Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И СПЛОЧЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Окулова М.В. 1
1 НТЦ «Технопрестиж»
Формирование и сплочение коллектива подростков осуществляется целенаправленно и последовательно, согласно задачам воспитания, стоящим перед классным руководителем и способствующим повышению эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности. Для решения поставленных задач использованы теоретические и методологические основные способы оценки эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности, определена совокупность учебно-воспитательных действий (информационно-аналитических, проблемно-постановочных и логических) в процессе разработки педагогических условий формирования сплоченного коллектива подростков, выявлены формы внеурочной деятельности, направленные на формирование сплоченного коллектива подростков, разработаны методологическая схема и способы оценки воспитательной и образовательной эффективности комплекса мероприятий. В работе сформулированы направления совершенствования методического аппарата объективной оценки эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности.
педагогические технологии
формирование и сплочение коллектива подростков
классный коллектив
внеурочная воспитательная деятельность
1. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-мето¬дических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной и др.; Сост. Л.И. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2002. – С. 55-67.
2. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии /Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. – М.: Институт психологии РАН, 2006.
3. Егорова С.В. Как определить уровень воспитанности (анкета) // Общероссийский проект Школа цифрового века 2012/2013. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/502826/ (дата обращения 12.11.2012 г.).
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – С. 18.
5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение. 1983. – С. 60-68.

Основой формирования личности и главной задачей педагогической общественности является нравственное воспитание молодёжи. Формирование личности - комплексный процесс, который осуществляется в условиях взаимопомощи и эффективного взаимодействия всех общественных институтов.

Использование теоретических и методологических основных способов оценки эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности позволяет сформулировать направления совершенствования методического аппарата объективной оценки эффективности такой работы. При этом особенно ценны практические исследования эффективности отдельных наиболее значимых элементов нового подхода к педагогическим условиям формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности. Особенный интерес представляют комбинированные педагогические технологии использования существующих средств и методов работы педагога с подростками при организации и проведении внеурочной деятельности, новые методы внеурочной деятельности, благодаря которым выявляются механизмы эффективной адаптации средств внеурочной деятельности к конкретной учебной группе.

В последние десятилетия исследования российских педагогов были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов; развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем; разработку педагогической деятельности коллектива [1, 5].

В условиях школы формирование и сплочение коллектива подростков следует осуществлять целенаправленно и последовательно, согласно задачам воспитания. Классному руководителю необходимо определить задачи повышения эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности:

  1. Показать современное состояние изученности и ведущие тренды в области исследования педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности в системе общего образования.
  2. Представить апробированную комплексную модель методов и средств для осуществления внеурочной деятельности с подростками, повышающую эффективность индивидуальной и совместной деятельности участников с целью формирования сплочённого коллектива.
  3. Продемонстрировать на примере проведённого эксперимента эффективность предлагаемой модели для решения воспитательно-образовательных задач, в результате комплексного восприятия урочной и внеурочной деятельности по формированию коллектива подростков в школе.
  4. Предложить педагогическому сообществу эффективный механизм оценки степени сплочённости коллектива подростков в результате совместной внеурочной деятельности.

Для решения задачи повышения эффективности педагогических условий формирования коллектива подростков средствами внеурочной деятельности предлагается интегрированный подход, состоящий из:

  • исследования мировоззренческих и исторически обусловленных оснований теории и практики образования;
  • рассмотрения теоретических и методологических основ известных способов оценки эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности;
  • формулирования направления совершенствования методического аппарата объективной оценки;
  • исследования эффективности отдельных наиболее значимых элементов подхода к педагогическим условиям формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности;
  • анализа совокупности приёмов традиционного педагогического подхода на современном этапе для выбора вариантов эффективного применения различных педагогических технологий при взаимодействии с подрастающим поколением, способствующих раскрытию творческих способностей и активизации внутреннего потенциала подростков в процессе внеурочной деятельности;
  • внесения корректировок в планы воспитательной работы для повышения эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков.

В основе исследований лежит задача оптимизации педагогического процесса в условиях быстроменяющегося общества с целью выявления способов повышения эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности.

При этом целесообразно осуществлять определенные варианты комплексирования педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков в части взаимодействия педагогического и классного коллективов посредствам:

  • организации и использования свободного времени школьников дома, в семье, по месту жительства, во внешкольных учреждениях;
  • обеспечения органического единства урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • оказания помощи общественным организациям и привлечение их к активному решению проблемы деятельности подростков во внеурочное время;
  • обеспечения общественно полезной направленности использования свободного времени;
  • обучения школьников основам научной организации разнообразной деятельности, приёмам распределения времени, осуществления самоконтроля;
  • реализации активного взаимодействия с внешкольными учреждениями, семьёй и общественностью;
  • применения методов педагогической мнемотехники к мероприятиям внеурочной деятельности.

Для этого рекомендуется использовать наиболее эффективные формы внеурочной деятельности, раскрывающие способности детей и их индивидуальность при формировании интереса к различным видам деятельности: словесно-логические (беседы на различные темы, дискуссии, собрания, конференции и т.д.), образно-художественные (концерт, праздник, спектакль и т.п.), трудовые (уборка в школе, работа на приусадебном участке, работа в школьном кооперативе и.д.), игровые (спортивные игры, соревнования конкурсы), психологические (лекции, консультации, беседы, психологические упражнения).

Внеурочную воспитательную деятельность с учениками целесообразно осуществлять разнообразными способами организации их деятельности в школе при педагогически целесообразном руководстве взрослых и выстраивать при соблюдении таких педагогических условий, как: предъявление педагогических требований; формирование общественного мнения; организация движения коллектива; создание традиций коллектива; организация самоуправления.

Если рассматривать классификацию воспитания средствами внеурочной деятельности по направленности, то её можно подразделить на следующие виды:

  • учебное воспитание;
  • культурно-эстетическое воспитание;
  • патриотическое воспитание;
  • спортивно-физическое воспитание;
  • трудовое воспитание.

Практическая реализация формирования и сплочения классного коллектива средствами внеурочной деятельности направлена на осуществление запланированной воспитательной работы в педагогическом процессе и должна учитывать следующие аспекты, основанные на особенностях подросткового возраста и индивидуальности детей: формирование нравственных чувств и позиции личности в коллективе; нравственную подготовку школьников к семейной жизни и полового воспитания; формирование познавательного интереса, совершенствование учебных и творческих навыков; психологические основы индивидуального подхода в воспитании подростков, формирование навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия. При этом предлагается использовать наиболее эффективные формы внеурочной деятельности, раскрывающие способности детей и их индивидуальность при формировании интереса к различным видам деятельности.

Оценку эффективности педагогических технологий, способствующих развитию индивидуальных особенностей подростков, следует проводить на каждом этапе формирования классного коллектива по специально разработанному и сформированному научно-методическому комплексу, включающему в себя методики оценки воспитательной и образовательной эффективности комплекса мероприятий с использованием организационного метода (сравнительный способ) и эмпирического метода (беседа, анкетирование, тестирование и т.д.) и педагогического анализа воспитательных мероприятий, выполненного путем учета результатов, полученных в форме наблюдения и анкетирования.

Диагностику мотивации учения рекомендуется проводить на основе сопоставления и анализа полученных результатов по трем типам методик: прямых, проективных, косвенных [2].

При проведении косвенных методик (наблюдение, беседа с учителем и родителями, кривая текущей успеваемости, анкета для родителей и т.д.) данные собираются косвенным путем, с помощью оценивания другими людьми отношения ученика к учению, тогда как при использовании проективных методик (рисуночная методика, цветовой тест отношений, составление расписания, методика «Неоконченные предложения») школьник сам выполняет экспериментальные задания. К прямым методикам диагностики относятся беседа-интервью, сочинение, лесенка уроков, лесенка побуждений.

Оценку уровня сформированности познавательной и учебной мотивации учащихся предлагается проводить с использованием таких методик, как интервью, лесенка уроков, сочинение.

В основе оценивания социального и духовного развития целесообразно использовать наблюдения, беседы, анкетирование, изучение личных дел учащихся, индивидуальных дневников. Педагогический анализ воспитательных мероприятий необходимо осуществлять путем учета полученных результатов, выполненных в форме наблюдения и анкетирования.

При оценке нравственного воспитания должны учитываться сведения о проявлении учениками убежденности, стойкости, целеустремленности, выражающие ее направленность и сущность. Неразрывно связанными с этими качествами личности являются прилежание и успешность, свидетельствующие о развитии природных способностей и нравственных качеств подростков. С точки зрения прилежания и успешности может быть оценена любая деятельность ребенка: учение, труд, общественная работа, общение, внеклассная деятельность, творчество, обязанности в семье.

Основные моральные требования к школьникам выражены в Уставе школы, Законах и Уставах общественных организаций. Классный руководитель и воспитатель на основании этих документов имеет набор требований, с которым предлагается сравнивать состояние нравственной воспитанности и основные личностные характеристики учащихся. Классный руководитель, обобщая всю информацию и анализируя несоответствия и противоречивости суждений, может оценить нравственное развитие школьника на данный момент. Это дает возможность создать динамичную картину нравственного развития учащихся. Развитие нравственных качеств и свойств детской личности оценивается как примерное, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное. Предлагается проводить оценку не только поступкам, в которых не всегда просматривается истинное отношение ребенка к жизни, а именно направленности, тенденции развития нравственности личности подростка, которые объективно отражаются и выражаются в поведении, во взаимоотношениях, суждениях и мнениях детей и взрослых друг о друге. Знание уровня прилежания и успеваемости помогает дать полную, целостную картину личности и способствует объективному ее пониманию.

Для оценки позиции личности в коллективе должны быть учтены сведения о выполнении общих дел, контактов в учебной работе и трудовой деятельности, проведении досуга, участии в органах самоуправления.

Коррекционную работу по оказанию помощи трудным детям в реализации их индивидуального потенциала рекомендуется проводить в форме уроков этики, нравственных бесед, индивидуальных консульта­ций. Эффективность запланированной коррекционной работы необходимо оценивать по отчетам родителей об изменениях в детско-родительских отношениях, имеющей субъективный характер, и по мнению классного руководителя и учителей-предметников.

Уровень воспитанности учащихся предлагается определять по методике, основанной на диагностических программах, которая включает уровень сформированности различных личностных качеств подростков; отношение к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе; оценку поведения и поступков учащихся [3].

Методику оценки распределения внимания между различными видами деятельности следует осуществлять по10-балльному оценочному континууму, состоящему из оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания учащихся[4].

Духовное развитие должно включать оценку степени усвоения учащимися духовных ценностей, развитие его интеллектуального, творческого и этического потенциалов. Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию предлагается оценивать по проявленным поступкам, отношениям к другим людям. Уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся и готовности родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе рекомендуется оценивать по следующим методам диагностики: диагностика межличностных отношений используется для исследования представлений подростка о себе и своем «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах; толерантное отношение друг к другу, милосердие, готовность прийти на помощь оценивается по методике диагностики уровня воспитанности школьника, которая включает оценки следующих показателей: поведение в семье, в классе; отношение в семье; отношения со сверстниками; поведение на улице и общественных местах; отношение к самому себе; диагностика эмоционального компонента нравственного развития используется для оценки развитости нравственно-духовного компонента, которая включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития.

Оценивая каждого учащегося по представленным методикам и обобщив полученные данные воедино, классный руководитель реально будет наблюдать динамику формирования и сплочения классного коллектива, что позволит ему анализировать эффективность воспитательных мероприятий. Важно, чтобы при организации всех мероприятий с использованием различных организационных форм каждое мероприятие решало бы максимум воспитательных задач. С этой целью преподавателю при проведении комплекса мероприятий по воспитательной работе целесообразно анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы в план работы, менять формы и методы работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, добиваясь максимально эффективных результатов в воспитательной деятельности.

Таким образом,

  1. Комплексный подход, включающий в себя формы и методы воспитательной и педагогической деятельности, должен состоять из системы внеурочных мероприятий, направленных на систематическую и научно-обоснованную воспитательную работу, и, в отличие от других подобных подходов, представляет собой эффективный механизм управления соответствующими педагогическими технологиями за счёт созданияпрограммы формирования и сплочения коллектива и механизма оценки эффективности воспитательной деятельности подростков.
  2. Научно-методический комплекс по оценке эффективности воспитательного процесса, должен включать в себя методики оценки воспитательной и образовательной эффективности мероприятий с использованием организационного метода (сравнительный способ), эмпирического метода (беседа, анкетирование, тестирование и т.д.) и педагогического анализа воспитательных мероприятий, выполненного путем учета результатов, полученных в форме наблюдения и анкетирования.

Для повышения эффективности индивидуальной и совместной деятельности учащихся с целью формирования сплочённого коллектива на основании полученных результатов рекомендуется проводить корректировку содержания внеурочных мероприятий в планах воспитательной работы по формированию и сплочению классного коллектива.

Рецензенты:

Васильева И.Ю., д.п.н., профессор, ведущий специалист ООО «Спецтехреал», г. Москва.

Ивкина З.А., д.и.н., профессор, эксперт ООО «Спецтехреал», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Окулова М.В. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И СПЛОЧЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11511 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674