Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ ВОЙНЫ В ТРУДАХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Дранишникова С.В.
В статье рассмотрены аспекты эволюции взглядов общественной мысли на социальную роль войны, отраженные в трудах русских философов XIX – начала XX вв.: Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др.

С развитием общества меняются и взгляды людей. На каждом этапе развития общества происходит некоторое переосмысление прежде важных ценностей, мнений и убеждений. В этой связи можно говорить и об изменениях во взглядах мыслителей на проблему войны, о различие в характеристике роли войны в истории человечества на разных этапах общественного развития.

Так в трудах русских мыслителей XIX - начала XX веков можно проследить эволюцию взглядов на социальную роль войны. Рассматривая основные работы русских философов, посвящённые проблемам войны, можно выделить как общее, так и особенное. Размышление мыслителей периода XIX- начала XX веков о проблемах войны являются схожими в таких вопросах, как о послевоенных разрушениях и бедствиях, а также рассмотрение роли и особой миссии России.

Общим во всех работах русских философов является то что, никто из них не отрицает таких страшных последствий войны, как гибель людей, многочисленные материальные разрушения.

Н.А.Бердяев в своей работе «Мысли о природе войны» отмечал, что за войной следует «...внешний факт насилия и внешний факт убийства..., грубое физическое насилие и разрушение» [1,с.290]. Мыслитель рассматривает войну как внутреннюю болезнь «...зло войны есть знак внутренней болезни человечества. Материальные насилия и ужасы войны лишь сыпь на теле человечества, от которой нельзя избавиться внешне и механически. Все мы виноваты в этой болезни человечества, которая высыпает войной» [2,с. 288]. В работе «Душа России» Н.А.Бердяев раскрывает связь мировой войны с вопросом о русском национальном самосознании. «В России уже давно нарождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда она будет призвана для великих откровений духа. Когда центр мировой духовной жизни будет в ней» [3, с.274].

Проблема о сущности войны рассматривается в работах русских религиозных философов и затрагивает проблему особой миссии России. Ф.М.Достоевский в работе «Признание славянофила» отмечал «...стремление к освобождению и объедению всех славян под верховным началом России - началом, которое может быть даже и не строго политическим. Не покорять, не приобретать, не расширять границы.... а освободить, восстановить угнетённых и забитых посредством войны» [4, с.19].

Особую духовную миссии России, накануне Первой мировой войны отмечал С.Н.Булгаков в работе «Русские думы»: «Родина грянет на бранный пир, венчанная высоким избранием. Как защитница правды и свободы. Она защищает Европу от Европы, в союзе с её народами она спасёт её новоевропейской и, и в частности, германской опасности, она подъемлет знамя свободы народов...» [5, с.312]. С.Н.Булгаков высоко отмечал роль русского воинства «Русское воинство на поле брани не только спасает родину от страшного врага, который всеми дарами взыскан от князя мира сего: и богатством, и умом, и знанием, и даже отвагой, но, вместе с тем, священной кровью своей оно духовно возрождает Россию, искупает наш грех маловерия. Поэтому их подвиг ратный есть и подвиг духовный» [5, с.315].

В своих взглядах на особую роль и место России в истории человечества указывал в своей работе «Меч и крест» В.Н.Эрн. «Для России меч -служение. А над мечом как святыня - крест. И сила сильна не силой правдой и только правдой. Русское воинство, светлое, бесстрашное. Есть прежде всего духовная сила...» [6, с.442].

Если говорить об эволюции взглядов общественной мысли на роль войны начиная с XIX - начала XX веков, то она проходит несколько условных этапов. С первым этапом связано творчество В.С.Соловьёва и Ф.М.Достоевского. Основное видение проблемы войны, данными мыслителями связано с осмыслением войны в её нравственном духовном значении.

Так война по мнению В.С.Соловьёва, является не столько социально-политическим явлением сколько феноменом духовно-культурной сферы жизни общества. Войны второй половины XIXвека мыслитель относит к столкновению именно культур - Запада и Востока. Одним из положительных моментов войны В.С.Соловьёв видит в том, что она создаёт условия «... для последующего сближения и взаимного проникновения между противниками» [7,с.35].

Ф.М.Достоевский в работе «Парадоксалист» устами одного из персонажей говорил о том, что цель войны не убийства, а жертвоприношение собственной жизнью во благо своего государства. Война по его мнению, благотворно влияет на развитие культуры: «обновляет, вызывает, крепит мысли и даёт толчок» [8,с.15]. Кроме того, война - «разбивает братолюбие и соединяет народы..., освежает людей, заставляя их взаимно уважать друг друга. Человеколюбие всего более развивается лишь на поле битвы.» [8,с.15].

В более поздних работах этих авторов можно проследить то, как вопрос о войне всё более тесно начинает пересекаться с вопросом об особой миссии Российского государства, которая по их мнению, состояла в освобождении славянских народов. В работе «Признания славянофила» Ф.М.Достоевский неоднократно подчёркивал, что «Россия во глава объединённых славян, скажет всем человечеству ещё неслыханное миром слово... во благо и во истину уже в соединении всего человечества» [9,с.19].

Мнение Ф.М.Достоевского о роли России в войнах конца XIX века перекликается с точкой зрения с.В.Соловьёва. В своих работах «Смысл войны», «Под пальмами», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», мыслитель указывал на то, что христианские народы более нравственны по отношению к народам Азии, а потому война, которая может вспыхнуть между этими сторонами, будет являться для стран Азии войной, «не имеющей не оправдания войны, ни условной победы» [10, с.57].

Со вступлением Российского государства в новый век, начинают меняться и взгляды на вопрос войны. На это во многом повлияла международная обстановка. В последнее десятилетие XIXвека Россия вела всё более активную политику на Дальнем Востоке, что противоречило интересам Японии, и, в конечном счёте, закончилось войной между двумя государствами. Но наиболее значимо повлияло на общественную мысль начала XX века, назревавшая в этот период Первая мировая война, в которой Германия становилась всё более опасным противником России.

С началом войны активизируется деятельность Московского религиозного общества, члены которого начинают горячо обсуждать социальную роль войны. Начинается новый этап в развитии общественной мысли на вопрос войны. Наиболее известные представители данного общества, В.Ф.Эрн, С.Л.Франк, Е.Н.Трубецкой, Н.А.Бердяев переходят к пониманию сущности войны, благодаря войне, Россия сможет наконец-то сыграть решающую роль в истории человечества.

Е.Н.Трубецкой в работе «Мировая задача России» прослеживал и давал краткое объяснение причин повлекших за собой череду войн XIX века. Автор полагал, что все войны, которые велись Россией в этот период, были справедливыми и велись исключительно ради освобождения славянских народностей: «Войны велись ради освобождения из- под турецкого ига наших единоплеменников и единоверцев, ради разрешения славянского вопроса» [11,с.389]. Задача России считает философ, возвышенная нравственная - задача разрешения христианского национального вопроса. И предстоящую мировую войну мыслитель называл продолжением этой великой миссии. Кроме того победа, на его взгляд, будет гарантом целостности и единства самого Российского государства. Интересна его мысль о том, что с окончанием данной войны с Германией, мир не будет концом милитаризма: «Было бы ошибочно думать, что поражение Германии будет тем самым концом милитаризма. Ведь это поражение, как бы оно тяжко ни было, не заставит разоружить Японию, Китай. Америку и Англию. Россия и впредь будет окружена опасностями, не исключая даже возможности войны на два фронта - на Дальнем Востоке и на Западе» [11,с.393].

В работе «О поисках смысла войны» С.Л.Франк выражал своё понимание смысла предстоящей мировой войны. По его убеждению «...эта война необходимое, страшно важное и бесспорное по своей правомерности дело. Эта война сразу и с непоколебимой достоверностью была воспринята самой стихией национальной души, как необходимое нормальное, страшно важное и бесспорное по своей правомерности дело» [12,с.403]. Философ уверен в том, что вступление в войну России является делом за правду и бороться страна будет не против «национального духа противника, а против злого духа, овладевшего национальным сознанием Германии» [12,с.411].

Весьма интересны взгляды С.Л.Франка на вопрос об участии России в Мировой войне и её миссии. Философ является сторонником такой точки зрения, которая утверждает, что Россия, приняв участие в данной войне, будет вершительницей судеб всего человечества и от «её мудрости, от её вдохновения и решимости будет зависеть вся дальнейшая история мира» [12,с.405].

«Россия станет окончательно Европой, и именно тогда она будет духовно самобытной и духовно независимой. Культура перестанет быть столь исключительно европейской и станет мировой, универсальной. И Россия, занимающая место посредника между Востоком и Западом, являющаяся Востоком и Западом, призвана сыграть великую роль в приведении человечества к единству. Мировая война подводит к проблеме русского мессианизма» - утверждал Н.А.Бердяев в статье «Душа России» [13,с.271]. Россия пишет мыслитель, исторически является посредником между Западом и Востоком, а начавшаяся война в 1914 году, призвана объединить эти две культуры посредством военного вмешательства России. Россия выйдет в мировую жизнь определяющей силой. Западная Европа и западная культура станет для России имманентной; Россия станет окончательно Европой, и именно тогда она будет духовно самобытной и духовно независимой. Мировая война, в кровавый круговорот которой вовлечены уже все части света и все расы, должна в кровавых муках родить твердое сознание всечеловеческого единства» [13,с.271].

С развитием марксистских идей в России, начинается совершенно новый этап в понимании сущности и социальной роли войны. На первый план выдвигается не духовно-нравственный аспект войны, а политический. Виднейший представитель марксистской философии В.И.Ленин видел главное предназначение войны в том, что она может стать толчком к революции внутри государств. Война по учению В.И.Ленина выступает средством революционной борьбы: «...революционной борьбы пролетариев всех стран против буржуазии все стран. Всякая война нераздельно связана с тем политическим строем, из которого она вытекает. Ту самую политику, которая известная держава, известный класс внутри этой державы вёл в течение долгого времени перед войной, неизбежно и неминуемо этот самый класс продолжает во время войны, переменив только форму действия» [14,с.79].

Таким образом, взгляды русских мыслителей XIX - начала XX веков прошли несколько этапов, от Ф.М.Достоевского и В.С.Соловьёва для которых характерно осмысление роли войны со славянофильских позиций, отмечая в первую очередь положительный нравственный момент, а все войны в которых участвует Россия являются справедливыми. Этой же точки зрения придерживался и представитель философско-религиозного направления Е.Н.Трубецкой.

С вступлением России в Первую мировую войну, происходит некоторое переосмысление взглядов общественной мысли социальной роли войны. Миссия России в данной войне видится мыслителям начала XX века в том, что Россия должна в войне сказать «решающее слово», определить дальнейшее развитие человечества. Новое осмысление войны можно встретить в марксистско-ленинской философии, где война рассматривается с позиции уже политики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бердяев Н.А. Мысли о природе войны /Русские философы о войне.- М.;2005.-С.290.

2. Бердяев Н.А. Мысли о природе войны /Русские философы о войне.- М.;2005.-С.288.

3. Бердяев Н.А. Душа России /Русские философы о войне.- М.;2005.-С.274.

4. Достоевский Ф.М.Признание славянофила /Русские философы о войне.- М.;2005.-С.19.

5. Булгаков С.Н.Русские души /Русские философы о войне.- М.;2005.- С.312.315.

6. Эрн В.М. Меч и крест. /Русские философы о войне.- М.;2005.-С.35,442.

7. Соловьёв В.С.три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории/ Соч. в 2-х тт. М.,1988. Т.2.-С.35.

8. Достоевский Ф.М. Парадоксалист /Русские философы о войне.- М.;2005.-С.19.

9. Достоевский Ф.М. Признание славянофила /Русские философы о войне.- М.;2005.-С.57.

10. Соловьёв В.С. три силы/ Соч. в 2-х тт. Т.1. М.:1989.- С.57.

11. Трубецкой Е.Н. Мировые задачи России /Русские философы о войне.- М.;2005.-С.389, 393.

12. Франк С.Л. О поисках смысла войны /Русские философы о войне.- М.;2005.-С.403,405.411.

13. Бердяев Н.А. Душа России /Русские философы о войне.- М.;2005.-С.271

14. Ленин В.И. О войне. Пол.собр.соч.Т.12.- С.79.


Библиографическая ссылка

Дранишникова С.В. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ ВОЙНЫ В ТРУДАХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1122 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674