Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Мясникова С.В. 1 Федотова Г.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Министерство образования и науки РФ
Рассматривая инновационное предпринимательство как важный фактор развития современной знаниевой экономики, раскрывается сущность понятия «предпринимательская деятельность», «личностный потенциал предпринимателя». Выявлена содержательная характеристика личностного потенциала через вариативные компоненты: ценностные и карьерные ориентации, наличие экзистенциальных оснований вхождения в инновационную и предпринимательскую деятельность и личностно-деятельностное намерение их успешной реализации. Раскрыто влияние внешней и внутренней сред на развитие инновационного личностного потенциала предпринимателя. Личностный потенциал предпринимателя представлен через его социально-психологический портрет. Определены точки роста личностного потенциала предпринимателя. Выявлены показатели процесса формирования и развития инновационного личностного потенциала предпринимателя: креативность как результат эвристичности мышления, рефлексии, когнитивности; мотивация к достижениям как субъективная оценка своей компетентности в определении и возможности реализации своей цели; ценностные ориентации, задающие направленность действиям, в основе которых активность и прагматизм
субъектная позиция.
качества личности
инновационный предприниматель
точки роста
личностный потенциал
развитие
предпринимательская деятельность
1. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Сер. «Экономическое возрождение России». Изд-во АНО «ИПЭВ», 2009. – 336 с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Минэкономразвития России. 08 апреля 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrategy/doc20130408_01 (дата обращения 28.08.2013.)
3. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 272 с.
4. Кузьминич Г. Г. Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса России // Экономика, управление, финансы (II): материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 21-24.
5. Мясникова С.В. Зарубежный опыт инноваций в малом предпринимательстве // Экономический ВЕСТНИК ИЭиУ НовГУ, март 11/2006. – Великий Новгород, 2006. – С. 152-155.
6. Сметанова Ю.В. Личностный потенциал и ценностно-смысловые основания инновационно-предпринимательской деятельности молодежи // Сибирский психологический журнал. – 2011. - № 41. – С. 121-125.
7. Титова О.И. Проблемы экономической психологии. В 2 томах. Том 2. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 648 с.
8. Institute of Management Development: рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2012 году [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://gtmarket.ru/news/2012/05/31/4423 (дата обращения 28.08.2013.)
9. MacCrimmon K.R. and Werung D.A. Taking risks: The management of uncertainty. – N.Y.: Free Press, 1986.
10. McCleland D.C. and Winter D.G. Motivating Economic Achvement. – N.Y.: Free Press, 1969.

Конкурентоспособность государства на мировом рынке предопределяет устойчивость воспроизводства инновационного предпринимательства как важного фактора развития современной знаниевой экономики, где основным ресурсом выступает человек, способный создавать и внедрять инновации в своей профессиональной деятельности.

Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», принятая 3 апреля 2013 года определяет основные инструменты и механизмы государственного регулирования, обеспечивающие решение ключевых задач в области инновационного социально ориентированного развития экономики на период до 2020 года. Она включает в себя девять подпрограмм, среди которых наиболее значимой выступает подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» [2]. Необходимо отметить, что доля малых предприятий в ВВП развитых стран составляет 35-40%, в государствах Европы этот показатель достигает почти 70%, в США малый бизнес дает около 50% всех нововведений и новейших технологий. По данным Московской международной бизнес-ассоциации, доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 10% [4; 8]. Данный факт свидетельствует о необходимости совершенствования как самой предпринимательской деятельности, её правовой, социальной и экономической сфер, так и развития инновационного личностного потенциала предпринимателя.

В исследованиях ученых (А.Н. Асаул, П. Друкер, О.И. Титова и др.) представлены различные трактовки понятия «предпринимательская деятельность» [1; 3; 7]. Рассмотрим сущность понятия «предпринимательская деятельность» (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Сущность предпринимательской деятельности

Анализируя различные подходы к раскрытию сущности данного понятия, необходимо заметить, что сам предприниматель выступает в роли инноватора и субъекта своей деятельности, реализующего инновационные проекты и обладающего для успешной деятельности личностным потенциалом и определенными профессиональными качествами.

Понятие личностный потенциал, прежде всего, связывается с характеристиками, определяющими систему движущих сил духовного развития, мотивацию и самооценку. Потенциал отдельного человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать, реализовать интересы и добиться своих целей. Сложность и многомерность способностей человека позволяет рассматривать его потенциал как систему всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально значимых способностей, как актуализированных, так и резервных.

Мы разделяем позицию Ю.В. Сметановой в том, что личностный потенциал – это качество ресурсной составляющей инновационной направленности предпринимательской деятельности. Содержательная характеристика личностного потенциала раскрывается через вариативные компоненты, к которым относятся ценностные и карьерные ориентации, наличие экзистенциальных оснований вхождения в инновационную и предпринимательскую деятельность и личностно-деятельностное намерение их успешной реализации [6]. Проявление на практике данных компонентов позволяют предпринимателю занять субъектную позицию в инновационной деятельности.

Д. МакКлеланд в оценке личных качеств предпринимателей главным условием считает мотивацию на успех, основу которой составляют новаторство, обоснованная рискованность действий, уверенность в себе; упорство, постановка целей, ответственность [9; 10].

Особую значимость приобретают новаторство и целеустремленность. Умение ставить цель, определять перспективу и находить пути ее достижения, отличающиеся новизной, оригинальностью, увлекательностью и требующие творческого подхода, по сущности, и определяют потенциал развития, который может быть использован. Вероятность его реализации зависит от волевых качеств (упорство, уверенность в себе), обеспечивающих динамику действий к достижению цели (потребность в независимости и самостоятельности, желание изменить существующее положение). Стремление к изменениям может быть связано с неудовлетворенностью имеющимися условиями, а, может быть, и с желанием попробовать себя в чем-то новом, претворить свою идею, изобретение в жизнь. Другими словами, ситуация может быть успешной или неуспешной. В первом случае импульсом для занятия предпринимательством будет потребность в новизне дела, а во втором – желание добиться успеха, избавиться от неудач, зависимости.

Общепризнанный факт, что предпринимателями становятся не под внешним давлением, а по внутренним причинам. Поэтому особую значимость приобретает системный подход в решении задачи активизации малого инновационного предпринимательства. Системность определяется в видении проблемы в целом, в единстве составляющих элементов предпринимательской активности. Исходя из этого, процессы инновации необходимо рассматривать во взаимосвязи внутренних и внешних факторов, определяющих условия эффективного использования этих ресурсов.

Производственные новшества, новые технологии и новые методы воздействия содержат в своей основе глубокие когнитивные, социально-психологические и культурно-этические корни, требующие активизации инновационной направленности предпринимателей. В свете этого особую важность приобретают исследования, направленные на определение способностей, адекватных сущности и характеру инновационной деятельности и условиям ее осуществления. Следовательно, важным условием успешности инновационной предпринимательской деятельности выступает личностный потенциал, его способность к самоорганизации и самореализации. Это достигается за счет системной организации убеждений, ценностных установок, наличия таких индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают не только устойчивость к негативным воздействиям внешнего мира, но и развитие, и саморазвитие самого предпринимателя.

Личностный потенциал предпринимателя может быть представлен и через его социально-психологический портрет, определяемый следующей совокупностью качеств: интеллект; креативность; обучаемость; эвристичность; когнитивность; рефлексивность; мотивация к успеху; прагматизм; ценностные ориентации, деловая активность, реакция [5].

Пространство предпринимательской деятельности включает в себя внешнюю (макроокружение и непосредственное окружение) и внутреннюю среды. Задача состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между внутренним потенциалом предпринимателя и внешней средой, что достигается за счет инноваций, создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности ресурсы. В процессе взаимодействия с внешней средой необходима такая инновационная предпринимательская деятельность, которая, прежде всего, обеспечивать устойчивое развитие в условиях конкурентного воздействия.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы, что открывает новые возможности и создает благоприятные условия, либо создает дополнительные трудности и ограничения. Для того, чтобы успешно выживать, необходимо уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться. Поэтому при изучении внешней среды концентрируется внимание на выяснении угроз и возможностей её рационального использования. Выявление условий активизации инновационного предпринимательства осуществляется при анализе внутренних параметров среды, в совокупности определяющих личностный потенциал предпринимателя.

Личностный потенциал предпринимателя рассматривается как интегральный показатель мотивации к достижениям, креативности и целевой направленности. Все это подвержено воздействию извне, которое как способствует, так и ограничивает его формирование и развитие. Исходя из этого, конструкты личностного потенциала рассматриваются в их пересечении с влиянием внешних факторов и, таким образом, определяются точки роста. В соответствии с этим представляется модель формирования и развития личностного потенциала предпринимателя, задающая основу определения его алгоритма (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Точки роста личностного потенциала предпринимателя

В предлагаемой модели точки пересечения действия внешних и внутренних факторов определяют так называемые точки роста, которые разбиваются на четыре блока по представленным группам ситуационных факторов:

1 блок – базовая основа внешнего воздействия (определяет правовое поле инновационной политики на государственном и региональном уровне, стимулирует творческую активность под влиянием возможности открытия собственного дела, быть независимым и самостоятельным в решении своих задач, решение которых требует нестандартного инновационного подхода и активности в действиях);

2 блок – условия, обеспечивающие целенаправленность действий предпринимателя и их продуктивности, становление общественного статуса, что во многом определяется социокультурными особенностями общества, его ценностями, традициями и отношениями;

3 блок – рыночная конъюнктура, актуализирующая способность к когнитивности, быстрой реакции на открывающиеся возможности на основе прагматизма, ориентированного на выгоду, умения творчески решать возникающие проблемы;

4 блок – информация о новациях, практически стимулирующая все составляющие личностного потенциала: творческие способности предпринимателя, эвристичность мышления, когнитивность, быструю реакцию на возможность их использования, на основе трезвого расчета, определяющего выгоду, и возможность самореализации и повышения общественного статуса.

Совокупность блоков и составляет основу процесса формирования и развития инновационного личностного потенциала предпринимателя, где определяющими показателями выступают конструкты:

  • креативность как результат эвристичности мышления, рефлексии, когнитивности;
  • мотивация к достижениям как субъективная оценка своей компетентности в определении и возможности реализации своей цели;
  • ценностные ориентации, задающие направленность действиям, в основе которых активность и прагматизм.

Знание способностей предпринимателей в контексте их взаимодействия с органами власти, партнерами, научными организациями, конкурентами является важным этапом активизации инновационного развития. Для выживания и развития предприниматель должен не только приспосабливаться к происходящим изменениям, предвосхищать, но в чем-то и задавать их. Действия высококлассного предпринимателя напоминают поведение высококлассного ученого: он умеет обнаружить в информации скрытый смысл. Постоянный возврат с новых позиций к прежней цели, поиск альтернативных путей к ее достижению — важные аспекты менталитета предпринимателя.

Происходящие изменения внешней и внутренней сред влияют как на окружение, так и на самого предпринимателя, в следствие чего его отношение может быть как проактивным, так и пассивным. Инновационный предприниматель не просто реагирует на изменения, а сам проявляет интерес к изменениям, т.е. проактивен. Способности предпринимателя в совокупности определяют его инновационный потенциал, активность действий в создании, использовании и развитии нового продукта, технологии или услуг.

Малое и среднее предпринимательство обладают более высоким уровнем стратегической гибкости, оперативно реагируют на изменения рынка и, следовательно, развитие инновационного личностного потенциала предпринимателя обеспечит способность к рыночным инновациям.

Рецензенты:

Омаров М.М., д.э.н., профессор, декан факультета управления персоналом Новгородского регионального отделения Вольного экономического общества России, г. Великий Новгород.

Омарова Н.Ю., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г.Великий Новгород.


Библиографическая ссылка

Мясникова С.В., Федотова Г.А. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10786 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674