Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛИЧНОСТНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ГНОССЕОЛОГИИ

Ломиворотов М.М.
В современной научной философской литературе активно обсуждается тема: «сознание». На наш взгляд, это связано с новыми открытиями в естествознании (создание компьютера как модели сознания, попытки клонирования человека, выявление бессознательной ступени в функционировании сознания и т.п.). По нашему мнению, сознание человека носит еще и личностный характер, что имеет важное значение в характеристике сознания. В статье анализируются основные формы мышления, как знания, общие для всех людей и одновременно, имеющие личностный характер.

На наш взгляд, выделение личностного сознания как элемента гносеологии и теоретической философской мысли заслуживает определенного анализа. Дело в том, что современная действительность вызывает размышления о личностном сознании, его функциях: в жизни общества, конкретного человека, в науке. Например, личностные качества руководителя государства, его высказывания, действия в определенных условиях, со всей очевидностью, оказывают влияние: на жизнь всего общества, на формирование общественного мнения (Подтверждением сказанному являются события, произошедшие 8 августа 2008 года в Южной Осетии). Также, по нашему мнению, открытия совершаемые в различных областях знания, в определенной мере, отражают личностные возможности сознания ученых. (Например, строительство адронного колайдера, эксперимент на этом ускорителе проходил с участием российских ученых).

Свойством личностного сознания современного человека является и то, что вне его остается знание, которое было накоплено человеком ранее. Так, сегодня, как пустые знаки, начинают звучать слова: духовность, достоинство, самосознание, свобода, патриотизм, милосердие, справедливость, в которых накопленные ранее знания, принято выражать.

С нашей точки зрения, причины такого явления кроются в чрезмерном превалировании элементов логического мышления. В то же время, удивляет, что когда наука только зарождалась, ряд мыслителей смогло постичь сущность названных выше явлений, используя в качестве основного канала постижения истины - интуитивный канал.

В этой связи, нам думается, что человеческому сознанию свойственно не только приобретать новые знания, но и значительно чаще забывать старые, как только они начинают не укладываться в стереотип мышления, навязанный очередной социальной структурой.

В ранней истории философской мысли размышления о личностном сознании формулировались как предложения, догадки. Носили мифологический, религиозный характер.

Так, в самой древней книге «Веды» мы читаем следующие размышления: «Великий господь сказал: ...Когда откажешься от желаний, от их удовлетворения и вымысла, Партха, Чистая душа и чистый ум удовлетворяются, И счастлив получивший чистое сознание» [2] Анализируя данное изречение, мы пытаемся предположить, домыслить, что понимал автор, приведенных выше строк, под личностным сознанием. Иными словами определения личностного сознания в тот период время не существовало.

На сегодняшний день в учебной и научной литературе сложилась точка зрения о том, что сознание делится на общественное и индивидуальное. Сформулированы их дефиниции. Вместе с тем, дефиниции личностного сознания по-прежнему не существует, есть только общепризнанные размышления К.Г. Юнга о личностном бессознательном.

В этой связи, мы представляем наше видение личностного сознания в гносеологии следующим образом. Сознание присуще только человеку. Оно свойство человеческого мозга активно, целенаправленно отражать действительность. При этом, сам человек понимается в науке как биосоциальное существо. Биологическую сторону человека, как известно, объясняет понятие «индивид».

Со всей очевидностью, в данном случае, важнейший характеристикой индивида является его индивидуальное сознание. Социальную сторону человека характеризует понятие «личность». В этой связи, важнейшим атрибутом личности, по нашему мнению, является её личностное сознание.

На наш взгляд, личностное сознание - это способность конкретного человека активно, целенаправленно отражать социальную реальность. При этом структура личностного сознания, по нашему мнению, аналогична структуре сознания человека как биосоциального вида. Мы считаем, что элементы личностного сознания: знания, воля, эмоции наполнены информацией: с одной стороны, общей для определенного круга людей, с другой стороны, единичной для конкретного человека.

Подтверждением данного предположения являются следующие аргументы. Во-первых, процесс познания проходит две ступени: чувственную и логическую. Чувственная ступень включает ощущения, восприятия, представления. Логическая ступень познания включает основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Во-вторых, данные формы познания, по нашему мнению, носят личностное содержание, вследствие особенностей памяти, характера, генетической наследственности, социального окружения, работоспособности и других особенностей конкретного человека.

В-третьих, итогом функционирования его сознания, конкретного человека, на наш взгляд, являются личностные особенности понятий, суждений, умозаключений.

Например, понятие, с одной стороны, являются общей формой мышления для всех людей, посредством которой они отражают класс предметов в их существенных признаках. С другой стороны, понятие носит личностный характер, потому что, оно содержит в себе информацию, приобретённую конкретной личностью. Так, понимание теории большого взрыва, в результате которого образовалась наша Вселенная, ученого, физика, специалиста в этой области, принимавшего участие в эксперименте по моделированию взрыва на ускорителе элементарных частиц, значительно отличается от понимания указанной выше проблемы, школьника, приступившего к изучению физики.

Как известно, следующей за понятием формой мышления является суждение. Суждение - это форма мышления, посредством которой, человек сочетая понятия, что-либо утверждает или отрицает. Суждение также, с одной стороны является общей для всех людей формой мышления (Структура суждений S есть P - общая для суждений всех людей). Но, с другой стороны суждение носит личностный характер. Например, из всех проблем, решаемых современной наукой мы выделим проблему источников энергии. Дело в том, что в мире нет ни одного сколько-нибудь заметного химического, физического или биологического процесса, который бы совершался без энергетических взаимодействий и взаимопревращений. Без энергии всё мертво. И это неумолимое правило все хорошо знают даже из простого житейского опыта. Без энергии мы не смогли бы двигаться, шить одежду, готовить пищу и т.п. Без энергии невозможно осуществить никакого процесса.

Решая проблему источников энергии, ученые высказывают различные суждения.

Например, во второй половине ХХ века ученый Рудольф Клаузиус утверждал, что все процессы во вселенной текут только в одну сторону - в сторону рассеяния и обесценения энергии при ее использовании, что ведет к неизбежной «тепловой смерти» вселенной. [1]

Вопреки постулату Клаузиуса К.Э. Циолковский писал: «Обратимость явлений подтверждает вечную юность вселенной и даст великие технические перспективы сосредоточения энергии». [3] Со всей очевидностью, данное суждение носит личностный характер.

И, наконец, третьей формой мышления является умозаключение. Умозаключение - это форма мышления, посредством которой человек из одного или нескольких суждений получает новое знание - вывод или заключение.

Умозаключение, с одной стороны является формой мышления общей для всех людей. С другой стороны носит личностный характер.

Например, в практике лечения заболеваний мы сталкиваемся с постановкой медиками неодинаковых диагнозов больному. Человек обращается к медикам с определенными жалобами на состояние здоровья (самочувствие). И при одинаковых показаниях обследования разные врачи ставят разные диагнозы. Со всей очевидностью данные заключения носят личностный характер.

Итак, приведенные выше аргументы, по нашему мнению заслуживают внимания и вызывают размышление о возможности выделения в гносеологии личностного сознания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Гвай И.И. О малоизвестной гипотезе Циолковского. Калужское книжное издательство. 1959, с. 21.

2.      Фальков А.И. Идеальное сознание. М.М.П. «Поток»,1993, с. 45-46.

3.      Циолковский К.Э. Обратимость явлений вообще. Рукопись. Московское отделение Архива А.Н. СССР, ф.555, оп. 1, № 13-В, 1935, с. 1.


Библиографическая ссылка

Ломиворотов М.М. ЛИЧНОСТНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ГНОССЕОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1164 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674