Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РПЦ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Алексеев С.В. 1
1 АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
Рассмотрено взаимодействие Русской православной церкви с органами государственной власти в молодежной политике. РПЦ как религиозная организация является активным участником, который оказывает влияние на формирование молодежной политики на постсоветском пространстве. При взаимодействии РПЦ с органами государственной власти в реализации молодежной политики акцент делается на распространении духовно-нравственных ценностей в молодежной среде. Религиозные организации активизировались в общественно-политической деятельности в связи со сменой государственного строя. РПЦ является одним из акторов гражданского общества, который стремится найти диалог с другими субъектами и органами государственной власти в общественно-политической деятельности. Представители РПЦ стремятся консолидироваться с политической элитой с целью сохранения культурно-исторического наследия. Руководство РПЦ становится активным субъектом в освоении интернет пространства. Построение сильного могущественного государства невозможно без оказания помощи молодежи в их общественно-политической жизни. Активное участие молодежи в формировании и реализации государственной программы в молодежной политике является приоритетным звеном в построении правового государства.
русская православная церковь
молодежная политика
институты государственной власти
гражданское общество
молодежные организации
политический процесс
принятие решений
политическая власть
1. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. – М.: Канон+, 1999. – 464 с.
2. Буренко В.И. Молодежная политика в контексте законотворческих поисков // Youth World Politic. – 2013. – № 1. – C. 93–99.
3. Головин Ю.А. Публичная политика и политическая безопасность // Вестник социально-политических наук. – 2011. – № 10. – С. 45–48.
4. Крючков В.А., Сковиков А.К., Титова О.Н. Политическая элита: теоретический аспект // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-8. – С. 1736-1740.
5. Лавриненко В.Н. Духовная жизнь общества: социально–философское измерение // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 193–198.
6. Ледяев В. Г., Ледяева О. М. Основания легального авторитета: манипуляция и убеждение // Politbook. – 2013. – № 4. – С. 8-20.
7. «РПЦ при патриархе Кирилле: вектор перемен» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113639/ (дата обращения 27.11.2013).
8. Усманов Б.Ф. Социализационная компетентность в семейном воспитании: программно-целевой подход // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 3. – С. 144–151.
9. Шабров О.Ф. Духовные основы российской политики // Открытое образование. – 2011. – № 2–2. – С. 155–158.
10. Шумилов А.В. Влияние электоральной активности молодежи в интернете на электоральные процессы 2011/2012 // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 1. – С. 217–219.

Институты государственной власти, общественно-политические организации, политические партии, СМИ, духовные учреждения являются неотъемлемой частью развития гражданского общества. Трансформационные процессы, происходящие в демократических государствах, способствовали активизации общественно-политических институтов власти, в том числе молодежных организаций [4, с. 1736-1740]. Эти субъекты используют различные концепции в молодежной политике, а при реализации поставленных целей и задач применяют неоднозначные механизмы для их урегулирования. Поэтому выдвигаемые ими инициативы в политике зависят от множества факторов общественно-политической жизни: электоральная активность, уровень довольства общественно-политической жизнью, политическое самосознание и т.д. Данные аспекты в молодежной политике позволяют говорить о демократизации государственных институтов власти и активности общественно-политических субъектов.

Молодежная политика на этапе становления гражданского общества создает необходимые предпосылки для участия молодого поколения в общественно-политической деятельности. В России на протяжении долгих лет исследователей (Ильинского И.М., Лукова Вал. А., Лукова В.А., Сковикова А.К., Буренко В.И., Шумилова А.В. и др.) привлекали проблемы, касающиеся социально-политических интересов современной молодежи. Молодежные движения являются одним из акторов общественно-политической жизни. Социально-политические интересы российской молодежи формируются и обуславливаются современной политической реальностью. Реализация требований молодого поколения позволяет молодежи обрести социальную зрелость и стать полноценным членом общества. Основным контингентом в молодежной политике выступают граждане страны в возрасте от 14 до 30 лет. Активная жизненная позиция молодежи в общественно-политической жизни является необходимым этапом в становлении демократического государства. Значительная часть молодежи обладает высокой мобильностью и интеллектуальной активностью. Общественно-политические институты власти при реализации своих программ в молодежной политике опираются на данные аспекты. Для поддержки молодежи в общественно-политической деятельности принимаются решения на федеральном уровне правящей политической партией и элитой, которые в целом могут способствовать активизации молодого поколения. Но в то же время проблематика вовлечения молодежи в политическую жизнь остается актуальной задачей для государственной власти [6, с. 8-20]. Отметим, что национальная безопасность страны в ряде случаев зависит от различных внутренних и внешних факторов, одним из которых выступает поддержка органами власти государственной молодежной политики. Головин Ю.А. аргументировал позицию, что для «безопасной среды для политической деятельности и политического участия граждан в жизни российского общества, несомненно, важнейшая задача федеральных и региональных органов власти и управления» [3, c. 48].

В настоящее время государственная молодежная политика регламентируется рядом документов, как Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р), Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Данные документы закрепили следующие ключевые моменты в молодежной политике: поддержание молодых талантов из молодежной среды в их научной, творческой и предпринимательской деятельности; вовлечение молодых граждан в активную общественную деятельность; самореализация молодежи и направление ее потенциала в интересах России; духовно-нравственное, патриотическое воспитание молодежи. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. №56-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» предусматривает оказание государственной поддержки зарегистрированным в установленном законом порядке общероссийским, международным молодежным объединениям. Данные законы позволяют утверждать о заинтересованности институтов государственной власти, правящей партии и элиты молодежной политикой. Многие программы, реализуемые государством в общественной сфере, на примере молодежной политики, являются неотъемлемым условием развития гражданского общества. Данные механизмы в дальнейшем могут способствовать централизации государственной власти и активизации молодого поколения.

Глобализационные процессы породили множество актуальных задач. В связи с этим проблемы, затрагивающие молодежную сферу, требуют выработки единого систематического подхода в создании новой государственной стратегической программы в молодежной политике. Реализация потенциала молодого поколения в общественной жизни закрепляется на конституционных гарантиях прав и свобод граждан, соблюдение которых позволяет говорить о легитимности власти в рамках правового поля. Институты государственной власти стремятся к созданию различных подходов для эффективного планированию курса в молодежной политике. Помимо закрепленных конституционных гражданских прав, государство выступает в качестве арбитра во взаимоотношениях молодых деятелей с общественно-политическими организациями, духовными конфессиями и т.д. Государство постоянно стремится к реализации приоритетных направлений в молодежной политике, которые ассоциируются у общественности с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием. Выделим следующие проекты: «Доброволец России», «Гражданин России», «Молодая семья России» и многие другие, которые затрагивают проблемные аспекты современной России, в том числе безработица среди молодежи. По данным Росстата, в среднем среди молодежи в возрасте от 15-24 лет уровень безработицы на май 2013 г. составил 12,4 %, наиболее остро эта проблема стоит в Северо-Кавказском регионе. Благодаря этим проектам создается комплексная государственная система в развитии молодежного потенциала, которая позволит в дальнейшем самоидентифицироваться молодому поколению в общественной жизни. Социально-политический фактор данных проектов высок, включает в себя обширный спектр направлений: образование, здоровье, развитие молодежных инициатив и проектов, популяризация духовно-нравственных ценностей в жизни общества, религиозная веротерпимость и т.д.

В условиях формирования гражданского общества происходят глубокие социально-политические изменения в обществе. Молодежь выступает одним из основных акторов, который оказывает влияние на формирование будущего государства. Государственные программы в молодежной политике разрабатываются и реализуются с учетом интересов молодежи, а также инициатив молодежных организаций. Минтрудом образован межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодежи, целью создания которого является помощь молодым гражданам в профессиональной ориентации и трудоустройстве, реализации основного потенциала в профессиональной деятельности, карьерных устремлениях и т.д. Поэтому концепция молодежной политики является приоритетным направлением в поддержании стабильного курса существующей формации, которое направленно, прежде всего, на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности. Отметим, что молодежная политика всецело не влияет на общественно-политический курс страны, но можно констатировать о заинтересованности институтов государственной власти в развитии молодежной политики и общественно-политических инициатив в том числе. Поскольку поддержание курса молодежной политики говорит, прежде всего, о её приоритетном направлении органов государственной власти, в поддержании стабильной политической системы, способствующей комплексному и качественному улучшению в построении гражданского общества.

Приоритетными положениями для правящего класса являются: патриотическое воспитание молодых граждан, духовно-нравственное обогащение, защита конституциональных прав и политических свобод. Так как молодежь выступает в качестве одного из политических акторов в реализации национальной идеи. Профессор Шабров О.Ф. отмечал: «в России, в отличие от запада, легитимность политической власти строится, главным образом, на традиционном и чувственном основаниях, а сильное централизованное государство имеет оправдание, если оно мобилизует на достижение высоких целей. В отсутствии сильного и одухотворенного, пассионарно заряженного Центра обостряется проблема национальной идентичности» [9, с. 158]. В современной России одним из субъектов в развитии национальной идеи в эпоху глобализационных процессов выступает Русская православная церковь. РПЦ показала себя активной духовной организацией, которая отстаивает сохранение традиционных духовных ценностей в российском обществе. Историко-политологический опыт сотрудничества органов государственной власти и РПЦ доказал приоритетность данного направления в общественно-политической деятельности - прежней России. Говорить о целесообразности данного механизма считается необходимым в период трансформационных изменений, так как РПЦ является сильной высокоавторитетной духовной организацией, которая способна помочь государству в реализации неоднозначных подходов, программ и проектов в решении молодежных проблем.

В современной России РПЦ выступает своего рода связующим звеном с органами государственной власти в рассмотрении концептуальных вопросов касающихся молодежи. Разделяю мнение с Лавриненко В.Н., что в настоящее время в России «заметно распространяется в массах людей религиозное сознание, растет его миротворческая роль и значение в достижение единства народа» [5, с. 197]. Церковь, исполняя миссионерско-миротворческую деятельность, идет на тесный контакт и диалог с органами государственной власти, задача которого состоит в возрождении величия России. Сотрудничество духовной организации с молодежными общественно-политическими инициативами создает базу для улучшения духовно-нравственного состояния окружающего мира. РПЦ становится активным участником в освоении интернет пространства, транслируя духовно-нравственные суждения среди других акторов. Выступление священнослужителей по актуальным проблемам в СМИ, на различных форумах, конференциях говорит о значимости проводимой ими общественной деятельности. Освященным Архиерейским Собором РПЦ принят документ - «Социальной концепции», который рассматривает основные положения по вопросам, касающихся церковно-государственных и молодежных отношений. Документ выдвигает ряд современных общественных проблем в молодежной среде, как наркомания, расторжение браков, воспитание будущего молодого поколения. Ученый Усманов Б.Ф. констатировал, что «лучше иметь внятную общую стратегию семейного воспитания и проецируемую на каждого человека программу социализации под эгидой государства или местного сообщества» [8, с. 145]. РПЦ сегодня является одним из массовых и высокоавторитетных религиозных организаций, которая способна поднять престиж семейного благополучия в молодых семьях. РПЦ стремится в реализации вышеперечисленных программ совместно с государственной властью.

Молодежная политика, реализуемая органами государственной власти, прежде всего, должна учитывать и перенимать опыт православных священнослужителей, их методы прямого диалога с молодежью. Для повышения уровня активизации и социализации молодежи с РПЦ в рамках изменения окружающего мира проходят православные концерты, кино и фотохроники, фестивали, молодежные слеты и т.д. Руководство РПЦ выступает важным актором в развитии молодежной политики. Моральный облик молодого человека, по мнению православных деятелей, служит основным постулатом духовно-нравственного восполнения российского общества. Стоит лишь согласиться с мнением Бердяева Н.А.: «мы живем в переходную эпоху, религиозную эпоху, когда нужно не отлучать от церкви, а присоединять к ней, привлекать к ней сердца. Церковь образуется, церкви жаждут люди, исстрадавшиеся в уединении, и безбожно теперь отпугивать отлучениями... Настали времена, когда вновь должно быть проведено Евангелие, оскверненное грехами исторической церкви, одними забытое, другими неведомое» [1, с. 259].

Институты государственной власти финансируют проект «Селигер» и др. программы, позволяющие молодежи абстрагироваться в условиях политической реальности через призму демократических «учений» и ценностей. Особое отношение со стороны государства и РПЦ предусмотрено к молодежным группам, организациям, движениям, а также предпринимаемые подходы в решение молодежной политики, говорит о множестве еще не решенных задач в социально-политическом, культурно-историческом плане. Руководство РПЦ, взаимодействуя с правительством РФ, воплощают в жизнь совместные программы по развитию молодежной политики. Участие православной молодежи в президентской программе Молодежь России и Дети России представителями РПЦ расценивается как особая форма взаимодействия молодежи с органами государственной власти. Участие церковного прихода в работе данных программ способствует решению важных в обществе задач и создает различные возможности в реализации потенциала молодых граждан.

Уровень доверия РПЦ в обществе с каждым годом изменяется в лучшую сторону, особенно с момента интронизации патриарха Кирилла. При патриархе Кирилле произошли изменения в деятельности духовной организации, что позволяет констатировать положительный отклик о необходимости сближения РПЦ с обществом, политической элитой, органами государственной власти и молодежью. Данные ВЦИОМ показывают следующие: если раньше никаких перемен в ее деятельности не видели 78-83 % опрошенных, то сегодня таких уже 70 %. Очевидное изменение в деятельности Церкви стало сближение с народом (10 %, 3 года назад - 4 %), расширение влияния церкви (3 %), ее более тесное взаимодействие с государством, увеличение присутствия в СМИ (по 2 %). Вместе с тем указывают и на рост коррумпированности РПЦ (2 %). По мнению большинства опрошенных, церковная политика, проводимая Кириллом, отвечает интересам нашего общества, причем это мнение укрепляется (с 64 до 71 % за 3 года) [7].

В настоящее время РПЦ создаются различные площадки для общения с молодым поколением. К примеру: ежегодно в Москве проходят международные молодежные форумы «Вера и дело». В 2012 году данный форум проводился Синодальным отделом по делам молодежи РПЦ и при поддержке Департамента семейной и молодежной политики и Россотрудничества. Эти мероприятия позволяют молодому поколению обмениваться мнениями, имеется возможность обсудить неоднозначные проекты, инициативы, вступать в контакт со священнослужителями, общественно-политическими деятелями, учеными, представителями бизнеса, спорта и т.д.

Возрождение национальных идей и самосознания исходит из интересов молодежи, которые на сегодняшний день выступают тем политическим актором, который способен изменить будущие страны. Политическое лидерство молодежи в общественной жизни способно преподнести новый виток в развитии гражданского общества. Важное значение в развитии молодежной политики на современном этапе определяется интернет-технологиями, которые «открывают принципиально новые возможности коммуникации и взаимодействия: делают доступной информацию, упрощают связь, создают инновационные формы участия населения в политическом и электоральном процессах, становятся источником прозрачности действий политических институтов и конкретных политиков» [10, c. 217]. Поддержание интересов молодежи в политике позволяет говорить о действительном вовлечении молодежи в общественно-политическую деятельность.

Наибольшую поддержку со стороны государства получают правительственные молодежные общественно-политические организации, которые ведут активную деятельность с учетом национальных интересов страны, как движение «НАШИ» и «Молодая Гвардия Единой России». Вклад данных организаций в развитие общественно-политических механизмов, определяется координацией структур на федеральном и региональном уровне субъектов РФ. Проводимые молодежными организациями круглые столы, дебат-клубы, дискуссии и т.д. позволяют молодым гражданам адаптироваться и участвовать в выработке единой концепции в общественно-политической деятельности.

Политический опыт России показывает, что социализация молодежных организаций в политическом процессе возможна при наличии прочной социальной базы, которая предопределяется историческим и культурным наследием прошлого. При постепенном формировании политических и моральных установок среди молодого поколения потребуются нормативные основы в их реализации, которые послужат механизмом в дальнейшем развитии молодежной политики. Молодежная политика обусловлена множеством факторов, как легитимностью и поддержкой органов государственной власти, поэтому качественные изменения в политических процессах ведут к осуществлению новых подходов. Ученый Буренко В.И. утверждает, что реализация молодежной политики будет «зависеть от тенденций трансформации политического режима, от состояния гражданского общества, от степени развития государства в направлении правового или неправового государства» [2, c. 95]. Молодежный контингент в обществе воспринимается как потенциал, могущий реализовать себя в общественно-политической деятельности. Взаимодействие государства и РПЦ строится на тесном и эффективном уровне в решении концептуальных вопросов. Перспектива совместных действий институтов государственной власти и РПЦ в молодежной политики создают новые условия в формировании нового облика российской молодежи. Или, как отмечал религиозный философ Розанов В.В., православие, как религия - есть душа нации. При этом он делал акцент на православии, которое отделяло и противопоставляло Россию западным народностям.

Рецензенты:

Буренко В.И., д.полит.н., профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.

Костина А.В., д.филос.н., д.культурологии, профессор, зав. кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Алексеев С.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РПЦ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13222 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674