Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ ЧИСЛА МИГРАНТОВ

Фурсов О.Б. 1
1 НОУ ВПО «Международный институт рынка»
Глобализация мировых экономических процессов, интеграция, формирование интернациональных рынков труда, ресурсов и капиталов, транспортные и торговые связи, миграционные и информационные потоки объединяют социум и экономику в единое целое и позволяют рассматривать мир как глобальную систему. Особое внимание следует обратить на молодежные совещательные структуры, деятельность которых могла бы ускорить ассимиляцию и адаптацию мигрантов к культурным особенностям того или иного региона. Известно, что молодежь толерантна и эффективно выстраивает коммуникационные каналы. Кроме того, молодые люди чаще проявляют гибкость, адаптивность, стремление к учебе и изменениям и могут оказать помощь своим старшим родственникам. Снижаются, в том числе, коррупционные риски и повышается прозрачность деятельности государства. Важнейшей задачей государственной миграционной политики следует считать привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации, интеграции и ассимиляции.
трудовая миграция молодежи
мотив миграции
рост экономического благосостояния населения
центры притяжения мигрантов
задачи государственной миграционной политики
диспропорции экономического и демографического развития страны
1. Буранок А.О. Система практико-ориентированной подготовки кадров в Международном институте рынка (на примере направления подготовки «Государственное и муниципальное управление») // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 2-6. - С. 1357-1361.
2. Горбунова О.А., Чумак В.Г. Мотивация персонала на основе моделей жизненных циклов в условиях модернизации экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2013. – № 3. – С. 130-135.
3. Дровянников В.И. Мультиагентный подход к исследованию системы подготовки профессиональных кадров // Экономические науки. - 2010. - № 72. - С. 274-277.
4. Дровянников В.И. Разработка модели компетентностно-целевого управления образовательным процессом // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2008. - № 11. – С. 22-26.
5. Дровянников В.И. Оптимизация процесса управления формированием компетенций при обучении специалиста // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2009. - № 57. - С. 31-35.
6. Дровянников В.И. Поиск области компромисса при согласовании экономических интересов структур бизнеса и вуза // Экономические науки. – 2009. - № 8. - С. 312-315.
7. Дровянников В.И. Применение математического обучения в команде в организационно-экономическом управлении образовательным процессом компетентностной направленности // Экономические науки. – 2009. - № 58. - С. 321-325.
8. Дровянников В.И., Хаймович И.Н. Методика и инструментарий мониторинга требований рынка труда к квалификации специалиста в формате компетентностной модели. // Вестник СГЭУ. – 2012. - № 5 (91). - С. 38-41.
9. Дровянников В.И., Хаймович И.Н. Экономико-математический механизм организационного управления согласованным взаимодействием бизнеса и вуза при реализации компетентностного подхода к обучению кадров // Экономические науки. – 2009. - № 8. - С. 300-302.
10. Дровянников В.И., Хаймович И.Н., Чумак В.Г. Математический аппарат для выбора стратегии вуза в конкурентной среде // Научное обозрение. – 2012. - № 4. – C. 388-393.
11. Кузьмина Н.М. Проблемы оценки кадрового потенциала предприятий региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 2. - С. 78-80.
12. Кузьмина Н.М., Хаймович И.Н. Методология системного подхода к анализу процессов формирования и развития кадрового потенциала организации // Известия СНЦ РАН. – 2013. - № 6. - С. 525-527.
13. Стуколова Л.З. Гуманистическая ориентация личностно-профессионального развития будущего менеджера в вузе // Гуманизация образования. – 2008. - № 1. – С. 110-111.
14. Хаймович И.Н. Методика интегральной оценки эффективности квалификации специалиста // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - C. 435.
В настоящее время процессы миграции стали неотъемлемым элементом жизни общества и развития экономики. Миграция молодежи, в том числе международная, как самостоятельное явление имеет демографические, социальные, культурные и экономические причины и последствия.

Эксперты в области социологии, демографии и миграции все чаще возвращаются к дискуссии по поводу выводов С.П. Капицы о развитии человеческого сообщества вообще и отдельных регионов как эволюции самоорганизующейся системы [3; 11; 12]. Признание системности существования и развития социума в планетарном масштабе определяет необходимость исследования всех взаимосвязей и взаимодействий с момента  возникновения. Глобализация мировых экономических процессов, интеграция, формирование интернациональных рынков труда, ресурсов и капиталов, транспортные и торговые связи, миграционные и информационные потоки объединяют социум и экономику в единое целое и позволяют рассматривать мир как глобальную систему с учетом принципов синергии. Ключевым становится развитие народонаселения, в том числе вопросы миграции, которые рассматриваются в глобальном - мировом - масштабе.

Основным мотивом миграции был и остаётся - экономический, когда люди уезжают в поисках нового места приложения труда, лучшей жизни. Трудовая миграция молодёжи - это, прежде всего, проявление диспропорции между экономическим и демографическим развитием страны. Отставание экономического развития от более быстрого роста населения приводит к образованию «перенаселенной пролетарской нации», в результате часть рабочей силы вынуждена эмигрировать в поисках работы.

В поисках желаемой работы и соответствующего уровня жизни молодые люди переезжают из страны в страну, причем срок пребывания в стране приезда может варьироваться от нескольких дней или месяцев до десятилетий. Масштабы трудовой миграции в мире постоянно растут, в этот процесс вовлечены практически все страны. Международная трудовая миграция становится типичным явлением современного мира.

Мигранты стремятся в крупные города, где возможно трудоустройство  в промышленности и сфере обслуживания, где живут их родственники и знакомые, что облегчает выход на рынок труда. Бывает и по-другому: самыми мобильными на рынке труда оказываются маргинальные элементы, которым нечего терять.  Вопросы легального переезда, трудоустройства, получения разрешений на работу их не беспокоят.

С января 2008 г. только в страны Европы, Северной Америки и Австралии на ПМЖ уехали 218 230 человек, более половины из них (163 тыс. чел.) покинули Россию в последние два-три года, только в Венгрии, Норвегии и Чехии прирост численности наших соотечественников составил 24600 чел., из которых гражданство обрели лишь 14%. Пятая часть уезжающих - молодежь в возрасте от 20 до 24 лет [1; 2; 8; 14].

Следует отметить, что и Россия уже стала своеобразным центром притяжения мигрантов. Основную массу мигрантов, приезжающих работать в Россию, составляет молодежь постсоветского пространства. В сложившихся условиях важнейшей задачей государственной миграционной политики следует считать «привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции» в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации до 2025 года  (Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351).

Так, например, в Самарской области по действующим разрешениям на работу в 2011 г. из 10242 трудовых мигрантов молодежь в возрасте 18-29 лет составила  4868 чел.; в 2012 г. (за 9 мес.) из 12728 трудовых мигрантов уже 5896 чел. -  молодежь в возрасте 18-29 лет. Это, по сути, численность студентов среднего самарского вуза, а с учетом от данных УФМС по Самарской области  о приехавших без разрешения, среди 300,0 тыс. мигрантов как минимум 45% , т.е. 135,0 тыс. - это молодые люди до 30 лет [6; 7; 9; 10].

Многие мигранты плохо или вообще не знают русский язык, как правило, не обладают знаниями по истории страны и региона. Отсутствие общего языкового пространства, единых образовательных стандартов и моделей поведения, утраченных на постсоветском пространстве, только усугубляет положение дел. Незнание языка существенно затрудняет процесс адаптации мигрантов, провоцирует социальную напряженность и угрожает межнациональному согласию.

Мигранты, приобретая первый негативный опыт знакомства с Россией, уже не в состоянии изменить свое отношение к территории заработка, что, в свою очередь, приводит к росту правонарушений среди мигрантов. К сожалению, участились случаи использования рабского труда и обмана при выплатах заработной платы.  

 Важнейшее значение для интеграции иностранного гражданина в современное российское общество имеет знание русского языка, возможность общаться на нем, поэтому обучение русскому языку мигранта - одна из основных задач содействия интеграции. Это отмечено в основных направлениях государственной миграционной политики Российской Федерации, которые  включают в себя также формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости; правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры.

О важности данного направления государственной миграционной политики свидетельствует и Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», в котором говорится о разработке комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу. Предусмотрено введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов.

По данным УФМС России по Самарской области, в настоящее время в Самарской области при региональной общественной организации таджиков «Пайванд-Единство» действует воскресная школа, в которой проходят занятия по изучению русского языка по программе «Читаем вместе»; на базе Самарского и Тольяттинского государственных университетов имеются все необходимые ресурсы для обучения и проведения тестирования по русскому языку [4; 5; 13].

С каждым годом в дошкольных учреждениях области увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Актуальной проблемой стало воспитание дошкольников в условиях двуязычия. В целях включения детей иммигрантов в социокультурную структуру российского общества в г.о. Тольятти реализуется проект «Формирование у детей-мигрантов навыка русского языка в условиях интегрированного обучения». На базе МОУ «НОШ № 65» создана интегрированная модель речевой адаптации нерусскоговорящих детей, посещающих общеобразовательные группы ДОУ. Данная программа нацелена на приобщение и овладение детьми-мигрантами русским языком в объеме, достаточном для вхождения в школьную жизнь и обеспечивающем по возможности полноценное пребывание ребёнка в детском коллективе.

По результатам мониторинга, проведенного советом ректоров вузов Самарской области, представляется целесообразным проведение комплекса мероприятий, направленных на создание инфраструктуры для поддержки образовательной (учебной) миграции, привлечения квалифицированных специалистов во исполнение подпункта «г» пункта 24 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации - содействие образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержка академической мобильности.

Особое внимание следует обратить на молодежные совещательные структуры, деятельность которых могла бы ускорить ассимиляцию и адаптацию мигрантов к культурным особенностям того или иного региона. Известно, что молодежь толерантна и эффективно выстраивает коммуникационные каналы. Кроме того, молодые люди чаще проявляют гибкость, адаптивность, стремление к учебе и изменениям и могут оказать помощь своим старшим родственникам. Снижаются, в том числе, коррупционные риски и повышается прозрачность деятельности государства.

В первую очередь речь могла бы идти о рассмотрении на заседании молодежных парламентов или молодежных правительств вопросов о состоянии работы по адаптации мигрантов на территории проживания, включая вопросы условий проживания, оплаты труда, доступности культурных учреждений, безопасности мигрантов, качества и регулярности оказываемых медицинских услуг, уплаты налогов, профилактики правонарушений как мигрантами, так и по отношению к ним. Такие обсуждения необходимо проводить не только с приглашением ответственных сотрудников исполнительных органов власти, но и представителей национальных автономий.

В результате мониторинга ситуации молодежные совещательные структуры (далее МСК) могут инициировать ряд законодательных инициатив, упрощающих процесс ассимиляции, в том числе и при условии субсидирования со стороны местного бюджета. Это могли бы быть расходы на издание молодежных информационных бюллетеней, пособий по различным аспектам жизни в регионе в упрощенном изложении на русском языке, культурные мероприятия, например посещения музеев, картинных галерей, театров, знакомство с системой образования, здравоохранения, социальной защиты, местного самоуправления. Следующим шагом в этой работе могло бы стать совместное проведение досуговых и спортивных мероприятий через разветвленную сеть органов по делам молодежи.

Вместе с тем видится, что работа с молодыми мигрантами будет наиболее эффективной в условиях межведомственного подхода в партнерстве молодежных совещательных структур и различных министерств и ведомств.

Сегодня в регионе накоплен богатый опыт по решению проблем адаптации мигрантов, в последние годы поднимаются вопросы работы с молодежью. В апреле 2014 г. в структуре администрации губернатора Самарской области было создано Управление национальной и конфессиональной политики. Деятельность Управления будет направлена на координацию вопросов реализации государственной национальной политики на территории региона. По поручению губернатора мини­стерством труда, занятости и мигра­ционной политики Самарской области совместно с экспертным сообществом разрабатывается областная целевая программа «Адаптация и интеграция мигрантов», действует Обще­ственный совет при УФМС по Самар­ской области. В состав Совета входят руководители многих национально-культурных, религиозных организаций, ученые. Включение в деятельность Совета представителей МСК повысило бы его эффективность в сфере решения проблем по адаптации молодых мигрантов. Кроме того, деятельностью по адаптации молодых мигрантов к российской действительности на территории Самарской области активно занимается ГКУ СО «Дом дружбы народов», на базе которого работают около 30 национальных общественных объединений. С 2006 года в деятельность данного учреждения внесены концептуальные изменения: наряду с задачами по сохранению традиционных культур, языков народов Поволжья, актуализирована задача по работе с мигрантскими сообществами. В структуре многих объединений Дома дружбы народов созданы молодежные движения. Выстраивание сотрудничества МСК с данными объединениями, налаживание вза­имодействия с наиболее авторитет­ными общественными организация­ми, представляющими интересы ми­грантов, включение представителей «молодежных крыльев» национальных общественных объединений в реализацию региональной молодежной политики позволит оптимизировать адаптивные процессы среди молодых мигрантов.

В ряде стран Западной Европы действуют молодежные организации, отстаивающие права и интересы мигрантов; например, в Германии забота о новоприбывших молодых иммигрантах входит в компетенцию молодежных миграционных служб. В задачи Молодежной миграционной службы входит индивидуальное и групповое содействие интеграции с помощью: социально-педагогической поддержки, связанной с прохождением  языкового интеграционного курса; индивидуального планирования интеграции; планирования профессиональной деятельности; консультаций, касающихся школьного образования и контактов с учреждениями.

Предлагаемые индивидуальные консультации и курирование адресованы молодым иммигрантам в возрасте до 27 лет с перспективой длительного пребывания. В молодежную миграционную службу могут обратиться молодые иностранцы и переселенцы в возрасте от 12 до 27 лет, особенно те, которые недавно прибыли в страну и уже не обязаны посещать школу; сотрудники ведомств, предприятий, учреждений и других организаций и люди из окружения молодых иммигрантов.

Мероприятия, рассчитанные на группы, предполагают ознакомление с системой общего и профессионального образования в смешанных группах, дополнительные занятия языком, компьютерные курсы и контакты с родителями (родительские собрания).

Для молодых людей с миграционным прошлым предлагаются сотрудничество с другими организациями (по согласованию) и содействие добровольному участию в общественной работе.

Межкультурная открытость служб и учреждений обеспечивается информационными и образовательными мероприятиями, межкультурными посредничеством и тренингами, работой с общественностью и поддержанием «межкультурного диалога».

В Германии иммигранты обучаются немецкому языку в рамках интеграционных курсов, которые организует и финансирует Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев. Знания, полученные на этих курсах, а также хорошее владение немецким языком являются ключом к интеграции и успеху в новой жизненной среде, и именно поэтому необходимы.

Каждый интеграционный курс состоит из языкового курса (Sprachkurs) и ориентировочного курса (Orientierungskurs), на котором можно получить знания о жизни в Германии. Для того чтобы интеграционный курс соответствовал различным требованиям, наряду с обычным интеграционным курсом существуют специальные интеграционные курсы для молодежи, женщин, родителей и лиц, у которых есть потребность в обучении грамоте или в особой поддержке, а также для мигрантов с более быстрыми темпами обучения.

По аналогии с опытом зарубежных стран, в Самарской области можно было бы инициировать создание подобной структуры, представитель которой вошел бы в состав МСК. Последовательное внимание МСК к этой теме позволит сформировать кредит доверия со стороны молодежи из числа мигрантов, снизит коррупционное давление на них, усилит распространение толерантности в обществе, сформирует общественный контроль условий труда и быта и в конечном итоге приведет к ускорению процессов адаптации мигрантов к культурным традициям региона и их ассимиляции. Вместе с тем остается актуальным вопрос привлечения средств для деятельности активного молодежного сообщества по интеграции молодых мигрантов на территории Самарской области.

Рецензенты:

Кузьмина Н.М., д.э.н., профессор,  зав. кафедрой менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара.

Дровянников В.И., д.э.н., профессор,  зав. кафедрой прикладной математики и эконометрики НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара.


Библиографическая ссылка

Фурсов О.Б. УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ ЧИСЛА МИГРАНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13194 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674