Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ

Галлямова А.Р. 1
1 МБОУ «Джалильская средняя образовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
В статье приводятся результаты исследования гендерных аспектов интимно-личностного общения подростков и их связь с темпераментом. В ходе исследования установлено, что чем сильнее выражена у мальчиков-подростков экстравертированность, то есть обращенность вовне, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляются авторитарность, доминирование, но в то же время и сильнее выражается альтруистичность. Уровень нейротизма, то есть степень эмоциональной устойчивости, не оказывает у мальчиков влияния на интимно-личностное общение. У девочек-подростков, чем сильнее они ориентированы на внешний мир, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляется авторитарность, эгоистичность и стремление к доминированию. Высокая эмоциональная устойчивость связана с проявлениями агрессивности, а эмоционально неустойчивые девочки стремятся проявлять дружелюбие в отношениях с друзьями. По результатам проведенного исследования предложены практические рекомендации для педагогов и психологов, которые позволят более точно и эффективно проводить работу по нормализации интимно-личностного общения подростков, создавать такой психологический климат в классе, который будет способствовать адекватной социализации и адаптации, делать процесс обучения в школе более гармоничным.
подростки
гендерные особенности
темперамент
интимно-личностное общение
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 1995. – С. 228-244, 232.
2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2010. – 701 с.
3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
4. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. – М.: Академия, 2009. – 501 с.
6. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Текст / Ф. Райе. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
7. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 2001. – 352 с.
8. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: МПСИ, 2004. – 535 с.
9. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 4. – C. 3-12.
10. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.: Прогресс, 2004. – 282 с.

Введение

В подростковом возрасте общение, в особенности интимно-личностное, является, как отмечают многие исследователи, ведущим видом деятельности и оказывает сильное влияние на процесс становления личности [4, 5, 10].

Нарушения интимно-личностного общения, неудовлетворенность им могут отрицательно сказаться на формировании жизненно важных навыков, умений, ценностных ориентаций, личности в целом. Темперамент определяется большинством авторов как индивидуальные различия в стиле поведения, которые обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного времени и проявляются в разных ситуациях и имеют биологическую природу [2, 7, 8].

Знание особенностей темперамента подростков и его влияния на процесс интимно-личностного общения поможет педагогам и психологам создавать ученикам наиболее благоприятные условия не только для обучения, но и для гармоничного эффективного общения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать подростку справляться с его психологическими трудностями в общении, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать более гармоничными формирование его личности.

Цель исследования: выявить гендерные особенности влияния темперамента на интимно-личностное общение подростков.

Материал и методы исследования

Эмпирическое исследование влияния темперамента на гендерные особенности интимно-личностного общения у подростков проводилось с использованием следующих методик: методика определения темперамента личности Айзенка и методика диагностики межличностных отношений Лири.

В исследовании приняло участие 78 подростков в возрасте 13–17 лет (учащиеся МБОУ «Джалильская средняя образовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»).

Результаты исследования и их обсуждение

По вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода в психолого-педагогической литературе существуют две точки зрения:

1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержанием является построение и поддержание личных отношений с ним [3, 6, 10].

2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно-полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются новые формы общения средств социализации подростков в обществе [1, 9].

И. С. Кон отмечает, что способность к интимно-личностному общению психологи связывают с высоким уровнем развития половой идентичности юношей и девушек. Потребность в интимно-личностном общении у девушек формируется раньше, чем у юношей. Интимно-личностное общение с разными партнерами реализуется и на более поздних этапах онтогенеза (например, интимно-личностное общение может быть дружеское, супружеское, детско-родительское, психотерапевтическое), хотя при этом его роль и значение для личности по сравнению с подростковым возрастом несколько снижаются [4].

В ходе эмпирического исследования для уточнения влияния особенностей темперамента на интимно-личностное общение подростков в зависимости от их гендерной принадлежности нами был проведен корреляционный анализ результатов тестирования у мальчиков и у девочек с помощью коэффициента корреляции Пирсона (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Влияние особенностней темперамента на интимно-личностное общение у мальчиков

 

экстраверсия/интроверсия

нейротизм

авторитарный

0,798**

-0,379

эгоистичный

0,455

-0,525

агрессивный

0,085

-0,434

подозрительный

-0,264

-0,317

подчиняемый

0,052

-0,315

зависимый

-0,021

-0,379

дружелюбный

0,282

-0,340

альтруистичный

0,707**

-0,477

доминирование

0,923**

-0,256

дружелюбие

0,139

0,065

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон).

Как показал корреляционный анализ, чем сильнее выражена у мальчиков-подростков экстравертность, то есть обращенность вовне, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляются авторитарность, доминирование, но в то же время и сильнее выражается альтруистичность. Уровень нейротизма, то есть степень эмоциональной устойчивости, не оказывает у мальчиков влияния на интимно-личностное общение.

У девочек-подростков, чем сильнее они ориентированы на внешний мир, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляется авторитарность, эгоистичность и стремление к доминированию. Высокая эмоциональная устойчивость связана с проявлениями агрессивности, а эмоционально неустойчивые девочки стремятся проявлять дружелюбие в отношениях с друзьями.

Таблица 2

Влияние особенностней темперамента на интимно-личностное общение у девочек

 

экстраверсия/интроверсия

нейротизм

авторитарный

0,570**

0,138

эгоистичный

0,646**

0,277

агрессивный

0,408

0,449*

подозрительный

0,236

0,288

подчиняемый

-0,040

0,224

зависимый

0,215

0,039

дружелюбный

0,079

-0,044

альтруистичный

0,191

-0,152

доминирование

0,601**

-0,097

дружелюбие

-0,265

-0,436*

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон).

Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями своего пола представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями своего пола

Как видно на рисунке, мальчики-меланхолики при общении с друзьями своего пола менее всех авторитарны, эгоистичны и меньше других стремятся к доминированию, но больше других склонны к подозрительности и подчиняемости. Мальчики-флегматики при общении с друзьями своего пола менее всех, меньше всех проявляют зависимый тип интимно-личностного общения. Мальчики-холерики в общении с друзьями своего пола менее всех проявляют подозрительность и подчиняемость, зато более других авторитарны и стремятся к доминированию. Мальчики-сангвиники и мальчики-флегматики в общении с друзьями своего пола больше других проявляют дружелюбность.

Особенности интимно-личностного общения мальчиков с друзьями противоположного пола представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями противоположного пола

Как видно на рисунке, при общении с девочками мальчики-подростки всех типов темперамента проявляют особенности интимно-личностного общения, отличные от тех особенностей, которые присутствуют в их общении с друзьями-мальчиками. Возрастает дружелюбие и альтруизм, становится ниже стремление к доминированию.

В общении с друзьями-девочками мальчики-меланхолики меньше всех стремятся к доминированию и проявляют эгоизм, а мальчики-флегматики больше других альтруистичны. Мальчики-сангвиники, наоборот, менее других дружелюбны (данные как по шкале Дружелюбный тип, так и по интегральной шкале Дружелюбие) и менее других склонны зависеть от девочек, конформно к ним относиться.

Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями своего пола представлены на рисунке 3. На рисунке видно, что при общении с подругами девочки-холерики меньше других подозрительны, подчиняемы и зависимы. Девочки-меланхолики менее дружелюбны и не стремятся к доминированию. Зато они больше других проявляют подозрительность по отношению к своим подругам. Девочки в целом во взаимоотношениях с друзьями своего пола менее подчиняемы и зависимы, чем мальчики, причем это характерно для всех типов темперамента. В то же время при общении с подругами девочки меньше, чем мальчики при общении с друзьями, стремятся к доминированию.

Рис. 3. Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями своего пола

Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями противоположного пола представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями противоположного пола

При общении с друзьями-мальчиками девочки подросткового возраста в целом более склонны проявлять авторитарность, эгоистичность и слабо проявляют дружелюбие. Девочки-меланхолики более других склонны зависеть от своих друзей-мальчиков, но в то же время менее других дружелюбно к ним относятся. Девочки-холерики проявляют наибольшую агрессию при общении с друзьями-мальчиками, а так же сильно стремятся к доминированию над ними.

Выводы

На основе результатов нашего исследования мы можем дать педагогам и психологам, заинтересованным в нормализации интимно-личностного общения с учетом темперамента и гендерной принадлежности подростков в классе, следующие практические рекомендации.

При построении коррекционной работы важно учитывать тот факт, что мальчики-меланхолики при общении с друзьями своего пола менее всех авторитарны, эгоистичны и меньше других стремятся к доминированию, но больше других склонны к подозрительности и подчиняемости. Мальчики-флегматики при общении с друзьями своего пола менее всех, меньше всех проявляют зависимый тип интимно-личностного общения. Мальчики-холерики в общении с друзьями своего пола менее всех проявляют подозрительность и подчиняемость, зато более других авторитарны и стремятся к доминированию. Мальчики-сангвиники и мальчики-флегматики в общении с друзьями своего пола больше других проявляют дружелюбность.

При общении с девочками мальчики-подростки всех типов темперамента проявляют особенности интимно-личностного общения, отличные от тех особенностей, которые присутствуют в их общении с друзьями-мальчиками. Возрастает дружелюбие и альтруизм, становится ниже стремление к доминированию. В общении с друзьями-девочками мальчики-меланхолики меньше всех стремятся к доминированию и проявляют эгоизм, а мальчики-флегматики больше других альтруистичны. Мальчики-сангвиники, наоборот, менее других дружелюбны (данные как по шкале Дружелюбный тип, так и по интегральной шкале Дружелюбие) и менее других склонны зависеть от девочек, конформно к ним относиться.

При общении с подругами девочки-холерики меньше других подозрительны, подчиняемы и зависимы. Девочки-меланхолики менее дружелюбны и не стремятся к доминированию. Зато они больше других проявляют подозрительность по отношению к своим подругам. Девочки в целом во взаимоотношениях с друзьями своего пола менее подчиняемы и зависимы, чем мальчики, причем это характерно для всех типов темперамента. В то же время при общении с подругами девочки меньше, чем мальчики при общении с друзьями, стремятся к доминированию.

При общении с друзьями-мальчиками девочки подросткового возраста в целом более склонны проявлять авторитарность, эгоистичность и слабо проявляют дружелюбие. Девочки-меланхолики более других склонны зависеть от своих друзей-мальчиков, но в то же время менее других дружелюбно к ним относятся. Девочки-холерики проявляют наибольшую агрессию при общении с друзьями-мальчиками, а так же сильно стремятся к доминированию над ними.

Зная характеристики типов темперамента и их влияние на интимно-личностные отношения подростков в зависимости от их гендерной принадлежности, в классе можно создавать ученикам наиболее благоприятные условия не только для обучения, но и для гармоничного эффективного общения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать подростку справляться с его психологическими трудностями в общении, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать более гармоничными формирование его личности.

Рецензенты:

Масленникова В.Ш., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Грязнов А.Н., д.псх.н., главный научный сотрудник лаборатории социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Галлямова А.Р. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12947 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674