Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Таптыгина Е.В. 1 Морозова Т.Д. 1 Максимова С.И. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Любой специалист с высшим медицинским образованием обязан в течение всей профессиональной деятельности постоянно повышать свою квалификацию, независимо от занимаемой должности и базовой специальности. В образовательную программу цикла профессиональной переподготовки «Организация здравоохранения и общественное здоровье» были внесены изменения: из 504 часов обучения на цикле – 144 ч (с 2013 уже 288 часов) предусмотрено в дистанционной форме. В статье подробно проанализирован опыт применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе Института последипломного образования в Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, а также изучены основные показатели деятельности управленцев-курсантов при прохождении модулей дистанционного обучения с банком тестовых заданий, а также проанализировано, насколько использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) позволяет повысить эффективность образовательного процесса на этапе дополнительного профессионального образования руководителей практического здравоохранения.
"Организация здравоохранения и общественное здоровье"
профессиональная переподготовка
последипломное образование
дистанционные образовательные технологии
1. Концепция создания системы дистанционного обучения кафедры семейной медицины московской медицинской академии им И.М. Сеченова / Денисов И.Н., Зекий О.Е., Житникова Л.М. // Врач и информационные технологии. – 2004. - № 3. – С.60–65.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М., 2002. – 520 с.
3. Опыт и проблемы последипломной подготовки специалистов здравоохранения / Под ред. О.Г. Хурцилава, А.П. Щербо // Материалы семинара ректоров образовательных учреждений высшего и доп. проф. мед. образования Росздрава. – СПб.: МАПО. – 2008. – 157 с.
4. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Чекнев Б.М. Высшая медицинская школа России и болонский процесс. – М., 2005. – 332 с.
5. Резниченко Н.С., Таптыгина Е.В., Морозова Т.Д. Сравнительный анализ качества дистанционного обучения студентов // Сибирское медицинское обозрение. – 2011. - № 4 (70). – С. 99–103.
6. Шевелев Н., Кузнецова Т. ДОТ как инструмент индивидуализации обучения // Высш. образование в России. – 2008. - №8. – С. 55–59.

Ежегодно в системе последипломного профессионального образования специалистов здравоохранения повышают свою квалификацию около 150000 врачей различных специальностей [2]. Профессиональная переподготовка (ПП) специалистов является одним из видов медицинского последипломного образования и в соответствии с установленными квалификационными требованиями к должностям в здравоохранении.

Сегодня квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения (приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009г. № 415н) определены виды знаний и необходимых умений в области экономики, права и менеджмента в здравоохранении для должностей руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций. С этой целью в 2009 году Институтом последипломного образования (ИПО) в Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (КрасГМУ) в рамках учебно-тематического плана сертификационного цикла ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» были внесены дополнения в части структуры обучения: из 504 часов обучения на цикле 144 ч (1 месяц) предусматривали обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Начиная с августа 2012 года определены порядок и сроки совершенствования профессиональных знаний по дополнительным профессиональным программам (приказ № 66 от 03.08.2012г.). Пунктом 4 приказа обозначена индивидуальная форма обучения как возможная среди прочих переподготовка.

В связи с этим в 2012 году в образовательную программу цикла профессиональной переподготовки «Организация здравоохранения и общественное здоровье» были внесены новые дополнения: в рамках 504 часов обучения на цикле – 288 часов предусмотрено в дистанционной форме.

Учебно-тематический план с использованием ДОТ предусматривает дидактические единицы по модулям дисциплин в количестве 8 кредитов, отвечающих за получение практических навыков руководителями медицинских организаций в построении экономических отношений и принятии управленческих решений в современных условиях модернизации здравоохранения.

Применение ДОТ предоставляет большие возможности для самостоятельной работы обучающихся, позволяет развивать контроль качества усвоения учебного материала через самостоятельно выполняемые задания по решению ситуационных задач практического здравоохранения и систему обязательного тестирования [4]. В связи с этим компьютеризация образовательного процесса и дистанционное обучение (ДО) становятся все более востребованными на этапе последипломного профессионального образования, поскольку позволяют проходить переподготовку, в том числе с частичным отрывом от работы. Результаты дистанционной части цикла ПП являются неотъемлемой составляющей допуска к итоговой аттестации.

Слушатели обучаются с использованием компьютерных технологий под руководством кураторов курса – опытных преподавателей кафедры управления вздравоохранении ИПО (каждый из 5 модулей курса курирует преподаватель – автор-разработчик). Организация обучения с применением ДОТ предусматривает:

- обеспечение каждого слушателя при его регистрации методическими рекомендациями для работы на сайте с учебно-методическим комплексом (УМК) для ДО в рамках цикла ПП;

- организация доступа (через индивидуальный логин и пароль) к электронным образовательным ресурсам.

Электронный образовательный ресурс содержит:

1) электронный УМК, включающий, помимо теоретического и методического материала, схему контроля по разделам курса, список дополнительной литературы, глоссарий, практические задания для самоконтроля;

2) специализированную обучающую среду, задающую стандартные для всех участников процесса условия обучения (тестовая система);

3) стандартные инфокоммуникационные технологии (e-mail, чат, форум).

Все организационные функции по работе на сайте ДО выполняют сотрудники факультета довузовского и непрерывного профессионального образования (ДиНПО), оказывая также консультативную помощь по работе с УМК на сайте дистанционного обучения КрасГМУ (cdo.krasgmu.ru).

Целью проведенного исследования было проанализировать образовательный процесс в рамках цикла ПП с применением ДОТ за период с 2009 по 2013 гг. для проведения дальнейшей коррекции образовательного процесса в части ДО и предотвращения проблем, связанных с использованием данной технологии.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) определить нормативно-правовое поле использования ДОТ на этапе дополнительного профессионального образования;

2) проанализировать активность слушателей на сайте ДО;

3) проанализировать результаты образовательной деятельности слушателей в период ДО в рамках цикла ПП «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;

4) установить взаимосвязь активности обучающихся на сайте ДО и результатов обучения по каждому из модулей;

5) обозначить основные проблемы использования данной технологии с позиции слушателей.

Объект исследования: слушатели цикла ПП «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Предмет исследования: объективная оценка и субъективное отношение слушателей цикла к внедрению ДОТ.

Выборка: Для проведения сравнительного анализа мы рассмотрели 5 групп врачей-курсантов ИПО и их соотношение по источникам финансирования в динамике за 5 лет: 35% за счет бюджетных средств и 65% – внебюджетные источники.

Мы оценили группы участников по половому признаку и району проживания (г. Красноярск или Красноярский край) за период 2009-2013 г. (рис. 1).

Рис. 1 Соотношение числа курсантов, проживающих в г. Красноярске и районах края

Общее число курсантов на цикле ПП в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилось на 12 человек, за счет курсантов мужского пола, а также за счет курсантов, проживающих в районах края (доля иногородних курсантов увеличилась на 21% (с 5 до 22 человек). В 2010 г. по сравнению с 2013 г. число курсантов осталось практически неизменным, также незначительные изменения в количестве курсантов, проживающих в районах Красноярского края.

Метод исследования: количественный анализ посещаемости сайта ДО, качественный анализ успеваемости и анкетный опрос слушателей цикла ПП «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Для сравнения признаков в выборках использовался критерий Фишера. Критерии принимались статистически значимыми при р ≤ 0,05.

Для оценки активности курсантов на сайте ДО были определены следующие показатели:

1) количество выходов на сайт для прохождения тестовых заданий по разделам курса ДО в 2009, 2010, 2011, 2012 и 2013 гг. (рис. 2):

 

Рис. 2 Количество выходов курсантов на сайт ДО для прохождения тестовых заданий по разделам курса в 2009, 2010, 2011, 2012 и 2013 гг.

2) Качественная успеваемость курсантов по разделам курса ДО в 2009, 2010, 2011, 2012 и 2013 гг. (рис. 3)

Рис. 3 Качественная успеваемость курсантов по разделам курса ДО в 2009, 2010, 2011, 2012 и 2013 гг.

Качественная успеваемость курсантов по всем разделам дистанционного курса в 2013 году по сравнению с 2009 годом улучшилась, в большей степени – на 1,2 балла по разделу «Общественное здоровье и здравоохранение» (достоверность различий р < 0,01), что подтверждают данные, указанные на рис. 3. Значительный рост посещений в 2010 г. раздела «Управление, экономика, планирование» (с 216 до 351) с незначительным уменьшением количества посещаемости в 2011 г. можно связать с включением в него дополнительных практических заданий, что и повлияло на лучшее усвоение материала курсантами и, как следствие, было подтверждено повышением успеваемости по данному разделу.

Каждый врач-курсант, приходящий на очную часть цикла (после ДО), проходит тестирование, определяющее исходный уровень знаний, спектр тем, по которым подготовка специалиста достаточна, и вопросы, в которых она слаба. Дальнейшая очная работа носит «компенсирующий» характер. В конце обучения проводится контрольное итоговое тестирование, удостоверяющее соответствие знаний специалиста действующим квалификационным требованиям, после которого врач обновляет сертификат руководителя [3].

Основной сложностью, которую выделяют среди прочих слушатели, является необходимость находиться на рабочем месте (43 % (54 человека)). Для ДО необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося, поэтому отсутствие четкого графика обучения также вызывают сложности у слушателей в образовательном процессе с использованием ДОТ (26% (32 человека)). Менее значимыми проблемами являются отсутствие домашнего персонального компьютера с доступом в интернет (18% (22 человека)), недостаточная компьютерная грамотность, отсутствие опыта дистанционного обучения (12% (15 человек)).

Рис. 4 Сложности, возникающие в процессе обучение на дистанционной части цикла

Однако, несмотря на все вышеперечисленные сложности, большинство слушателей считают, что ДО имеет ряд преимуществ. ДО позволяет слушателям совмещать работу и учебу (29% (65 человек)). Обучение в любое время в любом месте позволяет слушателям не только оставаться в привычной для них обстановке, но и сохранить привычный ритм жизни. Возможность самостоятельно распределять учебную нагрузку (30% (68 человек)), возможность обучаться на очном цикле, находясь дома (22% (50 человек)), также одним из важнейших преимуществ ДО, которое выделили слушатели, является снижение затрат на проезд и проживание (19% (42 человек)).

Рис. 5 Преимущества дистанционного обучения для слушателей

Разработка дистанционных курсов – это не просто перенос имеющихся у преподавателя печатных материалов в электронную форму для занесения в систему ДО и обеспечение обучающихся необходимыми учебными материалами. Основной принцип разработки УМК для ДО – максимально полная проработка методического материала, создание достаточного количества внутренних и внешних связей, а также представление учебного материала в виде, наиболее эффективном для использования обучающимся при выполнении заданий (контрольных работ, ситуационных задач и т.д.) в ДО.

Проанализировав данные опроса обучающихся цикла ПП по взаимодействию с преподавателями-кураторами дистанционных курсов, мы получили следующие результаты: 98% (123 человека) были удовлетворены уровнем взаимодействия с кураторами курсов, что говорит о высокой квалификации и большом опыте работы сотрудников кафедры.

Сегодня альтернативные системы обучения становятся все более действенным элементом в перспективных планах развития последипломного образования. ДО позволяет соединить преимущества очного контакта преподавателя и слушателя (очное обучение) с возможностью организовать этот контакт на рабочем месте обучаемого (как в заочном обучении), т.е. донести профессионализм преподавателя до каждого обучаемого независимо от его местонахождения, условий и личностных особенностей по средствам сети Интернет [5].

Успешный опыт внедрения ДОТ на цикле ПП «Организация здравоохранения и общественное здоровье» позволил:

  • теоретически подготовить курсантов к очной части цикла;
  • применить опыт практического здравоохранения к теории вопросов экономики, права, организации здравоохранения в отрасли здравоохранения;
  • выявить спектр пробелов в знаниях курсантов, сократить время отрыва их от основной деятельности, что очень важно для курсантов именно этого цикла, т.к. 90% из них являются руководителями разного уровня учреждений здравоохранения Красноярска и Красноярского края;
  • сформировать навыки по использованию информационных технологий в принятии управленческого решения.

Рассмотренная схема образовательного процесса в рамках профессиональной переподготовки руководителей практического здравоохранения может быть использована на других циклах ПП в системе последипломного образования.

Рецензенты:

Виноградов К.А., д.м.н., профессор, декан факультета медицинской кибернетики и управления в здравоохранении, заведующий кафедрой медицинской кибернетики, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск.

Россиев Д.А., д.м.н., профессор, проректор по информационным технологиям и корпоративной политике, заведующий кафедрой медицинской информатики и информационных технологий с курсом ПО, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Таптыгина Е.В., Морозова Т.Д., Максимова С.И. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11569 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674