хорошо забытыми старыми, но становятся новыми: «... Полный хозрасчет коммуны Дзержинского пришел просто и почти без усилий и для нас самих уже не казался такой значительной победой... Советская страна по преимуществу страна коллективов... Еще в тридцать первом году построили коммунары свой первый завод - завод электроинструмента. Из рук коммунаров выходили изящные сложные машинки, в которых сотни деталей и дышит интеграл» [1].

Рецензенты:

Данилов Д.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.

Николаева А.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Неустроев А.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО А.С. МАКАРЕНКО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10630 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674