Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНКРЕТНОЙ ПРИКЛАДНОЙ ОБЛАСТИ

Прозорова Г.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Тюменский государственный нефтегазовый университет Минобрнауки России
Углубление информатизационных процессов обуславливает высокую востребованность производства в специалистах в области информационных технологий, компетентных в конкретных областях их приме-нения. Важным компонентом этой компетентности является мотивационная направленность на дея-тельность в прикладной области. В статье представлен аппарат измерения ее сформированности у сту-дентов вуза и результаты измерений направленности на деятельность в геологии и нефтегазовой отрасли у студентов направления «Информационные системы и технологии». Выделены факторы, целенаправ-ленное формирование которых оказывает положительное влияние на уровень узкопрофессиональной мотивации будущих ИТ-специалистов: знания основных задач и перспектив информатизации производ-ственных процессов в прикладной области, конкретные планы профессиональной деятельности в про-фильной области, интерес к изучению профильных дисциплин.
геология и нефтегазовая отрасль
профессиональная направленность
профессиональная мотивация
профиль
подготовка ИТ-специалистов
1. Бондарева Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специали-стов прикладной информатики в экономике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ Бондарева Елена Владимировна. – Волгоград, 2005. – 208 с.
2. Воронкова Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки: дис. …канд. психол. наук: 19.00.07/ Во-ронкова Надежда Юрьевна. – Нижний Новгород, 2008. – 219 c.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. [52,с. 497-499]).
4. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося / Т.Д. Дубовицкая // Вестн. Оренбургского ун-та. – 2004. – № 2. – С. 75-79.
5. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Во-просы психологии. – 2005. – № 1. – С. 73-78.
6. ИТ-кадры 2010: Численность занятых в российской экономике 2009 г. и прогноз по-требностей 2010–2015 гг. / REAL-IT по заказу Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий АП КИТ: аналит. исслед. – 2010. – 24 с.
7. Кунц Л.И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа буду-щей профессиональной деятельности личности (На материале студентов-психологов): дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Кунц, Любовь Ивановна. – Новосибирск, 2005. – 216 с.
8. Куприянов Е.А. Взаимозависимость личностных конструктов и профессиональной мо-тивации у специалистов в области информационных технологий : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Куприянов Евгений Андреевич. – М., 2007. – 196 с.
9. Курбатская Т.Б. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе оптации и профессиональной подготовки в вузе: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / Кур-батская Татьяна Борисовна. – Казань, 1997. – 175 с.
10. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
11. Федулова М. А. Формирование специальной компетенции будущих педагогов про-фессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02; 13.00.08 / Федулова Марина Александровна. – Екатеринбург, 2008. – 201 с.
12. Шлома С. Д. Формирование интереса к профессии у студентов колледжа при изучении специальных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Шлома Светлана Дмитриевна. – М., 2006. – 196 с.

Интенсивное развитие информационных технологий (ИТ), опережающее развитие других сфер экономики, обусловило высокий спрос на специалистов, способных адаптировать и применять достижения информационной индустрии в конкретных производственных условиях. На рынке труда востребованы инженеры, одновременно профессионально компетентные в ИТ-технологиях и в прикладных областях их применения [6]. Такие специалисты должны быть готовы самостоятельно выявлять нерешенные задачи информатизации, проявлять инициативу и доказывать необходимость их решения руководителям предприятий, разрабатывать и реализовывать проекты по эффективному созданию и использованию информационных ресурсов, взаимодействовать со специалистами прикладной области и обучать их использованию информационных продуктов.

Ключевым качеством личности специалиста, определяющим его готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, является профессиональная мотивация (А.К. Маркова) [10, с.52]. Феномен профессиональной мотивации у специалистов в области информационных технологий исследован Е.А. Куприяновым. Установлено, что для ИТ-специалистов характерна большая выраженность внутренней мотивации (факторами которой служат интерес к профессии, к самореализации, к независимости) по сравнению с внешней (материальное благосостояние, карьера, власть). ИТ-специалисты с высоким уровнем внутренней мотивации более способны к выполнению работы высокой когнитивной сложности [8].

Е.В. Бондаревой, исследовавшей формирование профессиональной компетентности студентов специальности «Прикладная информатика (в экономике)», замечено, что высокий уровень направленности на ИТ-профессию зачастую расходится с уровнем направленности на деятельность в конкретной прикладной отрасли [1]. Различие проявляется в более низком интересе к изучению дисциплин, относящихся к прикладной области, по сравнению с дисциплинами направления подготовки. Нами аналогичный вывод сделан в результате анкетирования студентов направления «Информационные системы и технологии» со специализацией (профилем) подготовки «в геологии и нефтегазовой отрасли». Абсолютное большинство (75-90 %) студентов разных курсов хотели бы работать по выбранной ИТ-профессии, из них 10-18 % - в соответствии с изучаемой специализацией (профилем), 60-75 % - в любой отрасли экономики. Преподаватели отмечают у студентов высокий уровень интереса к изучению профессиональных дисциплин одновременно с низким интересом к дисциплинам, не относящимся к области информационных технологий, в том числе к дисциплинам специализации (профиля). Низкий уровень мотивации к изучению прикладной области обуславливает снижение результатов обучения и приводит к недостаточной подготовленности выпускников к профессиональной деятельности по профилю. Последнее означает снижение их трудоустраиваемости и конкурентоспособности, поскольку профиль подготовки к деятельности в прикладной области определяется вузами в соответствии с потребностями региональных рынков труда.

Для целенаправленного формирования направленности будущих ИТ-специалистов на деятельность в прикладной области необходимо выявить влияющие на него факторы. С этой целью нами выполнен анализ научно-педагогических исследований, разработан критериально-диагностический аппарат измерения и проведена количественная оценка уровня направленности на деятельность в прикладной области студентов одного из информационных направлений подготовки.

В исследованиях профессиональной мотивации студентов неоднозначны определения исследуемых характеристик, понимание их взаимозависимости, критерии оценки и методы исследования. А.Ф. Федуловой [11], Е.А. Бондаревой [1], изучавшими узкопрофессиональную подготовку студентов, показано, что направленность на деятельность по профессии является необходимым, но недостаточным условием направленности на деятельность по профилю (специализации). Это согласуется с нашими наблюдениями учебного процесса в вузе. Возможны три варианта соотношения двух компонентов профессиональной направленности студентов: 1) высокие уровни общепрофессиональной и профильной; 2) высокий уровень общепрофессиональной и низкий уровень профильной; 3) низкие уровни профессиональной и профильной. Направленность на деятельность по профессии (направлению подготовки) принята нами как первый показатель направленности на деятельность в профильной области.

Н.Ю. Воронковой [2], Л.И. Кунц [7] показано, что важной составляющей профессиональной мотивации студентов служит степень информированности о будущей профессиональной деятельности, обуславливающая осознанность выбора профессии. Эту характеристику мы принимаем в качестве второго показателя профессиональной направленности, включающую в себя знания основных задач и перспектив информатизации производственных процессов в прикладной области.

Т.Б. Курбатская [9], Н.Ю. Воронкова [2], Л.И. Кунц [7], Л.Д. Шлома [12] отмечают, что показателем профессиональной направленности служит профессиональное целеполагание в виде конкретных планов профессиональной деятельности. В нашем исследовании он означает планы профессиональной деятельности в профильной области. В качестве четвертого показателя нами, вслед за М.А.Федуловой и Н.Ю. Воронковой, принят интерес к изучению профильных дисциплин.

Таким образом, для оценки уровня направленности будущих ИТ-специалистов на профессиональную деятельность в прикладной области определены четыре показателя. Один из них относится к направленности на деятельность по профессии и три - к направленности на деятельность по профилю.

Первый этап исследования выполнен в 2007 г. в группах студентов направления «Информационные системы и технологии», специализации «в геологии и нефтегазовой отрасли». Для оценки показателей были подобраны методы измерения, разработаны уровни сформированности и математический аппарат обработки данных.

Для измерения показателя «знания основных задач и перспектив информатизации производственных процессов в геологии и нефтегазовой отрасли» разработан опросник (таблица 1). Он содержит перечень выделенных экспертами видов деятельности инженера направления «Информационные системы и технологии» в геологии и нефтегазовой отрасли. Студентам предлагается конкретизировать содержание каждого вида деятельности либо ответить «не знаю». Составленное студентами описание профильных видов деятельности сравнивалось с эталонным, разработанным экспертами. При совпадении 60-100 % (более 8 ответов) ответов уровень знаний оценивался как высокий (2 балла), 20-60 % - средний (3-7 ответов, 1 балл), менее 20 % (менее 2 совпадающих ответов) - низкий (0 баллов).

Таблица 1

Виды профессиональной деятельности, имеющие специфику геологии и нефтегазовой отрасли

Задачи профессиональной деятельности каждого вида (эталон ответов)

Информатизация сбора, анализа, хранения геологических данных

1. Выполнять сбор и анализ геологической, геологоразведочной и геолого-промысловой информации.

2. Оценивать качество геологических, геологоразведочных и геолого-промысловых и т.д. данных и погрешности методов их получения.

3. Преобразование и хранение в базах геологических данных, используя базовые и специальные информационные технологии.

4. Автоматизировать сбор, преобразование, оценку качества геологических, геологоразведочных и геолого-промысловых и т.д. данных.

Обработка геолого-геофизических данных

 

5. Выбирать модель и методы обработки геолого-геофизических данных.

6. Ставить формализованную задачу и определять критерии для интерпретации геолого-геофизических данных.

7. Выбирает методы решения задач комплексной интерпретации геолого-геофизических данных.

Построение цифровых моделей нефтяных и нефтегазовых месторождений

 

8. Проводить анализ исходных данных для построения цифровой геологической и постоянно-действующей моделей.

9. Выполнять обоснованный выбор параметров цифровой геологической и постоянно-действующей моделей.

10. Выполнять построение цифровой геологической и постоянно-действующей моделей.

Решение прикладных задач различной тематики, используя технологию геоинформационных систем

11. Создавать базы пространственных данных.

12. Создавать тематические цифровые карты.

13. Проектировать и разрабатывать геоинформационные системы.

Уровень показателя «планы профессиональной деятельности в геологии и нефтегазовой отрасли» оценивался по наличию планов, связанных с конкретными видами предприятий в отрасли или с видами профильной деятельности (таблицы 2,3). К низкому уровню этого показателя относились ответы 5,6 и 7 в обеих таблицах (0 баллов), среднему - ответы 1-4 хоты бы в одной из таблиц (1 балл), высокому - ответы 1-4 в обеих таблицах (2 балла).

Таблица 2. Результаты исследования планов профессиональной деятельности студентов, связанных с предприятиями разной специализации

Специализация предприятий

Процент студентов, выбравших данную позицию

  1. Нефтегазодобывающие

19

  1. Геологоразведочные

18

  1. Проектные

18

  1. Научно-исследовательские институты

14

  1. Любой специализации в геологии и нефтегазовой отрасли

10

  1. Не планирую профессиональную деятельность в этих отраслях

17

  1. Не планирую профессиональную деятельность по получаемой специальности

4

Таблица 3. Результаты исследования планов профессиональной деятельности студентов, связанных с разными видами профильной деятельности

Виды профессиональной деятельности, имеющие специфику геологии и нефтегазовой отрасли

Процент студентов, выбравших данную позицию

  1. Информатизация сбора, анализа, хранения геологических данных

13

  1. Обработка геолого-геофизических данных

28

  1. Построение цифровых моделей нефтяных и нефтегазовых месторождений

14

  1. Решение прикладных задач различной тематики, используя технологию геоинформационных систем

14

  1. Любой из перечисленных

10

  1. Не планирую профессиональную деятельность в этих отраслях

17

  1. Не планирую профессиональную деятельность по получаемой специальности

4

Результаты исследования всех показателей направленности на профильную профессиональную деятельность приведены в таблице 4. Выполнено попарное исследование корреляционной зависимости первых трех показателей. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена r* для всех пар принимает значения 0,75-0,92. Согласно шкале Чеддока, значения коэффициента корреляции в диапазоне 0,1-0,3 характеризуют связь как слабую, 0,2-0,5 - как умеренную, 0,5-0,7 - как заметную, 0,7-0,9 - как высокую, 0,9-0,99 - как очень высокую [3]. Таким образом, первые три показателя характеризуются высокой взаимосвязью. Возможно их комплексирование как сумму в одних показателях направленности на профильную деятельность Н(пл). Н(пл)=0÷6.

Таблица 4. Результаты измерений показателей направленности на деятельность в прикладной области на начальном этапе эксперимента (2007 г.)

Показатель

Процент студентов

Уровни сформированности показателя

Низкий

Средний

Высокий

  1. Знания основных задач и перспектив информатизации производственных процессов в геологии и нефтегазовой отрасли

48

42

10

  1. Планы профессиональной деятельности в геологии и нефтегазовой отрасли

31

55

14

3. Интерес к изучению профильных дисциплин

41

43

16

Коэффициент направленности на профильную деятельность Н(пл)

37

50

13

Коэффициент направленности на деятельность по профессии Н(пс)

4

43

53

Результаты измерения коэффициента направленности на деятельность по профессии Н(пс) были представлены в семиуровневой шкале, соответствующей шкале значений Н(пл). Рассчитан коэффициент корреляции Спирмена r* для показателей направленности на профессиональную деятельность Н(пс) и направленности на деятельность по профилю Н(пл). Полученное значение r*=0,45 свидетельствует об умеренной взаимосвязи, недостаточной для определения значения одной из рассматриваемых величин по значению другой. Это количественно подтверждает обоснованность рассмотрения направленности на профессиональную деятельность как самостоятельного показателя.

В 2007-2012 гг. выполнен педагогический эксперимент с целью выяснения значимости выделенных факторов для повышения уровня мотивационной направленности студентов специальности ««Информационные системы и технологии» на деятельность в геологии и нефтегазовой отрасли. Эксперимент проводился на кафедре геоинформатики Института геологии и геоинформатики Тюменского государственного нефтегазового университета в процессе обучения профильным дисциплинам вариативной части учебного плана. В содержание дисциплин включена информация о происходящих и перспективных процессах информатизации и о видах деятельности инженеров информационных направлений в отрасли, о трудоустройстве выпускников, о требованиях и ожиданиях работодателей отрасли к выпускникам информационного направления. Разработаны и внедрены в учебный процесс профессионально-ориентированные задачи и ситуации, моделирующие профессиональный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности в отрасли.

В экспериментальное обучение в 2007 г. были включены 8 групп студентов 1-4 курсов обучения общей численностью 205 человек, по две группы на каждом курсе, из которых 1 являлась контрольной и 1 экспериментальной. Была выполнена попарная проверка однородности групп на основе проведения входного измерения показателей профессиональной направленности на деятельность в прикладной области с использованием t-критерия Стьюдента. Группы однородны для уровня достоверности 0,05 (вероятность 5%). Изменения в учебном процессе начаты в 2007 г. одновременно в группах всех курсов обучения, поэтому длительность их участия в эксперименте была различной. Измерение сравниваемых показателей выполнялось в группах студентов 4 курса в конце 7 семестра, завершающего теоретическую часть обучения. Измерение итоговых значений показателей выполнялось в 2012 г. в группах студентов, участвовавших в эксперименте с 2007 г., т.е. в течение всех лет обучения. Измерение промежуточных значений показателей было проведено в группах, участвовавших в эксперименте от 1 до 3 лет, также в конце 7 семестра. На основе их результатов выполнялась доработка и корректировка содержания и методик обучения профильным дисциплинам.

В процессе эксперимента наблюдалась положительная динамика показателей направленности на деятельность в прикладной области в экспериментальных группах (табл. 5). В контрольных группах существенных изменений показателей не отмечено. Показатель направленности на деятельность по профессии Н (пс) изменяется несущественно во всех группах. Стабильно высокие значения данного показателя объясняются значительным интересом у студентов к получению профессии в области информационных технологий и постоянным высоким конкурсом при поступлении на информационные специальности любого профиля, обеспечивающим отбор мотивированных абитуриентов.

Таблица 5. Результаты измерений показателей направленности на деятельность в прикладной области на завершающем этапе эксперимента (2012 г.)

Показатель

 

 

Процент студентов (в%)

Контрольная группа (22 чел.)

Экспериментальная группа(23 чел.)

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1. Знания основных задач и перспектив информатизации производственных процессов в геологии и нефтегазовой отрасли

47

42

10

18

62

20

2. Планы профессиональной деятельности в геологии и нефтегазовой отрасли

31

55

14

17

56

27

3. Интерес к изучению профильных дисциплин

41

43

16

10

54

36

Коэффициент направленности на деятельность по профилю Н(пл)

63

29

8

15

60

25

Коэффициент направленности на деятельность по профессии Н(пс)

6

39

55

4

41

55

В результате проведенных исследований сделаны следующие выводы:

  • направленность будущих ИТ-специалистов на деятельность по ИТ-профессии является необходимой, но недостаточной составляющей мотивационной направленности на профессиональную деятельность в прикладной области; последняя должна рассматриваться и формироваться как самостоятельный результат обучения;
  • знания задач и перспектив информатизации производственных процессов в прикладной области, наличие конкретных планов профессиональной деятельности в профильной области, интерес к изучению профильных дисциплин могут использоваться в качестве взаимосвязанных показателей уровня сформированности мотивационной направленности на профессиональную деятельность в прикладной области;
  • повышению уровня сформированности у будущих ИТ-специалистов мотивационной направленности на профессиональную деятельность в прикладной области способствуют включение в содержание профильных дисциплин информации о происходящих и перспективных процессах информатизации и о видах деятельности инженеров информационных направлений в отрасли, о трудоустройстве выпускников, о требованиях и ожиданиях работодателей и внедрение в учебный процесс профессионально-ориентированных задач и ситуаций, моделирующих профессиональный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности в отрасли;
  • изменения в содержании и методике обучения дисциплинам, относящимся к прикладной области, оказывают незначительное влияние на уровень направленности будущих ИТ-специалистов на профессию в области информационных технологий.

Разработанная методика позволяет решать практические задачи оценки сформированности направленности на профессиональную деятельность в узкой области у студентов различных направлений подготовки. Анализ такой оценки может служить основой для изменений в учебном процессе, имеющих целью повышение ориентации студентов на рынке труда и адаптированности к его требованиям, формирование способности к профессиональной самоорганизации и реализации.

Рецензенты:

Игнатова В.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры моделирования физических процессов и систем Тюменского государственного университета, г. Тюмень.

Моложавенко В.Л., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Прозорова Г.В. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНКРЕТНОЙ ПРИКЛАДНОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11103 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674