Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗ ИСТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬНИЦ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ ЯКУТИИ

Неустроева А.Н. 1
1 Педагогический институт ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Дается историко-педагогический анализ развития профессиональной подготовки учительниц начальных классов в женских гимназиях Якутии. Показывается динамическое развитие их количественного и качественного уровня подготовки, значительный вклад в дело народного просвещения, в расширении сети школ начального образования. Прогрессивные взгляды и преобразования проявились в деятельности женских гимназий Якутии более действенно и результативно, несмотря на устойчивое сопротивление консерватизма схоластической педагогики определенного исторического периода. Содержание подготовки девушек в Якутской женской гимназии соответствовало требованиям к данному роду учебным заведениям. На протяжении всего обучения ученицам выставлялись оценки за внимание, прилежание и поведение. В первом классе изучали дополнительно рукоделие и географию, кроме того, начиналось обучение танцам, рисованию и пению. В третьем классе в учебном плане начинается изучение истории, а в четвертом – естествознания. Ученицы переводились с класса в класс с наградами в зависимости от успеваемости и поведения, либо оставлялись на второй год обучения. После обучения в Якутской женской гимназии ученицы получали типовое свидетельство, где указывалось «… на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 24 мая 1870 г. Положения о женских гимназиях и прогимназиях предоставляется право на звание первоначальной учительницы и учительницы народных училищ, если по достижении 16-летнего возраста она будет исполнять, в течение полугода, обязанности помощницы учителя или учительницы при каком-либо начальном училище». Некоторые выпускницы решались продолжить образование на Петербургских высших женских курсах, получая стипендию в Якутской гимназии, что обязывало их прослужить учителями в средних учебных заведениях (например, в Якутской женской гимназии), что составляло около 5 лет. Таким образом, выпускницы Якутской женской гимназии значительно пополняли ряды учителей народных училищ Якутской области, имея на это специальное педагогическое образование.
педагогические классы
программа
учебный план
народная школа
инородцы
система образования
начальные классы
учитель
профессиональная подготовка
якутская область
женская гимназия
1. История Якутской АССР. Т. 1. 1955. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – 556 с.
2. Майнов И.И. Зачатки народного образования в Якутской области. – Иркутск, 1897.
4. НА Ф.286 –и. оп.1.Д.165. Л.1,3,6,8, 10, 12.
5. НА Ф.286-и. оп.1. Д.179. Л. 6,7.
6. НА Ф.286-и.оп.1.Д.115. Л. 13, 33.
7. НА Ф.286-и.оп.1.Д.192. Л.2.
8. НА Ф.286-и.оп.2.Д.22.Л.9.
9. НА Ф.286-и.оп.2. Д.59.
10. НА Ф.286-и. оп.2. Д.60.
11. НА Ф.286-и.оп.2. 178. Л.4,5.
12. Неустроев Н.Д. История развития начального образования в Якутии. Ч. 1. – Якутск, 1999. – 63 с.
13. Попов С.Ф. К вопросу подготовки учителей за годы Советской власти в Якутии // Сб. научных трудов. – Якутск, 1976. НА РС(Я), ф. 2970, оп. 29, д. 230.
14. Речь министра просвещения // Сборник МНП, 1870.

Становление женского профессионального образования в Якутии непосредственно связано с открытием женской гимназии в г. Якутске (1882 г.), где девушки получали качественное всестороннее образование и право преподавания в начальных классах. На сегодняшний день вызывает интерес содержание учебного процесса и проблемы, с которыми сталкивались преподавательский состав и сами ученицы, поскольку изучение истории гимназического образования женщин позволяет оценить в определенной степени значение и уровень развития профессионального образования в целом по Якутской области в начале ХХ века.

Общий взгляд на возникновение наших народных школ приводит к мысли о том, что в прежнем положении народ и действительно не имел нужды в образовании, может быть, даже оно было для него не безопасно, открывая ему глаза на его тяжелое положение. Получив свободу как от крепостной зависимости, так и от административной опеки, мешавших ему двигаться свободно, народ начал понимать, что жил до сих пор не как следует жить, что быт его действительно может быть улучшен... Наша народная школа, как ни слабы еще до сих пор ее начатки, уже действительно начинается у нас из прямых своих источников: из понимания народом необходимости образования для жизни и из теплого источника любви родителей к детям, которых отцы хотят приготовить к жизни, лучшей той, которую они сами вели [2, c. 35-36].

Аналогичная ситуация была и в Якутском крае. По переписи 1897 г. среди якутов грамотность составляла 0,7 %, а среди северных народов - 0,1 % [3, c. 347]. Не исключено, что отсталые народы Севера зачастую не понимали значения просвещения и иногда даже выступали против открытия в улусах школ. Например, жители с. Верхоянска Якутии, возражая против создания государственной школы, говорили: «Когда-то, дескать, будет польза, да еще и будет ли! Научат ли мальчика чему-нибудь? - Не научат!.. Да и какую потом он пользу принесет, грамотей-то? - Будет ли больше белок промышлять? Будет ли от этого корова по два теленка приносить? [7, c.16]. И все же постепенно, шаг за шагом под влиянием передовой русской мысли северные народы пришли к пониманию роли просвещения.

Первые государственные школы в Якутии стали функционировать спустя почти 100 лет после вхождения ее в состав Русского государства. В 1734 г. в городах Якутске и Охотске были открыты русские учебные заведения, на базе которых были созданы две навигацкие школы. Здесь воспитывали мореходов, открывателей Севера и переводчиков-толмачей, что было прогрессивно для своего времени. С 70-х годов ХIХ века в якутских улусах стали открываться училища Министерства народного просвещения. С 1871 по 1875 год училища функционировали в 12 улусах с финансированием за счет средств местного населения. О стремлении якутов к просвещению инспектор училища Якутской области В. Попов доносил министру народного просвещения: «Считаю долгом отметить сильное стремление якутов к получению образования не только низшего, но и среднего и высшего. Только жаждой знания и желанием пробиться к свету и можно объяснить то, что якутские дети бегают в сельские школы за 5-6 верст даже в трескучие 40-градусные морозы» [8].

Следует отметить, что этот исторический период характеризуется как реакционный и усиленного развития школьного дела в «инородческих» районах и окраинах, что связано с принятием Министерством народного просвещения правил «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г. Д.А. Толстой, министр народного просвещения, откровенно заявил, что «конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего Отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом» [9].

Эти общие принципы школьной политики русского правительства были положены и в основу деятельности якутской начальной школы, которая ставила своей задачей содействовать нравственному и умственному развитию детей якутского населения в целях сближения их с русским народом на основе христианской веры, знаний русской грамоты и любви к русскому Отечеству. Эта основная цель деятельности школы имела ряд конкретных задач, определяющих характер и объем школьной работы:

  1. Обязательное изучение русского языка, русской грамоты как основного средства духовного развития якутского народа и приобщения его к русской культуре, дать практические знания по письму и чтению.
  2. Нравственно-религиозное воспитание и перевоспитание детей якутского народа, внушение ребенку «страха божьего», покорности ко всему православному, русскому.
  3. Дать ребенку некоторые практические знания из области языка и счета, чтобы облегчить общение якутов и русских между собой, а также выполнение административных функций.

Таким образом, следует отметить то обстоятельство, что учебные планы, применявшиеся в национальных школах восточных «инородцев», были довольно урезанными по изучаемым предметам. Например, в первом отделении одноклассного училища (1, 2 годы) учащиеся изучали следующие предметы: закон божий и соответствующее вероучение (6 ч.), русский язык и церковно-славянское чтение (8 ч.), грамота на природном наречии (4 ч.), арифметика (4 ч.), письмо (4 ч.). Итого: учебным планом предусмотрено 30 часов в неделю. При этом закон божий и церковно-славянское чтение занимают 14 часов, а остальным трем предметам остается всего 12 часов [10, c.25].

Начало женского образования в Якутии связано с данными общероссийскими тенденциями в развитии народного просвещения. Так, в 1860 г. при Мариинском училище был открыт педагогический класс для специального приготовления учительниц и воспитательниц. В 1863 г. этот класс преобразован в Педагогические курсы Санкт-Петербургской женской гимназии. В 1870 г. было издано Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Данный документ расширил сеть женских гимназий: если в 1858 г. было всего 4 женские гимназии, то через 22 года (1880 г.) их стало 262. Среди них 15 августа 1882 г. в соответствии с «Положением о женских гимназиях и прогимназиях» от 24 мая 1870 г. была открыта Якутская женская четырехклассная прогимназия с 3 классами обучения, а четвертый класс появился лишь в 1884 г. Выпускницы Якутской женской гимназии продолжали свое образование на Петербургских высших женских курсах, а затем обязаны были прослужить учителями средних учебных заведений около 5 лет.

С 1 июля 1900 г. Якутская женская шестиклассная прогимназия была преобразована в полную 8-классную гимназию (8 класс - педагогический открылся в 1901 г., а 1902 г. вновь открылся приготовительный класс). Гимназия готовила домашних учительниц и учительниц начальной школы. При этом педагогический класс был одним из первых в Якутии, который официально готовил учительские кадры для начальных школ.

В 1917-1918 учебном году педагогический класс женской гимназии был преобразован в общеобразовательный, а в 1918-1919 учебном году в общеобразовательно-педагогический класс. В 1920 г. согласно положению ВЦИК от 30 сентября 1918 г. «О единой трудовой школе» Якутская женская гимназия была преобразована в школу 2 ступени (без 3 младших классов).

Следует отметить, что содержание подготовки девушек в Якутской женской гимназии соответствовало требованиям к данному роду учебным заведениям. По архивным данным в 1886-1887 учебном году обучалось 55 учениц в приготовительном и 4 классах Якутской женской прогимназии. Обучали 10 учителей. В приготовительном классе ученицы изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, чистописание. Также на протяжении всего обучения ученицам выставлялись оценки за внимание, прилежание и поведение. В первом классе изучали дополнительно рукоделие и географию, кроме того, начиналось обучение танцам, рисованию и пению. В третьем классе в учебном плане начинается изучение истории, а в четвертом - естествознания [11]. Ученицы переводились с класса в класс с наградами 1,2,3 степени в зависимости от успеваемости и поведения, либо оставлялись на второй год обучения.

В 1894 г. в Якутской женской прогимназии числилось 56 учениц в 5 классах и приготовительном классе. Имелось 18 учителей. Успеваемость в год по дисциплинам русский язык и арифметика в среднем около 3 баллов. Интересны данные Национального архива по проступкам учениц в год: неприготовление уроков - 20 случаев; нарушение тишины - 3; леность - 2; невнимательность - 10; за опоздание на молитву - 7; за нетактичное поведение - 3; за болтовню в классе - 5. Как видно, к ученицам предъявлялись строгие требования как по качеству обучения, так и в плане прилежания и поведения.

В 1895 г. введены уроки гимнастики по причине плохого состояния здоровья учениц согласно данным отчета врача прогимназии. С целью оздоровления девушек организовывались выезды за город и подвижные игры во дворе.

Обучение в прогимназии было платным, годовая оплата составляла 16 рублей. Но по отчетам Попечительского совета прогимназии решением данного управляющего органа большинство учениц освобождалось от ежегодной оплаты по итогам успеваемости и поведения. Имеются ходатайства родителей учениц об освобождении от оплаты за обучение дочерей, где основанием является то, что сами они являются преподавателями учебных заведений. Оплата работы учителей прогимназии была скудной, о чем отмечается в отчете начальницы прогимназии. Это обусловливало недостаток педагогических сил, учителя часто отказывались преподавать. Так, в прогимназии не хватало штатных преподавателей, подрабатывали учителя реального училища, что приводит к вынужденному дополнительному составлению расписания, где в день бывает по 4-5 уроков. Бывали свободные от уроков дни, в которые безвозмездно занимали учениц по различным хозяйственным нуждам начальница и помощница [12].

В 1910 г. в Якутской женской гимназии имелось уже 8 классов и приготовительный класс. В 8 педагогическом классе ученицы изучали следующие дисциплины: педагогика (в 8 классе), естествознание (4-5 класс), закон Божий (все годы), немецкий язык (1-7 класс), физика (3, 6, 7классы), история (3-7 классы), геометрия (5-7 классы), французский язык (3-7 классы), география (1-4,7 классы), алгебра (1-7 класс), арифметика (0-4, 7 классы), русский язык (все годы). Все годы изучали чистописание, рукоделие, рисование, пение и гимнастику. По архивным данным успеваемость по дисциплине «Педагогика» в 1910 г. составляла 100 %. В педагогический класс девушки поступали по желанию и по окончании 7 класса. Но численность выпускниц было далеко не достаточным. Так, в 1908 г. окончили 4 девушки, в 1909 году - 2 [13].

В дополнительном педагогическом классе женских гимназий по учебному плану, утвержденному Министерством народного просвещения 31 августа 1874 г., предусматривалось, что «каждая ученица обязана дать пробные уроки по начальному обучению: чтению, письму, русскому языку и счислению и, кроме того, по избранному ею предмету» [14].

В 1918 г. число учащихся в женской гимназии составляло уже 355 человек, в 1919 г. - 371, в 1920 - 347 учениц [6]. 8 педагогический класс в 1918 г. окончили 14 учениц, а в 1919 г. окончили 28 учениц. Если в 1895 г. из инородцев (якутов) числилось 2 ученицы, то в 1918 г. в гимназии обучалось уже 53 девушки инородческого происхождения [4]. В 1918 г. учебный план включал уже и такие дисциплины, как тригонометрия, физика, логика, космография, гигиена, законоведение, французский и латинский языки [5].

После обучения в Якутской женской гимназии ученицы получали типовое свидетельство, где указывалось: «... на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 24 мая 1870 г. Положения о женских гимназиях и прогимназиях предоставляется право на звание первоначальной учительницы и учительницы народных училищ, если по достижении 16 летнего возраста она будет исполнять, в течение полугода, обязанности помощницы учителя или учительницы при каком-либо начальном училище». По данным Национального архива многие ученицы оставляли учебу по различным причинам, но имеющие 4 класса гимназии имели право подавать прошение о получении такого звания после работы в Якутском 1 и 2 городских приходских училищах, и их прошения были удовлетворены без дополнительных экзаменов. Также некоторые выпускницы решались продолжить образование на Петербургских высших женских курсах, получая стипендию в Якутской гимназии, что обязывало их прослужить учителями в средних учебных заведениях (например, в Якутской женской гимназии), что составляло около 5 лет [1].

К.Д. Ушинский в перспективе всегда ставил задачи превращения процесса обучения в творческую работу учащегося. Одновременно он никогда не переставал думать о личности учителя как решающем звене во всей педагогической работе. Разрабатывая, в противовес феодальной, схоластической педагогике, принципы новой демократической школы, Ушинский считал, что для проведения в жизнь этих принципов нужны и новые педагоги, способные отрешиться от веками складывавшихся навыков педагогической работы и самоотверженно отдаться творческой работе нового типа. Начальную школу он считал центральным и основным педагогическим учреждением, на опыте которого должны быть разработаны главнейшие положения педагогической системы. Именно возраст, в котором начинается систематическое раскрытие разума ребенка, для педагога является самым трудным. Ребенок может заинтересоваться всем, что его окружает, педагог должен быть энциклопедистом по образованию, т.е. он должен обо всем иметь представление, он должен также уметь. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания [2, c. 23-24].

Прогрессивные взгляды К.Д. Ушинского, встречая устойчивое сопротивление консерватизма схоластической педагогики, в определенной степени проявились в деятельности женских гимназий, когда Якутская женская шестиклассная прогимназия была преобразована в полную 8-классную гимназию в 1900 г. и функционировала до 1920 г. Особенно следует отметить, что с 1918 по 1920 г. число учащихся в женской гимназии составляло уже 1073 учениц.

Таким образом, выпускницы Якутской женской гимназии значительно пополняли ряды учителей народных училищ Якутской области, имея на это специальное педагогическое образование. Из женской гимназии вышли не толь­ко общественные и политические деятельницы, но и известные учительни­цы А.М. Емельянова, О.П. Широкова, Т.Н. Габышева и другие. Это были первые шаги того исторического периода, который внес достойный вклад в становление женского гимназического и профессионального образования учителей начальной школы в Якутии.

Рецензенты:

Данилов Д.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.

Николаева А.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Неустроева А.Н. ИЗ ИСТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬНИЦ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ ЯКУТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13202 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674