Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ

Ефимова Л.П. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт филологии и межкультурной коммуникации, Высшая школа искусств им С. Сайдашева
Прогресс развития общества в новом столетии во многом зависит от воспитания современных подростков. Формирование и становление личности школьника требуют современных и эффективных образовательных технологий, помогающих адаптироваться в окружающем социуме. В данном случае можно выделить новый вид творческой учебной деятельности - проектная. Статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования – организации проектной деятельности в средней школе. В ней рассматриваются функции искусства в личностном развитии подростков. Особое внимание обращается на то, что использование проектной деятельности в обучении подростков создает благоприятные условия для становления у них опыта самостоятельной познавательной деятельности и положительных личностных изменений. Автор раскрывает особенности организации проектной деятельности на интегрированных уроках изобразительного искусства и гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе на примере авторской программы для подростков «Арт-Перекресток».
подростки
проектная деятельность
интеграция
изобразительное искусство
искусство
1. Ефимова Л.П. Возможности использования метода проектов в условиях интегрированного обучения // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук : материалы XIII Международной научно-практической конференции 21–22 декабря 2012 г. В 2 т. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М. : Спецкнига, 2012. – Т. II. 400 с.
2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
3. Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Г. Маранцман, М.А. Бабурина, М.Г. Дорофеева и др.; под ред. В.Г. Маранцмана. – М., 2002. – Ч. 2. - 350 с.
4. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства (серия «Мир искусств») / сост. Р.Г. Григорьева; пред. С.М. Даниэля. – СПб. : Академический проект, 2002. – 544 с.
5. Основное общее образование: федеральный государственный стандарт : сборник нормативно-правовых материалов. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 160 с.
6. Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 347 с.
7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.
8. Явгильдина З.М., Ефимова Л.П. Педагогические условия развития социально-проектной культуры школьников. Филология и культура. – Казань : Ихлас, 2013. – № 2 (32). – С. 314-317.

В условиях современного общества возрастает потребность в личности, умеющей самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые проблемы, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и успешно достигать их. Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению и использования эффективных методов в образовательном процессе. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, основное предназначение которого состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Данный метод в педагогической практике стал особенно актуальным, так как именно проектная деятельность сегодня является важным показателем эффективности и результативности учебного процесса. В Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования, помимо изучения обязательных предметов, предусмотрено выполнение учащимися индивидуальных и коллективных проектов. На наш взгляд, эффективная работа по реализации метода проектной деятельности возможна на интегрированных уроках изобразительного искусства и гуманитарных дисциплин.

Исследователями в области педагогики и психологии теоретически и практически доказано, что искусство, и изобразительное искусство в частности, выступает эффективным средством воздействия на нравственную сферу личности (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Благодаря своей специфике, заключающейся в наглядно-образном отражении действительности, изобразительное искусство является эффективным средством умственного, эстетического и нравственного воспитания и должно иметь такое же значение, как и другие общеобразовательные предметы. Одной из важнейших задач преподавания изобразительного искусства в современной школе является формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения [5, с. 20]. Доктор педагогических наук Т.С. Комарова отмечает, что «чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности» [2, с. 56].

Для решения этой задачи на уроках изобразительного искусства необходимо использовать различные типы уроков (урок получения новых знаний, урок совершенствования умений и навыков, урок применения знаний на практике и т.д.), формы уроков (интегрированный урок, урок-путешествие, урок-экскурсия, театрализованный урок и т.д.) и виды деятельности (проектная, исследовательская и т.д.). В процессе проектной деятельности акцент делается на самообучение и на творческий подход к процессу получения знаний и умений. Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся развивают свои умения использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, повышая, таким образом, свой интеллектуальный уровень. В научной литературе проект определяется как «замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического и практического продукта» [6, с. 187]. Работа над проектом учит школьников ставить перед собой общую цель, решать конкретные задачи, обосновывать свою идею и т.д. Проекты могут быть различными, в том числе: декоративная работа, художественное конструирование и дизайн, что предусматривает изготовление учащимися творческих декоративных композиций, изготовление эскизов полиграфической продукции, эскизов интерьера, костюма и т.д. Знакомство с элементарными основами проектной графики вводит учащихся в современный мир дизайна. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета является важным основанием выполнения эскизов. Методические рекомендации для учащихся, учителей и родителей по работе над проектами разработаны исследователем М.А. Ступницкой. В учебно-методическом пособии «Что такое учебный проект?» [7] автором определены основные этапы работы над проектом; проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия; представлены различные варианты организации работы над проектом: творческие проектные мастерские, групповая проектная работа, индивидуальная работа учащегося над проектом; разработана типология учебных проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, игровой или ролевой проекты и др.

Проектная деятельность является особенно эффективной при интеграции уроков изобразительного искусства с гуманитарными предметами, так как открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач. Такие уроки всегда информационно насыщены и интересны для учащихся, так как постоянно меняются виды и формы учебной деятельности. Литературовед и культуролог Ю.М. Лотман в книге «Статьи по семиотике искусства» отмечает, что «наука и искусство - это как бы два глаза человеческой культуры. Именно их различие (и равноправие) создают объемность нашего знания... Искусство - форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием [4]. Отдельные аспекты совершенствования образовательного процесса школьников «с позиций межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах известных исследователей и практиков: в работах отечественных дидактов советского периода С.П. Баранова, М.А. Данилова, И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, Н.М. Скаткина; учёных-психологов Г.И. Вергелиса, Е.Н. Кабановой-Меллер, Ю.А. Самарина, Н.Ф. Талызиной; учёных-методистов В.Г. Горецкого, Ю.М. Колягина, М.Р. Львова, Г.Н. Приступы, Н.Н. Светловской и др.» [1, с. 129]. Интегрированный подход в проектной деятельности мы определяем как совместную учебно-познавательную, проектную, исследовательскую и творческую деятельность учеников и педагогов, имеющую общую цель и направленную на достижение общего результата по решению значимой проблемы как для учеников, так и для учителя. Использование данного подхода в обучении способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формированию у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом. В результате использования интегрированного подхода в условиях проектной деятельности учащиеся приобретают опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, опыт творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. При таком подходе на интегрированном уроке педагоги имеют возможность одновременно решать несколько задач из различных областей знания, а учащиеся осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет увеличить время организации творческой художественно-проектной деятельности.

Интегрированные уроки могут быть как внутрипредметные, так и межпредметные, с высокой и слабой степенью интеграции, что существенно влияет на отбор содержания и конкретные технологии учителя. Самые распространенные уроки - на которых происходит объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Такие уроки могут проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала. Более высокий уровень интеграции связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. Итогом интегрированных уроков чаще всего является рисунок и сочинение, рисунок и презентация (словесная или электронная), что дает подростку реализовать себя дважды: в художественной и интеллектуальной деятельности. Немаловажной особенностью изобразительного искусства в системе межпредметных связей является то, что художественная составляющая урока может снимать нервно-психическое напряжение и тревожность, вызванную интеллектуальной деятельностью, что защищает учащихся от перегрузки и утомления.

Интегративный подход к организации уроков изобразительного искусства и гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе ярко представлен в авторской программе «Арт-Перекресток» для учащихся 5-9 классов, которая включает в себя семь взаимосвязанных разделов, каждый из которых завершается выполнением проекта на заданную тему. В программе отмечается, что успешная реализация проектной деятельности подростков в общеобразовательной школе возможна при специально организованных педагогических условиях, а именно: вовлечение учащихся в творческую деятельность по восприятию и оценке художественных произведений и собственного творчества, использование интегративного подхода в организации проектной деятельности учащихся, обеспечение деятельностного характера усвоения социального опыта [8, с. 314-317]. Опытно-экспериментальная работа проводилась с учащимися 5-9 классов МБОУ «Гимназия № 96» г. Казани и МБОУ «Гимназия № 3» г. Чистополя Республики Татарстан. В опытно-экспериментальной работе принимало участие 127 подростков.

Большие возможности для организации интегративных уроков по изобразительному искусству предоставляет область литературы и русского языка. Основа межпредметных связей этих дисциплин в общих художественных средствах словесного и изобразительного искусства. Доктор педагогических наук В.Г. Маранцман одним из первых обосновал необходимость изучения литературы в контексте искусства, обосновал проблему внутренних связей и особенностей стиля писателя и творческого метода художника. Говоря о литературном развитии, В.Г. Маранцман отмечает, что именно в общении с изобразительным искусством у школьников развивается способность к образной конкретизации, необходимая для чтения и необычайно важная в освоении языка [3].

Представляем опыт интеграции изобразительного искусства и литературы на примере раздела «Книжная история» в девятом классе. В процессе изучения раздела проводятся занятия на продвижение идей пользы и необходимости чтения. Результатом изучения раздела «Книжная история» становится презентация индивидуального или коллективного проекта по созданию описания, иллюстраций и обложки для своей будущей книги. Среди выполненных проектов особенно выделяются: «Моя золотая полка», «Жизнь Замечательного Человека», «Отцы и дети», «Лучший рассказ», «Я читаю...». Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ученика форме. Кроме того, участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения учащегося в отношении чтения.

Интеграция изобразительного искусства и русского языка реализуется в пятом классе при ознакомлении с темой «Натюрморт. Сочинение по картине Ф.П. Толстого "Цветы, фрукты, птица"», входящей в раздел программы «Вкусный натюрморт». Результатом освоения данной темы являются умения учащимися излагать текст, включать в него описание, знание понятий «композиция», «натюрморт», «цвет» и т.д. По окончании изучения раздела учащиеся выполняют индивидуальный проект, который включает художественный эскиз и литературное описание творческой работы. По данному разделу учащимися выполнены проекты на темы: «Завтрак на траве», «Тихая жизнь вещей», «Дары осени», «Фруктовая сказка» и др.

Знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества будет эффективно на интегрированных уроках изобразительного искусства и истории. Так, например, при изучении раздела «В музее» у учащихся восьмого класса систематизируются и расширяются представления о музее как хранителе культурных ценностей, на конкретных примерах раскрывается важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев. На уроке «От пера до шарика» учащиеся знакомятся с интересной историей создания шариковых ручек. Учитель истории делает акцент на историческом аспекте, а учитель изобразительного искусства представляет изображения перьев и ручек, которые предшествовали современным аналогам. Результатом освоения данной темы выступает презентация индивидуального или коллективного проекта виртуального музея какого-либо предмета или деятеля искусств. Среди лучших проектов, выполненных в рамках раздела «В музее»: «Музей - заповедник», «Музей моего детства», «Музей нашего воображения», «Музей будущего» и др.

Педагогический потенциал изобразительного искусства заключается в возможности воспитания уважения к истории культуры своего Отечества, которая может быть выражена в архитектуре, живописи, в национальных образах и т.д. Так, через исследование памятников архитектуры формируется интерес и уважительное отношение к культурному наследию и традициям как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. При интеграции изобразительного искусства с историей в разделах «Моя родина» (7 класс) и «Город мечты» (8 класс) развивается уважительное отношение к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран. На интегрированных уроках учащиеся знакомятся с историей своего родного города и с особенностями других городов, узнают о выдающихся деятелях культуры своего родного края и других стран; расширяется их кругозор в сфере географии мира, культурных особенностей, национальных традиций и т.д. Результатом освоения разделов является творческий индивидуальный или коллективный проект на городскую тематику, в котором учащиеся приводят примеры положительного влияния на общество тех или иных действий, сооружений, предметов, городских проектов и т.п. Среди наиболее успешных проектов, выполненных учениками восьмого класса: «Город букв», «Город, в котором я живу», «Город будущего», «Город мастеров», «Тайны улиц нашего города» и др.

Таким образом, проектная деятельность на интегрированных уроках изобразительного искусства и гуманитарных предметов способствует развитию проектных умений, исследовательских способностей, творческого мышления, художественного вкуса; формирует коммуникативные навыки, навыки критического мышления, способности ставить цели и формулировать гипотезы проекта, находить необходимую информацию по теме проекта и высказывать свое отношение к предмету обсуждения и к окружающей их действительности и решает основную задачу государственных образовательных стандартов - воспитывает основы художественной культуры учащихся.

Рецензенты:

Явгильдина З.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории искусств и мировой художественной культуры ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Ярмакеев И.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования ИФМК ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Ефимова Л.П. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13048 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674