Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ВХОЖДЕНИЯ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ (ИНСТИТУТОВ) В ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Минина Л.С., Логинова Л.И.

В связи с предстоящим двухуровневым образованием в России и началом набора абитуриентов в высшие учебные заведения по системе «бакалавриата» появляются проблемные моменты в работе университетов и их филиалов как в организации учебного процесса, так и в структурной перестройке образовательных учреждений. Существующая система специального профессионального образования может остаться «вне игры», как утратившая спрос на выпуск специалистов такого профиля. Бакалавры теперь будут выпускаться в институтах и университетах за 4 года, естественно уровень квалификации такого специалиста должен быть более высоким. Работа филиалов, которые набирали абитуриентов на ускоренное образование после колледжей (срок обучения 3.5 года) ставится под угрозу. На данном этапе такая форма обучения будет запрещена с 1.09.09. В связи с этим абитуриенты будут приходить в университет (институт) только после 11 классов и обучаться 4 года. Наиболее одаренные студенты пойдут в магистратуру. Основная же масса молодежи, стремящейся к знаниям, будет напрямую зависеть от материального положения родителей, собственного материального положения (при условии занятости) и предлагаемых образовательных услуг регионом, в котором они проживают. Развитие ситуации для образовательных учреждений, учитывая демографический спад , может пойти непредсказуемым путем. Поскольку система «профтехобразования» - в период перестройки нашего общества значительно изменилась, встает остро вопрос подготовки специальных кадров - рабочих той или иной профессии. Очевидно колледжи вполне готовы, на данном этапе , взять инициативу в свои руки. Они готовы принять молодежь после 9 классов, так как сформированная на данный момент материальная база, а также и преподавательские коллективы позволяют поставить образовательный процесс на должный уровень и выпускать специалистов (рабочих) высокой квалификации по специальностям наиболее востребованным на рынке труда своего региона. Есть и другой вариант сохранения «структурных» единиц между школой и университетом. Интеграция двух образовательных учреждений в корпоративный университет (институт) с правом обучения и выпуска профессиональных рабочих по профилю специализации университета (института) на базе 9 классов, а затем и плавного перехода этого контингента в число абитуриентов университета (института), может быть даже в своем большинстве. При такой организации образовательного процесса и интеграции его с бизнесом, возможна подготовка высокопрофессиональных специалистов, отвечающих всем требованиям современной стадии развития нашего общества. При этом сгладятся явно ощутимые расхождения между количественными и качественными показателями образовательного процесса и позитивно отразятся на инновационном развитии экономики региона.

Сколько оставить таких образовательных учреждений, по какому профилю и в каких регионах? На этот вопрос можно ответить лишь после анализа экономического развития региона, выявления его конкурентных преимуществ в сфере образования и формирования финансовых, структурных, информационно-коммуникационных мероприятий, выявления сильных и слабых сторон системы образования в регионе. В стратегии развития Новосибирской области, разработанной губернатором Новосибирской области до 2025 года, четко обозначены проблемы и пути совершенствования образовательного процесса в области. К основной проблеме отнесен разрыв между высокими количественными показателями состояния образовательного комплекса Новосибирской области и качеством подготовки кадров, потребностями организаций области в квалифицированных специалистах. Это проявляется в несоответствии спроса и предложения на рынке труда в разрезе отдельных специальностей, в несоответствии ключевых компетенций выпускников и требований бизнеса. На сегодняшний день Новосибирск занимает 4-е место в РФ по числу студентов на 10000 населения. Существующая многоуровневая образовательная система включает в себя 45 вузов и филиалов, 65 учреждений среднего специального образования, 70 профессиональных училищ и лицеев. К слабым сторонам образовательного комплекса можно отнести слабую образовательную инфраструктуру, материально-техническую базу, старение преподавательских кадров, слабые связи с рынком и работодателями, отсутствие новых образовательных технологий. Возможности же образовательного комплекса Новосибирской области подкреплены возможностями внешней среды. Это и рост престижа образования, рост спроса со стороны бизнеса на высококвалифицированные кадры, национальная программа «Образование» и т.п. В силу вышесказанного, Новосибирский филиал Российского государственного торгово-экономического университета обратился к представителям торговли города с инициативой о создании новой модели «образование-наука-бизнес» на базе созданного некоммерческого партнерства « НОВОСИБИРСКИЙ ТОРГОВЫЙ АЛЬЯНС». Основными задачами работы такого партнерства мы видим:

  • 1. Подготовку специалистов той направленности и с теми практическими навыками, которые требуются для отрасли торговли
  • 2. Создание мест для производственных практик наших студентов на предприятиях торговли города и области
  • 3. Формирование информационного пакета о потребности специалистов для нужд города и области
  • 4. Регулирование набора абитуриентов по специальностям (широкая реклама специальностей, наиболее востребованных на рынке труда)
  • 5. Попытка реанимировать процедуру распределения выпускников внутри партнерства
  • 6. Проведение научно-практических конференций, «круглых столов» с привлечением специалистов из других регионов России для выработки единых требований к подготовке специалистов для отрасли

Нам кажется, что те мероприятия, которые заложены в стратегии развития Новосибирской области для поддержки образовательного комплекса помогут справиться нам с поставленными задачами, поскольку в самое ближайшее время Новосибирск должен стать образовательным центром, в котором будет эффективно работать модель государственно-частного партнерства «образование-наука-бизнес».


Библиографическая ссылка

Минина Л.С., Логинова Л.И. ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ВХОЖДЕНИЯ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ (ИНСТИТУТОВ) В ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1082 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674