Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ ПОЛОВОЙ КОНСТИТУЦИИ ПОЛОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

Чебыкина А.В. 1 Сысоев В.Н. 1 Будко Д.Ю. 1
1 Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Цель работы заключалась в оценке влияние особенностей половой конституции курсантов на успешность начального периода социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе. Использовали методику векторного определения половой конституции Васильченко Г.С. Оценивали соматический и психологический факторы половой конституции, а также их соотношение, которое характеризовало пропорциональность психосексуального и соматосексуального развития. Для оценки способности к социально-психологической адаптации и характеристики индивидуально-личностных свойств использовали методики «МЛО Адаптивность» и СМИЛ. Обследовано 187 человек в возрасте от 18 до 21 года. По результатам статистического анализа данных все испытуемые в зависимости от величины преобладания того или иного фактора половой конституции были разделены на пять групп. Определено, что крайние варианты полового развития как с преобладанием соматического, так и с преобладанием психологического факторов, снижают уровень нервно-психической устойчивости у индивидуумов, что ухудшает условия формирования системной реакции организма в процессе военно-профессиональной адаптации. Поэтому предс¬тавляется целесообразным в процедуру ППО включить оценку половой конституции человека, а для лиц с выявленными отклонениями психосексуального развития разработать психокоррекционные методики, которые нивелировали бы преобладание того или иного фактора половой конституции.
психологические особенности
социально-психологическая адаптация
психологический фактор
соматический фактор
Половая конституция
1. Анциферова Е.С. Комплексная оценка физического развития кандидатов для обучения и воспитанников военных образовательных учреждений среднего общего образования: Дисс. … канд. мед. наук. – СПб., 2007. – 220 с.
2. Васильченко Г.С. Определение половой конституции мужчины // Методические рекомендации. – М., 1974. – 48 с.
3. Васильченко Г.С. Сексопатология / Г.С. Васильченко. – М.: Медицина, 1990. – 456 с.
4. Сысоев В.Н. Концепция психофизиологического сопровождения учебного процесса в Военно-медицинской академии / В.Н. Сысоев и др. // Мат.науч.конф. «Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях». – СПб.: Б.и., 2002. − С.6-12.
5. Сысоев В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих: Автореф. дисс. … д-ра мед. наук / В.Н. Сысоев. – СПб., 2000. – 48 с.

Введение. Различные классификации конституциональной принадлежности индивидуума смещают акценты либо на морфологический тип телосложения, либо на функционально- энергетические особенности человека, либо на его психологические характеристики. Результаты рядов исследований свидетельствуют о том, что у лиц с более ранним биологическим созреванием половой системы в высшей нервной деятельности преобладают процессы торможения, опережение психосексуального развития над соматополовым ведет к уменьшению влияния процессов торможения в центральной нервной системе. Запаздывание в соматополовом развитии может приводить к повышению тревожности [4, 5]. Анциферова Е.С. получила данные о том, что имеются определенные конституционально-типологические различия успешности обучения курсантов по некоторым дисциплинам [1]. В то же время роль различных типов половой конституции в успешности начального периода военно-профессиональной адаптации практически не исследована.

Цель. Оценить влияние особенностей половой конституции курсантов на успешность начального периода социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе.

Методика. Использовали методику векторного определения половой конституции Васильченко Г.С. [2, 3]. Учитываются четыре показателя: I - возраст, в котором впервые пробудилось либидо, II - возраст появления эякуля­ции, III - трохантерный индекс, IV - характер оволосения лобка. Определяются исходные индексы для каждого показателя.

Соматический фактор половой конституции (СФпк) в наибольшей степени определяется генотипом человека и создает гормональный фон, на котором происходит половое созревание. Психологический фактор половой конституции (ПФпк) подвержен влиянию непосредственного микросоциального окружения и может изменяться под влиянием этнических, культурных, психологических факторов, условий воспитания в семье. Соотношение этих показателей характеризует пропорциональность психосексуального и соматосексуального развития:

ФСпк=ПФпк/СФпк ,

где: СФпк - соматический фактор половой конституции;

ПФпк - психологический фактор половой конституции;

ППпк - психофизиологический показатель пропорциональности половой конституции.

Трохантерный индекс определяли при проведении антропометри­ческих исследований, оволосение лобка - во время осмотра курсантов хирургом. Сведения о возрасте пробуждения либидо и первой эякуляции получали в индивидуальной беседе. Для оценки способности к социально-психологической адаптации и характеристики индивидуально-личностных свойств использовали методики «МЛО» Адаптивность и СМИЛ. Обследовано 187 человек в возрасте от 17 до 21 года.

Результаты. Результаты, полученные при проведении исследования, были проверены на соответствие их характеристик нормальному распределению. Расчёт проводился в общей выборочной совокупности курсантов (n=187). Рассчитывали: среднее арифметическое; медиана; мода; характеристики рассеяния совокупности: стандартное отклонение; эксцесс; асимметрия (табл. 1).

Таблица 1

Статистические характеристики переменных

Наименование показателей исследования

Статистические характеристики

методик исследования

Среднее арифметическое

Медиана

Мода

Стандартное

отклонение

Эксцесс

Асимметрия

Возраст пробуждения либидо (лет)

13,3

13,0

13,0

1,8

0,21

-0,45

Возраст пробуждения либидо (баллы)

4,0

4,0

4,0

1,41

1,77

1,00

Возраст первой эякуляции (лет)

13,4

14,0

14,0

1,40

0,65

0,08

Возраст первой эякуляции (баллы)

4,5

4,0

4,0

1,10

0,83

0,69

Трохантерный индекс (у.е.)

1,96

1,95

2,0

0,07

1,23

0,89

Трохантерный индекс (баллы)

5,4

5,0

5,0

2,41

- 1,00

0,17

Характер оволосения (баллы)

1,2

1,0

1,0

0,69

-0,25

1,00

Психофизиологический показатель пропорциональности половой конституции

1,02

0,95

1,00

0,39

0,42

1,12

Анализ результатов, которые представлены табл 1, позволяет сделать вывод о том, что все исследованные показатели отвечают параметрам нормального распределения. Это дало основание для перевода в стеновую шкалу.

Результаты перевода психофизиологического показателя пропорциональности половой конституции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Нормированные значения ППпк

Показатель методики

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Психофизиологический показатель пропорциональности половой конституции

0,28-0,42

0,42-0,56

0,56-0,70

0,70-0,84

0,84-0,98

0,98-1,12

1,12-1,26

1,26-1,40

1,40-1,54

1,54-1,72

На основании данных таблицы 2 все испытуемые в зависимости от величины преобладания того или иного фактора половой конституции были разделены на пять групп:

1 группа - со значительным преобладанием соматического фактора половой конституции (1-2 стена); 2 группа - с преобладанием соматического фактора половой конституции (3-4 стена); 3 группа - уравновешенные по факторам половой конституции (5-6 стенов); 4 группа - с преобладанием психологического фактора половой конституции (7-8 стенов); 5 группа - со значительным преобладанием психологического фактора половой конституции (8-10 стенов).

Анализ результатов теста МЛО «Адаптивность» позволил выявить ряд психологических особенностей личности в полярных по выраженности влияния соматического и психологического факторов ПК. В большей степени эти особенности проявляются в показателях, характеризующих возможности регуляции деятельности в сложных условиях, способности личности к социально-психологической адаптации, взаимодействию с членами коллектива и соблюдению общепринятых норм поведения (таблица 3).

Таблица 3

Характеристики показателей социально-психологической адаптации у курсантов с различными группами половой конституции (стены)

Наименование шкалы

 

Группы половой конституции

1

2

3

4

5

Поведенческая регуляция

5,29±0,11

5,15±0,16

5,37±0,19

5,31±0,13

5,61±0,14*

Коммуникативный потенциал

5,79±0,13

5,48±0,22

5,54±0,18

5,97±0,11*

6,11±0,16*

Морально-нравственная нормативность

5,62±0,19

5,51±0,22

5,45±0,13

5,39±0,23

5,33±0,21

Личностный адаптационный потенциал

5,51±0,12

5,44±0,12

5,45±0,19

5,69±0,21

5,79±0,11*

Примечание: по шкалам, обозначенным знаком *, различия в средних значениях показателей статистически достоверны между 1 остальными группами ПК при p<0,05.

Анализ данных таблицы 3 позволяет сделать вывод о несколько более низких характеристиках показателей социально-психологической адаптации в группе со значительным преобладанием психологического фактора ПК, которые достигают статистически значимой разницы по поведенческой регуляции и коммуникативному потенциалу, обусловливая, таким образом, и низкие значения ЛАП. Можно предположить, что при начале обучения курсанты со значительным преобладанием психологического фактора ПК испытывают более выраженные трудности в адаптации к обучению, установлении межличностных контактов.

Выявленные различия в некоторых характеристиках показателей социально-психологической адаптации к обучению в группах курсантов со значительным преобладанием соматического и психологического факторов ПК позволяют объяснить данные, полученные по результатам методики СМИЛ (рис. 1).

Рисунок 1. Профили СМИЛ в полярных по факторам ПК группах

Анализ профиля СМИЛ при установленном уровне достоверности (p<0,05) показывает, что курсанты с преобладанием психологического фактора ПК по сравнению с полярной группой чаще дают неискренние ответы, у них статистически значимо более высокие значения показателей по шкалам опросника «Социальная интроверсия», «Депрессивность» и «Гипоманиакальность». Полученные данные указывают на то, что курсанты этой группы могут быть эмоционально неустойчивы в сложных условиях обучения, чаще и в большей степени подвержены перепадам настроения. Наряду с этим, они стараются высказывать социально одобряемые суждения и более зависимы от мнения окружающих и при ответах на вопросы методики.

Вывод. Крайние варианты полового развития как с преоблада­нием соматического, так и с преобладанием психологического факторов, снижают уровень нервно-психической устойчивости у индивидуумов, что ухудшает условия формирования системной реакции организма в процессе военно-профессиональной адаптации. Поэтому представляется целесообразным в процедуру ППО включить оценку половой конституции человека, а для лиц с выявленными отклонениями психосексуального развития разработать психокоррекционные методики, которые нивелировали бы преобладание того или иного фактора половой конституции.

Рецензенты:

Дергунов А.В., д.м.н., профессор кафедры патологической физиологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург.

Рыбников В.Ю., д.м.н., д.псх.н., профессор, заместитель директора по научной и учебной работе ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС России, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Чебыкина А.В., Сысоев В.Н., Будко Д.Ю. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ ПОЛОВОЙ КОНСТИТУЦИИ ПОЛОВОЙ КОНСТИТУЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13124 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674