Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОВАВШИХ ОБРАЗОВАНИЮ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Крюкова А.А. 1
1 Филиал ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»
В работе анализируется развитие попечительских советов в образовательных учреждениях на конец XIX- начало XX века в России до революции, рассматривается деятельность некоторых Обществ попечительствовавших образованию их структура, должностные обязанности, принципы выбора членов попечительских советов. Исследованием архивной документации установлено, что кроме попечительских советов при учебных заведениях были «Общества Попечения о Народном Образовании». Общество занималось разработкой вопросов образования, претворением их в жизнь, открытием образовательных учреждений, при этом в его интересы входило как низшее и среднее образование, так и высшее, и дошкольное. В состав общества входили лица обоего пола, достигшие совершеннолетия, имеющие христианское вероисповедование и бывшие российскими подданными, лица могли быть всякого состояния, неограниченные по суду в правах, не имеющие судимостей и «не опороченные» как в служебной, так и в общественной деятельности.
коллегиальный орган
компетенция
школьные попечительства
Сберегательная Касса Общества
общества попечения об учительницах
воспитательницах и их детях
учредители
1. Гадзяцкий П. Краткий исторический очерк возникновения и деятельности Аккерманского Общества пособия, нуждающимся в образовании. – Аккерман: Тип. И.Гринштейна, 1887. – С.16.
2. Гадзяцкий П. Краткий исторический очерк возникновения и деятельности Аккерманского Общества пособия нуждающимся в образовании. – Аккерман: Тип. И.Гринштейна, 1887. – С.11.
3. Говоров С.Н. О попечительстве в начальной школе единоличном и коллегиальном. - М.: Тип. А.В. Васильева и К, 1902. - С.2.
4. О вновь учреждённом Мариинском Попечительстве для призрения слепых. – СПб.: Тип. В.Киршбаума, 1881. – 16 с.
5. Отчёт Всероссийского Общества Попечения о неимущих и больных педагогах за 1913 год. – СПб: Тип. Л.Я. Ганзбурга, 1914. – 44 с.
6. Очерк десятилетней деятельности Общество попечения о Начальном Образовании в г. Барнауле. – Барнаул: Тип. Н.А. Румянцева, 1894. – С.7.)(всего 39 )
7. Проект положения о пенсионной кассе Общества попечительства о воспитательницах и учительницах в России. – СПб.: Тип. Ю.Штауфа, 1878. – 15 с.
8. Устав Всероссийского Филаретовского Общества Народного Образования. - СПб.: Электропечатня К.А. Четверикова, 1914. – 133 с.)
9. Устав Всероссийского Филаретовского Общества Народного Образования. - СПб.: Электропечатня К.А. Четверикова, 1914. - С. 6.
10. Устав Всероссийского Филаретовского Общества Народного Образования. -СПб.: Электропечатня К.А. Четверикова, 1914. - С. 5.
11. Устав Общества попечения о детях учителей и учительниц начальных школ г. Казани и Казанской губернии. – Казань: Тип. Императорского Университета, 1910. – С. 1.
12. Устав Общества Попечения о детях народных учителей и учительниц в г. Москве. – М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1916. – 15 с.
13. Устав состоящего под Августейшим Её Императорского Величества Государыни Императрицы покровительством Общества попечительства о воспитательницах и учительницах в России. –СПб: Тип. Ю. Штауфа, 1893. – 20 с.
В соответствии с Законом «Об образовании», подписанным президентом В.В. Путиным 30.12.2012, управление образованием должно носить демократичный характер, т.е. педагогические работники, обучающиеся, родители (законный представитель) несовершеннолетних обучающихся имеют право на участие в управлении образовательными организациями.

В статье 26 того же Закона определено, что «Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности» (Статья 26, п.2). К коллегиальным органам (в той же статье, но в пункте 4) относятся, в том числе и попечительские советы. Попечительский  совет должен быть предусмотрен уставом образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации также должны устанавливаться уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации [14].

На наш взгляд, для полноценного развития и действия попечительских советов современной России общество должно сделать выбор: использовать зарубежный опыт или обратиться к накопленному богатому опыту деятельности попечительских советов в дореволюционной России.

В процессе нашей исследовательской деятельности мы пришли к убеждению, что наиболее активное развитие попечительских советов в образовательных учреждениях  пришлось на конец XIX- начало XX  века. Толчком для повсеместного развития коллегиальных попечительств при начальных училищах послужил доклад  А.О. Селиванова о деятельности этих попечительств в Кубанской области, где они существовали с 1880 года. Доклад этот был сделан А.О. Селивановым на IX-й секции 2-го съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895-96 гг. «В результате работы этой секции было постановлено:

  1. Желательно устройство школьных попечительств при всех начальных школах.
  2. Задачи попечительства - забота о материальном положении школы и учительского персонала.
  3. В состав попечительств должны входить: священник, учащиеся и несколько выборных местным сельским обществам.»
  4. Желательно издание в законодательном порядке положения о попечительствах [3].

Основными причинами для создания коллегиальных попечительств при учебных заведениях явились не только недостаток сил и средств, выделяемых на содержание школ, но и необходимость создания более крепкой связи между местным населением и школой, а главное между школой и родителями, а также бывшими её учениками. Таким образом, за счёт привлечения к школьной жизни местного населения школа должна была стать более «жизненной», а население более заинтересованным в школьной жизни и школьных нуждах, что шло бы на пользу всем.

По мере развития школы росли и обязанности попечительств. В задачи входили теперь не только заботы о школьных зданиях, библиотеках и поставке необходимых пособий и принадлежностей, но и забота об аккуратном посещении школы учениками, об улучшении их питания, об их одежде, в некоторых случаях о месте их проживания, об организации для них экскурсий, развлечений, базаров и т.д. Также появились заботы и об обучающем персонале: об их проживании и дополнительном образовании, об их здоровье и содействия в разного рода затруднительных ситуациях.

В процессе наших исследовательских поисков мы обнаружили, что в дореволюционной России существовал ряд различных обществ попечительствовавших образованию. Общества имели как локальное, так и общероссийское значение, но все они внесли свой вклад в развитие народного образования в России.

Нашим исследованием архивной документации установлено, что кроме попечительских советов при учебных заведениях очень распространены были «Общества Попечения о Народном  Образовании». Далее мы рассмотрим деятельность некоторых из них.

Всероссийское Филаретовское Общество Народного Образования ставило своей целью постановку образования во всей России на исконных началах «преданности Церкви Православной, Самодержавию Царскому и народности Русской» [8].

Также общество занималось разработкой вопросов образования, претворением их в жизнь, открытием образовательных учреждений, при этом в его интересы входило как низшее и среднее образование, так и высшее, и дошкольное.  В состав общества входили лица обоего пола, достигшие совершеннолетия, имеющие христианское вероисповедование и бывшие российскими подданными, лица могли быть всякого состояния, неограниченные по суду в правах, не имеющие судимостей и «не опороченные» как в служебной, так и в общественной деятельности. В состав общества не могли входить лица, учащиеся в учебных заведениях, нижние воинские чины, лица, имеющие судимость. Все члены общества делились на учредителей, почётных, пожизненных, действительных и соревнователей.

Члены Учредители выбирались на Общем Собрании из пожизненных действительных членов, всего избиралось 20 учредителей и 10 их замов. Они вносили учредительский взнос в размере 10 рублей, от ежегодных членских взносов они не освобождались.

Почётными членами могли быть лица, которые оказали России особые заслуги или на специальном педагогическом поприще, или вообще в деле народного просвещения. Они освобождались от членских взносов и пользовались правами действительных членов.

Действительными членами Общества могли стать члены Общества, которые подали в Правление местного Отдела Общества письменное заявление установленной формы, к которому прилагались письменные рекомендации двух членов Общества. Действительные члены выбирались на Общем Собрании местного Общества Образования, при законном его составе, закрытою баллотировкой и простым большинством наличного числа  голосов. Годовой членский взнос составлял 3 рубля. Между тем действительные члены Общества пользовались рядом следующих прав:

  • правом участия во всех делах Общества, которые предусмотрены его уставом;
  • входом во все учреждения и помещения Общества;
  • бесплатным посещением научных лекций и докладов, которые устраиваются Обществом;
  • бесплатным пользованием библиотекой Общества;
  • правом представительства и исполнения поручений от имени Общества повсеместного в России;
  • получением на льготных условиях изданий Общества как собственных, так и выписываемых.

Пожизненными членами считались действительные члены, единовременно внёсшие в кассу Общества не менее 100 рублей. От ежегодных членских взносов они освобождались.

Соревнователи избирались на общих условиях, должны были вносить в кассу Общества 1 руб. и пользовались всеми правами, кроме права участия в выборах и голосованиях на Общих Собраниях.

Во время своей деятельности Общество могло арендовать, получать в дар, приобретать, отчуждать, закладывать и перезакладывать движимую и недвижимую собственность в соответствии с законодательством, также Общество могло образовывать фонды, капиталы, вступать в разного рода обязательства и заключать разного рода договоры, касающиеся деятельности Общества. Также Общество имело право:

  • учреждать учебные заведения, открывать вечерние и воскресные классы  и курсы, народные чтения, библиотеки, издавать печатную продукцию в виде книг, учебных пособий, картин  и для их распространения устанавливать киоски, снабжать ими школы, больницы и тюрьмы;
  • обсуждать педагогические вопросы и меры по образованию;
  • выдавать из своих средств денежные суммы, всякого рода пособия образовательным учреждениям, а также назначать и выдавать премии за различного рода труды по народному образованию;
  • собирать и издавать статистические сведения о разных учебных заведениях, о местностях, которые нуждались в открытии учебных заведений, о нуждах населения в области просвещения, о народных чтениях и т.д.;
  • указывать учреждениям  на «противо-государственные» и «противо-нравстенные» направления в печатных изданиях [9].

Филаретовское Общество Народного Образования имело во всех городских и сельских местностях Империи свои отделы - Местные Отделы Общества, которые открывались по велению общества или самостоятельно, согласно инструкции, утверждённой Главным Правлением. Местные Отделы Общества находились в полной зависимости от Главного Правления. Кроме того они ежегодно отчисляли в кассу Главного Правления Общества 25% с членских взносов и 5% с прочих поступлений.  Также средства  общества составляли:

  • Членские взносы.
  • Единовременные взносы членов учредителей и пожизненных членов.
  • Общие пожертвования.
  • Пожертвования специального назначения.
  • Доходы от эксплуатации движимого и недвижимого имущества Общества.
  • Проценты на капиталы.
  • Доходы от экскурсий, спектаклей,  лекций, от выставок и т.п. мероприятий, организованных Обществом.
  • Субсидии, пособия и прочие поступления.

Средства Общества образовывали капиталы, которые делились на оборотные, специальные и запасные.

В Общество могли входить разные частные научные организации, педагогические, образовательные и просветительные, но с разрешения, каждый раз, Министра Внутренних Дел.

Управляли обществом  следующие органы:

А) Общее Собрание Общества. Б) Главное Правление Общества. В) Главная Ревизионная Комиссия Общества. Г) Общее Собрание местного Отдела Общества. Д) Правление Отделов. Е) Ревизионная Комиссия Отделов Общества.

Кроме того в состав общества входили следующие комиссии:

Комиссия по изысканию средств; Комиссия организационная; Комиссия школьных изданий; Комиссия по наблюдению за кинематографами; Комиссия по оценке хрестоматий, составленных по конкурсу, объявленному Обществом; Комиссия осведомительная для печати; Комиссия по выработке программы школьного журнала; Комиссия по борьбе с алкоголизмом и с другими вредными в школьном возрасте привычками; Комиссия по составлению нормальной школьной книги вне конкурса, объявленного Обществом [8].

Исходя из найденных нами данных, одним из первых Обществ попечения о Народном Образовании было общество, основанное в г. Барнаул 7 октября 1884года. До открытия Общества в городе существовало лишь одно училище и начальная школа при нём, женская городская школа в то время не имела ещё особого значения. [6].

Изучив деятельность Общества попечения о Начальном Образовании в г. Барнауле, мы пришли к выводу, что общество не только ставило своей целью, но и принимало активное участие в образовательной и культурной жизни населения. Оказывало материальную помощь тем из своих питомцев, которые наиболее в ней нуждались, обеспечивая их одеждой, едой, учебными пособиями. Таким образом даже дети из малообеспеченных семей могли получать образование.  Обществом была организована школьная бесплатная библиотека, в запасы которой входило более 1000 томов. Услугами библиотеки пользовалось всё население города.

В члены Общества входили не только жители г. Барнаула, но и жители Западной и Восточной Сибири, а также русские люди, живущие в пределах Восточного Китая [6].

В городе Аккерман подобное Общество было основано местным греческим вице-консулом Михаилом  Константиновичем Фемелиди. Сначала, неравнодушный к жизни молодёжи, он старался сам помогать учебным учреждениям, но поняв, что его помощи недостаточно для решения проблем, стоящих перед образованием, он начал агитировать в пользу учреждения в его родном городе Общества пособия нуждающимся в образовании. Своё желание,  готовность помогать ему в живом и насущном деле умственного развития русского народа изъявил тогдашний Инспектор Аккерманской Прогимназии Иван Фёдорович Прокеш. Устав Общества был утверждён в Министерстве Внутренних Дел 18 сентября  1880 года. Целью Общества они ставили «помогать недостаточным воспитанникам и воспитанницам учебных заведений, находящихся в г. Аккерман и в Аккерманском уезде, а также оказывать пособие и учащимся в высших учебных заведениях или отсылать желающих в такие русские общеобразовательные заведения Империи, которых в уезде не существует, и такую помощь оказывать нуждающимся ученикам города и уезда без различия пола, сословия, национальности и вероисповедования» [2].

Фемиледи прилагал все усилия для того, чтобы поставить Общество на более или менее прочное основание. Он лично разъезжал по домам граждан, стараясь убедить их оказывать содействие в развитии Общества. Немало хлопот он предпринимал для привлечения общественного внимания, устраивая спектакли в пользу общества. Общество просуществовало не долго, количество его членов упало до 33 человек со 110, как оказалось в городе Аккерман и его уезде не нашлось ни одно человека, исключая самого М.К. Фемелиди, который бы пожелал сделаться постоянным членом Общества, т.е. решился внести в кассу Общества единовременно сто рублей, что наглядно видно в отчётах Общества. По мнению П. Гадзятского, написавшего очерк о данном Обществе, такая ситуация сложилась вовсе не из-за скупости, не из-за неспособности сочувствовать, а «скорее наша косность, наша душевная лень, наконец то, что мы всецело поглощены собственными частными делами и житейскими мелочами», вот те вещи, которые удерживали общество от участия «в хорошем деле» [1].

Всего за шесть лет существования Общества, его силами помощь была оказана более, чем 443 учащимся в образовательных учреждениях.

Наше исследование позволило выявить, что помимо Обществ попечения о народном образовании, существовали общества попечения о учительницах, воспитательницах и их детях. Из устава Общества Попечения о воспитательницах и учительницах, состоящего под Августейшим Её Императорского Величества Государыни Императрицы, мы видим, что общества ставили заботу об улучшении положения лиц женского пола, занимающихся воспитанием и образованием детей. В состав Общества входили действительные, почётные члены и члены соревнователи.

Наряду с представленными нами обществами, мы изучили более сорока уставов различных обществ и попечительских советов в образовательных учреждениях и установили, что они все имели похожие функции, в их состав чаще всего входили действительные члены, почётные  и члены соревнователи, при этом получение данного статуса во всех обществах аналогичен, у них был похожий аппарат управления, похожие уставы, похожие способы добывания средств на развитие  деятельности Общества, члены обществ имели как экономическую, так и социальную выгоду. Рассмотрение динамики развития попечительских советов в дореволюционной России позволило нам сделать заключение о том, что во многом успешная деятельность попечительских советов обусловлена тем, что они использовали положительный опыт деятельности и традиции  различных обществ, попечительствовавших народному образованию.

Рецензенты:

Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики, начальник Управления по организации и сопровождению научно - исследовательской деятельности ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказской государственной гуманитарно - технологической  академии» г.Черкесск.

Ромаева Н.Б., д.п.н., профессор кафедры педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Крюкова А.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОВАВШИХ ОБРАЗОВАНИЮ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13289 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674