Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Акамова Н.В. 1 Голяева Н.В. 1 Мельцаева О.А. 1
1 АНО ВПО ЦС РФ РУК Саранский кооперативный институт (филиал)
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации предусматривает предоставле-ние всех 100% государственных услуг полностью в электронном виде. В статье рассматриваются перспек-тивы создания информационной системы обмена документами при оказании государственных услуг в электронном виде между органами социальной защиты населения Республики Мордовия. Система предна-значена для автоматизации повседневных функций социальных работников, для ведения баз данных тер-риториальных структурных подразделений органов социальной защиты Республики Мордовия, а также центральной базы, содержащей объединенные сведения территориальных (районных) подразделений ор-ганов социальной защиты населения Республики Мордовия, аналитической обработки данных, информа-ционного обмена с организациями, предоставляющими населению меры социальной поддержки, расходы, на предоставление которых компенсируются органами социальной защиты населения Республики Мордо-вия. Выделены задачи разработки и условия реализации проекта. Дана характеристика комплекса задач. Рассмотрены подсистемы: учета, обращений, назначений и организации выплат, исполнения администра-тивных регламентов, аналитики и отчетности, внешнего информационного обмена, безопасности, админи-стрирования.
государственная услуга
электронный социальный реестр
разработка системы
автоматизированная информационная система
электронное правительство
1. Малитиков Е. М. Электронное правительство – цивилизационная неизбежность // Феде-ральная газета. – 2009. - № 1. – С. 4-5
2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ // Рос. Газета. – 2010. – 30 июля 2010 г., №168. – С.6.
3. Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми между органами и орга-низациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде: Постановление правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 442-р// Рос. газета–Бизнес. – 2011. – 26 апр., № 797. – С. 7.
4. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции. Учебник для вузов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2008. – 480 с.
5. Dawes S. S., Eglene O. New models of collaboration for delivering e-government services: A dy-namic model drawn from multinational research // CTG Working Paper, 2008. – № 1.

Современный этап развития общества предполагает широкое внедрение информационных технологий во все сферы жизни. Этому уделяется огромное значение на самых высоких уровнях. Федеральные, республиканские и областные органы власти начинают использовать системы электронного документооборота, причем особый акцент делается на оказание государственных услуг в электронной форме.

Создание электронного правительства, в том числе на региональном уровне, является одним из ключевых приоритетов Правительства Российской Федерации [1].

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 предусматривает предоставление всех 100% государственных услуг полностью в электронном виде уже в 2015 году [4].

В настоящее время принят целый ряд нормативных актов, регламентирующих процедуры получения населением услуг в электронном виде, причем как правовые, так и технические аспекты. Одним из основных таких актов является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг". 1 июля текущего года вступили в силу Пункт 2 статьи 7 данного закона, запрещающий требовать у получателя государственной услуги "предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации"[2].

Выполнение данных требований в отсутствие информационной системы, позволяющей в автоматическом режиме получать (предоставлять) информацию в электронном виде, фактически может блокировать работу государственных учреждений. Поэтому разработка подобной информационной системы представляется особенно своевременной и актуальной.

Автоматизированная информационная система «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (ЭСРН РМ) - программный комплекс, реализованный на базе программных комплексов «Инструментальная платформа разработки распределенных приложений SiTex». Система предназначена для автоматизации повседневных функций социальных работников, для ведения баз данных территориальных структурных подразделений органов социальной защиты Республики Мордовия, а также центральной базы, содержащей объединенные сведения территориальных (районных) подразделений органов социальной защиты населения Республики Мордовия, аналитической обработки данных, информационного обмена с организациями, предоставляющими населению меры социальной поддержки, расходы, предоставление которых компенсируется органами социальной защиты населения Республики Мордовия.

В систему органов социальной защиты населения Республики Мордовия входят: Министерство труда и социальной защиты населения Республики Мордовия; управления социальной защиты населения и комплексные центры социального обслуживания населения в 25 муниципальных районах Республики Мордовия и городского округа Саранск; стационарные и реабилитационные учреждения.

ЭСРН РМ является технологической платформой для обслуживания процессов реализации предоставления и запроса документов, в соответствии с положениями Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», что позволит в автоматическом режиме без участия заявителей запрашивать в электронном виде информацию, которая имеется в наличии в информационных системах государственных (муниципальных) органов власти и учреждений, участвующих в предоставлении государственных услуг, входящих в компетенцию Минсоцзащиты Республики Мордовия.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- Проведение анализа текущего состояния модернизируемой системы и оценка вариантов ее модификации;

- Исследование архитектуры системы и определение перечня задач, подлежащих разработке;

- Разработка описания постановок для комплекса задач (характеристика комплекса задач), в том числе:

  1. Описание назначения комплекса задач;
  2. Описание перечня объектов, подлежащих автоматизации;
  3. Описание связи комплекса с другими комплексами задач АИС ЭСРН РМ;
  4. Распределение действий между персоналом и техническими средствами при различных ситуациях решения комплекса задач;
  5. Описание входной и выходной информации;
  6. Описание проектных процедур, классов и атрибутов;
  7. Разработка проектных процедур;
  8. Разработка пользовательского интерфейса.

Можно выделить следующие универсальные условия, которые необходимы для реализации данного проекта:

  • наличие инфраструктуры учета и контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг;
  • наличие систем идентификации, аутентификации доверенной третьей стороны;
  • наличие утвержденных форматов обмена сведениями в электронном виде, согласно распоряжению Правительства РФ от 17 марта 2011г. N 442-р [3].
  • ввод в эксплуатацию регионального фрагмента системы межведомственного электронного взаимодействия.

Т.е. мы можем сделать вывод о наличии условий для реализации проекта.

В настоящее время в Республике Мордовия также завершена первая очередь проекта по внедрению системы идентификации, аутентификации, доверенной третьей стороны и введена в эксплуатацию система межведомственного электронного взаимодействия.

Наличие инфраструктуры учета и контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг обеспечено наличием в системе Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия территориально-распределенной автоматизированной системы предоставления мер социальной поддержки «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (далее «АИС ЭСРН РМ»), реализованной на базе программных комплексов «Инструментальная платформа разработки распределенных приложений SiTex» и «Платформа для электронного социального регистра населения «Sitex-ЭСРН», и осуществляющей автоматизацию следующих видов деятельности:

  • ведение картотеки личных данных граждан (в объеме, необходимом для принятия решения о назначении им мер социальной поддержки);
  • контроль данных, предоставляемых гражданами и формируемых специалистами, работающими с системой;
  • учет обращений граждан в органы социальной защиты населения;
  • принятие решений по обращениям граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки;
  • контроль процедуры исполнения административных регламентов обращений граждан и оказания государственных услуг населению Республики Мордовия государственными учреждениями социальной защиты населения Республики Мордовия;
  • информационное взаимодействие с другими организациями, предоставляющими социальную помощь гражданам;
  • формирование отчетной документации по данным, хранимым и формируемым системой, а также получаемым в результате информационного взаимодействия с другими системами.

Автоматизированная информационная система ЭСРН РМ должна включать в себя следующие подсистемы:

Подсистема учета. Подсистема предназначена для хранения и учета различных видов информации, размещаемых в системе. Позволяет создавать, модифицировать и удалять объекты классов учета личных данных граждан, а также объекты классов внутренних и внешних справочников и классификаторов.

Подсистема обращений. Подсистема предназначена для регистрации и хранения в системе данных об обращениях граждан в органы социальной защиты населения.

Подсистема принятия решений. Подсистема предназначена для анализа информации, хранимой в личной карточке гражданина, для определения его права на получение различных видов социальной помощи (в зависимости от льготной категории гражданина) и предоставления сведений о возможности или невозможности назначения ему мер социальной поддержки с перечнем недостающих документов в случае неполноты предоставленного их пакета.

Подсистема назначений и организации выплат. Подсистема предназначена для формирования назначений выплат гражданам, имеющим право на получение социальной помощи; контроля обоснованности назначений; расчета и перерасчета (в том числе массового) сумм выплат по различным категориям назначений; учета возврата денежных средств и переплат, а также формирования выплатных документов.

Подсистема исполнения административных регламентов. Подсистема предназначена для отслеживания прохождения обращения гражданина в соответствии с административными регламентами по рассмотрению обращений, а также контроля за исполнением административных регламентов предоставления мер социальной поддержки.

Подсистема аналитики и отчетности. Подсистема предназначена для получения статистических и аналитических отчетов по различным видам данных, хранящихся в системе.

Подсистема внешнего информационного обмена. Подсистема предназначена для обмена информацией с другими организациями, предоставляющими государственные услуги в электронном виде в утвержденных форматах данных. Подсистема состоит из комплекса задач, каждая из которых реализует информационный обмен с конкретной организацией, предоставляющей (получающей) данные МСЗН и (или) ГУ СЗН.

Подсистема безопасности. Подсистема предназначена для защиты информации, хранимой в системе, от несанкционированного доступа к ней сторонних лиц, а также идентификации и разграничения прав доступа пользователей к функциям АИС на основе групповых и индивидуальных политик безопасности.

Подсистема администрирования. Подсистема предназначена для настройки информационной системы; выполнения внутренних задач автоматического обслуживания - архивации, конвертации, актуализации, перекодировки и восстановления данных; осуществления модернизации структуры АИС - создания новых, либо модификации и удаления имеющихся классов АИС ЭСРН РМ; а также для создания объектов системных классов.

Подсистема «Реестр идентификаторов» предназначена для создания общего для всех районов реестра идентификаторов и идентификационных данных личных дел для осуществления быстрой маршрутизации входящих и исходящих запросов.

Информационная система Минсоцзащиты Республики Мордовии является распределенной и состоит из ссылочного реестра, развернутого на площадке Министерства, и 25 сегментов рабочих баз данных, развернутых на площадках Государственных казенных учреждениях по социальной защите населения в районах Республики Мордовия.

В силу распределенности структуры информационной системы, развернутой в Министерстве социальной защиты населения Республика Мордовия (МСЗН) и в Государственных казенных учреждениях социальной защиты Республики Мордовия (ГУСЗН), запросы ГУСЗН на данные сторонних органов власти должны приходить на площадку МСЗН и затем должны быть направлены в СМЭВ в виде запроса к соответствующему web-сервису. Аналогично ответы от сторонних органов государственной власти должны поступать на площадку МСЗН и затем транспортироваться в ГУСЗН, отправивший запрос. В связи с этим для решения поставленных задач предлагается использовать следующие технологические решения:

  • Комплекс задач «Запрос данных документов (сведений) от сторонних организаций» предназначается для формирования и отправки запроса на документы (сведения) к сторонним организациям, предоставляющим государственные услуги, для получения от них необходимых данных для подтверждения возможности назначения той или иной меры социальной поддержки гражданину.
  • Для осуществления возможности маршрутизации используется Реестр идентификаторов, который хранит сведения о привязках личных дел граждан к конкретным районам Республики Мордовия (в виде связок: «уникальный идентификатор личного дела в районе - идентификатор района») и наполняется и обновляется автоматизированным комплексом задач. В силу низкоскоростных каналов связи, используемых в МСЗН, и периодических обрывов соединения, репликация как технология взаимодействия не оправдывает себя по причине чересчур большого трафика передаваемых данных и ошибок блокировок при выполнении запросов записи в реплицируемые таблицы. Поэтому предлагается уйти от технологии репликации, используемой в подсистеме внешнего информационного взаимодействия и использовать следующую, более совершенную технологию передачи упакованных данных через внутренние web-сервисы:
  • На всех районных площадках размещается специализированный web-сервис, который осуществляет сбор необходимых данных (уникальных идентификаторов и основных идентификационных данных: ФИО, дате рождения, СНИЛС, серии и номера удостоверяющего документа) по входящему запросу и формирует из них XML-файл; после упаковывает его в zip-архив и отправляет получателю.
  • Задача создания запросов к районам - осуществляет проверку на наличие уже имеющихся запросов и ответов на них и создание новых запросов в случае необходимости.
  • Задача получения данных от районов - осуществляет выполнение запросов к веб-сервисам районов, получение и проверку данных, размещение их во временных таблицах, и, в случае получения данных от всех районов, поднятие флага получения для старта задачи обновления реестра. При получении данных, задача формирует логи, в которых сохраняются сведения об переданных данных и причинах ошибок передачи в случае их возникновения.

Все задачи должны работать в автоматическом режиме, выполняться с заданной периодичностью и не требовать вмешательства оператора в свою работу. Оператор должен осуществлять периодический контроль, просматривая логи и протоколы задач для выявления ошибок при передаче данных.

Таким образом, для реализации поставленной задачи был выбран вариант разработки единой технологической платформы, включающей в себя набор универсальных веб-сервисов и задач для взаимодействия со сторонними организациями, реализующими свой функционал на основе данных таблиц, хранящих настройки каждого информационного взаимодействия.

Когда сбор пакета документов, необходимых для предоставления государственной услуги органов социальной защиты, будет возможен в дистанционном варианте, можно будет добиться серьезного социального и экономического эффекта.

Рецензенты:

Федоренко А.С., д.т.н., профессор ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.

Свешников В.К., д.т.н., профессор ФГБОУ ВПО «Морд. ГПИ имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Акамова Н.В., Голяева Н.В., Мельцаева О.А. К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10701 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674