Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ССУЗ

Закирова Е.Ю. 1
1 Институт педагогики и психологии профессионального образования
Статья посвящена вопросам проектирования профессионального модуля в рамках ФГОС СПО. Проведен анализ современной литературы по профессиональной педагогике, исходя из которого сделаны выводы о существующих технологиях и методиках педагогического проектирования. Определено, к какому типу педагогических технологий относится предлагаемая технология проектирования модуля. На основе проведенного анализа был разработан вариант технологии проектирования профессионального модуля, состоящей из четырех последовательных этапов, каждый из которых состоит из нескольких компонентов, последовательно реализуемых в рамках представленной технологии. Разработаны алгоритмы формирования структуры тематического плана и структуры формирования междисциплинарного курса профессионального модуля, являющиеся частью предлагаемой технологии. Предложенная технология проектирования профессионального модуля является универсальной и в достаточной степени валидной.
проблемы реализации модулей
технология проектирование профессионального модуля
федеральный государственный образовательный стандарт
профессиональное образование
1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. учеб. заведений [Текс]/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 288 с.
2. Сафин Р.С. Проектирование основной образовательной программы в строительном вузе [Текст] / Р.С. Сафин, И.Э. Вильданов, Е.А. Корчагин, Р.Н. Абитов // Известия КГАСУ. – 2012. – № 1. – 0,44 п.л. – 500 экз.; Методология и теория моделирования интеграционных процессов в современном профессиональном образовании – коллектив авторов / под научной редакцией В.С. Щербакова. – 9 п.л.
3. Сафин Р.С., Зялаева Р.Г. Проектирование модулей обучения инновационному предпринимательству в профессиональной школе [Текст] / Р.С. Сафин, Р.Г. Зялаева. – Казань: ФГНУ ИПППО РАО, 2013. – 58 с.; тираж 500 экз.
4. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие [Текст]/ М. А. Чошанов. – М.: Народное образование, 1996. – 160 с. СОУНБ; ЕФ; Шифр 74.202; Авторский знак Ч-759; Инв. номер 2192707-ЕФ СОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2189886-ЕФ
5. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования / Официальный сайт Министерства науки и образования РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mon-ru. - свободный (дата обращения 29.11.2013 г.).
Работа по созданию алгоритмов формирования профессиональных модулей по различным специальностям отражена в научных работах ученых - педагогов лаборатории управления профессиональной подготовкой Института профессиональной педагогики и психологии: Матухина Е.Л., Сафина Р.С., Шайдуллиной А.Р., Юсупова В.Б. и д.р. Понятие педагогическое проектирование многогранно.

В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:

  • Социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
  • Психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
  • Образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов [1].

Проектирование организационно-управленческого модуля можно отнести к третьему виду проектирования.

Педагогическое проектирование может осуществляться  на разных уровнях в зависимости от требований к результату и формам представления продукта: концептуальном, содержательном, процессуальном уровнях. Основываясь на проведенной научно-исследовательской работе лаборатории управления профессиональной подготовкой Института профессиональной педагогики и психологии, мы разработали алгоритм проектирования организационно-управленческого модуля [3].

Для каждого педагогического проекта подбираются необходимые методологические принципы, в зависимости от решаемых задач. При  проектировании организационно-управленческого модуля необходимы и достаточны принципы интеграции, мобильности, проблемности, креативности, оптимизации.

Технология разработки  организационно-управленческого модуля формируется в несколько этапов, на каждом из которых мы осуществляли определенные действия. Эта работа наглядно показана в таблице 1.

Работа над разработкой программы осуществляется в несколько этапов:

подготовительный (сбор необходимой информации), творческий (разработка междисциплинарных курсов), заключительный (оформляется паспорт профессионального модуля, его структура и содержание).

Таблица 1

Технология проектирования организационно-управленческого модуля для подготовки студентов  технической специальности

этапы

компоненты

Действия

Подготовительный этап формирования программы

 

Выявление проблемы

  1. Анализ стандартов ГОС и ФГОС для установки определения различий.
  2. Анализ требований внешней среды - социального заказа.
  3. Сравнение полученных результатов - выявление проблемы.
  4. Исходя из проблемы определение входного (исходный уровень компетентности) и выходного (уровень компетентности, который должен достигнуть обучающийся) профиля специальности.

 

Формулировка целей

  1. Определение стратегических целей организационно- управленческой подготовки в рамках ФГОС с учетом требований регионального рынка труда.
  2. Определение частных целей - целей изучения конкретного организационно - управленческого междисциплинарного курса и управленческого модуля в целом.

Определение входных условий

Определение минимальных требований к организационно - управленческой компетентности студентов, приступающих к изучению организационного модуля (знания, умения, компетенции, освоенные в школе на уроке по дисциплине «Экономика» (базовый или повышенный уровень)).

организационный

Определение оргпед условий

реализации модуля

  1. Наличие отлаженного механизма взаимодействия «предприятие - ССУЗ» на основе паритетности.
  2. Формирование инновационного образовательного пространства в рамках профессионального модуля на основе интеграции современных форм, методов и средств обучения.
  3. Наличие разно уровневых методик диагностики.

Подбор и анализ ресурсного обеспечения реализации модуля

  1. Подбор ИКТ (компьютеры, мультимедийные комплексы, интерактивные доски и т.п.) и программного обеспечения для передачи учебной информации. (базовые и дополнительные).
  2. Определение базы производственной практики.

процессуальный

Проектирование содержательного компонента

  1. Отбор, анализ и компоновка содержания путем определения конкретных дидактических единиц (разделов, тем и т.д.) и установления логической последовательности их изучения. Разбивка учебного материала на междисциплинарные курсы, разделы, темы.
  2. Определение моделей компоновки знаний в модуле.

Проектирование процессуального компонента

  1. Выбор методов и форм обучения.
  2. Выбор технологий обучения.
  3. Выбор средств обучения.

Проектирование результативного компонента

  1. Определение критериев оценивания.
  2. Выбор методов, видов и форм контроля.
  3. Определение средств оценки - создание базы контрольно оценочных средств.

результативный

Проектирование паспорта профессионального модуля

Четкая структуризация материала по разделам рабочей программы профессионального модуля в соответствии с установленной последовательностью.

На подготовительном этапе необходимо:

1. Определить, какие дисциплины, исходя из логики учебного процесса и требований работодателей, необходимы для полного освещения «Организационно-управленческой деятельности в рамках структурного подразделения, как первоначального звена управления».

Через опрос работодателей выяснить, знания по каким организационно-управленческим дисциплинам необходимо учесть при разработке модуля («Менеджмент», «Управление персоналом», «Организация труда», «Охрана труда», «Организация производства», «Организация подготовки производства», «Делопроизводство», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и др.).

2. Выбрать из тематики каждой дисциплины наиболее значимые, ключевые темы, определить знания, умения, навыки по каждой выбранной теме.

3. Определить, исходя из выбранного материала и требований работодателей, какие компетенции необходимо освоить студенту при организационно-управленческой подготовке. Надо отметить, что на большинстве современных предприятий разработаны корпоративные компетенции, на которые можно ссылаться при проработке данного вопроса. Исходя из корпоративной модели компетенций, будущей профессиональной деятельности студентов, были определены организационно-управленческие компетенции.

Второй этап содержит в себе следующие направления работы.

  1. Группировка собранного материала по направлениям учебной деятельности и формирование междисциплинарных курсов (МДК). Так, в ПМ.03 «Организация и управление работой структурного подразделения» были выделены следующие МДК: «Управление и организация труда на производственном участке», «Трудовое право и охрана труда на производственном участке», «Делопроизводство производственного участка».
  2. В каждом междисциплинарном курсе в зависимости от вошедшего в него учебного материала определено количество разделов и тем. Разделы могут носить названия тех дисциплин, из которых взят данный учебный материал. Так, МДК 03.01 «Управление и организация труда на производственном участке» состоит из таких разделов, как: «Менеджмент», «Организация управления производством», «Организация труда», «Организация подготовки производства». По каждому междисциплинарному курсу, разделам курса и темам разделов определяется количество часов.
  3. Исходя из количества часов, отведенных на раздел или тему, определяется количество часов на каждое занятие по теме, как теоретическое, так и практическое.
  4. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов определяются условия реализации программы профессионального модуля, а именно: требования к минимальному материально-техническому обеспечению; информационному обеспечению обучения (перечень рекомендованной учебной литературы, литературы дополнительной, интернет ресурсов).
  5. После проработки содержания модуля, определения знаний, умений, навыков, компетенций определяются формы и методы контроля и оценки результатов обучения в зависимости от уровня освоения учебного материала.

Рисунок 1. Алгоритм формирования структуры тематического плана профессионального модуля

Рисунок 2. Алгоритм формирования структура МДК профессионального модуля

Заключительный этап разработки программы - это оформление паспорта профессионального модуля и его структуры.

При составлении рабочей программы допускается вносить обоснованные изменения в содержание, последовательность изложения материала, распределение учебных часов по разделам (темам), не нарушая логики изложения профессионального модуля и при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников по соответствующей специальности, заложенных в ФГОС СПО (рис.1 и 2).

Предложенная технология проектирования профессионального модуля является универсальной и в достаточной степени валидной. По предложенной технологии могут проектироваться любые профессиональные модули (технические, экономические) по любым специальностям.

Рецензенты:

Сафин Р.С., д.п.н., профессор ФГНУ Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.

Горбунов В.А., д.п.н., профессор ФГНУ Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Закирова Е.Ю. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ССУЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13141 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674