Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Мюлдер Е.В. 1
1 Региональный Экспертный Центр образования для устойчивого развития, Университет ООН, РЭЦ Рейн-Мейзе
В июне 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по вопросам устойчивого развития (РИО+20), итогом которой стал документ под названием «Будущее, которого мы хотим», разработанный странами-участниками совместно. В итоговом документе нашли свое отражение прогресс и пробелы в осуществлении ранее достигнутых договоренностей по устойчивому развитию отдельными странами, а также некоторые решения новых задач, возникающих на пути к достижению устойчивости. Поскольку образование для устойчивого развития (ОУР) признано главным инструментом построения устойчивого будущего, итоговый документ РИО+20 еще раз подчеркнул значимость формирования нового устойчивого мышления, без которого невозможен переход к «зеленой» экономике. Важным этапом в процессе реализации ОУР в регионе Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН, объединяющем 55 стран Европы и Центральной Азии, стало принятие Европейской Стратегии, а также национальных стратегий, которые координируются, как правило, на государственном уровне и оцениваются по международным индикаторам ЕЭК ООН.
информальное образование.
неформальное образование
формальное образование
обучение в течение всей жизни
образование для устойчивого развития
устойчивое развитие
1. Информация о деятельности международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» [Электронный ресурс] // Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО: сайт. - URL: http://unesco.ru/ (дата обращения: 09.06.2013).
2. Корчагин Ю. А. Человеческий капитал и инновационная экономика России: монография. - Воронеж: ЦИРЕ,2012. - 244 с.
3. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Европейская Экономическая Комиссия ООН: сайт. - URL: http://www.unece.org/ (дата обращения: 05.06.2013).
4. Никишенков О. Научить детей решать прикладные задачи, творить и не бояться будущего [Электронный ресурс] // Сколково: сайт. - URL:http://community.sk.ru (дата обращения: 15.06.2013).
5. Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.10.2002 с изм. 01.09.2013 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ Информационно-правовой портал: сайт. - URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 05.06.2013).
6. Черкашин А.А., Уланова О.В. Экологическое образование в России в рамках концепции устойчивого развития [Электронный ресурс] // Зеленое движение России: сайт. - URL: http://ecamir.ru (дата обращения: 02.10.2013).

Введение

По последним данным Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК), в группу стран, наиболее успешно реализующих национальную стратегию, входят Швеция, Нидерланды и Австрия. Во второй группе находятся страны Балтии и Казахстан. Россия оказалась в последней группе, уступая только Армении, Грузии и Молдавии [6].

Согласно Российской Национальной стратегии, принятой в 2005 году, «внедрение ОУР предусматривает совершенствование дошкольного, начального, среднего, высшего и постдипломного образования, переориентацию образования в направлении устойчивого развития...» [3]. Подобное положение встречается и в ст. 71 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.10.2002, где сказано, что «в целях формирования экологической культуры... устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование..., а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д.» [5].

Несмотря на наличие и достаточность законодательной базы, идеи устойчивого развития не находят должной поддержки со стороны исполнительной власти государства и остаются фактически вне образовательного поля. Образование для устойчивого развития (ОУР) в нашей стране скорее декларируется, чем реализуется. Как заявлено в Национальной стратегии, реализацию ОУР необходимо начать с трансформации существующих школьных образовательных программ для того, чтобы обеспечить учащимся получение жизненно важных знаний и практических навыков. Иными словами, необходимо совершенстование существующей системы образования, чтобы сформировать национальный человеческий капитал, способный построить экономику, основанную на знаниях.

Формирование слоя высокопрофессиональной научной и управленческой элиты является одним из главных факторов развития страны и человечества в целом. Человечество накапливает знания, уровень и качество которых определяют верхнюю планку развития науки и экономики в мире.

Положительный человеческий капитал определяется как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций в него, т.е. в воспитание, образование, культуру, здоровье, информационное обеспечение, безопасность и т.д.. Не делая инвестиции в человеческий капитал, невозможно добиться генерации инновационных идей и эффективного использования предпринимательского ресурса, которые в наше время определяют конкурентные преимущества развитых государств мира.

Многочисленные примеры неудач нашего государства, к примеру, в строительстве, здравоохранении и образовании есть следствие низкого роста и качества национального человеческого капитала и, соответственно, недостаточных инвестиций в него. Наш соотечественник, лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон (Семен) Кузнец писал, что для научно-технического рывка в стране должен быть накоплен необходимый стартовый человеческий капитал, иначе - происходит фальстарт [2]. Следовательно, осуществить сейчас модернизацию российской экономики невозможно, потому что в стране еще не накоплен качественный, а главное - воспроизводимый человеческий капитал.

Модернизацию экономики необходимо начать с модернизации национального человеческого капитала. Прежде всего, должна быть осуществленна декриминализация страны, ведь в условиях засилия коррупции и криминала знания теряют свою ценность. Значительный объем отрицательного человеческого опыта, накопленного за последние десятилетия, является главной проблемой развития экономики России в наше время. Такое обстоятельство требует дополнительных инвестиций для изменения сущности накопленных знаний и опыта.

Совершенствование существующей системы образования с учетом принципов устойчивости есть прямые инвестиции государства в создание положительного человеческого капитала, пригодного для решения задач в рамках новой парадигмы развития. Национальная стратегия ОУР может и должна быть использована в этих целях.

В Российской Национальной стратегии подчеркивается, что «ОУР должно обеспечить развитие системного, критического и творческого мышления и отношения к жизни, понимания местных и глобальных проблем...» [3]. Развитие подобного мышления и отношения к жизни у учащихся возможно только при их активном участии в образовательном процессе. Акцент необходимо сделать на формировании умений постановки цели и задач, самостоятельного поиска необходимой информации, проведения критического анализа и использования ее на практике для решения конкретных задач на уровне школы, дома и местой общины, формулирования выводов и презентации результатов исследования и т.д.. Все перечисленные виды деятельности крайне важны для осмысления учащимися собственной значимости и значимости собственного труда. Побывав однажды в роли исследователей и практиков, они почувствуют себя причастными к глобальным процессам по улучшению качества жизни и обеспечению устойчивости.

Применение интерактивных методов обучения, описанных выше, требует новаторства и креативности и со стороны работников образования. Учитель в школе, безусловно, является носителем определенных знаний, но включение вопросов ОУР в образовательный процесс - это серьезная задача, которая еще не стала частью подготовки и переподготовки нынешних учителей. С другой стороны, концепция ОУР не требует от учителя способности знать абсолютно все и предвидеть будущее, гораздо важнее - стать наставником и консультантом для учащихся в процессе их индивидуального образования и обучения. Учитель посредством своей работы призван помогать учащимся раскрыть и реализовывать заложенный в них потенциал.

Согласно Национальной стратегии, одной из приоритетных функций образования должно стать стимулирование самообразования и постоянной жажды знаний. Самообразование, т.е. самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой, но школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы. Новые технические и информационные возможности могут и должны широко использоваться для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека, в частности, развитостью логического мышления, языковой и компьютерной грамотностью и т.д.

В прошлом году на базе инновационного центра «Сколково» начал свою работу образовательный комплекс для детей, включающий в себя ясли, детский сад, начальную и среднюю школу. Уникальность школы Сколкова заключается, прежде всего, в использовании учащимися научных и образовательных ресурсов университета и культурного центра города Сколково и создании, таким образом, индивидуальных траекторий образования и обучения. Курикулум, применяемый в школе Иннограда, направлен на формирование «метапредметных компетенций», важнейшей из которых, по словам Е. Булин-Соколовой, руководителя управления Фонда «Сколково» по созданию образовательного комплекса для детей, является умение самостоятельно учиться [4].

Сотрудничество школы с университетом и культурным центром Сколково позволяет успешно сочетать формальное, неформальное и информальное образование и в полной мере реализовать междисциплинарный метод обучения, описанный в Европейской и Национальной стратегиях ОУР.

В регионах России создается сеть так называемых инновационных «сколковских» школ, для которых конкурсанты писали свои целевые концепции. В ряде регионов и городов России уже запланировано строительство новых современных школ, либо реконструкция и реорганизация существующих образовательных учреждений.

Основная задача создаваемой сети «сколковских» школ состоит в реализации идей, содержащихся в концепциях-лауреатах конкурса. Совокупность этих идей может позволить создать несколько моделей инновационных школ, которые в будущем могут быть реализованы в различных регионах страны. Сеть инновационных «сколковских» школ открыта, в неё могут войти все желающие школы, безусловно, при условии разработки программы развития, которая будет отвечать принципам деятельности: широкая инклюзия, индивидуализация образовательного процесса, «школа ступеней», школа самооценки, школа технологической грамотности, школа непрерывного развития, интеграция с городской средой и местным сообществом [4].

Интеграция с городской средой и местным сообществом особенно важна, поскольку содействует обмену информации о передовой практике и опыте, проведению совместных исследований по вопросам устойчивого развития, поощрению проектов, инициированных учащимися и эффективному использованию их потенциала для решения местных и региональных проблем, возникающих на пути к достижению устойчивости. Налаживание сотрудничества призвано сформировать инфраструктуру для становления ОУР в конкретном регионе, а потому должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений инвестиций в устойчивое развитие страны и получить всякого рода поддержку, включая финансовую поддержку со стороны государства.

Международное сотрудничество не только содействует развитию дружественных отношений между странами и народами и укреплению мира, но, прежде всего, создает безграничные возможности для организации и проведения совместной (проектной) работы по решению первоочередных проблем конкретного региона мира. Согласно Национальной стратегии «особого внимания заслуживает развитие международногосотрудничества по вопросам ОУР в сфере дошкольного и школьного образования» [3].

В рамках проекта «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» в России работают свыше 200 ассоциированных школ в разных регионах страны. Стратегия ассоциированных школ акцентирует внимание на четырёх главных аспектах процесса обучения в 21 веке:

(1) учиться, чтобы знать;

(2) учиться, чтобы уметь;

(3) учиться жить вместе;

(4) учиться сотрудничать.

Оперируя понятиями «устойчивое развитие», «гендерное равенство», «образование для всех», «всемирное наследие» и др., примеряя категориальный аппарат международной организации ЮНЕСКО, дети формируют глобальный образ мышления, расширяют кругозор и сферу своих будущих профессиональных и личных интересов.

По условия проекта ассоциированные школы активно сотрудничают друг с другом и другими организациями с целью разработки инновационных образовательных методик и материалов, начиная с местного и заканчивая глобальным уровнем. Ежегодно проводится Национальный Совет проекта, в рамках которого обсуждаются наиболее успешные практики и инициативы, а также механизмы сотрудничества с кафедрами ЮНЕСКО России, презентуются годовые отчеты о деятельности школ регионов и составляется план работы на предстоящий период.

Сейчас одной из приоритетной функций ассоциированных школ является адаптация школ к нуждам глобального информационного общества, привнося инновационную культуру и лучшие практики применения ИКТ в учебный процесс. На прошедшей в апреле 2011 г. в г. Казань международной конференции «ИКТ и качество образования: ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего» было принято решение о разработке и реализации пилотного проекта «Умная школа будущего», который позволит сформировать единое информационно-образовательное и культурное пространство в ассоциированных школах в России [1].

Участие в подобного рода мероприятиях вводит учащихся и учителей школ в сферу мировых интересов в области культуры, образования и науки, приобщает к глобальным проблемам экологии, социально-экономического развития, сохранения всемирного наследия и другим актуальным вопросам современного общества.

Налаживание сотрудничества с местными, региональными и зарубежными организациями является серьезной задачей для большинства российских школ. К сожалению, примеров подобной практики в нашей стране очень незначительное количество, а то, что уже существует, не получает должного распространения в масштабах страны. Хотя преимущества сотрудничества очевидны:

во-первых, обмен опытом и идеями в контексте устойчивого развития;

во-вторых, разработка проектов и проведение совместных мероприятий, направленных на решение задач устойчивого развития конкретной местности или региона;

в-третьих, оказание необходимой помощи и поддержки, включая информационную поддержку, образовательным учреждениям, прежде всего, школам по вопросам усойчивого развития.

ОУР в нашей стране, как и во многих других странах мира, могло бы развиваться на базе уже существующего экологического образования, постепенно включая экономическую и социальную компоненту. Достижения экологического образования и экологизация образования в целом представляют собой стартовую площадку для продвижения идей устойчивости не только в нашей стране, но и во всем мире. Однако, будучи движущей силой, экологическое образование часто подменяет собой ОУР, а этого недостаточно для достижения поставленных целей. Развитие экологического образования и экологизация существующего образования - это лишь одно из направлений концепции. Образование должно не только экологизироваться, но и все больше акцентировать внимание на будущем.

Задача всех образовательных учреждений нашей страны заключается сейчас в том, чтобы наполнить новым содержанием существующие образовательные программы и разработать элективы для включения учащихся в процесс постоянного поиска устойчивых решений для глобальных проблем развития человечества. Все образовательные учреждения, прежде всего школы, должны стать инновационным центром устойчивого развития в конкретном регионе, благополучие которого будет напрямую зависить от способности будущих поколений обеспечить гармоничное взаимодействие человека, природы и экономики.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что сложность реализации концепции не только в нашей стране, но и во всем мире заключается в недостаточной проработанности организационных основ, а отсюда - необходимость ее дальнейщей разработки с учетом национальных традиций и опыта стран. Российская Национальная стратегия - это важный документ в области образования, призывающий к совершенстованию существующего образования, которое должно соответствовать реалиям быстро меняющегося мира.

Согласимся с высказыванием Черкашина А.А. о том, что состояние ОУР в России на сегодняшний день «не отвечает интересам населения и не соответствует мировым тенденциям в данной области» [6]. ОУР осуществляется в основном на энтузиазме отдельных школ, ВУЗов и преподавателей с незначительной поддержкой со стороны федеральных, региональных и местных органов власти.

Нет ничего в современном обществе более надежного для преодоления кризисов и обеспечения устойчивости, чем распространение знаний. И это справедливо не только по отношению к экономическим кризисам, но и более проблемным для человечества - экологическим и социальным.

Рецензенты:

Волкова И.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры здоровье-формирующих технологий, ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Повшедная Ф.В., д.п.н. профессор кафедры общей и социальной педагогики, ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Мюлдер Е.В. К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10955 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674