Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО РАБОТНИКА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Спесивцева Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Сегодня необходимость и важность решения проблемы формирования в вузе готовности библиотечно-информационных работников к взаимодействию со взрослыми пользователями, т.е. андрагогической готовности, определяется рядом причин: процессами модернизации современного российского образования, в том числе высшего профессионального, образования взрослых, а также тенденциями развития библиотечного дела, рассмотрением взаимодействия со взрослыми пользователями библиотеки как андрагогического процесса, выполнением библиотечно-информационным работником андрагогических функций. В данной статье дано определение андрагогической готовности библиотечно-информационных работников и рассмотрена модель процесса ее формирования в вузе, включающая целевой, теоретико-методологический, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный блоки. Разработка и внедрение модели в образовательный процесс вуза позволили провести опытно-экспериментальную работу по формированию андрагогической готовности у будущих библиотечно-информационных работников и достичь определенных положительных результатов.
модель процесса.
процесс формирования готовности
андрагогическая готовность
высшее библиотечно-информационное образование
подготовка в вузе
1. Библиотечно-информационная деятельность. Специальность 052700: Государственный образовательный стандарт, примерные программы, учебные планы : сборник нормативных документов и учебно-методического обеспечения / под общ. ред. О.П. Мезенцевой. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 992 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).
2. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. - 1990. - № 7. - С. 59-60.
3. Бирюкова Н.А. Профессионально-личностные характеристики преподавателя сферы образования взрослых // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - 2011. - № 4. - С. 56-62.
4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : мат. к четвертому заседанию методологического семинара. - М., 2004. - 84 с.
5. Кондратенко Е.В. Технологии профессионально ориентированного обучения в вузе / Мар. гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2012. - 280 с.
6. Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике : монография. - Ростов н/Д : ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 326 с.
7. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 46 с.
Введение

Необходимость решения проблемы формирования в вузе готовности библиотечно-информационных работников к взаимодействию со взрослыми пользователями, т.е. андрагогической готовности, определяется рядом причин: процессы и тенденции модернизации российского образования, в том числе и высшего профессионального, ориентация его на подготовку конкурентоспособного и квалифицированного выпускника; современный этап активного развития образования взрослых и тенденции развития библиотечного дела; характер и содержание взаимодействия библиотечно-информационного работника со взрослыми пользователями библиотеки и выполнения в этой связи специальных андрагогических функций.

Целью исследования стала разработка и реализация модели процесса формирования в вузе андрагогической готовности у будущих библиотечно-информационных работников, способной повысить его эффективность. В качестве материалов и методов исследования выступили анализ и обобщение публикаций по теме исследования, практики высшего профессионального образования, метод моделирования. Построение и изучение модели предполагает наличие теоретических оснований для каждого элемента модели как системы.

Результаты исследования. Проведенный нами анализ позволил дать определение андрагогической готовности библиотечно-информационного работника как устойчивой характеристики личности, представляющей совокупность соответствующих знаний, умений и навыков, качеств, свойств и опыта, определяющих успешность решения задач информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями с целью их профессионального и личностного развития в условиях библиотечно-информационных учреждений.

В ходе опытно-экспериментальной работы была теоретически разработана и внедрена в практику образовательного процесса модель формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников. Данная модель структурно состоит из нескольких взаимосвязанных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-оценочного. Все элементы модели подчинены общей цели, имеют определенное значение, свойства и связи, влияние на другие компоненты, сгруппированы определенным образом. Рассмотрим содержание отдельных блоков модели подробнее.

Целевой блок модели включает определение и формулировку цели и задач. Целью является формирование андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников в процессе подготовки в вузе. При определении цели мы ориентировались, во-первых, на социальный заказ - современному обществу требуются библиотечно-информационные работники, способные успешно выполнять профессиональные задачи, связанные с информатизацией общества, необходимостью культурного развития широких слоев населения, а также организацией и содержательным наполнением свободного времени человека. Андрагогический аспект связан в большей или меньшей степени со многими из них.

Если говорить о личности библиотечно-информационного работника, то успешность и эффективность выполнения этих задач удовлетворяет его потребности в самореализации и успешности, способности быть конкурентоспособным, решает ряд проблем профессиональной адаптации и развития.

Во-вторых, требования ГОС ВПО по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» к подготовке будущих библиотечно-информационных работников.

Согласно стандарту, выпускник должен быть широкообразованным и высококультурным человеком, обладающим фундаментальной общенаучной (главным образом, гуманитарной и социально-педагогической), информационно-технологической подготовкой [1].

Цель модели конкретизируется в следующих задачах: 1) формирование у студентов - будущих библиотечно-информационных работников системы как профессиональных психолого-педагогических, так и специальных андрагогических знаний в области информационной и культурно-досуговой деятельности библиотек со взрослыми пользователями; 2) овладение профессиональными умениями и навыками организации и реализации информационной и культурно-досуговой деятельности библиотеки со взрослыми пользователями; 3) развитие позитивной установки на взаимодействие со взрослыми пользователями библиотек.

Теоретико-методологический блок модели включает определенные методологические подходы и принципы.

Системный подход предполагает рассмотрение объекта как целостной системы, состоящей из взаимосвязанных между собой множества элементов; установление и упорядочение связей между этими элементами, соединение разных элементов в систему. По мнению В.П. Беспалько, именно системный подход лежит в основе любой педагогической технологии [2]. Системный подход в процессе формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников выразился в единстве и взаимосвязи всех компонентов андрагогической готовности; целостности теоретического и практического обучения; взаимосвязи системы общекультурных, специальных, психолого-педагогических, андрагогических знаний, умений, навыков; рассмотрение взаимодействия всех участников образовательного процесса (студента, студенческой группы, преподавателя, работников библиотек) как системы.

Культурологический подход базируется на идее связи отдельной личности с системой ценностей культуры общества и всего человечества. Понимание позиций культурологического подхода при формировании в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников выразилось в том, что развитие личности будущего библиотекаря базируется на общекультурной подготовке, формировании мировоззрения и понимания важности знаний, информации и культуры в обществе, ценностного отношения к роли библиотеки в системе непрерывного образования взрослых.

Гуманистические тенденции в образовании опираются на личностно ориентированный подход, как известно, учитывающий личность человека, его психологические особенности и факторы, влияющие на его развитие. Так, формирование в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников - это целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов в процессе формирования определенной системы знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств и опыта деятельности, ориентированное на личность студента. Здесь необходимо с учетом особенностей, устремлений, задатков каждого студента создавать условия для развития его потенциала и творческого саморазвития, использовать методы активного обучения, партнерство между преподавателем и студентом.

Практика показывает, что построение процесса обучения библиотечно-информационных работников требует учета содержания их будущей профессиональной деятельности, т.е. контекстного подхода к обучению. По определению А.А. Вербицкого, именно в контекстном обучении динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [4]. Для реализации контекстного обучения в процессе формирования андрагогической готовности будущих библиотекарей были поставлены следующие задачи: выявить и учесть те задачи и функции, которые будут стоять перед выпускником в будущей информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотек; обеспечить преемственность теоретической и практической подготовки в вузе за счет закрепления полученных знаний, умений, навыков в процессе прохождения производственной практики в библиотеках; разработать тематику курсовых и дипломных проектов, конкурсных проектов, соответствующих потребностям библиотечной практики. Эффективность и качество такой подготовки тесно связано с интерактивными образовательными технологиями, квазипрофессиональными, имитирующими будущую профессиональную деятельность. Дополняет контекстный подход интегрированный. Как считает В.Ф. Тенищева [7], контекстный и интегрированный подходы позволяют учесть межпредметные связи отдельных дисциплин, в том числе при разработке новых дисциплин, что ведет к целостности и содержательности получаемого объема знаний, умений, навыков и качеств, улучшает конечные результаты.

Готовность к эффективному взаимодействию со взрослыми пользователями библиотеки невозможна без знания андрагогического подхода. Андрагогический подход основывается на ряде принципов и рассматривается с точки зрения создания оптимальных условий для реализации образовательно-культурного процесса применительно к взрослому человеку, когда тот осознает свои соответствующие потребности, проявляет сознательную активность по их удовлетворению [3; 6]. Считаем, что в контексте нашего исследования он составляет содержательную основу формирования в вузе андрагогической готовности будущего библиотечно-информационного работника.

В разработанной нами модели выделены определенные принципы, которые учитывались при организации всего процесса формирования андрагогической готовности: культуро- и природосообразности, единства группового и индивидуального обучения, учёта индивидуально-личностных особенностей обучающихся, системности, последовательности, активности, деятельности, сотрудничества, саморегуляции и самореализации, междисциплинарной интеграции содержания и технологий формирования готовности. А также группа андрагогических принципов: учета закономерностей возрастного развития и особенностей (физических, психических, гендерных) взрослых; развития познавательных, образовательных, культурных, духовных и т.п. потребностей взрослого в контексте современной культуры; опоры на профессионально-личностный опыт взрослых; отбора, организации и презентации содержания, адекватного запросам взрослых.

Содержание профессиональной подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» отражено в ГОС ВПО [1], программах дисциплин, программах учебных и производственных практик. Содержательный блок процесса формирования в вузе андрагогической готовности предполагает вооружение студентов профессиональными, психолого-педагогическими, андрагогическими знаниями, основными умениями и навыками, формирование профессионально значимых качеств личности, в соответствии с компонентами формируемой готовности.

Все это достигается посредством изучения дисциплин инвариантного и вариативного компонентов, а также наполнения тем курсовых и дипломных работ студентов, заданий производственной практики андрагогическим аспектом.

Инвариантный компонент представлен психолого-педагогическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Перечень дисциплин охватывает широкий круг знаний об обществе, теории образования, обучения, воспитания, развития личности, об основах возрастной педагогики и психологии, о проблемах и процессах в области библиотечного дела, направлениях, формах, методах работы с различными категориями пользователей библиотеки, изучении их потребностей, о характеристике пользователей, в том числе взрослых: «Социология», «Философия», «Психология», «Педагогика», «Социальная психология», «Библиотековедение», «Библиография», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиографическая деятельность библиотек», «Методика досуговой деятельности», «Библиотечная этика», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Технология информационного обслуживания различных категорий пользователей библиотеки» и др.

Совокупность этих дисциплин, их потенциал обеспечивает фундамент для формирования такого аспекта профессиональной готовности библиотечно-информационного работника, как андрагогическая готовность.

Но углубление и расширение, целенаправленность андрагогической подготовки в вузе будущих библиотечно-информационных работников возможны за счет реализации вариативного компонента. Что, в свою очередь, предполагает разработку и внедрение в учебный процесс спецкурса «Технологии информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки». Структура спецкурса определяется междисциплинарными связями, предполагает интеграцию общекультурной, профессиональной, психолого-педагогической и специальной (андрагогической) подготовки.

Успешная реализация процесса формирования андрагогической готовности определяется не только содержанием. Организационно-деятельностный блок модели включает комплекс форм, технологий, методов и средств обучения, направленных на достижение поставленной цели. В модель были включены следующие формы обучения: 1) традиционные: лекции, семинар, практические занятия, консультации, экскурсии и др.; 2) имитирующие деятельность (конкурсы и др.); 3) формы учебно-профессиональной деятельности (производственная практика, курсовые и дипломные работы, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, исследовательская деятельность, конференции, творческие лаборатории).

Для решения поставленных задач были отобраны инновационные технологии обучения: технологии контекстного обучения, технологии организации проектной деятельности, технологии проблемного обучения, технологии игровой деятельности и др., способные сформировать андрагогическую готовность, стимулировать развитие личности студента, его деятельность, творчество, поведение [5].

Результат, ожидаемый от андрагогической подготовки в вузе будущих библиотечно-информационных работников, - повышение уровня их готовности к работе со взрослыми пользователями библиотеки. Данный результат может быть также представлен в виде компонентов и уровней их сформированности. Нами были выделены - когнитивный, деятельностный, личностный компоненты и три уровня андрагогической готовности библиотечно-информационных работников: базовый, продвинутый, высокий. Для оценки степени сформированности компонентов определены критерии и показатели, диагностический инструментарий. Это составляет содержание результативно-оценочного блока нашей модели.

Основополагающей идеей при моделировании формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников стала разработка такой модели, которая позволила бы повысить эффективность реализации процесса, привести его в соответствие с требованиями современного общества и профессиональной подготовки в вузе, что обусловливается определенными педагогическими условиями:  

- систематизация и конкретизация андрагогического аспекта в содержании высшего библиотечно-информационного образования;

- реализация междисциплинарного подхода к подготовке в вузе работников библиотечно-информационной сферы к работе со взрослыми пользователями;

- использование в образовательном процессе интерактивных технологий и методов обучения, имитирующих ситуации профессиональной деятельности, способных формировать андрагогическую готовность;

- разработка и внедрение спецкурса «Технологии информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки».

Данные условия были апробированы при внедрении в образовательный процесс вуза модели формирования андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников, что дало положительные результаты в виде повышения уровня сформированности данной готовности.

Заключение. Таким образом, разработка модели процесса формирования андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников в вузе позволила не только наглядно, четко и комплексно представить сущность и механизмы этого процесса, определить его структуру и содержание, выявить взаимосвязи между компонентами модели, как некой целостной и динамичной системы, но и заложила основы эффективной опытно-экспериментальной работы по заявленной проблеме, обеспечила получение результатов, подтверждающих ее эффективность.

Рецензенты:

Морова Н.С., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Федорова С.Н., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

 


Библиографическая ссылка

Спесивцева Н.В. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО РАБОТНИКА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12477 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674