Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО

Чеснокова Ж.А., Бондарец А.В.
Необходимость внедрения системы управления затратами на качество очевидна, исходя из той действительности в которой функционируют российские предприятия. Но отсутствие организационного механизма внедрения этой системы значительно затрудняет работу руководителей в этом направлении.

В условиях жесткой экономической ситуации, сложившейся  в нашей стране под влиянием мирового экономического кризиса, товаропроизводители сталкиваются с многочисленными проблемами. Основные из которых, падение спроса на продукцию, разрыв связей с поставщиками, нехватка финансовых ресурсов, существенно тормозят работу предприятия, ставят его в опасное положение. Именно в этот    период очевидна  необходимость внедрения инноваций, позволяющих найти дополнительные источники доходов, оптимизировать затраты. Одним из таких подходов является внедрение на предприятиях системы управления затратами на качество. С помощью такой системы появляется возможность: повысить конкурентоспособность продукции, снизить затраты, повысить имидж предприятия в глазах потребителя, улучшить качество продукции в целом.

Эксперимент по внедрению системы управления затратами на качество был проведен на одном из промышленных предприятий г. Камышина.

На первом этапе организация внедрения системы управления затратами на качество началась с официального решения руководства (приказа генерального директора) о разработке и внедрении на предприятии данного вида учета и анализа.

Далее необходимо было:

1) определить структуру и состав затрат применительно к особенностям производства и продукции, в рамках каждого процесса. Основная нагрузка на этом этапе возлагалась на менеджеров отдела качества, предполагаемый перечень затрат на качество согласовывался со всеми заинтересованными лицами, в частности, с владельцами процессов и с высшим руководством предприятия. В итоге были выявлены затраты, которые приняли к учету на предприятии;

2) установить подразделения и лиц, ответственных за учет, оценку и анализ отдельных видов затрат и в целом по предприятию. На заводе таких подразделений несколько. Главная координирующая роль отводится отделу качества, сотрудники которого контролируют и направляют действия всех участников процесса по управлению затратами на качество. Не менее важная роль, сбор данных о затратах, отводится бухгалтерии. Это объясняется тем, что, во-первых, в бухгалтерию стекается большинство данных о затратах; во-вторых, эти данные достоверны и документально доказуемы. В результате основным источником сбора затрат на качество стал бухгалтерский баланс, в котором отражены интересующие статьи. Ответственным подразделением по распределению затрат по категориям, планированию затрат и определению отклонений фактических затрат от плановых является планово-экономический отдел. В его функции так же входит    обработка и представление информации о затратах на качество. Кроме того, в каждом процессе назначается ряд лиц, ответственных за сбор и анализ затрат на качество;

3) установить периодичность отчетности по каждому процессу. На предприятии отчетность по каждому процессу представляется один раз в месяц.

4) определить порядок представления и накопления сведений о затратах на качество.

5) установить порядок регулярного информирования руководства предприятия о фактических затратах на качество и тенденциях их изменения. В конце каждого квартала сотрудники отдела качества анализируют основные критерии каждого процесса и представляют аналитические данные высшему руководству, на основании которых принимаются меры по улучшению процессов и повышению эффективности всей системы менеджмента качества.

В результате разработки организационного механизма управления затратами на качество были скоординированы  функции участников данного процесса. В функции владельца процесса входит - предоставление дополнительной информации о затратах на качество в пределах процесса  и разработка корректирующих мероприятий.  Функции отдела качества заключаются в разработке  форм для анализа затрат на качество в пределах процесса и всей системы менеджмента качества, анализ данных о затратах на качество, представление информации высшему руководству. Бухгалтерия занимается сбором и учетом затрат на качество. Планово-экономический отдел  планирует  затраты на качество и распределяет их по категориям.


Библиографическая ссылка

Чеснокова Ж.А., Бондарец А.В. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1264 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674