Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МНОГОМЕРНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ЗАОЧНОГО ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Арефьев В.П. 1 Михальчук А.А. 1 Филипенко Н.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Проведен многомерный статистический анализ результатов первой сессии по высшей математике сту-дентов заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий Том-ского политехнического университета. Рассмотрение проведено в системе 3 показателей: ИДЗ – оценка выполнения индивидуальных домашних заданий, ЭКЗ – результат тестового экзамена в режиме online и DT – разность моментов окончания и начала экзамена. В рамках корреляционного анализа выявлены высоко значимые положительная корреляционная зависимость между ИДЗ и ЭКЗ и отрицательная – между DT и ЭКЗ. С учетом корреляционной зависимости показателей на основании факторного анализа построены Ф1 – фактор успеваемости {ИДЗ+ЭКЗ} и Ф2 – фактор времени DT выполнения тестового экза-мена. В построенном 2-мерном факторном пространстве {Ф1, Ф2} методом K-средних получена 7-кластерная высококачественная модель, распределяющая 248 студентов по 7 кластерам. В рамках дис-персионного анализа выделены для каждого фактора однородные группы кластеров. Результаты подоб-ной кластеризации результатов оценивания знаний могут быть учтены при внедрении современных ин-формационных образовательных интернет-технологий в организацию заочного обучения для обеспече-ния качества образования и контроля знаний.
заочное обучение
дистанционные образовательные технологии
дисперсионный) анализ
кластерный
факторный
Многомерный статистический (корреляционный
1. Арефьев В.П., Михальчук А.А., Филипенко Н.М. Дисперсионный анализ качества со-временного заочного технического образования // Современные проблемы науки и образо-вания : электронный журнал. - 2013 - №. 2. - URL: www.science-education.ru/108-8626 (дата обращения: 22.02.2014).
2. Арефьев В.П., Михальчук А.А., Филипенко Н.М. Сравнительный статистический ана-лиз входного и текущего контроля математических знаний в рамках классической формы заочного высшего образования // Современные проблемы науки и образования : электрон-ный журнал. – 2013. - №. 5. - URL: www.science-education.ru/111-10676 (дата обращения: 22.02.2014).
3. Арефьев В.П., Михальчук А.А., Филипенко Н.М. Кластерный анализ результатов оце-нивания знаний в системе заочного обучения с использованием дистанционных образова-тельных технологий // Современные проблемы науки и образования : электронный журнал. – 2013. – № 3. - URL: science-education.ru/109-9506 (дата обращения: 22.02.2014).
4. Колгатин А.Г., Колгатина Л.С. Вопросы качества процедур тестирования и интерпре-тации тестовых результатов в информационно-коммуникационной педагогической среде // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). – 2013. – Т. 16. – № 1. – С. 575-585.
5. Куринин И.Н., Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Статистический анализ результатов компьютерного тестирования в кредитной системе обучения // Вестник Российского уни-верситета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2013. - № 1. - С. 115-125.
6. Лазутин С.Б. Новые информационные технологии в системе дистанционного обуче-ния // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2012. – Т. 17. – № 1. – С. 161-164.
7. Медведева С.Н., Тутубалин П.И. Информационные технологии контроля и оценки знаний в системе дистанционного обучения Мoodle // Образовательные технологии и обще-ство (Educational Technology & Society). - 2012. - Т. 15. - № 1. - С. 555-566.
8. Михальчук А.А., Арефьев В.П., Филипенко Н.М. Сравнительный статистический ана-лиз параметрических и непараметрических методов оценивания знаний в системе заочного обучения // Современные проблемы науки и образования : электронный журнал. – 2013. – № 3. - URL: science-education.ru/109-9553 (дата обращения: 22.02.2014).
9. Романенкова Д.Ф. Mетоды педагогического контроля качества учебной деятельности в системе дистанционного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного универ-ситета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013. – Т. 5. – № 1. – С. 121-126.
10. Тимирязева А.Н. Проблемы заочного образования // Совет ректоров. – 2013. – № 6. – С. 54-62.

Основными направлениями совершенствования современного заочного высшего образования являются внедрение новых, современных систем обучения (информационных образовательных интернет-технологий), повышение качества заочного высшего образования и контроля знаний с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [4; 6; 7; 9; 10].

В данной работе аналогично [1-3; 5; 8] проведен многомерный статистический анализ результатов оценивания знаний по высшей математике (выборка ЭНИН1 объема n =248) в объеме 1-го семестра (линейная алгебра и аналитическая геометрия) студентов заочной формы обучения с использованием ДОТ Энергетического института Томского политехнического университета. Рассмотрение проведено в системе 3 показателей (рис. 1): ИДЗ – оценка выполнения 4 индивидуальных домашних заданий (по 5-балльной шкале), ЭКЗ – результат тест-экзамена в режиме online (по 5-балльной шкале) и DT – разность моментов окончания и начала экзамена (в минутах).

Рис. 1. Диаграммы рассеяния с прямыми регрессии и гистограммами переменных выборки ЭНИН1

В сравнении с [3] доля «неуд» (ЭКЗ<2,5) уменьшилась в »1,5 раза (с 16,2 до 10,5%), доля положительно сдавших тест-ЭКЗ за DT < 20 минут из выделенных 3 часов возросла в »1,5 раза (с 20 до 31%). Среди сдавших ЭКЗ установлен новый рекорд минимального DT, = 4 мин.

Выявленное аномальное обстоятельство лишний раз подчеркивает несовершенство стадии оценивания усвоенных студентом знаний при дистанционном обучении с использованием ДОТ, создающее проблему идентификации студента [1; 3; 6].

В рамках корреляционного анализа выявлены высоко значимые (на уровне значимости р < 0,0005) положительная корреляционная зависимость между ИДЗ и ЭКЗ (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,44) и отрицательная – между DT и ЭКЗ (r = - 0,28) при критическом r » 0,12 (на уровне значимости р = 0,05 для n =248).

С учетом корреляционной зависимости исходных показателей (ИДЗ, ЭКЗ и DT) на основании факторного анализа проведено сокращение их числа до двух (Ф1 и Ф2) и проведена интерпретация новых переменных по нагрузкам, характеризующим корреляции между факторами и показателями (табл. 1).

Таблица 1

Вращаемые факторные нагрузки в выбранной 2-факторной модели ЭНИН1

Согласно табл. 1, высокие факторные нагрузки исходных показателей распределились по факторам следующим образом.

Фактор Ф1 – фактор успеваемости {ИДЗ+ЭКЗ} характеризуется положительной корреляционной связью.

Фактор Ф2 – фактор времени DT выполнения тест-ЭКЗ характеризуется положительной корреляционной связью.

Для проведения дальнейшего анализа ЭНИН1 в рамках построенной 2-факторной модели вычислены значения наблюдений в новой системе факторных координат.

В построенном 2-мерном факторном пространстве {Ф1, Ф2} методом K-средних, проводящим классификацию объектов по заданному количеству кластеров, получена 7-кластерная высококачественная модель результатов ЭНИН1, распределяющая 248 студентов по 7 кластерам высоко значимо (на уровне значимости р < 0,0005) согласно λ-критерию Уилкса по совокупности показателей Ф1 и Ф2 (рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма рассеяния кластеров ЭНИН1 в факторных координатах {Ф1, Ф2}

Алгоритм метода K-средних, перемещая объекты в разные кластеры с целью минимизации изменчивости внутри кластеров и максимизации изменчивости между кластерами, оценивает качество кластеризации наблюдений по каждому фактору посредством параметрического дисперсионного анализа (табл. 2).

Таблица 2

Результаты дисперсионного анализа кластеризации наблюдений по факторам ЭНИН1

Таблица 2 свидетельствует о высоком качестве (на уровне значимости р < 0,0005) группировки 248 студентов в 7 кластеров по каждому фактору. Полученные результаты (табл. 4) подтверждаются непараметрическим однофакторным дисперсионным анализом на основе критерия Краскела-Уоллиса и медианного теста.

Кластерные средние по старым {ИДЗ, ЭКЗ, DT} и новым {Ф1, Ф2} показателям приведены в табл. 3.

Таблица 3

Кластерные средние по ИДЗ, ЭКЗ (5-балльная шкала), Ф1, Ф2 (стандартизированные) и DT (минуты)

Кластер

ИДЗ

ЭКЗ

Ф1

Ф2

DT

n

К1

3,911

4,122

0,288

-0,915

17,699

93

К2

0,181

1,514

-2,841

0,856

134,333

6

К3

0,115

1,638

-3,000

-0,411

57,625

8

К4

2,050

2,714

-1,174

0,985

137,880

25

К5

4,424

4,194

0,761

0,226

84,488

43

К6

2,707

3,499

-0,648

-0,761

31,960

25

К7

4,333

3,655

0,565

1,416

153,104

48

Графики кластерных средних для каждого фактора приведены на рис. 3.

Рис. 3. Линейные графики факторных (стандартизированных) средних с 95% границами доверительных интервалов для каждого кластера

Согласно апостериорным критериям (Фишера, Шеффе, Тьюки) можно оформить результаты множественных сравнений кластерных средних в порядке их убывания для каждого фактора:

Ф1: {К5, К7}, {К1}, {К6}, {К4}, {К2, К3} так, что К7 (mK7»0,565) отличается от К1(mK1»0,288) сильно значимо (на уровне значимости 0,0005< р < 0,005).

Ф2: {К7}, {К4, К2}, {К5}, {К3, К6}, {К6, К1} так, что К3 (mK3»-0,411) отличается от К1 (mK1»-0,915) сильно значимо (на уровне значимости 0,0005< р < 0,005).

Построенные последовательности неоднородных групп кластеров по каждому фактору находятся в согласии с результатами множественных сравнений по непараметрическому критерию Краскела-Уоллиса.

Результаты кластерного анализа наблюдений по совокупности факторов с учетом результатов множественных сравнений кластерных средних для каждого фактора позволяют провести классификацию наблюдений в порядковой шкале стандартизированных измерений, полагая в качестве уровня «Средний» – стандартизированный интервал (-0,25; +0,25), «Выше среднего» – (+0,25; +1,25), «Ниже среднего» – (-1,5; -0,25) и «Аутсайдер» – (< -1,5).

Таблица 4

Классификация наблюдений по совокупности факторов в порядковой шкале стандартизированных измерений

Кластер

Объем

кластера

Ф1

{ИДЗ+ЭКЗ}

Ф2

{DT}

К1

93

Выше среднего

Ниже среднего

К2

6

Аутсайдер

Выше среднего

К3

8

Аутсайдер

Ниже среднего

К4

25

Ниже среднего

Выше среднего

К5

43

Выше среднего

Средний

К6

25

Ниже среднего

Ниже среднего

К7

48

Выше среднего

Выше среднего

Согласно рис. 2-3 и табл. 4, кластерная модель результатов оценивания знаний по высшей математике имеет спектральную структуру. Даже среди условно допущенных (mИДЗ < 0,2) и не сдавших тест-экзамен (mЭКЗ < 1,7), то есть имеющих уровень «Аутсайдер» по успеваемости (mФ1 < -2,8), выделяются разные кластеры, значимо различающиеся по DT, то есть по Ф2: 8 студентов К3 (mDT » 58 или mФ2 » -0,41) и 6 студентов К2 (mDT » 134 или mФ2 » 0,86). Аналогично среди успешно допущенных (mИДЗ > 3,9) и успешно сдавших тест-экзамен (mЭКЗ > 3,6), то есть имеющих уровень «Выше среднего» по успеваемости (mФ1 > 0,28), выделяются 3 кластера, значимо различающиеся по DT, то есть по Ф2: 93 «легкодума» К1 (mDT » 18 или mФ2 » -0,92), и 43 «среднедума» К5 (mDT » 84 или mФ2 » 0,23) и 48 «тугодумов» К7 (mDT » 153 или mФ2 » 1,42). Наличие самого массового кластера «успешных легкодумов» К1 в сравнении с аналогичными результатами в [3] свидетельствует об обострении проблемы идентификации оцениваемого студента. Заметим, что из 12 учебных групп ЭНИН1 основной вклад в кластер «успешных легкодумов» К1 вносят 4 учебные группы, выделяющиеся на фоне остальных географией набора.

По-прежнему острой проблемой оценивания усвоенных студентом-заочником знаний в режиме ДОТ является чрезмерное увлечение автоматизацией (практически без участия преподавателя) итогового контроля знаний обучаемых в условиях несовершенства содержания и формы тестовых заданий, что приводит к завышению на целый балл (по 5-балльной шкале) результатов оценивания усвоенных студентом-заочником знаний в режиме ДОТ по сравнению с классическим режимом [1].

Выводы

1. В рамках корреляционного анализа выявлены высоко значимые (на уровне значимости р < 0,0005) положительная корреляционная зависимость между ИДЗ и ЭКЗ (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,44) и отрицательная – между DT и ЭКЗ (r = - 0,28).

2. С учетом корреляционной зависимости показателей на основании факторного анализа построены Ф1 – фактор успеваемости {ИДЗ+ЭКЗ} и Ф2 – фактор времени DT выполнения тест-ЭКЗ.

3. В 2-мерном факторном пространстве {Ф1, Ф2} методом K-средних получена 7-кластерная значимая модель, распределяющая 248 студентов по 7 кластерам.

4. В рамках дисперсионного анализа выделены для каждого фактора однородные (различающиеся незначимо) группы кластеров.

5. Проведена классификация результатов оценивания усвоенных студентом знаний по высшей математике при дистанционном обучении с использованием ДОТ в номинальной шкале измерений.

6. Результаты подобной кластеризации результатов оценивания знаний могут быть учтены при внедрении современных информационных образовательных интернет-технологий в организацию заочного обучения для обеспечения качества образования и контроля знаний.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда.

Рецензенты:

Трифонов А.Ю., д.ф.-м.н., профессор кафедры высшей математики и математической физики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Арефьев К.П., д.ф.-м.н., профессор кафедры высшей математики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.


Библиографическая ссылка

Арефьев В.П., Михальчук А.А., Филипенко Н.М. МНОГОМЕРНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ЗАОЧНОГО ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12658 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674