Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Гамидуллаев Р.Б. 1 Гамидуллаева Л.А. 1
1 Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
Цель написания данной статьи, заключающаяся в выявлении ключевых факторов повышения эффективности государственной поддержки малых инновационных предприятий, обусловлена теми целями и задачами, которые поставлены перед экономикой правительством Российской Федерации. Для достижения поставленной цели проанализирована совокупность статистической информации, полученной при проведении опроса малых инновационных фирм, функционирующих на территории российских регионов. Проанализированы их потребности в определенных видах государственной поддержки. В результате установлено, в каких именно видах государственной поддержки нуждаются малые инновационные предприятия, находящиеся на различных этапах своего жизненного цикла, что может быть использовано при разработке соответствующих законодательных актов и программ поддержки малого бизнеса.
малые инновационные предприятия
факторы эффективности; государственная поддержка
стадии жизненного цикла
1. Гамидуллаева Л.А. Опыт государственной поддержки бизнес-инкубирования за рубежом и возможности его адаптации в России // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 369. - С. 122-125.
2. Гамидуллаева Л.А. Разработка моделей описания и решения задач управления бизнес-инкубатором как социально-экономической системой : автореф. дис. … канд. экон. наук. – Пенза, 2009. – 19 с.
3. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/
4. Чернецов В.И., Гамидуллаева Л.А. Модернизация экономики как императив инновационного развития России // Экономика и управление. - 2014. - № 1 (99). - С. 45-52.
5. Шамрай А.А. Проведение анализа состояния инновационной инфраструктуры в городе Москве и разработка предложений по совершенствованию ее деятельности. – М. : АНО «НИСИПП», 2005. – 314 с.

Введение. Общеизвестно, что в процессе становления и развития инновационной экономики может и, как показывает опыт зарубежных стран, должен сыграть ключевую роль малый инновационный бизнес. Однако современное состояние развития данного сектора экономики диктует необходимость пересмотра стратегии его государственной поддержки.

Необходимым условием модернизации экономики России является переход от неолиберализма, тормозящего инновационное развитие, к действенной государственной поддержке и регулированию [4].

Как показывает зарубежная практика, малый инновационный бизнес нуждается в активной государственной поддержке. На сегодняшний день в нашей стране созданы лишь отдельные элементы системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, однако механизмы их реализации отсутствуют. Это объясняет низкую эффективность функционирования малого инновационного бизнеса в России: его доля в общей структуре малого бизнеса незначительна и составляет по разным оценкам от 1,4 до 3,5% [3].

На наш взгляд, это обусловлено устоявшимся отношением к малому предпринимательству в целях его поддержки как социально-экономическому явлению в целом без выделения отдельных его составляющих. Следовательно, представляется целесообразным в контексте малого инновационного предпринимательства использовать метод сегментирования как способ разделения сектора на отдельные группы, состоящие из малых хозяйствующих субъектов, объединенных схожими потребностями и одинаково реагирующих на воздействие государственного регулирования.

Сегментация необходима для выделения групп малых инновационных предприятий, в отношении которых разрабатываются целевые программы государственной поддержки. На наш взгляд, именно сегментирование, исходя из стадии жизненного цикла предприятия, является наиболее приемлемым. Подтвердим данную гипотезу результатами проведенных исследований.

Материалы и методы исследования. В качестве методологической основы исследования на различных этапах, в зависимости от характера решаемых задач, использовался метод системного анализа. В качестве частных применялись методы математической статистики, сравнительный анализ, а также метод анкетного опроса и экспертных оценок. Информационную базу исследования составили результаты анкетирования выборочной совокупности малых инновационных предприятий, функционирующих в современных условиях в качестве клиентов бизнес-инкубаторов в 14 регионах РФ.

Как известно, выделяют следующие основные стадии развития инновационного предприятия: возникновение идеи; «семенная»; стартовая; ранняя; начало выпуска продукции в коммерческих масштабах; устойчивый рост; расширение производства; подготовка компании к акционированию; выкуп части компании; продажа компании; публичный выпуск акций; реализация акций на фондовом рынке; возвращение венчурным инвесторам их вложений и прибыли [5, с. 11].

На приведенном ниже графике (рис. 1) в общем виде представлены все основные стадии развития малого предприятия, занятого в научно-технической сфере, на которых ему необходима государственная поддержка в различных формах.

Рис. 1. Степень риска и чистые денежные потоки (сальдо инвестиций и прибыли) в течение жизненного цикла малого инновационного предприятия

На стадии начала выпуска продукции в коммерческих масштабах (стадия 5) первоначальные инвестиции начинают постепенно окупаться потоками доходов, которые покрывают издержки функционирования компании и, более того, определяют наличие прибыли.

В частности, начиная с 9-й стадии о предприятии можно говорить как о сложившейся высокотехнологичной компании, имеющей сравнительно определенные перспективы дальнейшего развития. Вплоть до этого момента компании требуется активное государственное или иное вмешательство в виде финансовой и прочей поддержки, предоставления комплекса деловых услуг, офисных и производственных помещений в инновационных инкубаторах и инновационно-технологических центрах и т.д.

В результате проведенного нами анкетирования руководителей малых инновационных предприятий были получены ответы на вопрос о степени важности господдержки на различных стадиях развития инновационного предприятия, итоги показаны на следующей диаграмме (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость необходимости в господдержке от стадии развития малого инновационного предприятия (МИП)

Анализ ответов на вопрос о том, в какой именно степени (от 0 – «в данной услуге нет необходимости» до 5 – «данная услуга очень необходима») является важным предоставление того или иного вида поддержки на начальных стадиях жизненного цикла инновационных предприятий, по мнению их руководителей, позволил получить следующие результаты (рис. 3 – 8).

Рис. 3. Необходимость в оказании поддержки на стадии возникновения идеи

Рис. 4. Необходимость в оказании поддержки на семенной стадии

Рис. 5. Необходимость в оказании поддержки на стартовой стадии

Рис. 6. Необходимость в оказании поддержки на стадии раннего развития

Рис. 7. Необходимость в оказании поддержки на стадии начального выпуска

Рис. 8. Необходимость в оказании поддержки на стадии устойчивого роста

Результаты. Таким образом, информационная поддержка необходима инновационным предприятиям на всех стадиях жизненного цикла. Такая поддержка может обеспечиваться посредством публикаций в традиционных средствах массовой информации. Более эффективным (по причине большей доступности и удобства представления), однако, представляется распространение информации в сети Интернет.

В результате появления идеи и формулирования методов ее реализации появляется необходимость в проведении научно-технической и экономической экспертизы инновационного проекта. Экспертиза также может проводиться на этапе поиска источника финансирования организацией, предоставляющей финансирование данному инновационному проекту (Российский научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследований и др.).

Для проведения исследований и изготовления опытных образцов малому предприятию зачастую необходимо специализированное оборудование. Оно в ряде случаев может предоставляться инновационно-технологическими центрами, однако в доступности субъектам инновационного предпринимательства специализированного оборудования наблюдается существенный недостаток – не все инновационно-технологические центры предоставляют такое оборудование, а самостоятельная его покупка в подавляющем большинстве случаев малым предприятиям недоступна из-за его высокой стоимости. Поэтому на данном сегменте услуг наблюдается некий «инфраструктурный вакуум», устранение которого способно существенно повысить общий качественный уровень государственной поддержки малого инновационного предпринимательства.

Уже на «семенной» стадии у малого предприятия появляется необходимость в определении потребностей рынка в продукции, которую возможно произвести с использованием разрабатываемой технологии.

Поиск финансирования малым инновационным предприятием может также осуществляться при поддержке инфраструктурных организаций – в ряде случаев инновационно-технологические центры оказывают предприятиям содействие в поиске источников инвестиций, существуют интернет-ресурсы, которые организовывают конкурсы с привлечением компаний, заинтересованных в инвестировании денег в малое наукоемкое производство.

Зарубежный опыт убеждает, что для успешного развития бизнес-инкубирования прежде всего необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти. Бизнес-инкубатор не является организацией, приносящей немедленную прибыль (кроме социальной). Отдача от вложений приходит от фирм, выращенных в бизнес-инкубаторе, а срок становления фирм обычно равен 3–4 годам [1].

Непосредственное финансирование инновационных проектов осуществляется значительным количеством организаций, однако, очевидно, не является достаточным, объемы финансирования объективно не способны в полной мере удовлетворить потребности сегмента малого предпринимательства в инновационной сфере.

Потребность малых инновационных предприятий в офисных помещениях частично удовлетворяется инновационно-технологическими центрами и инновационными инкубаторами (на наиболее ранних стадиях реализации проекта). В этой сфере отмечается достаточно существенная нехватка предложения услуг инновационно-технологических центров и технологических инкубаторов. Помимо помещений, указанные организации в ряде случаев предоставляют консультационные услуги и другие виды услуг.

Правовой поддержкой на федеральном уровне занимается, главным образом, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Аналогичные услуги оказывает Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации. Кроме того, в числе консультационных услуг, предлагаемых инновационным предприятиям, в силу специфики этой сферы экономической активности, в большинстве случаев содержатся и консультации по вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность.

Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что большинство руководителей функционирующих российских фирм (76% респондентов) считают главной причиной сдерживания развития малого бизнеса высокую стоимость аренды помещений в России [2].

Потребности малых предприятий в производственных помещениях в настоящее время в значительной мере не удовлетворяются. Большинство инновационно-технологических центров подобные услуги не предоставляет. В то же время очевидно, что существует значительный потенциал для экономии на масштабе использования при коллективном доступе большого количества малых предприятий к высокотехнологичному производственному и исследовательскому оборудованию.

Потребность малых инновационных компаний в квалифицированных кадрах в наибольшей степени проявляется на стадии начала производства и подготовки к массовому производству продукции. В то же время инфраструктурная ниша подготовки кадров заполнена в достаточно незначительной степени. Эта проблема касается как научно-технической подготовки работников предприятия, так и повышения их квалификации (в частности, это актуально в вопросах профессиональной подготовки в области управления).

Заключение. Результаты проведенного исследования показали, что на различных стадиях жизненного цикла малого инновационного предприятия оно нуждается и в разных видах поддержки. Таким образом, обоснована целесообразность сегментации сектора малого инновационного предпринимательства России по критерию – стадия жизненного цикла предприятия. Представляется необходимым использовать полученные результаты при разработке и реализации государственных программ по поддержке малого инновационного бизнеса, а также при разработке соответствующих законодательных актов.

Рецензенты:

Чернецов В.И., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление инновациями» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, филиал в г. Пензе, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» Пензенского государственного технологического университета, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Гамидуллаев Р.Б., Гамидуллаева Л.А. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13238 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674