Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЕЙС КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ

Воронина И.В. 1
1 ФГБОУ ВПО ВГСПУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье представлен анализ возможностей использования кейсов при освоении Интернет-технологий будущими учителями, который включал в себя решение трех взаимосвязанных задач: 1) выявить возможности использования кейсов; 2) проанализировать особенности организации занятий с использованием кейсов; 3) разработать кейсы, направленные на освоение Интернет-технологий будущими учителями. В статье рассмотрены следующие возможности кейса для освоения Интернет-технологий будущими учителями: формирование умений решать проблемы с учетом конкретных условий, развитие способности к проведению анализа и диагностики проблем, формирование умения четко формулировать и высказывать свою позицию, умения общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме, а также в рамках опосредованной компьютером коммуникации; формирование навыков сетевого взаимодействия; обмен опытом между участниками учебного процесса с помощью электронной почты, форумов и средств мгновенного обмена сообщениями; возможность реализации коммуникативных умений в рамках опосредованной компьютером коммуникации. В статье предложен алгоритм работы с кейсом; приведены примеры кейсов, которые обеспечивают освоение Интернет-технологий в рамках дисциплины «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии».
ситуация.
Интернет-технологии
кейс
1. Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Доступно по адресу: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
2. Долгоруков А. М. Case-study как способ (стратегия) понимания // Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий; [под ред. А. М. Долгорукова]. – М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. – С. 21-44.
3. Красикова Е. Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: дис. ... канд. пед. наук. – Ставрополь, 2009. – 20 с.
4. Смолянинова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: дис. ... д-ра пед. наук. – Санкт-Петербург, 2002. – 504 с.
5. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / Ю. П. Сурмин, А. С. Сидоренко, В. В. Лобода и др. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.

Введение

В настоящее время Интернет-технологии оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Расширение видов деятельности будущих учителей - сотрудничество, консультирование, тьюторинг, мониторинг - приводит к необходимости овладения Интернет-технологиями (И.В. Роберт). Следовательно, образование должно дать учащимся и студентам возможность более рациональной коммуникации с информационным пространством как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности, а также помочь развитию нового мышления и личностно значимых качеств - гибкости, мобильности, адаптивности - в процессе обучения ученика, студента, будущего специалиста. Таким образом, изменения, происходящие в обществе, обуславливают качественно новые требования к профессиональной подготовке учителя. Новые потребности развивающегося российского общества невозможно удовлетворить без существенной перестройки технологий подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой в соответствии с научными рекомендациями по совершенствованию подготовки специалистов. Для формирования у специалистов необходимых навыков требуется разработать и внедрить новые педагогические методы, приемы и технологии при подготовке будущих специалистов: введение в процесс подготовки кейсов, разбор ситуаций, деловых игр.

Проблема использования кейсов в практике высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено, по мнению А.М. Долгорукова [1], Е.Н. Красиковой [3], двумя тенденциями: во-первых, общей направленностью развития образования, его ориентацией на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации; во-вторых, требованиями к качеству специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

В рамках дисциплины «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии» можно рекомендовать использовать кейсы при освоении правовых вопросов, социальных аспектов информатики и т.д. Анализ практики показал, что наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа- и видео-кейсов. В процессе освоения Интернет-технологий кейс выступает как объект изучения (студенты сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения. Таким образом, возникает необходимость создания кейсов, направленных на освоение Интернет-технологий, которые соответствовали бы требованиям содержания дисциплины «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии».

Для организации занятий, направленных на освоение Интернет-технологий будущими специалистами в сфере образования, нами были изучены и проанализированы следующие кейсы: практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Анализ работ А.М. Долгорукова [2], О.Г. Смоляниновой [4], Ю.П. Сурмина [5] позволил выявить дидактический потенциал кейсов, которые позволяют существенно повысить эффективность освоения Интернет-технологий будущими специалистами в сфере образования. Основная функция содержания кейса - учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Мы исходим из того, что дидактический потенциал кейсов при освоении Интернет-технологий состоит в следующем: получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение; получение навыков работы в команде (Team Job Skills), выработка навыков простейших обобщений; получение навыков презентации; получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Анализ практики показал, что кейсы предоставляют следующие возможности для освоения Интернет-технологий будущими специалистами в сфере образования: формирование умений решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации, развитие способности к проведению анализа и диагностики проблем, формирование умения четко формулировать и высказывать свою позицию, умения общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме, а также в рамках опосредованной компьютером коммуникации; формирование навыков сетевого взаимодействия как синхронного, в реальном времени, так и асинхронного; обмен опытом между участниками учебного процесса с помощью электронной почты, форумов и средств мгновенного обмена сообщениями; оперативность диалога; контроль за состоянием процесса; возможность оперативной передачи информации пользователю; возможность реализации коммуникативных умений в рамках опосредованной компьютером коммуникации (теле, видео и почтовые конференции, чаты, форумы, доски объявлений, системы электронного голосования, электронная почта, ICQ, заполнение активных электронных форм, WIKI- технологии для работы над групповыми проектами, публикация или вещание в Интернет).

Для организации занятий по освоению Интернет-технологий мы используем различные формы работы во «всемирной паутине», как переписка по электронной почте (e-mail), участие в телеконференции (usenet), видеоконференции, публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение её на веб-сервере; доступ к информационным ресурсам, справочные каталоги (Yahoo!, Info Seek, Ultra Smart, Look Smart, Galaxy); поисковые системы (Alta, Vista, Hot Bob, Open, Text и другие); разговор в сети (Chat). В связи с этим мы предлагаем использовать кейсы, которые позволяют получить навыки опосредованной компьютером коммуникации и аргументирования своей позиции; кейсы, которые приводят к выводу о том, что в большинстве реальных ситуаций не бывает одного единственно верного решения; кейсы, которые помогают в ходе дискуссий, в том числе в сети (Internet Relay Chat), выработать уверенность в себе и в своих силах, убежденность в том, что в реальной ситуации можно справиться с любой проблемой.

Анализ содержания дисциплины «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии» по специальности 030100.00 «Информатика с дополнительной специальностью» (квалификация - учитель информатики) позволил выбрать темы, которые можно связать с решением реальных жизненных ситуаций: глобальные компьютерные сети; предпосылки и история возникновения Интернет; Интернет как технология и информационный ресурс (сеть); технология электронной почты; технология обмена файлами (FTP); технология WWW; поиск информации в Интернет; язык HTML как средство создания информационных ресурсов Интернет; язык JavaScript (VBScript) как средство создания интерактивных ресурсов; понятие мультимедиа, мультимедиа как средство и технология, создание мультимедийных приложений, мультимедиа и Интернет.

Мы предлагаем следующий алгоритм работы над кейсом в рамках дисциплины «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», который направлен на освоение Интернет-технологий: знакомство с содержанием кейса (изучение различных печатных и мультимедийных учебных материалов), анализ содержания кейса, предварительное обсуждение кейса, формирование рабочих групп, выбор модератора, беседа преподавателя по теме и цели данного кейса, комментарий преподавателя об объеме работ; самостоятельная работа в компьютерном классе, направленная на изучение учебного материала разделов курса, фронтальная работа, связанная с обменом информации и направленная на анализ ситуационной задачи в подгруппах, групповая работа по поиску информации в сетях для подготовки выступлений по теме и тезисов по определенной теме, организация дискуссий на основе диалога как способа взаимодействия в системах «учитель - ученик», «ученик - ученик» в рамках участия в телеконференции, принятие решений, координация задач преподавателем по электронной почте, оформление решений через создания собственных образовательных продуктов на базе программы Microsoft Power Point 2003; выступление модератора, подведение итогов занятий, оценка работы каждой подгруппы. Для этого необходимы кейсы, отражающие реальные жизненные ситуации, а также кейсы, основной задачей которых выступает обучение.

В структурном плане организация учебного процесса с использованием кейсов при освоении Интернет-технологий представляет систему, состоящую из четырех этапов: подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия); ознакомительный (вовлечение студентов в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления); аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы студентами; подготовка решения); итоговый (основная задача этого этапа - представить и обосновать решение по кейсу).

Приведем примеры созданных нами кейсов, которые обеспечивают освоение Интернет-технологий в рамках дисциплины «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии».

При изучении темы «Освоение электронной почты как основного вида асинхронной телекоммуникации при телекоммуникационном общении» используется кейс «Проблемы экологии», основой которого является статья о климатических условиях и экологии Краснооктябрьского района города Волгограда. Форма отчета - электронное письмо, содержащее анализ представленного материала, его соответствующая интерпретация и сделанные предложения по поводу размещения зоны отдыха, промышленных предприятий, парковок автомашин и др. Данное задание направлено на обмен и получение информации в рамках опосредованной компьютером коммуникации.

В рамках темы «Организация процесса общения на электронных (компьютерных или теле-) телеконференциях» применяется кейс, в котором рассматривается ситуация, сложившаяся на дорогах города Волгограда. Элементом кейса становится доклад, в центре внимания которого - транспортные проблемы города. Форма отчета - участие в электронной телеконференции с предложениями своего решения проблемы транспортного коллапса на дорогах города Волгограда, а также подготовка вопросов с последующим участием в форуме по данной теме. Данное задание направлено на овладение умением вести беседу в чате, ненавязчиво направляя дискуссию в нужное русло, не давая увести в сторону от предмета обсуждения.

При изучении темы «Освоение технологий для осуществления визуальных контактов» используется кейс, источником создания которого послужил конкурс видеосюжетов о проблемах в жизни студентов вузов города, организованный телекомпанией МТВ регионального телевидения Волгоградской области. Форма отчета - создание видеофильма, в котором обозначен ряд проблем, связанных с жизненными установками студента, учебой и ее финансированием, досугом, отношением поколений, планами на будущее, ролью культуры и искусства в молодежной среде. Данное задание направлено на овладение практическими навыками работы с различными видами информации, а также различными техническими устройствами.

Таким образом, использование кейсов, ориентированных на развитие способности анализировать и диагностировать проблемы, на формирование умения четко формулировать и высказывать свои мысли, умения общаться, дискутировать, аргументировать свою точку зрения, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в рамках опосредованной компьютером коммуникации, является необходимым средством профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере образования, в том числе и для формирования профессиональной компетентности на современном этапе становления информационного общества.

Рецензенты:

Смыковская Т.К., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Петрова Т.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Воронина И.В. КЕЙС КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11979 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674