Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

Масляков В.В. 1 Лёвина В.А. 1 Дралина О.И. 1 Романова И.В. 1 Бондаренко Г.И. 1
1 НОУ ВПО Саратовский медицинский институт «РЕАВИЗ»
Проведено изучение психологического портрета медицинских сестер хирургического, терапевтического и приемного отделений. Изучение проводилось с помощью опросника Кеттела. В результате исследования установлено, что психологический портрет медицинских сестер различный и зависит от отделения, в котором они работают. В то же время имеются характерные черты для всех медицинских сестер. Так, для всех медицинских сестер характерны такие черты, как сдержанность, подозрительность, радикализм, нонконформизм и высокий самоконтроль. В то же время для медицинских сестер хирургического, терапевтического и приемного отделений характерны различные черты. Все это необходимо учитывать при формировании коллектива, так как это в конечном итоге влияет на психологический микроклимат, складывающийся в нем.
психологический портрет
медицинские сестры
1. Двойников С.И., Осипов В.В. Сестринское дело в гериатрии: монография. - Самара, 1999. - 119 с.
2. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела: монография. - СПб.: Речь, 2007. - С. 10-14.
3. Сопина З.Е., Фомушкина И.А. Управление качеством сестринской помощи: монография. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - С. 9-15.
4. Лысов Н.А., Пензина О.П., Прохоренко И.О. и др. Профессиональный отбор среднего медицинского персонала в ЛПУ госпитального типа на основе психодиагностики по методике Кеттела // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 10 (часть 3). - C. 524-528.
5. Щепин О.П., Стародубов В.И., Линденбраден А.Л. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. - М.: Медицина, 2002. - С. 5-7.
6. Шешунов И.В., Павлов В.В., Ирошникова Л.Е. Управление медицинским учреждением в условиях страховой медицины. - Самара: Изд-во СамГМУ, 2002. - С. 11.

Введение. Повышение качества сестринской помощи возможно при эффективном взаимодействии медицинской сестры, профессионально компетентной, и пациента (его родственников) в позитивных социально-психологических, материально-технических и организационно-экономических условиях единого правового пространства при наличии стойкой положительной мотивации пациента (родственников) на выздоровление (сохранение здоровья) [5]. При обеспечении программ качества медицинской помощи (соответственно, и сестринской) важно учитывать 4 компонента: квалификацию медицинских работников, оптимальность использования ресурсов, риск для пациентов, удовлетворённость пациентов от взаимодействия с медицинской подсистемой [4,5]. В современных условиях возрастает потребность индивидуального подхода к пациенту на всех этапах лечебно-диагностического процесса, ведь социальная удовлетворённость занимает одно из главных направлений в деле обеспечения качества медицинской помощи [6]. Современный этап развития сестринского дела определяет необходимость замены субъективной кадровой политики в практике отбора медицинских сестёр. Возникла необходимость разработки объективных критериев при профессиональном отборе медицинских сестёр, её психологический портрет.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели проведено изучение психологического портрета 150 медицинских сестер, работающих в хирургическом (n = 50), терапевтическом (n = 50) и приемном отделениях (n = 50). Одним из диагностических методов, касающихся объективной оценки свойств личности, является 16-факторный личностный опросник Кеттела. Тест впервые был опубликован в 1949 году институтом по проверке способностей личности (США). В результате исследования личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Семнадцатый фактор - самооценка. Тест Кэттелла (форма С) состоит из опросника (105 вопросов), бланка для ответов и ключа. Максимальное количество баллов почти по всем факторам - 12. Исключение составляют фактор В - 8 баллов и фактор МД - 14 баллов. Данная методика не требует больших временных затрат (время заполнения - 30-40 минут) и перевода «сырых баллов» в стены (стандартную 10-балльную шкалу) [2]. Форма С применима для людей со средним и высшим образованием, без ограничения по возрасту, начиная с 16 лет [2]. Каждый фактор оценивается от нуля до 12 баллов. При сумме баллов менее 6 фактор оценивается с отрицательным знаком, от 6 - положительным.

Результаты и их обсуждение. В результате проведенного тестирования с использованием опросника Кеттела получены следующие данные: по Фактору А. Низкие оценки среди медицинских сестер хирургического отделения получили 36 (72%) человек. Высокие оценки - 12 (24 %) человек. У респондентов терапевтического отделения. Низкие оценки - 35 (70 %), высокие - 10 (20 %). В приемном отделении - высокие - 15 (30 %) человек, низкие - 35 (70 %) человек. Отсюда следует, что в хирургическом и терапевтическом стационарах преобладают специалисты, ориентированные на измерение общительности человека в малых группах, способности к установлению непосредственных, межличностных контактов и предпочитающие работать самостоятельно. В то же время в приемном отделении преобладали специалисты с лидерскими качествами.

Фактор В. Низкие оценки - в хирургическом стационаре получены у 38 (76 %) человек. Высокие оценки - 12 (24 %) человек. В терапевтическом отделении: низкие - 28 (56 %), высокие - 22 (44 %) опрошенных и в приемном отделении: низкие - 12 (24 %), высокие - 38 (76 %) человек. Данный фактор ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня эрудиции. Низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности. Результаты по этому фактору являются ориентировочными.

Фактор С. По хирургическому стационару низкие оценки - 6 (12 %) человек. Высокие оценки - 44 (88 %) человека. По терапевтическому стационару: низкие - 36 (72 %), высокие - 14 (28 %) человек. По приемному отделению: низкие - 8 (16 %), высокие - 42 (84 %) человек. По результатам полученных данных можно делать заключение, что у специалистов, работающих в хирургическом и приемном отделениях, более выражены лидерские качества, чем у медицинских сестер терапевтического отделения.

Фактор Е. По хирургическому отделению низкие оценки - 16 (32 %) человек. Высокие оценки - 34 (68 %) человека. По терапевтическому отделению высокие - 25 (50 %), низкие - 25 (50 %). По приемному отделению высокие - 12 (24 %), низкие - 38 (76 %).

Фактор G. Низкие оценки по хирургическому отделению - 17 (34 %), высокие - 33 (66 %) человек. По терапевтическому отделению низкие - 34 (68 %), высокие - 16 (32 %). По приемному отделению низкие - 14 (28 %), высокие оценки - 36 (72 %) человека. По результатам проведенного исследования можно сделать заключение, что в хирургическом и приемном отделениях работают люди с высоким супер-эго, которые имеют склонность к сотрудничеству.

Фактор Н. Низкие оценки по хирургическому отделению - 8 (16 %), по терапевтическому отделению - 34 (68 %) и по приемному отделению - 7 (14 %). Высокие оценки соответственно - 42 (84 %), 16 (32 %) и 43 (86 %) человека. Так как данный фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента, то можно сделать заключение, что в хирургическом и приемном отделении работают люди, склонные к профессиям риска, упорные, социабельные. В то же время в терапевтическом отделении - застенчивые, трудно принимающие самостоятельные решения.

Фактор I. Низкие оценки по хирургическому отделению - 34 (68 %), терапевтическому - 12 (24 %) и 36 (72 %) человек. Высокие оценки соответственно - 16 (32 %); 38 (76 %) 14 (28 %) человек. Отсюда следует, что в хирургическом и приемном отделениях работают более агрессивные люди. В терапевтическом - люди более физически и умственно утончённые, склонные к рефлексии и эмпатии.

Фактор L. В группе медицинских сестер хирургического отделения высокие оценки получили - 29 (58 %), низкие - 21 (42 %) человека. В терапевтическом отделении низкие оценки - 45 (90 %), высокие - 5 (10 %) респондентов. В приемном отделении высокие оценки получили - 29 (58 %), низкие - 21 (42 %) человека. Так как данный фактор отражает эмоциональное отношение к людям, то можно сделать заключение, что в хирургическом и приемном отделениях работают люди с эмоциональной напряженностью. В терапевтическом отделении - люди добродушные, но склонные к конформизму.

Фактор М. Низкие оценки по хирургическому отделению - 17 (34 %), высокие - 33 (66 %) человек. По терапевтическому отделению низкие - 34 (68 %), высокие - 16 (32 %). По приемному отделению низкие - 14 (28 %), высокие оценки - 36 (72 %) человека. Отсюда следует, что работающие в хирургическом и приемном отделениях имеют яркую внутреннюю интеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. В терапевтическом отделении более уравновешенные и здравомыслящие. Однако в неожиданных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.

Фактор N. Низкие оценки по хирургическому отделению - 42 (84 %), по терапевтическому отделению - 16 (32 %) и по приемному отделению - 43 (86 %). Высокие оценки соответственно - 8 (16 %), 34 (68 %) и 7 (14 %) человека. Из представленных данных можно сделать ввод, что в терапевтическом отделении медицинские сестры вызывают больше доверия, симпатии. При этом в хирургическом и приемном отделениях они интеллектуальны, независимы, но со сложной натурой.

Фактор О. Низкие оценки по хирургическому отделению - 34 (68 %), терапевтическому - 12 (24 %) и 36 (72 %) человек. Высокие оценки соответственно - 16 (32 %); 38 (76 %) 14 (28 %) человек. Из этого можно сделать вывод, что в хирургическом и приемном отделении работают медицинские сестра, которые могут справляться со своими неудачами, в отличие от тех, кто переживает неудачи как внутренний конфликт. В терапевтическом отделении более неустойчивые, которые легко теряют присутствие духа, полны сожалений и состраданий.

Фактор Q1. Низкие оценки в хирургическом отделении получили 2 (4 %) человека, в терапевтическом - 3 (6 %) и в приемном отделение 1 (2 %) человек. Высокие оценки соответственно 48 (96 %), 47 (94 %) и 49 (98 %) респондентов. Отсюда видно, что работающие во всех отделениях медицинские сестры хорошо информированы, выражают больший интерес к науке, имеют независимость суждений и поведения.

Фактор Q2. Низкие оценки в хирургическом отделении получили 2 (4 %), в терапевтическом - 3 (6 %) и в приемном отделение 1 (2 %) человек. Высокие оценки соответственно 48 (96 %), 47 (94 %) и 49 (98 %) респондентов. Из представленных данных видно, что большинство работающих в медицине можно отнести к общительным.

Фактор Q3. Низкие оценки в хирургическом отделении получили 2 (4 %), в терапевтическом - 3 (6 %) и в приемном отделение 1 (2 %) человек. Высокие оценки соответственно 48 (96 %), 47 (94 %) и 49 (98 %) респондентов. Таким образом, проведенное исследование показывает, что в отделениях медицинские сестры склонны к организаторской деятельности и могут добиваться успеха в тех профессиях, где требуются объективность, решительность, уравновешенность.

Фактор Q4. Низкие оценки в хирургическом отделении получили - 12 (24 %), в терапевтическом - 35 (70 %), в приемном отделении - 10 (20 %) человек. Высокие оценки в хирургическом отделении - 38 (76 %), терапевтическом отделении - 15 (30 %), в приемном отделении 40 (80 %) человек. Отсюда следует, что в хирургическом и приемном отделениях работают специалисты, характеризующиеся оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью, вместе с тем у них имеется энергетическая возбужденность. В терапевтическом - люди, довольствующиеся имеющимся.

Можно сделать заключение, что для медицинских сестер всех отделений в общении характерны сдержанность, подозрительность, радикализм, нонконформизм и высокий самоконтроль. В то же время для медицинских сестер хирургического отделения характерны такие черты, как эмоциональная стабильность, замкнутость, прямолинейность, спокойствие, доминантность, высокая нормативность поведения, мечтательность и напряженность. Это можно связать с особенностями работы в хирургическом отделении, где требуется постоянная готовность к выполнению своих обязанностей. Медицинских сестер терапевтического отделения отличают следующие черты: замкнутость, эмоциональная нестабильность, подчиненность, низкая нормативность поведения, робость, практичность, расслабленность, жесткость, прямолинейность и тревожность. Для медицинских сестер приемного отделения характерны следующие черты: общительность, эмоциональность, стабильность, подчиненность, высокая нормативность поведения, смелость, жесткость, мечтательность, прямолинейность, спокойствие, напряженность. Кроме вышеописанных качеств у всех медицинских сестер выявлена адекватная самооценка.

Исходя из полученных в ходе тестирования данных, можно дать психологический портрет медицинских сестер, работающих в различных отделениях (по А.Н. Капустиной, 2001) [2]. Все медицинские сестры имеют адекватную самооценку, знание себя и своих качеств. При этом медицинские сестры хирургического отделения проявляют сдержанность и рассудительность в установлении межличностных контактов, активность в социальной сфере. Проявляют независимость характера и нонконформные реакции: свободное отношение к общепринятым правилам и нормам, склонность к противопоставлениям себя группе, автономность в поведении, некоторая безответственность, склонность к нарушениям традиций, принятию неординарных решений. При этом отмечается низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, спокойное восприятие действительности, уверенность в себе и в своих силах, определенное самодовольство. Медицинские сестры хирургического профиля обладают развитым воображением, могут претворять свои мечты, ориентированы на действительность и достаточно предприимчивы. Для них характерны высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения, внутренняя уверенность в себе и в своих делах, спокойное восприятие действительности. В то же время может наблюдаться низкая ситуационная стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность и невысокая оперативность мышления, недостаточно развитая внутренняя культура. Для медицинских сестер терапевтического отделения в психологическом портрете выделяются следующие черты: сдержанность в межличностных контактах, трудности в непосредственных и социальных контактах. Направленность на свой внутренний мир. При этом природная мягкость и уступчивость характера компенсируется настороженным отношением к людям, стремлением к независимости и противопоставлению себя группе. Полное принятие моральных правил и норм, дипломатичность и проницаемость к людям. Однако отмечается неуверенность в себе, направленность на свой внутренний мир. Медицинские сестры терапевтического профиля обладают конкретным воображением, ориентацией на земные принципы, в то же время отмечается высокая тревожность, которая не дает возможность им быть предприимчивыми и решительными. Отмечается эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, низкий контроль эмоций и поведения, импульсивность, аффектность, зависимость от настроения. Отмечается невысокая оперативность мышления, недостаточно развитая внутренняя культура. Они обладают развитой аналитичностью мышления, интеллектуальными интересами, склонностью к свободомыслию, радикализму. Для медицинских сестер приемного отделения в психологическом портрете выявлены следующие черты: открытость в межличностных контактах, активность, общительность, готовность к вступлению в новые группы, сдержанность и рассудительность в выборе партнеров по общению. Они проявляют независимость характера, нонконформные реакции, проявляющиеся свободным отношением к общепринятым правилам и нормам, склонность к противопоставлениям себя группе, автономностью в поведении, склонностью к нарушениям традиций, принятию неординарных решений. При этом для них характерны высокая саморегуляция, уравновешенность, внутренняя уверенность в себе и в своих делах, спокойное восприятие действительности. Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность, интерес к интеллектуальным знаниям, стремление к свободомыслию, радикализму. Умение оперировать абстракциями, развитое воображение. Однако при этом отмечается низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, спокойное восприятие действительности, уверенность в себе и в своих силах, определенное самодовольство.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что психологический портрет медицинских сестер различный и зависит от отделения, в котором они работают. В то же время имеются характерные черты для всех медицинских сестер. Так, для всех медицинских сестер характерны такие черты, как сдержанность, подозрительность, радикализм, нонконформизм и высокий самоконтроль. В то же время для медицинских сестер хирургического, терапевтического и приемного отделений характерны различные черты. Все это необходимо учитывать при формировании коллектива, т.к. это в конечном итоге влияет на психологический микроклимат, складывающийся в нем.

Рецензенты:

Громов М.С., д.м.н., профессор, генеральный директор ООО «Частная клиника № 1», г. Саратов.

Андриянова Е.А., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Масляков В.В., Лёвина В.А., Дралина О.И., Романова И.В., Бондаренко Г.И. ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11738 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674