Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ ПРАВОВЫХ НОРМАТИВОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

Столярова В.А. 1
1 ГОУ ВПО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Проведен анализ взаимосвязи особенностей принятия нормативов сферы действия права и уровня развития индивидуального правосознания представителей современной студенческой молодёжи, обучающихся по техническому, педагогическому и гуманитарному направлениям образовательной подготовки. Учитывались следующие характеристики принятия правовых нормативов: готовность индивидов реализовывать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, специфика их отношения к юридической стороне законопослушания. Отношение студенческой молодежи к действующим правовым нормативам определяется возрастно-психологическими особенностями и спецификой образовательно-профессиональной среды, к которой они принадлежат. На начальных этапах образовательно-профессиональной подготовки функциональные возможности правовых нормативов слабо дифференцированы в сознании индивидов, на более поздних стадиях обучения нормативы начинают рассматриваться в контексте регуляции разнородных социальных взаимодействий и успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.
образовательно-профессиональная группа
индивидуальный вариант развития правосознания
юридически значимая ситуация
законопослушание
нормативопринятие
1. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное понимание на грани двух веков.). – Саратов: СГАП, 2001. – 416 с.
2. Баринов Э.Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации: дис. ... канд юрид. наук.  Ростов/нД., 2001.  С. 18-19.
3. Безносов Д.С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД: дис. … канд. психол. наук.  СПб., 2004.  С. 24-25.
4. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко. – М.: NOTA BENE, 2000.  576 с.
5. Лукич Р. Методология права. – М.: Прогресс, 1981.  304 с.
6. Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания: дис. … д-ра юрид. наук.  М., 2001.  С. 105-107.
7. Малиновский А.А. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правосознания // Известия вузов. Правоведение.  2008.  № 6.  С. 171-181.
8. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение.  1994.  № 2.  С. 39-43.
9. Неновски Н. Право и ценности. – М.: Прогресс, 1987.  248 с.
10. Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. –М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 256 с.

Введение

Особой значимостью для современной студенческой молодежи обладает проблема продуктивной ориентации индивидов в широком круге юридически значимых ситуаций. Само содержание этих ситуаций зачастую наполнено противоречиями социальных норм - нравственных, экономических, правовых - будь то ситуации заключения трудовых контрактов, вступления в брак, несения военной службы, оценки деятельности силовых структур или определения индивидом своей позиции в отношении нарушения прав и свобод личности.

Для правильной интерпретации, анализа и оценки юридически значимых ситуаций должны быть усвоены правовые нормативы, в частности законопослушание. Законопослушание представляет собой индивидуально выраженное стремление следовать нормативно заданным оптимальным и наиболее предпочтительным моделям социального поведения [1,4,5]. Этот норматив является важным элементом в структуре обыденного правосознания человека, которое формируется стихийно в повседневной практике людей, как эмпирическое отражение правовой и взаимосвязанными с ней нравственной сторонами жизни общества [6, 9, 10].

Цель исследования: изучить формирование определенных вариантов деформации индивидуального правосознания у представителей современной студенческой молодежи в условиях обучения в разных образовательно-профессиональных группах.

Эмпирическую базу исследования составили 65 человек. Возрастной диапазон испытуемых от 17 лет до 21 года, все они являлись студентами вторых, третьих и четвёртых курсов дневных отделений (Института естествознания (техническое направление подготовки), факультета иностранных языков (педагогическое направление) и исторического факультета (гуманитарное направление подготовки)) Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Подготовка студентов по профилю технических специальностей нацелена на понимание ими структурных и функциональных характеристик объектов и феноменов действительности. Особого внимания заслуживает анализ техногенных и социально-психологических условий успешного осуществления профессиональной деятельности. Внимание и познавательная активность студентов сосредоточены на вопросах моделирования развития технической стороны социальных отношений, прогнозирования возможных последствий широкого спектра природных, антропогенных явлений. Процессуальная составляющая мыслительной деятельности студентов-инженеров направлена на установление базовых закономерностей явлений, изучение характера взаимодействия структурных составляющих объектов.

Профессиональная включённость в образовательный процесс требует всестороннего учёта социальных задач, проблем, перспектив, актуальных на определённых этапах возрастного развития индивидов. Требования к регуляции форм межличностного взаимодействия должны быть представлены в сознании студентов педагогического направления не столько в качестве изолированных, отчуждённых друг от друга представлений, сколько достигать уровня личностных нормативов. Студентам этого направления подготовки следует активно формировать значимые в социальном плане качества личности, так как определённый уровень их развития выступает психологическим условием эффективного решения профессиональных задач.

Студенты-историки как образовательно-профессиональная группа обладают более широкими возможностями реализации своего личностного потенциала. Их образовательная подготовка предполагает наращивание системы способов и средств ориентации индивидов в динамично меняющихся условиях их жизни. Обладая достаточно развитой способностью установления причин, условий, последствий возможных вариантов развития социальных отношений, студенты-историки могут демонстрировать формы поведения, нацеленные как на достижение собственных прагматических интересов, так и требования социального окружения. Согласованность, соотнесённость интересов отдельной личности с требованиями социальной среды может рассматриваться в качестве отличительной черты их индивидуального сознания.

Методы исследования. Авторская анкета правопослушного поведения. В данном случае изучалась готовность испытуемых реализовывать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях. Опросник отношения к праву (В.Т. Козловой). Он направлен на выявление особенностей отношения молодежи к юридической стороне законопослушания. Продуктивность ориентации в широком перечне юридически значимых ситуаций выявлялась при помощи авторского ситуационного теста «Столкновение норм». Задания моделировали правовые ситуации, причём в каждом случае непосредственно указывались причины, условия, возможные последствия нарушений. Каждая из представленных на рассмотрение ситуаций включала конфликт норм права и морали. Испытуемым предлагалось установить, какие из ситуаций отражают нарушения норм морали и права, и оценить степень их общественной опасности.

Результаты исследования и их обсуждение

Продуктивность ориентации в содержании юридически значимых ситуаций у испытуемых выше в случае определения нарушения нормы права, тем самым само нарушение нормы распознаётся ими успешнее, чем степень её общественной опасности (Xср=13,11, Xmin-Xmax=8-15, σ=2,47; Xср=12,95, Xmin-Xmax=10-15, σ=1,75; Xср=13,36, Xmin-Xmax=6-15, σ=2,32, соответственно, при определении нарушения нормы права студентами-инженерами, студентами педагогического направления и студентами-историками). Можно говорить о том, что студенты разных образовательно-профессиональных групп испытывают существенные трудности в поиске параметров определения степени тяжести правонарушений (Xср=5,28, Xmin-Xmax=2-7, σ=1,30; Xср=5,48, Xmin-Xmax=2-9, σ=1,54; Xср=5,40, Xmin-Xmax=2-11, σ=2,28, соответственно, при определении степени общественной опасности нарушения студентами-инженерами, студентами педагогического направления и студентами-историками). Вместе с тем в ходе применения U-критерия Манна - Уитни значимые различия между группами испытуемых по продуктивности их ориентации в правовом содержании не были установлены.

Студенты педагогического направления показали более высокие значения готовности к правопослушному поведению. Эта группа более однородна в отношении принятия базовых норм, регулирующих разнообразные аспекты социального взаимодействия (Xср=36,24, Xmin-Xmax=23-41, σ=4,31, соответственно). В ходе применения U-критерия Манна - Уитни значимые различия по степени готовности к правомерному поведению были установлены между студентами-инженерами и студентами педагогического направления (Uэмп=134; p≤0,05). Полученным результатам может быть дано следующее объяснение: немаловажное значение в процессе принятия и реализации требований сферы действия права могут иметь возрастно-психологические особенности индивидов.

Содержательный анализ вариантов деформации индивидуального правосознания студентов разных образовательно-профессиональных групп позволяет остановиться на описании специфики принятия ими правовых нормативов более подробно (общие данные представлены в таб. 1).

Таблица 1

Распределение значений показателя «индивидуальный вариант развития правосознания» в разных образовательно-профессиональных группах

показатели

образовательная группа

индивидуальный вариант развития правосознания

студенты- инженеры

студенты педагогического направления

студенты - историки

значения показателя

Xср

X min
- X мax

σ

Xср

Xmin-
Xmax

σ

Xср

Xmin-
Xmax

σ

«правовая инфантильность»

 8,91

 7-12

 1,87

 7,75

 4-17

 3,49

 8,43

 5-12

 2,23

«правовой скептицизм»

14,82

10-20

2,99

16,30

10-19

2,32

15,29

9-21

2,59

«правовой идеализм»

8,64

7-12

1,57

10,65

6-13

2,00

10,86

7-18

2,59

«правовой эгоцентризм»

9,36

4-16

4,08

8,75

6-14

2,15

10,48

6-15

2,73

Исходя из данных таблицы 1, превалирующим вариантом деформации индивидуального правосознания студентов-инженеров является «правовой инфантилизм» (Xср=8,91, Xmin-Xmax=7-12, σ=1,87). Для представителей указанного варианта развития правосознания характерно наличие частичного, слабо дифференцированного понимания функций правовых атрибутов и возможности их принятия и реализации [2]. Отметим, что студенты, принадлежащие к данной образовательно-профессиональной группе, только начинают наращивать опыт разрешения разнообразных ситуаций социального взаимодействия. Студенты педагогического направления выражают скептическое отношение к праву как универсальному регулятору общественных отношений (Xср=16,30, Xmin-Xmax=10-19, σ=2,32). Студенты указывают на существование возможности применения, реализации иных социальных нормативов (нравственности, морали) [3]. Отличные от всех остальных образовательно-профессиональных групп индивидуальные варианты развития правосознания продемонстрировали студенты-историки - «правовой эгоцентризм» и «правовой идеализм» (Xср=10,48, Xmin-Xmax=6-15, σ=2,73; Xср=10,86, Xmin-Xmax=7-18, σ=2,59; соответственно). С одной стороны, студенты осуществляют признание и реализацию правовых нормативов с целью извлечения исключительно личной выгоды и защиты собственных интересов [7]. С другой стороны, именно студенты-историки, обладая большим опытом анализа и интерпретации разнородных социальных отношений, указывают на неограниченные регулятивные возможности правовой системы [8].

Частота и характер взаимосвязи переменных в разных образовательно-профессиональных группах показали наличие наиболее типичных признаков вариантов деформации индивидуального правосознания.

Так, для студентов-инженеров, проявляющих признаки «правового инфантилизма», норма права перестаёт выполнять функцию ограничения реализации нежелательных в социальном плане форм поведения. Представители указанной образовательно-профессиональной группы слабо осознают весь комплекс негативных последствий, вероятность наступления которых увеличивается в силу непринятия действующих правовых норм (для переменных «правовой инфантилизм» - готовность к правопослушному поведению rs = -0,47; p≤0,05). «Правовые скептики» - студенты педагогического направления акцентируют свое внимание на эффективности правовой регуляции социальных отношений и более глубоком осмыслении этого аспекта (для переменных общий показатель деформации правосознания - продуктивность определения степени общественной опасности правонарушения rs = 0,45; p≤0,05). Эгоистическое отношение к праву у студентов-историков проявляется в формировании системы индивидуальных представлений оценки юридически значимых ситуаций (для переменных «правовой эгоцентризм» - продуктивность определения норм права и степени их общественной опасности rs = - 0,60; p≤0,01 и rs = - 0,46; p≤0,05, соответственно).

Выводы. У представителей современной студенческой молодёжи отношение к декларируемым социальным требованиям в сфере права весьма неоднозначно, противоречиво. Образовательно-профессиональная среда подготовки студентов во многом определяет специфику принятия ими правовых нормативов. Немаловажное значение для их принятия и реализации имеют возрастные особенности.

Рецензенты:

Акимова М.К., д.псх.н., профессор, главный научный сотрудник, государственное учреждение Российской академии образования «Психологический институт», г. Москва.

Горбачева Е.И., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии развития и образования, ГОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», г. Калуга.


Библиографическая ссылка

Столярова В.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ ПРАВОВЫХ НОРМАТИВОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10954 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674