Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВИРТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Бадрутдинов М.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
Статья посвящена организации профессионально-ориентированной виртуально-образовательной среды, которую авторы определяют как полифункциональное, многомерное, общественно значимое окружение субъектов профессионального образования, влияющее на развитие их личности, формирование познавательно-профессиональной активности студентов, повышение качества профессиональной подготовки в интересах человека, семьи, общества и государства. Выяснено, что организация профессионально-ориентированной виртуально-образовательной среды в процессе профессиональной подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля к охране труда на производстве позволяет: во-первых, формировать у бакалавров инженерно-строительного профиля поведение, соответствующее требованиям охраны труда на производстве в сфере будущей профессиональной деятельности и позволяющее эффективно действовать в стандартных и нештатных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью своему и окружающих; во-вторых, осваивать бакалаврам инженерно-строительного профиля компетенции, необходимые для решения профессиональных задач по охране труда и управления профессиональными рисками.
охрана труда
информационно-методическое средство
образовательная среда
мультимедийно-обучающий комплекс
1. Бадрутдинов М.Н. Принципы структурирования учебного материала мультимедийно-обучающего комплекса по охране труда для бакалавров инженерно-строительного профиля // Концепт. – 2014. – № 2 // http://e-koncept.ru/2014/14042.htm – ISSN 2304-120X (дата обращения 01.04.2014).
2. Бадрутдинов М.Н. Функции мультимедийно-обучающего комплекса как средства социальной практики // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – № 1 // http://dom-hors.ru/issue/spp/2014-1/badrutdinov.pdf - ISSN 2221-2795 (print) ISSN 2223-6430 (online) (дата обращения 01.04.2014).
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. – 2013. – № 4 // http://dom-hors.ru/ru/component/content/article/8.html - ISSN 2221-2787 (print) ISSN 2223-6449 (online) (дата обращения 01.04.2014).
4. Писарь О.В., Пугачева Н.Б. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦБЖД. – 2010. – № 1. – С. 36-37.
5. Пугачева Н.Б., Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Формирование мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 1. – С. 56-63.
6. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 1. – С. 64-71.
7. Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 9-16.
8. Шарафутдинов Д.К., Бадрутдинов М.Н., Сибагатуллин Р.Р. Дидактические средства по охране труда при ремонте и реконструкции магистральных трубопроводов на основе графического дизайна и информационных технологий // Безопасность труда в промышленности. – 2011. – № 9. – С. 61-68.
9. Шарафутдинов Д.К., Сибгатуллин Р.Р., Бадрутдинов М.Н Инновационный учебно-методический комплекс на основе графического дизайна и информационных технологий как средство формирования профессиональных компетенций по безопасности труда работающих на ремонте и реконструкции магистральных газопроводов // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. – 2011. – № 6. – С. 471-479. // http://www.ogbus.ru/authors/SharafutdinovDK/SharafutdinovDK_1.pdf - ISSN 2073-0128 (дата обращения 04.02.2014).
10. Шарафутдинов Д.К., Сибагатуллин Р.Р., Бадрутдинов М.Н. Повышение качества профессиональной подготовки в сфере безопасности труда работников, занятых на ремонте магистральных трубопроводов // Журнал нефтегазового строительства. – 2011. – № 2. – С. 46-54.

Введение

Развивающаяся стремительными темпами экономика, увеличивающийся объем знаний, умений и навыков требуют постоянного повышения уровня профессионального образования специалистов.

В статье 2 действующего закона РФ «Об образовании» образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Следовательно, образовательная среда в профессиональной школе может рассматриваться как полифункциональное и многомерное окружение субъектов профессионального образования, выступающее общественно значимым благом и оказывающее влияние на совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, развитие опыта деятельности и компетенций в интересах человека, семьи, общества и государства.

Например, в «Регламенте организации и проведения производственного обучения безопасности труда и обучения на курсах целевого назначения работников предприятий системы ОАО «АК «Транснефть» указывается, что во время проведения занятий необходимо обеспечить слушателей наглядными пособиями (п.2.9.3), класс для проведения занятий оснащается учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда (п.4.4), преподаватель учебного центра должен иметь при себе учебные пособия для выдачи каждому обучающемуся демонстрационный материал по изучаемым вопросам (п.8.2).

Результаты исследования

Внедрение в профессиональное образование информационных технологий, различных программных продуктов позволяет нам говорить о профессионально-ориентированной визуально-образовательной среде профессиональной школы. Автор, используя возможности таких программных продуктов как Autodesk 3ds Max, разработал и внедрил в практику профессиональной подготовки специалистов инженерно-строительного профиля электронную базу данных по охране труда (рисунок 1), состоящую из трехмерных программных продуктов, один из которых – мультимедийно-обучающие комплексы. Из рисунка 1 видно, что электронная база данных позволяет создать вариативный (профильный) учебный цикл для будущих специалистов инженерно-строительного профиля по охране труда для успешной профессиональной деятельности.

Рис. 1. Электронная база данных по охране труда для специалистов инженерно-строительного профиля

Выяснено, что профессионально-ориентированная визуально-образовательная среда (ПОВОС) профессиональной школы – это полифункциональное, многомерное, общественно значимое окружение субъектов профессионального образования, влияющее на развитие их личности, формирование познавательно-профессиональной активности студентов, повышение качества профессиональной подготовки в интересах человека, семьи, общества и государства.

Установлено, что организация профессионально-ориентированной визуально-образовательной среды позволяет: устанавливать межпредметные связи между дисциплинами учебных циклов (гуманитарного, социального и экономического цикла; естественнонаучного и общетехнического цикла; профессионального цикла), учебной и производственной практикой и научно-исследовательской работой; использовать в процессе профессиональной подготовки различные формы (очные, заочные, вечерние, дистанционные, лекционно-семинарские, интегрированные и пр.) и методы (агитационно-пропагандистские и событийные) проведения занятий; внедрять в процесс профессиональной подготовки мультимедийно-обучающие комплексы и наглядные средства обучения (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, фото, видео, технологические карты, плакаты, знаки и пр.); развивать познавательно-профессиональную активность студентов по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями в области будущей профессиональной деятельности [4,6].

Например, во все мультимедийно-обучающие комплексы по охране труда входят трехмерные плакаты-пособия (рисунок 2), которые позволяют осуществлять профессиональную подготовку, как с учетом федеральных государственных образовательных стандартов, так и в соответствии с условиями производства и предупреждения профессиональных рисков – возникновение опасных ситуаций, аварий и производственного травматизма [2].

Рис. 2. Трёхмерный плакат-пособие по охране труда

На трехмерных плакатах-пособиях смоделированы производственные ситуации, техника и механизмы, различные условия ведения работ (близость сторонних линий коммуникации, заболоченные грунты и т.д.), а также люди, принимающие участие в производственном процессе [1]. Системность трехмерного плаката-пособия, взаимосвязь внешних и внутренних связей, формирование сопутствующей представленному объекту образности реалистичной атмосферы и создают целостную и непротиворечивую в своих характеристиках профессионально-ориентированную визуально-образовательную среду. Создание и внедрение в практику профессионального образования трехмерных плакатов-пособий позволяет «популяризировать» или «стимулировать» профессиональную подготовку в сфере охраны труда. Выяснено, что трехмерные плакаты-пособия позволяют:

1) показать производственную реальность, с которой студенты будут сталкиваться на своих предприятиях, и организовать «образование через участие», позволяющее студентам: получить конкретные знания и сформировать способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы; сформировать убеждение в необходимости соблюдения правил охраны труда и готовность к проявлению уважения к людям; приобрести умения и навыки индивидуальных действий по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; сформировать умения и навыки социальных действий, готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, а также ответственности за поддержание партнёрских, доверительных отношений [8];

2) диалогизировать процесс профессиональной подготовки, позволяющий сформировать: способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность; конкретные знания; убеждение в необходимости соблюдения правил охраны труда; умения и навыки индивидуальных действий по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; умения и навыки социальных действий; способность к организационно-управленческим решениям в нестандартных ситуациях [7].

Первая возможность, которую предоставляют трехмерные плакаты-пособия, применяемые в процессе профессиональной подготовки, – это усвоение знаний, необходимых для охраны труда, и сформирования способности анализировать проблемы и процессы в области профессиональной деятельности с позиций реализации мер безопасности производства (организации рабочих мест и их технического оснащения; размещения технологического оборудования и его надежности; выбор конструкционных материалов, обеспечивающих показатели надежности и безопасности).

Следующая возможность – это формирование у студентов готовности к проявлению уважения к людям и убеждения в необходимости соблюдения правил технологической дисциплины и обеспечения безопасности производства.

Третья возможность – приобретение студентами умений и навыков индивидуальных действий по охране труда и организации безопасности производства, а также контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам по безопасности производства и охране труда.

Четвертая возможность – это формирование у студентов готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе, а также овладение методами осуществления инновационных идей в сфере охраны труда и организации безопасности производства.

Пятая возможность – формирование у студентов уверенности в принятии правильных решений в сфере охраны труда, а также способности к обобщению, анализу, восприятию информации о техническом состоянии и остаточном ресурсе строительных объектов, оборудовании.

Шестая возможность – способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (анализировать воздействие окружающей среды на материал в конструкции; выявить производственные риски и предотвращать несчастные случаи).

Трехмерные плакаты-пособия могут состоять из нескольких модулей. В каждом модуле представлены виртуальные производственные ситуации по охране труда, которые способствуют развитию образно-наглядного мышления, а также быстрому вхождению студентов в процесс профессиональной подготовки [9]. Размещённая в таких модулях информация состоит из трехмерных пространственных изображений от дизайна отдельных составляющих в виде машин и механизмов, приспособлений и инструментов до дизайн-макета общей производственной ситуации, строительной площадки и ее элементов, участков производства отдельных видов работ и т. д.

Точка построения трехмерных изображений выбиралась автором таким образом, чтобы каждый отдельный модуль плаката-пособия выглядел как законченный технологический процесс или цикл, и на его основе можно было изобразить и построить требования по охране труда, смоделировать профессиональные задачи. Специально выделенные компоненты модулей регулируют избирательность внимания за счет преимущественного отображения отдельных объектов, способствуя раскрытию наиболее характерных свойств и параметров, влияющих на выполнение работ с соблюдением требований безопасности. Все это создает возможность формирования ассоциаций, отражающих объективные связи и отношения между производственными процессами и отдельными операциями по охране труда, а также причиной и следствием создания опасных и аварийных ситуаций, способных привести к несчастным случаям и травматизму [10].

Во все мультимедийно-обучающие комплексы по охране труда входят и учебные задачи-ситуации, используемые при проведении промежуточного и итогового контроля. Выяснено, что представленные в мультимедийно-обучающем комплексе по охране труда учебные задачи-ситуации можно разделить на три группы:

  • предметно-когнитивные, направленные на формирование базовых знаний, умений и навыков по охране труда в профессиональной сфере;
  • практико-ориентированные, обеспечивающие приобретение опыта профессионального взаимодействия с социальными партнерами и освоение компетенций по охране труда в профессиональной сфере [3];
  • воспитательно-установочные, направленные на ценностно-смысловую ориентацию будущего специалиста в сфере профессиональных задач по охране труда [5].

Разделение учебных задач-ситуаций в мультимедийно-обучающем комплексе по охране труда на перечисленные выше группы условно. Каждая учебная задача-ситуация направлена на формирование базовых знаний, умений и навыков по охране труда в профессиональной сфере; приобретение опыта профессионального взаимодействия с социальными партнерами и освоение компетенций по охране труда в профессиональной сфере; ценностно-смысловую ориентацию будущего специалиста в сфере профессиональных задач по охране труда.

Организация профессионально-ориентированной визуально-образовательной среды предусматривает применение учебных фильмов как самостоятельных средств профессиональной подготовки, так и как компонентов мультимедийно-обучающих комплексов по охране труда.

Нами разработаны следующие научно-методические рекомендации по применению учебного фильма по охране труда в процессе профессиональной подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля:

1) содержание учебного фильма должно быть выстроено таким образом, чтобы он целиком охватывал весь технологический процесс или ключевые этапы работы с рассматриваемым технологическим процессом или видом строительной техники;

2) перед просмотром учебного фильма целесообразно провести со студентами предварительное обсуждение вопросов охраны труда с целью определения их начальных знаний о технологии производства работ, которым посвящён фильм; об оборудовании и строительных машинах, используемых в данном виде работ в различных условиях; общих требованиях обеспечения охраны труда при проведения работ, которым посвящен фильм, а также к допуску персонала к работам;

3) возможно несколько вариантов использования учебного фильма по охране труда в процессе профессиональной подготовки: самостоятельное изучение содержания вопросов охраны труда, представленных в учебном фильме на персональном компьютере; изучение содержания учебного фильма с преподавателем на аудиторном занятии; изучение содержания учебного фильма в процессе практики с комментариями специалиста по охране труда; изучение содержание учебного фильма на аудиторном занятии с комментариями обучающихся;

4) во всех вариантах использования учебного фильма должна быть возможность его остановки для изучения необходимых вопросов на статичном кадре;

5) в процессе изучения содержания учебного фильма студентам можно предложить самим описать участок производства работ, предложить свои варианты его организации и определить на нём возможные вредные и опасные производственные факторы;

6) по завершении итогов просмотра учебного фильма студентов целесообразно ознакомить с основными терминами и определениями, используемыми в данном видеофильме;

7) в структуре учебного фильма можно выделить следующие разделы:

а) репродуктивный, в котором представлены вредные и опасные производственные факторы, порядок допуска персонала к работе, осмотр техники перед началом работы. В данном разделе могут содержаться и задания с предложением студентам привести собственные примеры вредных и опасных факторов и разработать меры по их устранению или минимизации их влияния на всех участников производственного процесса;

б) продуктивный, в котором представлена модель безопасной организации участка производства работ. В данном разделе наглядно графическими средствами иллюстрируются проявления вредных и опасных производственных факторов в виде опасных зон, а также обозначаются требования к организации производственного процесса, обеспечивающие безопасность от обозначенных опасных зон. Требования безопасности могут быть как специфичными для отдельного технологического процесса, так и общими для всего участка производства работ, многие из которых связаны с безопасной организацией производства работ. Поэтому авторами фильма должна акцентироваться необходимость соблюдения охраны труда не только на постоянных рабочих местах, но и на всем участке производства работ;

в) конкретный, в котором раскрываются отдельные технологические операции, входящие в состав рассматриваемого производственного процесса.

Таким образом, организация профессионально-ориентированной виртуально-образовательной среды в процессе профессиональной подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля к охране труда на производстве позволяет:

  • во-первых, формировать у бакалавров инженерно-строительного профиля поведение, соответствующее требованиям охраны труда на производстве в сфере будущей профессиональной деятельности и позволяющее эффективно действовать в стандартных и нештатных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью своему и окружающих;
  • во-вторых, осваивать бакалаврам инженерно-строительного профиля компетенции, необходимые для решения профессиональных задач по охране труда и управления профессиональными рисками.

Рецензенты:

Пугачёва Н.Б., д.п.н., профессор кафедры производственной безопасности и права, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.

Туктамышов Н.К., д.п.н., профессор, декан факультета общей инженерной подготовки, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Бадрутдинов М.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВИРТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12991 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674